Проблемы детей с синдромом дефицита внимания статьи
На сегодняшний день в педиатрии, детской психологии и неврологии специалисты все чаще пользуются термином «гиперактивность». По статистике признаки этой патологии в той или иной мере присутствуют от 17 до 20% маленьких пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру. При этом отмечается, что всего несколько лет назад данная патология диагностировалась в единичных случаях.
В этой статье мы попробуем разобраться в симптомах, причинах и критериях диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания в разные возрастные периоды.
Что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания
Родители обращаются с жалобами повышение физической активности и неусидчивость малыша – это «бег без определенной цели», сочетающийся с рассеянностью внимания у ребенка. При появлении у ребенка комплекса этих симптомов невролог или психолог диагностирует у малыша – синдром гиперактивности и дефицита внимания или «СДВГ».
Многие родители и родственники ребенка не полностью осознают, что это не дефекты характера или воспитания, а именно болезнь, связанная с дисфункцией ЦНС и вызванная нарушением функционирования ретикулярной формации головного мозга.
Причинами развития у детей данной патологии в большинстве случаев является нарушение внутриутробного развития плода в результате хронической фетоплацентарной недостаточности и невозможности плаценты выполнять все ее функции в полном объеме.
Эту патологию, как и другие психоневрологические заболевания, нужно корректировать как можно раньше – именно от этого зависит дальнейшее психомоторное и речевое развитие и адаптация ребенка в социальной среде.
Кроме этого беспокойство вызывает и тот факт, что дети с СДВГ входят в группу риска. В связи с проблемами адаптации в коллективе, а в более зрелом возрасте и в обществе – такие дети зрелом возрасте в 80% имеют проблемы с законом, особенно те пациенты, которые не получали лечения и коррекцию психолога.
Дети с этим заболеванием не находят понимания дома из-за постоянных неприятностей в школе как с поведением, так и с успеваемостью. Они не получают необходимой им родительской поддержки и любви и часто находят поддержку и понимание в уличных компаниях.
С таким ребенком сложно – это неопровержимый факт, но дети в этом также не виноваты и это необходимо осознать.
Нельзя относиться к малышу с гиперактивностью как к непослушному ребенку – только внимание, забота и понимание поможет преодолеть эти проблемы и вместе преодолеть все сложности этого патологического состояния.
Поэтому чтобы как можно раньше заметить появление первых признаков дисфункции нервной системы ребенка – нужно их знать и своевременно обратиться к специалисту.
Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки СДВГ значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.
Симптомы синдрома гиперактивности
Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков – в 5 раз больше, чем у девочек.
В раннем возрасте, как родители, так и специалисты редко определяют признаки СДВГ, чаще всего первые проявления патологии проявляются после двух лет.
К ним относятся:
- значительное повышение активности и неусидчивость ребенка – малыш практически никогда не сидит или играет спокойно;
- при этом движения крохи не имеют определенной цели (бег ради бега) — ребенок постоянно что-то передвигает, двигает ногами или теребит руками;
- малыш очень разговорчив, даже с мало знакомыми людьми, отвечает, недослушав вопрос до конца;
- отмечаются нарушения сна – чаще ребенок спит мало и поверхностно с частыми пробуждениями с самого рождения и сложное засыпание;
- повышенная плаксивость, капризность и эмоциональная нестабильность с резкими переходами настроения (от смеха к плачу);
- отмечается рассеянное слуховое и зрительное внимание и это сопровождается двигательной активностью – малыш не может сконцентрировать внимание на определенных предметах, посмотреть мультфильм или прослушать сказку.
- у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
- такие дети отличаются повышенной обидчивостью и конфликтностью, но быстро забывают обиды.
В дошкольном или раннем школьном возрасте признаками СДВГ добавляются другие проблемы:
- сниженная память и проблемы с усвоением материала в детском саду и начальной школе;
- повышенная конфликтность и агрессивность ребенка;
- выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту;
- невосприимчивость к запретам и замечаниям;
- ребенок плохо контролирует свои действия, не признает установленных правил;
- отмечается отсутствие организованности, ребенок часто теряет и забывает личные вещи;
- дети не любят заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
Кроме этого дети с синдромом гиперактивности предъявляют жалобы на частые головные боли напряжения.
Также существуют и половые отличительные особенности СДВГ у мальчиков и девочек.
Проявления этой патологии у девочек характеризуются яркими признаками дефицита внимания практически без изменения физической активности – дети часто живут в мире фантазий, придуманном мире. В данном случае родители также должны обращать на это внимание, а не одергивать и ругать ребенка.
Кроме этого важно знать, что появление только гиперактивности без дефицита внимания возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо в связи с индивидуальными особенностями неровной системы малыша.
Причины возникновения
На сегодняшний день доказанным фактом считается, что это заболевание возникает в связи с нарушением газообмена между матерью и плодом и затруднением поступления кислорода и питательных веществ в организм ребенка.
Также нарушается и выделительная функция плаценты, что способствует накоплению продуктов обмена и токсическому действию на развивающийся мозг плода.
А если учесть, что это воздействие происходит на протяжении всего срока беременности и формирующийся мозг ребенка недополучает кислород, питательные вещества и подвержен негативному влиянию токсических продуктов обмена.
Также причинами возникновения у детей этого патологического состояния могут быть травматические факторы, возникающие в момент родов – кесарево сечение, родовые травмы и перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденного ребенка.
Чаще всего нарушение фетоплацентарного кровообращения вызывает хроническую внутриутробную гипоксию и поражение определенных структур головного мозга малыша.
Кроме этого причинами развития СДВГ связано с развитием:
- внутриутробных инфекций;
- тяжелых соматических заболеваний матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
- сложной экологической обстановкой;
- интоксикациями – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.
Диагностика
Уточнение диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводиться в три этапа врачом – неврологом:
1 этап – это сбор информации
Он включает:
- наследственность;
- информация о течении беременности и родов.
Анализ жалоб родителей и словесный портрет ребенка.
Личное наблюдение специалиста за поведением малыша.
2 этап – проведение специальных обследований психологического характера
Для этого проводятся специальные тесты – только для детей старше 5 лет.
3 этап – проведение исследований на специальном оборудовании (при необходимости)
Этот этап позволит исключить органическую патологию, провоцирующую развитие признаков, похожих на синдром гиперактивности.
К ним относятся:
- электроэнцефалограмма;
- магнитно-резонансная томография;
- проведение других как лабораторных, так и инструментальных исследований, которые назначаются лечащим врачом;
- обследования узких специалистов (эндокринолог, нефролог, гастроэнтеролог, психолог).
В ряде случаев под проявлениями синдрома гиперактивности может маскироваться другая более сложная нервно-психическая патология, иногда в сочетании серьезным соматическим заболеванием и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.
Нужно помнить, что это заболевание достаточно сложное и успех в лечении зависит от ранней диагностики.
Советы родителям
Важно уяснить изначально, что это сложная неврологическая патология, которая должна лечиться, как и все другие заболевания.
Это патология нервной системы и все симптомы, описанные выше – это проявления ее нестабильности связей и нервной регуляции, а все признаки спровоцированы повышенной возбудимостью нейронов головного мозга, которую усугубляют незрелость нервной и других систем организма.
Поэтому никакие угрозы и наказания не смогут исправить положение вещей, действовать нужно иначе и в полном объеме выполнять рекомендации специалистов.
При несвоевременной диагностике у ребенка развиваются задержка психомоторного и речевого развития.
Ребенок с этой патологией нуждается в длительном комплексном лечении, с вовлечением в процесс лечения психолога и невролога. Поэтому необходимо выполнять все рекомендации лечащего врача – прием лекарственных препаратов и народных успокаивающих средств.
При уточнении синдрома гиперактивности у малыша из жизни ребенка полностью исключают напряженность и стрессовые факторы – при стрессовых ситуациях симптомы нервного напряжения и нестабильности психики усугубляются.
Кроме этого нужно:
- всегда четко и конкретно формулировать задачи с наименьшим количеством слов – это облегчит их понимание ребенком;
- обязательно необходима организация определенного режима дня – это значительно упорядочит психические процессы у малыша;
- старайтесь создать максимально комфортные условия для жизни ребенка – без напряжения и стрессов, резких перепадов климатических и часовых поясов;
- постарайтесь упорядочить, а не ограничивать физическую активность ребенка – запишите его в спортивную секцию, на плавание.
Такие дети в большинстве случаев нуждаются в медикаментозной терапии, но в сложных случаях применяют также транскраниальную микрополяризацию, которая представляет собой воздействие слабого постоянного тока на участки головного мозга.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Встатье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой сферы детей с СДВГ в условиях ДОУ и организации комплексной коррекции данного синдрома, предлагаются рекомендации педагогам и родителям. Убеждаемся, что разработка и применение комплексной коррекции при СДВГ должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер.
Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания, импульсивность, активность, двигательная расторможенность.
Актуальность проблемы: статья посвящена проблеме гиперактивности и в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается.При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ.
«Гипер…» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» и означает «действенный, деятельный».
«Школа причиняла мне настоящие страдания. Некоторые учителя искренне старались мне помочь, другие решали оставить меня таким, как есть, требуя мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее поведение на уроках. Все мое детство я слышал от них одно и то же: «Саша, угомонись» или «Помни, Саша, ты делаешь хуже только себе». Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать себе хуже, но не знал, как угомониться» — из воспоминаний гиперактивного ребенка.
С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни воспитатели, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассеянны, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет адаптацию таких детей в социуме.
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число таких детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20 % детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся повышенной активностью и расторможенностью. Поскольку эти дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Воспитатель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребёнок не обратит на него внимание. Поэтому, начиная с детского сада, надо уделять им особое внимание, не только со стороны родителей, но и работникам детских садов, участвующих в воспитании таких детей. Как же можно помочь гиперактивному ребенку?
Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение — переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной к школе группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и следования им. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. Потому как ярко выраженные симптомы — неусидчивость, малая работоспособность, неумение контролировать всплеск возникших эмоций, берут верх над ребенком.
Применительно к проблеме детей с СДВГ представляется, что причиной такого поведения является его неосознанность! Без осознания своих действий дети не могут управлять и контролировать их. А это значит, что импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников с синдромом двигательной расторможенности и, гипердинамическим синдромом и дефицитом внимания правильней всего объяснить тем, что дети не замечают и не осознают, что они делают! К сожалению, нередко и взрослые-родители и педагоги тоже не понимают и не знают, что делать с ними. Гиперактивные крайне «малоудобны», обременительны для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальное или даже психопатоподобное лицо: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют именно такие дети.
Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов, нарушающих работу нервной системы, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга: загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания; прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов; воздействие алкоголя, наркотиков, никотина; инфекции, перенесенные матерью во время беременности; конфликт по резус-фактору — иммунологическая несовместимость; угроза выкидыша; асфиксия плода; осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39–40 градусов; прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие; бронхиальная астма и пневмония; тяжелые заболевания почек; сердечная недостаточность; порок сердца.
Генетические факторы. Согласно этой теории, 80 % случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Неврологи считают, что все эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.
Классификация СДВГ. Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности.
- Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).
Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.
Невозможно представить все методы и способы, используемые родителями и воспитателями при коррекции поведения детей с СДВГ. Приведу лишь несколько рекомендации по снижению гиперактивности:
‒ Поступки гиперактивного ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивные указаний, следует избегать слов «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ», строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом (шуткой). Повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать.
‒ В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.
‒ Важно родителям сохранять спокойствие. Например, отец, вечно недовольный начальником, станет плохим примером для гиперактивного сына, а уставшая мать, срывающаяся на своих домочадцах, не успокоит своим видом гиперактивную дочь.
‒ Ребенку, как и всем членам семьи необходим четкий режим дня и место для занятий. Как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
‒ Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т. е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание — только не физическое! — за плохое поведение. Разумнее, чтобы ребенок спокойно посидел в течение определенного времени (5–10 минут) в специальном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Необходимо чтобы вслед за понесенным наказанием ребенок получал необходимое эмоциональное подкрепления, знаки приятия и поощрения.
‒ Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога.
‒ Необходимо проводить занятия с включением нескольких физкультминуток, использовать на занятиях элемент игры или соревнования.
‒ Предоставляйте ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
‒ Направляйте энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).
‒ Ставить реальные цели. Не ожидайте чуда. Не надейтесь на быстрый эффект. Если ребенку плохо дается чтение, то ожидать, что он один прочитает предлагаемую вами книгу, нелогично. А вот если вместе с вами он будет читать по одной странице день, можно со временем ожидать положительного результата. Все мы нуждаемся в успехе — и не только для формирования, но и для поддержания своего самосознания.
‒ Поддержите ребенка. Верьте в его способности. Поддержите его честными, но не преувеличенными высказываниями: «Я знаю, у тебя это получится. Я горжусь (довольна) тобой. Мы верим в тебя». И всегда старайтесь с помощью жестов ободрить ребенка, показав ему, что вы действительно верите в него. Не скупитесь на доброе слово, похвалу даже за незначительные поступки.
‒ Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны. Ищите у него «остров компетенции». Каждый ребенок что-то умеет делать хорошо. Дайте ему возможность проявить свои способности.
‒ Обязательно нужно четко обозначить правила поведения и границы, переступать через которые запрещено. Не должно быть «тепличных условий» и вседозволенности, которая расшатывает и крепкую нервную систему, а детскую слабую калечит еще сильнее. Следовать правилам нужно и родителям, если говорить одно, а делать другое, то лечебного эффекта не будет. Еще сложнее с чувством противоречия, которым с рождения обладают такие дети: если заявлять, что правила есть только для детей, а взрослые им следовать не станут, то проблемы усугубятся. Устанавливать нужно реальные правила, которые возможно выполнить.
‒ Не водить в места скопления народа, где слишком шумно и многолюдно. Гораздо лучше сходить в будний день в зоопарк или музей, чем в кино или цирк. Совершенно исключено посещение крупных магазинов и торговых центров.
‒ Если гиперактивный ребенок разыгрался и не может успокоиться, то родителям рекомендуется не кричать, а обнять его, взять на руки или посадить на колени, предложить воды. Для детей с этим заболеванием очень важен физический контакт и поощрение.
‒ Очень сложно направить кипучую энергию гиперактивного ребенка в нужное русло. Подумайте, как лучше это сделать.
‒ Помогите детям научиться дружить. Известно, что дети с СДВГ с трудом заводят дружбу и имеют сложности с ее поддержанием. При этом они общительны и легко идут на контакты. Но некоторые черты их поведения раздражают других детей
‒ Необходимо снизить возможность отвлекаться. Устраните визуальные раздражители, шум.
‒ Во время учебы старайтесь поддерживать визуальный контакт. Это способ усиления концентрации внимания.
Особенности синдрома: для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей в некоторой степени неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш: креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой-его просто невозможно удержать на месте.
Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публику.
Закончить свою статью мне хочется высказыванием древнегреческого писателя сатирика Лукиана: «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой,- мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».
Вывод:
Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе все отчетливее. Нам нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения. Есть мнение, что нет такой проблемы у детей, которую не могли бы решить взрослые. Главное, чтобы у взрослых было желание ею заняться. К сожалению, в наше время нам действительно приходится встречаться с трудностями детей-СДВГ. В своей работе я рассмотрела проблемы синдрома дефицита внимания: какое это заболевание, и какие трудности у детей возникают в дошкольном учреждении и в школе. Я предлагаю, не отгораживаться от их проблем, не обвинять родителей в плохом воспитании своих чад, и не «клеить» на них ярлык «трудный», а попробовать помочь им. Ведь это наши дети, внуки и потомки в целом. Да это сложно, это непривычно, и требует от окружающих много сил и терпения, но ведь от этого будет зависеть развитие нашего общества. И кто знает, может сегодняшние дети-индиго действительно предназначены для будущего нашего мира и цивилизации…
Литература:
- Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития /Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. — М: Издательский центр «Академия», 2004–160 с.
- Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей /Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. — Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1993 — № 3. — 95–101 с.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. /Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. — М., Медпрактика, 2002. — 128 с
- Досани С. Способы преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. /Досани С. — СПб., Центрполиграф, 2010. — 224 с.
- Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь /Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. — СПб., Речь, 2007. 186 с.
- Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок-это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему. / Горячева Л., Кругляк Л. СПБ., Весь 2016–179–180 с, 209–210 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, проблема, дефицит внимания, комплексная коррекция, синдром дефицита внимания, проблема синдрома дефицита внимания, проблема детей, особая актуальность, детский сад.
Источник