Проекты для людей с синдромом дауна

https://www.w3.org/1999/xlinkhttps://www.w3.org/1999/xlink

Статус проекта: Проекты, не получившие поддержку

Создание условий для включения детей и подростков с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями в образовательное пространство в раннем, дошко…

  • Конкурс

    Второй конкурс 2018

  • Грантовое направление

    Развитие институтов гражданского общества — долгосрочный проект

  • Номер заявки

    18-2-000562

  • Дата подачи
    10.09.2018
  • Запрашиваемая сумма
    16 386 621,38 ₽
  • Cофинансирование
    3 456 897,50 ₽
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 
    19 843 518,88 ₽

  • Сроки реализации

    01.11.2018 — 31.10.2021

  • Организация

    Некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

  • ИНН

    7705159882

  • ОГРН

    1027739619500

  • Краткое описание
  • Цели
  • Задачи
  • Обоснование социальной значимости
  • Целевые группы
  • География проекта

Краткое описание

БФ «Даунсайд Ап» совместно с Министерством Образования РФ начинает системную работу по развитию модели социализации (социальной адаптации) детей и подростков с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями. Данная деятельность является партнерским проектом, и осуществляется совместными усилиями Министерства образования РФ (Министерства просвещения РФ) и Благотворительного фонда «Даунсайд Ап». Партнеры по проекту считают, что для разработки и внедрения в регионах РФ модели социализации (социальной адаптации) детей и подростков с ментальными особенностями в образовательном пространстве необходимо, чтобы:
• специалисты и педагогические работники обладали ключевыми компетенциями для работы с детьми и подростками с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями,
• родители ответственно относились к развитию своих детей,
• организации, которые посещают такие дети и подростки, находились на современном уровне институционального развития и применяли практики инклюзивного образования.
В ходе проекта особое внимание будет уделяться выявлению и обобщению лучших практик деятельности государственных и негосударственных организаций, масштабированию успешных социальных технологий в области инклюзии, обучения детей с ОВЗ и просвещения их семей. Эти и некоторые другие факторы и создадут благоприятные условия для социальной адаптации благополучателей проекта.
В рамках рассматриваемого проекта во всех фокусных регионах Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» будет продолжать поддерживать региональную экспертизу и деятельность по развитию людей с ментальными особенностями на базе местных организаций. Для этого в каждом «новом» регионе (Краснодарский край, Курская область и Приморский край) будут определены региональные партнеры (региональные координаторы), которые будут выбраны с учетом опыта работы организации, а также ее желания и возможностей стать региональным ресурсным центром по социализации людей с ментальными особенностями в образовательном пространстве.
В ходе предлагаемого проекта для специалистов партнерских организаций и пилотных площадок будут проводиться онлайн супервизии и рабочие обсуждения по вопросам развития и социальной адаптации детей и подростков с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями. В обучении на всем протяжении проекта смогут принять участие не только специалисты с пилотных площадок, но и сотрудники других организаций, которые посещают благополучатели с ментальными особенностями. На консультативном форуме «Даунсайд Ап» в разделе «Для специалистов» будет открыта специальная тема, где коллеги из регионов смогут задавать вопросы и получать оперативные ответы от специалистов «Даунсайд Ап». Данная форма работы удачно дополнит другие формы сотрудничества с регионом и поможет осуществлять позволит осуществить постоянную, пролонгированную профессиональную поддержку региональных специалистов.

Цель

  1. В фокусных регионах проекта созданы благоприятные условия, которые позволяют начать внедрение рекомендаций по социализации детей и подростков с СД и другими ментальными особенностями в образовательном пространстве в раннем, дошкольном и школьном возрасте с учетом местных особенностей и условий.

Задачи

  1. Развитие профессиональных компетенций специалистов, работающих с детьми и подростками с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями в государственных и негосударственных образовательных организациях.
  2. Формирование и поддержка ответственного родительства, способствующего успешному развитию детей с ментальными особенностями.
  3. Развитие институциональных компетенций организаций, которые посещают дети и подростки с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, для обеспечения устойчивой работы.
  4. Выявление и распространение успешных практик деятельности государственных и негосударственных образовательных организаций в сфере социализации детей с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями и включения их в образовательное пространство в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

География проекта

Этап 1: Краснодарский край, Курская область и Приморский край («новые» регионы),
Этап 2: Дополнительно не менее 6-ти регионов из действующей партнерской региональной сети Даунсайд Ап («старые» регионы), Москва (см. Приложение 1)
Этап 3: Распространение опыта в субъектах РФ

Целевые группы

  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» Аистенок»

ПРОЕКТ

«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!».

г. Нижневартовск 2012 год

Читайте также:  Синдром диабетической стопы операции москва

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта программы……………………………………

  1. Обоснование и социальная значимость…………………………
  2. Цели и задачи………………………………………………………
  3. Концептуальный подход…………………………………………
  4. Принципы реализации подпрограммы………………………….
  5. Механизм реализации подпрограммы…………………………..
  6. Разделы реализации подпрограммы……………………………..
  7. Список используемой литературы……………………………….
  8. Приложения………………………………………………………..

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название программы

Программа социальной реабилитации детей с синдромом Дауна «У нас все получится»

Юридический адрес учреждения

Ул. Интернациональная, 24А  г.Нижневартовск ХМАО

Форма проведения

Стационар

Целевая группа

Дети с синдромом Дауна  в возрасте от 5-ти до 9-ти лет

Место проведения

КУ «Детский дом  «Аистенок»

Нормативно-правовая база

  • Конституция Российской Федерации.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Семейный Кодекс Российской Федерации.
  • Закон о защите прав детей-инвалидов
  • Федеральный Закон Российской Федерации

           24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной  

           защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ,

от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ,

      от 27.05.2000 № 78-ФЗ

  • Законы Российской Федерации:
  • Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации от 10.12.95г.№195-ФЗ
  • О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.96г. №159=ФЗ;
  • Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации от 24.07.98г.№124-ФЗ;
  • «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Письмо Министерство Образования науки РФ 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «Создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами».

Структура программы «У нас все получится»

Цель проекта

 работа с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

Задачи

1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.

2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.

6.Стимулировать речевую активность.

7.Развивать личностные качества ребенка.

8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.

9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации   жесты, жесты — слова, слова-слова).

10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей.

Принципы разработки и реализации программы

  • Принцип индивидуальности
  • Принцип коллективной творческой деятельности
  • Принцип комплексности
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип добровольности и равноправия

Разделы программы

Социализация; ФЭМП ; Развитие речи; Сенсорное воспитание; Развитие мелкой моторики через ИЗО деятельность

Разработчик

Мартынова Л.П., Гольцова Е.Н., Гилязева Ю, Васильева Е.А., Мельник И.Г.

Источники финансирования

Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения

Ожидаемые результаты

Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те  особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:

  1. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей. 
  2. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
  3. Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни — от однословных фраз к предложениям, а другие — от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
  4. Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
  5. Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Читайте также:  Абстинентный синдром боли в сердце

Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

Программы развития  детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от  0 до 4 лет, при условии,  что  ребенок растет  в семье. Но дети  с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают  своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от  сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях  домашнего воспитания и обучения.

Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои, специфические особенности и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах коррекции, социальной реабилитации, воспитания и обучения. С целью координации действий педагогов  по оказанию эффективной помощи в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна  была разработана подпрограмма «У нас все получится»».

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дана в возрасте от 5-ти до 9-ти лет

ЦЕЛЬ коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

ЗАДАЧИ:

1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.

2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.

6.Стимулировать речевую активность.

7.Развивать личностные качества ребенка.

8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.

9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации   жесты, жесты — слова, слова-слова).

10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся  возможностей и состояния здоровья.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, и ребенка с ограниченными возможностями особенно, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. Долгие годы программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи -неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям.

Подобный государственный подход к решению проблем «особенных» детей при несоблюдении прав ребенка, неэффективной защите прав ребенка-инвалида, неработающих законах  о специальном образовании, привел к кризисной ситуации как на всех ступенях образования детей с особенными потребностями, так и на уровне подготовки специалистов для работы с этой особой категорий граждан России

В программе «У нас все получится»  не только рассматривается концепция объединения специалистов разных профилей, но и на деле реализуется командный принцип консолидации через совместную диагностику, обсуждение,  выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются  обсуждение специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития   каждого ребенка с синдромом Дауна индивидуально, вносятся коррективы в план работы и  решения трудностей.   

Раз в три месяца проходит общее групповое обсуждение, в котором проводиться мониторинг нервно-психического развития детей, где хорошо отслеживается их динамика, а так же  педагоги делятся мнениями и, при необходимости, совместно с логопедом  и психологом корректируют работу группы и развитие детей.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Принцип индивидуальности
  • Принцип коллективной творческой деятельности
  • Принцип комплексности
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип добровольности и равноправия

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна, к педагогическому коллективу, работающему с детьми специализированной группе, предъявляются особенные требования:

  • Речь педагога должна быть не громкой, внятной, доступной пониманию детей, поведение лишено суетливости. В противном случае это является раздражающим фактором для детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
  • Педагог должен уметь организовать разнообразную, интересную детям деятельность – игру, занятия, продуктивные виды деятельности, труд, познавательную и т.п.
  • Педагог должен не только заинтересовать детей совместной деятельностью, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей;
  • Педагог должен помнить о том, что дети с синдромом Дауна не в состоянии позаботиться о собственной безопасности (как в стенах дома, так и за его пределами) и потому особенно внимательно относиться к созданию условий для безопасной жизнедеятельности детей.
  • Для детей с синдромом Дауна очень важно соблюдать последовательность и системность во всех видах жизнедеятельности. Поэтому крайне важно начинать день, проживать и заканчивать его следует, руководствуясь режимом дня, определенным ритуалом подъема после сна, выполнения санитарно-гигиенических процедур и т.д. Любое несоответствие привычному ритму жизни может оказаться психотравмирующим фактором. Любое изменение в распорядке жизни детей следует предварять специальной подготовкой, настраиванием на новые положительные эмоции.
  • Участие детей во всех доступных им мероприятиях «Аистенка», праздниках, выезд детей в общественные места позволяют детям наиболее эффективно интегрироваться в социум и в жизнь. Но для того, чтобы дети не испытали остракизма со стороны окружающих, педагог должен быть в состоянии контролировать поведение детей, предвидеть какие события могут стать возбуждающим, не допускать возникновения аффекта и т.п. негативных поведенческих реакций.
Читайте также:  Комплексный региональный болевой синдром это

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 «У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Основные задачи.

Диагностические

  1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
  2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
  3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

  1. Социализация.
  2. Формирование самостоятельности.
  3. Становление нравственной ориентировки.
  4. Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с синдромом Дауна.
  3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

         Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, а так же способствует социальной активности ребенка, поэтому реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те  особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.

Предполагается, что каждый ребенок сможет:

— самостоятельно и правильно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры; одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом; оказывать посильную помощь при наведении порядка в комнатах и на прогулочной площадке;

— вступать в игровое взаимодействие со сверстниками в различных играх, в том числе сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Магазин игрушек» и т.п.;

— расширятся знания и представления детей об окружающей действительности;

— ребенок начнет осознавать себя частью человеческого сообщества;

— начнут формироваться навыки учебной деятельности, произвольность когнитивных процессов.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

  1. Социализация:
  • развитие игровой деятельности;
  • участие в общественной жизни КОУ «Детский дом «Аистенок»;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
  • формирование первичных представлений о ближайшем социуме и месте в нем ребенка, как «Я самости».
  1. Развитие речи:
  • развивать понимание обращенной речи;
  • учить показывать предметы с определенным признаком, картинки,       действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
  • учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с     речевым   сопровождением;
  • стимулировать развитие активной речи:
  • учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова,   отдельные слова;
  • произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных      ситуациях;
  • учить отвечать на простые вопросы.
  1. Формирование элементарных математических представлений:
  • формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных процессов.
  • развивать восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  • увеличение объема памяти.
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установка причинно-следственных связей и т.д.).
  • обучение простейшим формам замещения, символизации, и моделирования.
  1. Сенсорное воспитание:
  • формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере    предметов;                                      
  • развивать пространственные представления;
  • стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и  

речевых звуках;

  • учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.

Источник