Призрак в доспехах синдром одиночки герои
Призрак в доспехах: Синдром одиночки | |||
---|---|---|---|
Обложка DVD с первым сезоном сериала. | |||
攻殻機動隊 Stand Alone Complex (ко:каку кидо:тай сутандо аро:н компурэкксу) Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (англ.) | |||
Жанр / тематика | киберпанк, детектив, фантастика, боевик | ||
Аниме-сериал | |||
Режиссёр | Кэндзи Камияма | ||
Студия | Production I.G | ||
Лицензиат | MC Entertainment | ||
Телесеть | Animax MTV, 2×2 | ||
| |||
Премьерный показ | 1 октября 2002 года — 25 марта 2003 года | ||
Серий | 26 (25 мин. каждая) | ||
Аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ» 攻殻機動隊 S.A.C. 2nd GIG Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG | |||
Режиссёр | Кэндзи Камияма | ||
Студия | Production I.G | ||
Лицензиат | MC Entertainment | ||
Телесеть | Animax, Nippon TV MTV, 2×2 | ||
| |||
Премьерный показ | 1 января 2004 года — 8 января 2005 года | ||
Серий | 26 (25 мин. каждый) | ||
OVA «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — The Laughing Man» | |||
Режиссёр | Кэндзи Камияма | ||
Студия | Production I.G | ||
Дата выпуска | 23 сентября 2005 года | ||
Продолжительность | 140 мин. | ||
Серий | 1 | ||
OVA «Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG — Individual Eleven» | |||
Режиссёр | Кэндзи Камияма | ||
Студия | Production I.G | ||
Дата выпуска | 27 января 2006 года | ||
Продолжительность | 163 мин. | ||
Серий | 1 | ||
OVA «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Tachikoma Specials» | |||
Студия | Production I.G | ||
Дата выпуска | 2002 год | ||
Продолжительность | 1 минута | ||
Серий | 52 | ||
Аниме серии: | |||
|
«Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (яп. 攻殻機動隊 Stand Alone Complex ко:каку кидо:тай сутандо аро:н компурэккусу , англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex) — японский аниме-сериал, основанный на манге Масамунэ Сиро «Ghost in the Shell». Сценаристом и режиссёром сериала является Кэндзи Камияма. Фильм создан компанией Production I.G и демонстрировался в платной спутниковой сети Animax с 1 октября 2002 года по 25 марта 2003 года. Второй сезон с названием «Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG» шёл в сети Animax с 1 января 2004 года по 8 января 2005 года[1]. Оба сезона состоят из 26 серий каждый и дополнены омакэ «Tachikoma Specials». Два сезона сериала завершает полнометражный анимационный фильм «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society».
Аниме-сериал нарушает последовательность повествования, заданную как оригинальной мангой Сиро, так и фильмом Мамору Осии 1995 года «Ghost in the Shell». События сериала начинаются в 2030 году, через шесть лет после «Инцидента со Смеющимся Человеком». Отдельный фильм-компиляция из эпизодов о Смеющемся Человеке был выпущен непосредственно на DVD 23 сентября 2005 года[1]. 27 января 2006 года, аналогичным образом в Японии поступил в продажу фильм-компиляция «Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG — Individual Eleven». Он составлен из серий имеющих непосредственное отношение к сюжетной линии 11-ти Индивидуалистов, а также представляет новые сцены и ремиксованный саундтрек[2].
В России оба сезона сериала лицензированы компанией MC Entertainment под названиями «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» и «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ».
Сюжет[править | править код]
Первый сезон
В 2024 году неизвестный хакер похищает президента медицинской корпорации «Сирано Гиномикс», производящей микромашины. Позже хакер с заложником появляется на площади в Токио. Под ТВ камерами хакер угрожает заложнику пистолетом. Не дождавшись ответа, хакер бросает заложника и сбегает. Хакер взламывает все камеры и «глаза» обладателям кибермозгов, которым он попадается, и скрывает своё лицо под приметной эмблемой «Смеющегося человека» с цитатой из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
После, сразу несколько крупных медицинских корпораций, занимающихся микромашинами, подвергаются провокациям с использованием этого символа. «Смеющийся человек» быстро становится популярным в сети. Через некоторое время провокации прекращаются, и «Смеющийся человек» исчезает.
Эти события уже готовы стать историей, но в Управлении МВД до сих пор работает группа, расследующая дело «Смеющегося человека». Один из детективов, не доверяя своим коллегам, пересылает часть материалов Тогусе, и в тот же вечер погибает при подозрительных обстоятельствах. Его смерть и расследование «Девятого отдела» по материалам, которые он передал, становятся причиной большого коррупционного скандала в высших чинах Управления. А во время скандальной пресс-конференции в игру вновь вступает «Смеющийся человек».
Второй сезон
Основная статья: Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2nd GIG
«Девятый отдел» после расформирования создан заново. В Японии появляется группа «11», которая выступает за то, чтобы беженцам на острове Дэдзима в бухте Нагасаки были даны права. Их идеология основана на фиктивном эссе Патрика Сильвестра «11». Их лидер — Хидэо Кудзэ. «Девятый отдел» занимается обезвреживанием группы «11» и наведением порядка в Дедзиме. Главный противник «Девятого отдела» — Кадзундо Года — создатель фиктивного эссе «11» и советник премьер-министра Японии по военной разведке. Дело осложняется личными проблемами Мотоко Кусанаги: Кудзэ, её противник, оказывается тем самым мальчиком, который когда-то значил для неё очень много.
Персонажи[править | править код]
Смеющийся человек[править | править код]
Эмблема Смеющегося человека
Главный персонаж первого сезона сериала. Невысокий худой парень, в некотором смысле подражающий Холдену Колфилду, персонажу романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», например желанием открыть всему свету правду о продажных людях или любовью к бейсбольной перчатке. Одет в синюю куртку с капюшоном и панаму, закрывающие всё его лицо кроме глаз.
Юный гениальный хакер, получивший в своё распоряжение информацию о неэффективности использования микромашин и сокрытия вакцины Мурая, эффективного лекарства против склероза кибермозга (отмирание клеток мозга, контактирующих с имплантами). Способен взламывать множество призраков одновременно, кроме того предпочитает бумагу как источник информации, цитирует классиков.
Пытаясь помочь больным и остановить корпорации, предлагающие бесполезные и дорогие способы лечения, в прошлом похищает президента компании Сэрано Геномикс, производящей микромашины, и пытается его принудить рассказать всем правду, однако тот отказывается, после чего Смеющийся человек пытается его заставить при помощи пистолета.
Не причастен к дальнейшим преступлениям, совершённым под его псевдонимом, предпочитая только взламывать призраки ответственных лиц и требовать от них добровольной огласки.
Спасает майора Мотоко Кусанаги от смерти во время замены её кибертела (связанного с заговором против Девятого отдела, со стороны) и делится с ней своей памятью. В конце майор находит его в гигантской библиотеке, в которой ещё сохранились бумажные носители — книги, где у них происходит разговор. Затем Арамаки предлагает ему работать на девятый отдел, но Смеющийся человек отказывается, ссылаясь на то, что не умеет играть в бейсбол.
Загадочность его деяний для общественности и деятельность различных террористических организаций под его именем создали в обществе некий культ Смеющегося человека. Его значок был на футболках, кружках, кепках, в рекламе и т. д.
Хотя массы так и не увидели его лица.
Сам Смеющийся человек не был источником своих идей, а нашёл в сети письмо, содержавшее информацию о неэффективности микромашин и угрозы корпорациям, производящим их. В некотором роде феномен Смеющегося человека оказался копией без оригинала или симулякром.
Дни Татиком[править | править код]
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Tachikoma Specials (яп. 攻殻機動隊 STAND ALONE COMPLEX: Section9 Science File „タチコマな日々“) — бонусный мини-сериал, созданный по технологии CGI, прилагающийся к DVD-версии Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. Фактически каждая минутная серия является скетчем по мотивам соответствующей серии оригинального сериала. Основными и единственными героями этих юмористических зарисовок являются Татикомы — минитанки 9-го Отдела, оборудованные искусственным интеллектом. Всё действие этого мини-сериала происходит в белом пространстве, схожим с «конструктором» из «Матрицы».
Список серий аниме[править | править код]
«Призрак в доспехах: Синдром одиночки» | |||
---|---|---|---|
№ | Заглавие | Трансляция | |
1 | Бюро общественной безопасности, 9 отдел «Kōan Kyūka SECTION-9» (公安9課 SECTION-9) | 1 октября 2002 | |
Девятый Отдел вызван для спасения заложников, захваченных робогейшами в одном из ресторанов. | |||
2 | Испытание «Bōsō no Shōmei TESTATION» (暴走の証明 TESTATION) | 8 октября 2002 | |
Тяжелый штурмовой танк выходит из-под контроля и становится марионеткой в руках неизвестного угонщика. Угонщик использует идентификационный код Такэси Каго, создателя танка умершего неделю назад. | |||
3 | Андроид и Я «Sasayaka na Hanran ANDROID AND I» (ささやかな反乱 ANDROID AND I) | 15 октября 2002 | |
Расследование серии самоубийств андроидов приводит Девятый Отдел на фабрику по производству роботов. | |||
4 | Перехватчик «Shikaku Soshi wa Warau INTERCEPTER» (視覚素子は笑う INTERCEPTER) | 22 октября 2002 | |
Детектив Ямагути, работавший над делом «Смеющегося человека», был убит после звонка Тогусе с сообщением о подозрительной деятельности высших чинов полицейского управления. | |||
5 | Приманка «Manekidori wa Utau DECOY» (マネキドリは謡う DECOY) | 29 октября 2002 | |
Сотрудники Девятого Отдела подозревают, что следователи полиции манипулируют расследованием дела «Смеющегося человека» используя бывшего программиста компании «Серано Геномикс» Нанао А как приманку для сокрытия более важных преступлений. | |||
6 | Подражатели «Mohōsha wa Odoru MEME» (模倣者は踊る MEME) | 5 ноября 2002 | |
Пресс-конференция начальника полиции погружается в хаос из-за покушения организованного «Смеющимся человеком». | |||
7 | Идолопоклонничество «Gūzō Sūhai IDOLATER» (偶像崇拝 IDOLATER) | 12 ноября 2002 | |
До министра внутренних дел дошли сведения, что лидер революционного движения Дженомы Марсело Джарти посещает Японию каждые пять месяцев. | |||
8 | Пропавшие сердца «Megumareshi Monotachi MISSING HEARTS» (恵まれし者たち MISSING HEARTS) | 19 ноября 2002 | |
Медсестра Курутан вызывает майора в больницу, чтобы отследить, кто являлся донором сердца пересаженного маленькой девочке. | |||
9 | Чат! Чат! Чат! «Net no Yami ni Sumu Otoko CHAT! CHAT! CHAT!» (ネットの闇に棲む男 CHAT! CHAT! CHAT!) | 26 ноября 2002 | |
Кусанаги подключается к сетевой конференции посвященной «Смеющемуся человеку». | |||
10 | Война в джунглях «Mitsurin Kōro ni Uttetsuke no Hi JUNGLE CRUISE» (密林航路にうってつけの日 JUNGLE CRUISE) | 3 декабря 2002 | |
Марко Аморетти, бывший старшина американского Имперского Флота превратился в серийного убийцу. Прибыв в Японию, он за последние два месяца убил нескольких женщин, заживо снимая с них кожу. | |||
11 | Портреты «Aseichū no Mori de PORTRAITZ» (亜成虫の森で PORTRAITZ) | 10 декабря 2002 | |
База данных Министерства здравоохранения подверглась хакерской атаке, в ходе которой были украдены секретные сведения. Сотрудники Девятого Отдела отследили источник атаки и определили, что взлом исходил из учреждения помогающего людям страдающим синдромом «закрытого кибермозга». | |||
12 | Побег «Tachikoma no Iede, Eiga Kantoku no Yume ESCAPE FROM» (タチコマの家出 映画監督の夢 ESCAPE FROM) | 17 декабря 2002 | |
Татикома, принадлежащий Бато самовольно активируется и покидает лабораторию, чтобы исследовать внешний мир. | |||
13 | Неравенство «Unequal Terrorist NOT EQUAL» (≠テロリスト NOT EQUAL) | 24 декабря 2002 | |
Шесть лет назад Эка Тукуро, дочь главы кибернетической компании была похищена группировкой противников киборгизации. Местонахождение девочки оставалось загадкой, пока она не была замечена сотрудниками Агентства морской безопасности на заброшенном морском заводе по переработке радиоактивных отходов. | |||
14 | Призрак капитализма «Zenjidō Shihonshugi ¥€$» (全自動資本主義 ¥€$) | 31 декабря 2002 | |
С помощью информации полученной от китайских властей Девятый Отдел обезвреживает банду, целью которой было уничтожение финансовой организации. Позже из того же источника поступили сведения о подготовке китайскими социалистами покушения на известного японского миллионера. | |||
15 | Своевольные машины «Kikaitachi no Jikan MACHINES DESIRANTES» (機械たちの時間 MACHINES DESIRANTES) | 7 января 2003 | |
Кусанаги готовится принять решение о прекращении использования Татиком. Она обеспокоена тем, что их искусственный интеллект развивается слишком быстро, что может привести к непредсказуемому поведению во время боевых операций. | |||
16 | Мёртвая зона «Kokoro no Sukima Ag2O» (心の隙間 Ag2O) | 14 января 2003 | |
На американской военно-морской базе произошла утечка ценной информации. Главным подозреваемым стал бывший медалист Параолимпийских игр Павло Зайцев. Бато необходимо подтвердить или опровергнуть причастность Зайцева к шпионажу. | |||
17 | Истина в вине «Mikansei Love Romance no Shinsō ANGELS’ SHARE» (未完成ラブロマンスの真相 ANGELS’ SHARE) | 21 января 2003 | |
Кусанаги и Арамаки приезжают в Лондон для участия в конференции посвященной борьбе с терроризмом. В городе Арамаки посещает своего старого друга, который просит его помощи в раскрытии преступной схемы отмывания денег мафией. | |||
18 | Пропавшее наследство «Ansatsu no Nijūsō LOST HERITAGE» (暗殺の二重奏 LOST HERITAGE) | 28 января 2003 | |
После пятилетнего ожидания замминистра иностранных дел Китая Ким получил разрешение посетить мемориал погибшим в Кагосиме. Ким стал первым китайским чиновником получившим доступ к мемориалу, однако не всем понравилось такое решение и в адрес замминистра посыпались угрозы убийства. | |||
19 | Плен «Gisō Ami ni Dakarete CAPTIVATED» (偽装網に抱かれて CAPTIVATED) | 4 февраля 2003 | |
Дочь бывшего премьер-министра Кандзаки была похищена, и Девятому Отделу поручается расследовать обстоятельства её исчезновения. | |||
20 | Повтор «Kesareta Kusuri RE-VIEW» (消された薬 RE-VIEW) | 11 февраля 2003 | |
Тогуса использует книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в качестве отправной точки в расследовании и развивает теорию о том, что образ «Смеющегося человека» взят из литературного произведения. | |||
21 | Призрачные следы «Okizari no Kiseki ERASER» (置き去りの軌跡 ERASER) | 18 февраля 2003 | |
Раненый Тогуса попадает в больницу и оттуда пытается передать полученную информацию остальной группе. | |||
22 | Скандал «Gigoku SCANDAL» (疑獄 SCANDAL) | 25 февраля 2003 | |
Глава подразделения по борьбе с наркотиками арестовывается в связи с убийствами во время захвата Общества «Подсолнух». Арамаки приказывает Девятому Отделу просмотреть конфискованные данные, чтобы определить ответственных за инциденты связанные со «Смеющимся человеком». | |||
23 | За гранью добра и зла «Zen’aku no Higan EQUINOX» (善悪の彼岸 EQUINOX) | 4 марта 2003 | |
«Смеющий человек» снова похищает главу компании «Серано Геномикс». | |||
24 | Одиночка «Kojō Rakujitsu ANNIHILATION» (孤城落日 ANNIHILATION) | 11 марта 2003 | |
Изучив всю информацию, связанную с делом «Смеющегося человека» Девятый Отдел готовится обезвредить главу группировки причастной к корпоративному терроризму – генерального секретаря Якусиму. | |||
25 | Под градом пуль «Shōendan’u BARRAGE» (硝煙弾雨 BARRAGE) | 18 марта 2003 | |
Арамаки выпускают под залог. Он встречается с главой Министерства юстиции, чтобы объяснить сложившуюся ситуацию и обеспечить безопасность своей команды. | |||
26 | 9 отдел — воскрешение «Kōan Kyūka, Futatabi STAND ALONE COMPLEX» (公安9課,再び STAND ALONE COMPLEX) | 25 марта 2003 | |
После 15-ти дней ожесточенных боев Умибодзу завершают операцию по ликвидации Девятого Отдела захватом Бато и уничтожением Кусанаги. |
Саундтрек[править | править код]
Первый сезон
- Yoko Kanno — Run Rabbit Junk (4:32)
- Yoko Kanno — Yakitori (7:09)
- Yoko Kanno — Stamina Rose (2:51)
- Surf (3:00)
- Where Does This Ocean Go (4:44)
- Train Search (1:58)
- Siberian Doll House (3:50)
- Velveteen (5:05)
- Lithium Flower (3:25)
- Stay Home (3:57)
- Origa & Yoko Kanno — Inner Universe (4:54)
- Yoko Kanno — Fish-Silent Cruise (7:30)
- Some Other Time (4:07)
- Beauty is Within Us (6:08)
- We’re the Great (1:33)
- Monochrome (5:06)
См. также[править | править код]
- «На последнем дыхании» — фильм, на сюжет которого содержатся отсылки в 3-м эпизоде «Синдрома одиночки».
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт
В базах данных
- Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (англ.) в базе данных Internet Movie Database
- Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
- Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (англ.) в базе данных AniDB
- Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (второй сезон) (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
- Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (второй сезон) (англ.) в базе данных AniDB
- Омакэ «Призрак в доспехах: Дни Татиком» (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
Источник
Вышедшее в середине 1990-х аниме «Призрак в доспехах» стало настоящим откровением. Этим фильмом вдохновлялись братья Вачовски перед тем, как снять «Матрицу». Громкая премьера по обе стороны океана с разницей всего в месяц, комбинация компьютерной графики и классической анимации, многомиллионный бюджет — картина опередила своё время и вошла в историю не только аниме, но и всей фантастики.
«Призрак в доспехах» вписался в каноны киберпанка, но при этом показал оригинальный и правдоподобный мир будущего, в котором грань между людьми и машинами практически стёрлась. Эта версия будущего пугает, но, в отличие от многих других мрачных вселенных в таком мире хочется жить, воочию наблюдая за развитием техники и человеческого разума.
Содержание у манги то же, что и у фильмов, но тон повествования гораздо легче. В манге Мотоко дерзит шефу, строит рожи и успевает поразвлечься на досуге
Ghost in the Shell начался не с аниме Мамору Осии, а с манги, созданной Масамунэ Сиро. На родном японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai, что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции». Американские издатели посчитали это название недостаточно глубокомысленным и киберпанковским и окрестили фильм Ghost in the Shell, что логичнее всего перевести на русский как «Дух в оболочке». Однако в нашей стране закрепилось поэтичное, хотя и довольно бессмысленное название «Призрак в доспехах». Спасибо, хоть не «Привидение в раковине»!
Мир, описанный в аниме и манге, пережил ядерную Третью мировую войну и разрушительную Четвёртую. Империи распались, многие страны третьего мира оказались стёрты с лица Земли, но человечество не деградировало и не растеряло с кровью добытые знания. Напротив, технологии стали главным козырем в руках лидеров уцелевших после всех катаклизмов государств. Японию войны обошли стороной, и благодаря своим невероятно развитым технологиям она вскоре оказалась впереди планеты всей. Торговля информацией и поставки уникальных наномашин сделали Японию богатой страной, но даже там жизнь далека от утопических идеалов.
После войны в Японию хлынул поток беженцев и нелегальных иммигрантов из соседних стран. Это привело к нагнетанию социальной напряжённости и росту преступности. Лишённые крова, работы и документов нелегалы становятся лёгкими жертвами для мафии и торговцев людьми, употребляют и распространяют синтетические наркотики. Коррумпированные чиновники и иностранные шпионы тоже не дремлют. И если с этими проблемами силы правопорядка сталкивались во все времена, то развитие технологий добавило им головной боли.
Мир «Призрака в доспехах» до отказа забит машинами. Роботизировано и наделено искусственным интеллектом здесь всё, что только можно, от танка до личного органайзера. Машины восстают против людей и сходят с ума — часто из-за сбоев в программе или физических поломок, но порой и по пугающе человеческим причинам. Да и сами люди становятся всё более похожими на роботов. Даже у самых отъявленных ретроградов имеется мозговой имплантат, позволяющий подключаться к Сети и обмениваться информацией. Любую часть тела можно заменить на механическую, спроектированную на основе ДНК человека. Можно и целиком переселиться в синтетическое тело, оставив только мозг. Тело киборга гораздо сильнее и выносливее человеческого, и при необходимости его можно целиком заменить.
Машину сложно сразить пулей, но не так трудно пробраться в её разум. В мире «Призрака в доспехах» переписывают память человека, будто фильм на жёстком диске. Можно проснуться однажды и осознать, что красавица-жена, умница-дочка, многочисленная семья, друзья и любимая работа — всего лишь морок, созданный искусным хакером. Несложно передать любую картинку так, чтобы человек увидел её своими глазами и принял за реальность. Или, наоборот, подключиться к чужим глазам и смотреть через них. В мире, где тела меняют как перчатки, личность и воспоминания человека остаются его единственным достоянием, зыбким и уязвимым.
Борьбой с кибертерроризмом как раз и занимаются герои серии, сотрудники Девятого отдела Бюро общественной безопасности. Когда граница между объективной и виртуальной реальностями максимально размыта и угроза может исходить из любого закоулка, без работы им сидеть не приходится.
Мотоко Кусанаги
Железная леди в буквальном смысле этого слова. Майор Мотоко Кусанаги — полностью киборг и нередко задумывается о том, есть у неё душа или же она всего лишь набор алгоритмов. Пережившей в детстве авиакатастрофу Мотоко с ранних лет пришлось привыкать к искусственному телу и не раз менять его по мере взросления и обновления технологий, поэтому виртуальный мир давно стал для неё родным. Она не только талантливый командир, агент и мастер обращения с оружием и камуфляжем, но и искусный хакер.
Внутренняя сила вкупе с загадочностью делают Мотоко очень интересным персонажем. Балансируя на тонкой грани между человеком и машиной, она ищет ответы на вечные вопросы, успевая разбираться, как с личными, так и рабочими проблемами.
Бато
Бато, словно Железный дровосек из «Волшебника страны Оз», заменяет части своего тела искусственными протезами, считая это совершенно обыденным явлением. Он обожает возиться с различной техникой, особенно с татикомами, одну из которых разбаловал и назначил своей личной машиной. Профессионал до мозга костей, но может быть вспыльчив, когда в беду попадают сослуживцы. Из троицы главных героев Бато можно назвать самым приземлённым. Он выслушивает и философские рассуждения Мотоко, и детские шуточки татиком, продолжая просто жить и выполнять свою работу. Хотя, возможно, глубоко в душе он романтик. Жаль, что его чувства к Мотоко не оказались взаимными…
Тогуса
В мире будущего Тогуса, несмотря на небольшой возраст, выглядит настоящим реликтом. Он отказывается от кибернетических «запчастей», ограничиваясь лишь мозговым имплантатом. Оружие Тогуса тоже предпочитает старомодное и не расстаётся с верным шестизарядным револьвером. Он образцовый гражданин, женат, воспитывает детей и в работе полагается не на предоставленные бездушными машинами данные, а на свое чутьё, выработанное за годы службы в полиции, — именно поэтому Тогуса стал неотъемлемой частью Девятого отдела. Есть у него и другая важная функция: будучи дальше всех в отделе от техники и ближе всех к людям, Тогуса зачастую выступает в роли морального компаса. Он может быть уязвимым и чересчур эмоциональным, но он — настоящий, живой человек.
Татикомы
Небольшие, проворные, вооружённые пулемётами и гранатомётами танки с искусственным интеллектом. Обладают игривым, добродушным характером, и, несмотря на постоянную синхронизацию, каждая из машин имеет индивидуальные черты. По отношению бойцов Девятого отдела к татикомам легко понять их отношение к роботам в целом. Бато в них души не чает, Тогуса недолюбливает, а Мотоко молча следит за их развитием. В перерывах между миссиями татикомы развлекаются и дурачатся, как дети, разбавляя серьёзность сериала толикой юмора. Миловидные роботы стали маскотами серии и даже заполучили по собственной зарисовке в конце каждого эпизода. Возможно, отважные маленькие танки даже обладали собственным сознанием.
В аниме «Призрак в доспехах», принёсшем серии мировую славу, сотрудники Девятого отдела преследуют Кукловода — беглый искусственный интеллект, разработанный Министерством иностранных дел для выполнения грязной работы. Хитрая программа развила самосознание, нашла себе подходящее тело и сбежала. Но в отличие от многих внезапно осознавших себя фантастических систем не стала захватывать мир или уничтожать человечество. Кукловодом двигало скорее любопытство, попытка понять собственную сущность.
В этом они оказались очень похожи с главной оперативницей Девятого отдела, майором Мотоко Кусанаги. Эта сильная, волевая и обаятельная женщина давно стала почти полностью киборгом. Мозг, а значит, и душа у Мотоко человеческие, но она нередко задаётся вопросом о том, кто она такая. А что, если вся её жизнь — цифровая иллюзия?
Коллеги относятся к жизни проще: молодой Тогуса желает иметь с машинами как можно меньше общего и остаётся живым человеком из плоти и крови, а бывалый спецназовец Бато воспринимает технику как нечто само собой разумеющееся. Высокие искания Мотоко им непонятны, но подчинённые неизменно сопровождают майора как в расследовании, так и в минуты размышлений.
Человека, ставшего машиной, и машину, обретшую разум, тянет друг к другу. Возможно, вместе они смогли бы найти ответы на вечные вопросы. Кукловод предлагает Мотоко слить два их сознания воедино, и та соглашается. Они превращаются в нечто большее, чем человек или программа. Авторы — как манги, так и фильма — воздержались от оценок и однозначных ответов. Видеоряд «Призрака в доспехах» целиком состоит из намёков и отсылок, заставляет размышлять и выносить собственные суждения о том, что делает нас людьми и есть ли предел развитию.
Хотя внимание большую часть времени приковано к красавице Мотоко, оставшаяся пара героев не меркнет на её фоне. Напротив, именно через призму восприятия всех троих персонажей, очень разных по возрасту, характеру и физическому состоянию, складывается целостная картина опасного, но такого многообещающего мира будущего.
В ещё более глубокомысленной «Невинности» Кусанаги появляется лишь мельком, но её невидимое присутствие ощущается постоянно. Дистанцировавшись от своих бывших подчинённых, она приглядывает за ними через Сеть, предупреждает об опасности и изредка вмешивается, взяв под контроль робота. В центре повествования оказывается Бато, потерявший с уходом майора дорогого и, похоже, любимого человека. Теперь самым близким для Бато существом стал бассет, а в жизни образовалось много больше рутины. Впрочем, даже в такой жизни нашлось место очередному громкому делу о роботах для секса, сходящих с ума и убивающих людей.
Расследование заканчивается жаркой битвой между обезумевшими машинами и наёмниками нелегально производящей их корпорации, и без помощи Мотоко Бато и Тогусе пришлось бы туго. Как и первая часть, «Невинность», помимо лихих перестрелок, изобилует цитатами и не даёт лёгких ответов. Роботы и люди не противопоставляются друг другу — напротив, всё делается ради их мирного сосуществования и во избежание трагедий.
Если в фильмах, хоть и не обделённых боевыми сценами, проблемы сосуществования роботов и людей, их сходства и отличия рассматриваются размеренно и отрешённо, то сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» представляет собой динамичный футуристический детектив. Боевиком его язык не повернётся назвать: несмотря на обилие погонь и перестрелок, разговоров, в том числе и достаточно нудных бесед о политике, здесь очень много.
Оба сезона и три дополняющие их полнометражные ленты посвящены суровым будням Девятого отдела, всё ещё находящегося под предводительством Мотоко Кусанаги. В отделе собрались люди с совершенно разным, зачастую тёмным прошлым. Здесь нашлось место и бывшим наёмникам, и якудза, и талантливым хакерам. В ход пошла и тяжёлая техника — на вооружении Девятого отдела находится отряд татиком, паукообразных танков с искусственным интеллектом.
В сериале команде Мотоко пришлось иметь дело с гениальным хакером, разоблачившим заговор правительственных чиновников и глав производящих наномашины корпораций. Хакер пытался сделать добытые им данные публичными, но исчез, оставив на память о себе бело-синий смеющийся смайлик, которым ловко закрыл своё лицо на всех запечатлевших его камерах. Знак «Смеющегося человека» стал узнаваемым и популярным, чем не преминули воспользоваться политики, чтобы инсценировать ряд террористических актов и обвинить в них хакера.
Бороться с идущей изнутри угрозой оказалось сложнее, чем с самыми одарёнными хакерами. Докопавшийся до истины Девятый отдел оказался в немилости у правительства, был дискредитирован и объявлен вне закона. Но стараниями Мотоко, Бато, Тогусы и компании информация о заговоре распространилась и породила огромный скандал. Распущенный отдел собирают вновь, и его работников ждёт новое дело, на этот раз касающееся напряжения между коренным населением Японии и хлынувшими в стра