Проблемы реабилитации детей с синдромом дауна

Проблемы реабилитации детей с синдромом дауна thumbnail

Библиографическое описание:

Карпушенко, О. И. Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения / О. И. Карпушенко, Е. А. Олькова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12348/ (дата обращения: 11.06.2020).



Согласно федеральному закону об образовании каждый ребенок имеет право на образование. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации. Среди детей с особенностями развития много детей с синдромом Дауна.

Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной 47-ой хромосомы.

Каждый 700-й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в этом нет и быть не может. Это случайность, каприз природы. В России ежегодно рождается около 2500 детей с синдромом Дауна. Детей с синдромом Дауна «вылечить» нельзя, потому что это не болезнь. Но им можно помочь.

Подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть, заниматься спортом. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы и у них есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.

Несомненно, и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви. Если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад, в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.

Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

В последние десятилетия наибольшее внимание уделялось разработке программ раннего развития для детей с синдромом Дауна.

Этот акцент сейчас смещается в сторону потребностей взрослых людей: в подходящей работе, жилье, получении возможностей для полноценного досуга, восстановления сил и нормальной деятельности в обществе.

Подготовку молодого человека к «взрослой жизни» во всех ее проявлениях следует начинать довольно рано — в средней школе, то есть приблизительно с 14 лет.

Именно на этом этапе возникла потребность объединить социально-педиатрические силы с педагогической и психологической работой, что привело к созданию адаптированной программы «Круг», в основе которой лежит идея малых групп и принцип социального развития, способствующий вхождению ребенка в общество и усвоению им социального опыта в виде знаний и определенных правил поведения.

Критериями для перевода ребенка от индивидуальной терапии к терапии малых групп являются его социальная готовность к работе в коллективе и его самостоятельность. Так же, как и при индивидуальной терапии, в группах сохраняется тесный контакт с педагогом-«терапевтом», в то время как новым требованием данной ступени является отдаление ребенка от родителей. Иными словами, малые терапевтические группы призваны ослабить слишком тесную привязанность к матери (или другому близкому человеку). На этом этапе дети учатся устанавливать положительные контакты с другими детьми, обращать внимание на потребности других и предоставлять им помощь.

Основываясь на вышеуказанных данных, была определена цель программы.

Цель программы: формирование навыков самообслуживания и взаимодействия у детей с синдромом Дауна.

Задачи:

1) Развитие первичного навыка рефлексии, самопознание;

2) Развитие навыков крупной и мелкой моторики;

3) Развитие социально-эмоциональной сферы и эмоционального диапазона;

4) Развитие навыков уверенного взаимодействия и поведения, работа с негативными эмоциональными состояниями (с помощью телесно-ориентированной и арт-терапии).

Читайте также:  Ведущие синдромы при инфекционных заболеваниях

Отличительная особенность программы заключается в том, что она построена по принципу «Круг», который может использоваться в групповых занятиях для детей с различными видами нарушениями.

Форма занятий: групповая.

Продолжительность и режим занятий: 3 часа. Каждое занятие состоит из трех блоков по 45 минут, после каждого блока делается 10–15 минутный перерыв. Последние 5 минут закладываются на то, чтобы собрать внимание детей и перейти к следующему блоку.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; социальной ситуации развития ребенка.

Построение работы в виде игровой формы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.

Исследование проходило на базе Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Солнечные дети». В исследовании приняли участие 7 человек — дети с синдромом Дауна в возрасте 14–17 лет.

Для данной группы проводилась адаптированная программа в течение 3 недель. Работа специалистов с ребенком включала 2 этапа: медицинскую и психологическую диагностику и развитие ребенка через программу Круг.

Реализация принципа комплексности предусматривала взаимосвязь в работе педиатра, медицинской сестры, педагога-психолога, специалистов Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Солнечные дети».

Основными критериями эффективности инклюзивного процесса, реализуемого через программу являются:

– активизация зрительного и слухового внимания;

– стимуляция сенсорного развития;

– стимуляция тактильного взаимодействия ребенка с другими детьми;

– развитие навыков крупной и мелкой моторики.

В программе выделены следующие блоки: развивающий, арт-терапевтический и нейрокоррекционный.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, познавательной сферы, поведения и личности в целом, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

В арт-терапевтическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Нейрокоррекционный блок направлен на осознание ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия и формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

В результате освоения ребенком содержания программы учитывали индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.

Данная программа подтвердила целевые ориентиры:

– ребенок заинтересовался окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

– ребенок овладел простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

– ребенок стал стремиться к общению со взрослыми, появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями;

– ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;

– у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики.

Преимущество адаптированной программы «Круг» заключается в том, что она ориентирована на общее развитие ребенка, что становится возможным благодаря диагностическому контролю развития, позволяющему проследить взаимосвязи между отдельными блоками не только перед началом коррекционной работы, но и по ходу всех терапевтических мероприятий, в которых участвуют многочисленные специалисты: педиатры, педагоги, психологи и др.

Таким образом, детское социальное развитие, то есть, «развитие самостоятельности и способности установления положительных контактов с другими детьми и взрослыми», является воспитательной целью в программе.

Разработанная адаптированная программа «Круг» для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) может быть рекомендована для использования не только педагогам, но и врачам, психологам и всем тем, кто связан с областями реабилитации развития и педагогической интеграции, представляющими собой по сути единый процесс. Этот процесс немыслим без междисциплинарного сотрудничества специалистов и широкого вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания.

Врач и педагог должны, наконец, сделать шаг навстречу друг другу — на благо ребенка.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника и серотонин

Первые шаги сделаны, будущее — за нами!

Литература:

  1. О совершенствовании оказания медицинской помощи детям, родившимся с хромосомной патологией (синдром Дауна) на территории Свердловской области: приказ МЗ СО от 14.10.2016 № 1817-п. — Екатеринбург: Правительство СО, 2016.
  2. Зарубина Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / Ю. Г. Зарубина, М. Г. Попова, Т. А. Бондарь. — М.: Теревинф, 2013. — 30 с.
  3. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П. Л. Жиянова. — М. — 2013. — 219 с.
  4. Рождение ребенка с синдромом Дауна: в помощь медицинскому персоналу родовспомогательных и детских лечебных учреждений / сост. е. В. Поле — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. — 29 с.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 232 с.
  6. Синдром Дауна. XXI век: междисциплинарный научно-практический журн. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008–2017.
  7. Downsideup.org — официальный сайт некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» [Электронный ресурс]. — М. — 2014. — Режим доступа: https://downsideup.org/ru для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация.
  8. Minzdrav.midural.ru — официальный сайт Министерства здравоохранения Свердловской области [Электронный ресурс]. — Екб. — 2017. — Режим доступа: www.minzdrav.midural.ru
  9. Rosminzdrav.ru — официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — М. — 2017. — Режим доступа: www.rosminzdrav.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, адаптированная программа, развитие навыков, программа, мелкая моторика, ограниченная возможность здоровья, Свердловская региональная общественная организация, индивидуальная терапия, социализация ребенка.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей с ограниченными

2. Организация образовательного процесса по развитию творческих способностей детей с ОВЗ, способствующих их социализации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие, творческая способность детей

«Добротой согреем сердца» (программа…)

Актуальность программы. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания.

Примерная коррекционно-развивающая программа для…

Цель программыразвитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Особенности социализации обучающихся с ограниченными

возможность, занятие, общество, процесс, обучающийся, профессия, ребенок, система, социализация, умение, интерес, знание, ограниченная возможность здоровья, Назарово, трудовая деятельность, социальный опыт…

Особенности психолого-педагогической работы с детьми

ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности… ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок

Развитие творческих способностей детей с ограниченными

Восемь лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с детьми с ОВЗ и детьми— инвалидами учитывает особенности их развития.

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной…

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей

Театрализованная игра как эффективное средство социальной

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через… Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем…

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными

В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Источник

Синдром Дауна – одна из самых наиболее встречающихся хромосомных аномалий. У детей с этой патологией преобладают нарушения интеллекта, аномалии развития костной и другой ткани. Но последние исследования опровергают сделанные ранее выводы, что дети с синдромом Дауна имеют глубокое отставание в интеллектуальном развитии. Лишь в единичных случаях отмечается сильная его задержка, в большинстве случаев умственную деятельность можно назвать пограничной.

Читайте также:  Беременность и метаболический синдром савельева

Особенности развития детей с Cиндромом Дауна

У детей с синдромом Дауна двигательные и речевые функции развиваются медленно. Они начинают держать голову в среднем в 4-5 месяцев, умеют сидеть с 8-9 месяцев, а ходят только после достижения двухлетнего возраста. Первые слова они произносят после 2 лет, первые фразы – после 4 лет.

Особенности интеллектуального развития:

  • тугоподвижное мышление;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • сохранность эмоциональности и личностных качеств;
  • способность к подражанию, что частично компенсирует проблемы с мышлением.

При правильном подходе к реабилитации дети вполне успешно развиваются, формируют речь и коммуникативные навыки, адаптируются в обществе.

Реабилитация пациентов

Специалисты клиники «Доктрина» занимаются развитием детей с синдромом Дауна. Мы достигаем отличных результатов, которые часто удивляют родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо реагируют на проводимые реабилитационные и педагогические мероприятия. Они развивают речь, интеллект, социальные навыки.

Вот пример из нашей практики: «Врачей учили и учат до сих пор, что генетический синдром это приговор. Мой первый же год работы после ординатуры показал, как сильно я был введён в заблуждение. Результаты моего первого пациента с Синдромом Дауна меня просто обескуражили — качество жизни семьи за 5 мес выросло… нет даже слов правильных… скакнуло вверх через много ступеней»,- главный врач МЦ «Доктрина» Ефимов И.О.

Для реабилитации таких детей используется:

  • рефлексотерапия;
  • логопедические занятия;
  • лечебная гимнастика;
  • массаж;
  • физиотерапевтические методы;
  • занятия в сенсорной комнате;

Проводятся педагогические мероприятия, которые направлены на коррекцию речи, воспитание психомоторных навыков и социальную адаптацию. В процессе обучения акцент ставится на их сильные стороны: механическая память, способность к подражанию, чувственному восприятию окружающей среды, сохранность эмоций.

Развитие речи

Дети с синдромом Дауна поздно начинают говорить. Речь у них часто неразборчивая. Речевым нарушениям способствуют сразу несколько факторов:

  • сниженный интеллект;
  • тугоухость, которая является частой проблемой таких детей, но не всегда вовремя выявляется;
  • особенности анатомического строения речевого аппарата.

При синдроме Дауна у ребенка высокое и узкое горло, поздно и зачастую неправильно растут зубы, маленькая верхняя челюсть и большой язык. Объем ротовой полости меньше, чем у большинства детей. Между верхними и нижними зубами остаётся большая щель (открытый прикус).

Специальные занятия позволяют развивать моторику артикуляционного аппарата, повышают тонус мышц и способствуют формированию правильной внятной речи. Используемые миофасциальные упражнения помогают увеличить размер верхней челюсти. Детям с самого раннего возраста показан логопедический массаж лицевых и языковых мышц.

Развитие интеллекта

Некоторые компоненты интеллекта у детей с синдромом Дауна сильно «проседают». Тем не менее, он могут быть компенсированы за счет других качеств, которые существенно не страдают. Это в первую очередь механическая память, способность к подражанию. Для детей важен эмоциональный и игровой контакт.

В клинике «Доктрина» при обращении ребенка с синдромом Дауна врачи определяют уровень его интеллекта при помощи специальных тестов. Затем проводится его развитие с использованием:

  • специальных условий обучения и механизмов адаптации;
  • особых образовательных программ, приспособлений и методов;
  • невербальных контактов: мимики, жестов, тактильных контактов.

В нашем детском реабилитационном центре мы одновременно стимулируем у детей физическое, речевое, интеллектуальное, психологическое развитие. Мы стараемся приблизить навыки и способности максимально к уровню нормотипичных детей. Если реабилитация и социализация начата в раннем возрасте, то такой ребенок вполне сможет посещать обычный детский сад или инклюзивные формы, а затем и планировать обучение в общеобразовательной школе.

Источник