Призрак в доспехах синдром 1995 одиночки

Призрак в доспехах синдром 1995 одиночки thumbnail

«Призрак в доспехах» (яп. 攻殻機動隊 Ко:каку Кидо:тай, с англ. — «Ghost in the Shell») — полнометражный аниме-фильм 1995 года в жанре киберпанк, основанный на одноимённой манге Масамунэ Сиро 1992 года. Режиссёр — Мамору Осии, сценарий — Кадзунори Ито, дизайнер персонажей — Хироюки Окиура, композитор — Кэндзи Каваи. Фильм создан студией Production I.G[1]. В 2004 году был выпущен сиквел «Призрак в доспехах: Невинность».

Для своего времени фильм стал революционным по части графики. Например, в нём использовался приём замедленного воспроизведения, позже применённый в фильме «Матрица» (создатели братья Вачовски утверждали[2][3], что вдохновлялись «Призраком в доспехах»[4], это подтверждается неоднократным повторением кадров). На мировом рынке аниме является одним из наиболее популярных[5][6].

12 июля 2008 года в пяти кинотеатрах Японии прошёл показ ремейка оригинального фильма под именем «Ghost in the Shell 2.0». Звук был перезаписан в формате 6.1, переработан видеоряд, добавлены компьютерная графика и спецэффекты.

Сюжет[править | править код]

Действие фильма происходит в антиутопическом будущем[5]. К 2029 году, благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты. Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними.

Девятый отдел, спецотряд полиции, занимающийся борьбой с кибертерроризмом и оснащённый по последнему слову техники, получает приказ расследовать это дело и остановить хакера, скрывающимся под псевдонимом Кукловод. На деле Кукловодом является искусственный интеллект, созданный правительством для выполнения дипломатических задач и провокаций. Его скрывают под псевдонимом «Проект 2501», разрешив достигать цели любыми методами, в том числе взломом призраков людей по всему миру. В процессе работы «Проект 2501» развивается и в нём зарождается собственный призрак. Девятый отдел пытается обезвредить Кукловода, но в их руки попадают только люди-марионетки со взломанными призраками. Деятельность отдела привлекает внимание Кукловода, особенно он интересуется майором Мотоко Кусанаги, видя в ней родственную душу, и пытается выйти на контакт. Воспользовавшись случаем, он переносит своего призрака в андроида, который попадает в Девятый отдел.

Истинная цель Кукловода — эволюция призраков, подчиняющаяся теории Дарвина. Он предлагает майору объединить призраков, чтобы в результате из двух получить одного призрака, являющийся не прямой копией, а совершенно новым объектом, по аналогии с генами живых существ.

Министерство иностранных дел, не заинтересованное в потере диверсанта с искусственным интеллектом и утечке дискредитирующей его информации, проводит спецоперацию с целью уничтожить копию Кукловода. Кукловода пытаются уничтожить снайперами Министерства иностранных дел во время слияния призраков в кибермозгу майора, но задуманное не удаётся. Коллега Кусанаги Бато помещает обновленный кибермозг майора в кибертело маленькой девочки, и они расстаются. «Эта девочка выходит в огромный мир реальности и виртуальной сети, имея новые безграничные возможности…».

Роли озвучивали[править | править код]

АктёрРоль
Ацуко Танака Мотоко Кусанаги
Акио Оцука Бато
Иэмаса Каюми Кукловод
Коити Ямадэра Тогуса
Тамио Оки Дайсукэ Арамаки
Ютака Накано Исикава
Тэссё Гэнда начальник 6-го отдела Накамура
Мицуру Миямото Мидзухо Дайта
Кадзухиро Ямадзи сборщик мусора А
Сигэру Тиба сборщик мусора Б

Награды и номинации[править | править код]

  • 1996 — номинация на лучший фильм на Международном кинофестивале в Каталонии
  • 1996 — приз за лучший сценарий на 17-м (англ.)русск. Иокогамском кинофестивале (англ.)русск.
  • 1997 — специальное упоминание на кинофестивале «Фантаспорту»
  • 1997 — специальное упоминание на кинофестивале в Жерармере

Музыка[править | править код]

1.«M01 Chant I — Making of Cyborg»4:31
2.«M02 Ghosthack»5:16
3.«EXM Puppetmaster»4:23
4.«M04 Virtual Crime»2:44
5.«M05 Chant II — Ghost City»3:37
6.«M06 Access»3:18
7.«M07 Nightstalker»1:47
8.«M08 Floating Museum»5:07
9.«M09 Ghostdive»5:55
10.«M10 Chant III — Reincarnation»5:47
11.«See You Everyday» (Bonus track)3:26

В главной теме Кэндзи Каваи попытался представить и передать в музыке суть описываемого в аниме мира. Во вступительной теме «Создание киборга» он использовал японский язык бунго.[8] Композиция представляет собой болгарский лад, соединённый с традиционными японскими мелодиями; запоминающийся хор — традиционная болгарская свадебная песня, исполнявшаяся, чтобы развеять злые силы.[9] Сочетание эстетики киберпанка с напевами древних японских гимнов не оставило равнодушными многочисленных зрителей[10]. Песню «See You Everyday» на кантонском диалекте исполнила Фанг Ка Винг (Фан Цзяюн)[11].

Выпуск на видео[править | править код]

За два десятилетия аниме-фильм был хорошо представлен на видеоносителях. В августе 1996 года «Призрак в доспехах» занял первое место в хит-параде американского журнала Billboard. На 1997 год кассовые сборы составили 2,962,716 $[12]. К 2002 году продажи на VHS, LaserDisc и DVD превысили 1 млн копий[13].

В 2005 году вышло издание Ghost In The Shell: Special Edition на 2 DVD от Manga Entertainment. Соотношение было традиционным 1.85:1, а отличный звук без дефектов (английский и японский) представлен как Dolby Digital EX 5.1, так и DTS-ES 6.1. Диалоги хорошо слышны и понятны. Внутри упаковки находились открытка и плакат. Новое меню выглядело очень красиво и функционально по сравнению с первыми выпусками. Анаморфирование выдающееся, в некоторых местах изображение выглядит более чётко, чем раньше, хотя это и не является значительным улучшением. Цвета имеют много оттенков и не видятся тусклыми или приглушёнными. Детали заметны в тени. Недостаток заключался в том, что оставались пятна. Все дополнительные материалы представлены на втором диске. Они включали: два фильма о производстве — «Создание „Призрака в доспехах“» и компьютерной графике, интервью с режиссёром на японском языке с английскими субтитрами, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, досье персонажей, трейлеры, превью и ссылки издателя[14][15].

Читайте также:  Карпальный туннельный синдром операция отзывы

В Японии «Призрак в доспехах» выпускался на Blu-ray от Bandai Visual, причём несколько раз: в 2007, 2011 и 2017 годах[16]. В 2018 году появилась версия в 4K Ultra HD[17]. Формат — 1.85:1, звук — LPCM 2.0. В США и Канаде диски издавала Anchor Bay Entertainment в 2014 (к 25-летию манги) и 2016 годах[18]. В Великобритании этим занималась Manga Entertainment, выпуски 2014 и 2017 годов получили рейтинг 15[19]. Австралийская аттестационная комиссия для издания Madman Entertainment присвоила рейтинг M[20].

По поводу юбилейного издания 2014 года сайт DVD Talk подчеркнул: передача в оригинальном соотношении сторон 1,85:1 и разрешении 1080p вполне сносна, но есть несколько проблем, чего некоторые фанаты могут не заметить. Изображение широкоэкранное, и на правильно настроенных дисплеях это означает, что чёрные полосы окружают со всех сторон. Но здесь не ремастер, значит видео приемлемое. Уровни чёрного, детализация и контраст в целом хорошие, а цифровые недостатки, как правило, сводятся к минимуму. На самом деле, это приятное обновление с 480p. Английский звук DTS-HD Master Audio 5.1 громче и резче, чем более естественный и сбалансированный японский LPCM 2.0. Однако субтитры с британского и австралийского издания используют сленг, что запутывает и кажется бесполезным, проигрывая аудио. К диску прилагается буклет с несколькими короткими заметками, включая интервью с Мамору Осии. Других дополнительных материалов нет[21].

Что касается «Ghost in the Shell 2.0», то это был переделанный фильм в широкоэкранном формате 1,78:1 с компьютерной графикой и заново записанным звуком DTS-HD Master Audio 6.1 и LPCM 2.0[22]. Некоторые эффекты иногда конфликтуют с традиционной анимацией, что может раздражать поклонников оригинала, но выглядит это фантастически. В картине есть прекрасное чувство глубины и размерности. Цвета сильнее во всех отношениях, в то время как уровни чёрного приятны и насыщены. Для современной версии саундтрек оказался приглушён. В целом передача несколько противоречивого исходного материала была достойной. Чистый и мощный звук 6.1 стал отличной работой, объёмность подтверждают начальная сцена, в которой Мотоко падает за окно массивного небоскреба и открывает огонь, погоня за автомобилем и перестрелка, а также бой с танком в конце. Уровни очень хорошо сбалансированы, диалоги легко понять, и нет проблем с шипением или искажениями. Дополнительные материалы включали 25-минутный фильм о создании оригинальной версии на основе манги, интервью с режиссёром и другими сотрудниками, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, профили персонажей и трейлер[23].

Показы на телевидении[править | править код]

В 2007 году «Призрак в доспехах» транслировался на Первом канале, наряду с «Акирой», «Манускриптом ниндзя» и «Ходячим замком»[24]. Перед этим, 14 декабря, началась вечерняя передача Александра Гордона «Закрытый показ», продолжение которой перенесли на 15 декабря[25]. Впервые в цикле было представлено не отечественное игровое кино, а полнометражный фантастический аниме-фильм[26]. Вместо съёмочной группы присутствовали Валерий Корнеев («АнимеГид»), Дмитрий Федоткин (MC Entertainment), Борис Иванов, Василий Перфильев («Япония сегодня») и Хихус; «за» — Виктория Толстоганова, Наталья Вашко (2×2), Роман Волобуев, Александр Асмолов, Константин Бронзит; «против» — Михаил Веллер, Елизавета Скворцова, Виктор Славкин, Александр Ципко. Гордон заметил: фильм ему понравился, что на программе бывает крайне редко[27].

Влияние и критика[править | править код]

Metacritic дал 76 баллов из 100 на основании 14 рецензий[28]. На Rotten Tomatoes рейтинг составляет 96% c учётом 53 критических обзоров[29].

Джонатан Клементс и Хелен Маккарти в энциклопедии указали, что «Призрак в доспехах» является одним из лучших аниме в жанре киберпанк и обосновано претендует на такое звание. Это превосходный боевик, в отличие от многих других фильмов, которые на самом деле ничего подобного не достигли, он был действительно сделан для больших экранов, чего показывают и бюджет, и преданность делу. Идеальная экранизация для своеобразного режиссёра Осии, позволившая ему переиграть «Полицию будущего». Сценарист Ито искусно упростил оригинальную мангу, перейдя от напряжённого философствования к извращённому роману между Мотоко и Кукловодом. Музыка Кэндзи Каваи — призрачная церемония для двоих на тайном японском языке. Несмотря на довольно смутную репутацию в Японии, где фильм не особенно был известен за пределами поклонников научной фантастики, «Призрак в доспехах» пользуется неизменным зарубежным успехом как флагман для аниме после «Акиры»[30].

Читайте также:  Синдром выгорания у медицинских сестер

Елена Катасонова обратила внимание на то, что хотя режиссёр-философ Мамору Осии достаточно далеко отошёл от манги с её тонким юмором и сложным сюжетом, лента породила немало подражаний, в первую очередь в области визуальных решений. Возможно, именно поэтому аниме «Призрак в доспехах» стало одним из культовых в 1990-е годы, хотя большого коммерческого успеха в прокате не имело. Но ввиду небывалой популярности на домашнем видео фильм позже получил продолжение[31]. Борис Иванов также осветил этот аспект: в отличие от манги — футуристической антиутопии с характерным чёрным юмором, Осии, получив значительную финансовую поддержку с Запада, решил снять фильм, ориентированный на зарубежную аудиторию — гораздо более серьёзный и запутанный, демонстрирующий всё то, на что в техническом смысле способны японские аниматоры при адекватном финансировании. Сюжет потерял большую часть юмора оригинала, став мрачным, готическим, философским в жанре киберпанк. Проявив тщательность и скрупулёзность, авторы в точности воссоздали в рисованной графике детали, ранее возможные только в кино. Фильм был очень благосклонно принят западной аудиторией, но не стал особенно популярен в Японии — здешняя аудитория не привыкла обращать большое внимание на тщательность в анимации, а фанатов манги сильно задело то, как «варварски» режиссёр обошёлся с духом оригинала. Особую известность получила музыка популярного аниме-композитора Кэндзи Каваи, созданная на основе древних японских хоралов и органично передающая трагедию общества будущего[32].

Анимационный фильм оказал влияние на трилогию «Матрица», а также на сериал Джеймса Кэмерона «Тёмный ангел»[5]. Кэмерон сказал так: «Потрясающая работа спекулятивной фантастики». Согласно рецензии кинокритика Робби Коллина в The Daily Telegraph, спустя два десятилетия эти слова можно назвать пророческими. Одна из величайших анимационных сцен, когда-либо созданных — Кусанаги бродит по безымянному городу, в то время как окружающие её люди беззвучно перемещаются, загипнотизированные рекламой, подавленные дождём. Саундтрек выглядит как религиозный обряд. Такая глубокая и меланхоличная красота не менее существенна в XXI веке, как это было и раньше[33].

Ливия Монне из Монреальского университета[34] высказывала мнение, что аниме в плане визуального оформления и повествования напоминает «Бегущего по лезвию»[5]. Об этом также написал обозреватель The Washington Post Ричард Харрингтон, подчеркнув, что виртуозный «Призрак в доспехах» — триллер с кибер-технологиями, который намного опережает такие фильмы, как «Джонни-мнемоник». Мамору Осии и его команда создали уникальный мир. Технически он поражает сочетанием ручной и компьютерной анимации, оригинальным сюжетом и настроением благодаря Кэндзи Каваи[35].

Елена Самойлова отмечает возможную неточность перевода «Призрак в доспехах», предлагая заменить слово «призрак» на «дух», видя при этом в «доспехах» отражение тела человека как его физической, кибернетической стороны[36]. Ксения Аташева в статье журнала «Мир фантастики» раскрыла детали: на японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai, что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции». Американские издатели посчитали это недостаточно глубокомысленным и киберпанковским, взяв Ghost in the Shell, такое логичнее перевести на русский как «Дух в оболочке». Однако в России закрепилось поэтичное, хотя и бессмысленное название «Призрак в доспехах»[37].

Роджер Эберт в своём обзоре 1996 года поставил фильму 3 из 4 звёзд, назвав «Призрак в доспехах» слишком сложным и мрачным для широкой аудитории. Эберту понравились идеи фильма, визуальные эффекты и запоминающийся саундтрек. В оформлении фильма Эберт отмечает стилистику нуара. Критик рассматривает тенденцию аниме показывать сильных женщин в центре сюжета. При этом он цитирует ревью Film Quarterly о том, что быть наёмным работником в современной Японии настолько утомительно и бесчеловечно, что многие мужчины (составляющие большую часть аудитории аниме), проецируют на героинь свободу и власть и сопоставляют себя с ними[38].

Питер Брэдшоу в обзоре The Guardian дал 4 звезды из 5. С его точки зрения, этот головокружительный фильм объединяет триллер с насилием, отчуждением, техно порно и научной фантастикой. Спустя 25 лет аниме выглядит так же поразительно и таинственно, как и всегда. Это напоминает о том, какой редкостью по-прежнему остаётся анимация, предназначенная исключительно для взрослых. Кадр за кадром, «Призрак в доспехах» несёт тематику игрового боевика, хотя он и появился позднее, чем «Вспомнить всё», его визуальная смелость часто захватывает дух[39].

Сайт THEM Anime аналогично оценил на 4 звезды из 5, однако написал: репутация «Призрака в доспехах», как и «Акиры», немного преувеличена. Manga Entertainment разрекламировала его до такой степени, что казалось, будто это единственная вещь, которую компания продавала в США. Аниме, без сомнения, воспринимается многими людьми как классика. Сюжет довольно удачно сочетает правительственный заговор и философию, но не в стиле «Полиция будущего: Восстание», и ему не хватает глубины. «Неожиданный поворот» в конце не удивляет. Все персонажи в порядке, хотя Кусанаги иногда попадает в клише жёсткой неэмоциональной героини, но Бато замечательно справляется со своей незначительной ролью. Анимация гладкая и ровная, а искусство мрачное и резкое. Особенно выигрывают городские пейзажи и освещение, а также компьютерная графика. Саундтрек причудливый и запоминающийся. В общем, это хороший фильм, о котором поклонники долго говорят после просмотра[40].

Читайте также:  Синдром поражения печени у детей

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Production I.G> WORK LIST> Ghost in the Shell
  2. ↑ документальный фильм «Создавая „Матрицу“»
  3. Кирилл Размыслович. «Матрица»: как создавался культовый фильм. «Мир фантастики» (2 апреля 2016). Дата обращения 13 апреля 2020.
  4. Катасонова Е. Л. Мангамания (рус.) // Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2. — С. 70—81.
  5. 1 2 3 4 Choo, Kukhee. Visual Evolution across the Pacific: The Influence of Anime and Video Games on US Film Media (англ.) // Post Script : журнал. — 2009. — Vol. 28, no. 2.
  6. Борис Невский. «Призрак в доспехах» как идеальный киберпанк. 10 главных образов будущего. «Мир фантастики» (1 мая 2019). Дата обращения 13 апреля 2020.
  7. ↑ GHOST IN THE SHELL Original Soundtrack
  8. Ghost in the Shell [DVD]. DVD Extra: Production I.G. (1996).
  9. ↑ Penicka-Smith, Sarah: «Cyborg Songs for an Existential Crisis.» In: Anime and Philosophy. Wide Eyed Wonder. Hrsg. v. Josef Steiff und Tristan D. Tamplin. (Popular Culture and Philosophy, 47.) Chicago: Open Court, 2010, S. 261—274.
  10. Катасонова Е. Л. Мир популярной японской музыки (рус.) // Япония : ежегодник. — 2010. — С. 231.
  11. ↑ Kenji Kawai —– Ghost In The Shell (Original Soundtrack)
  12. ↑ Ghost in the Shell Kôkaku kidôtai
  13. ↑ 新シリーズ「攻殻機動隊 STAND ALONE COMPLEX」
  14. ↑ Ghost In The Shell: Special Edition Manga Entertainment (1995) / Region 1
  15. ↑ Ghost in the Shell Special Edition
  16. ↑ GHOST IN THE SHELL/攻殻機動隊
  17. ↑ 『GHOST IN THE SHELL/攻殻機動隊』 4Kリマスターセット (4K ULTRA HD Blu-ray&Blu-ray Disc 2枚組)
  18. ↑ Ghost in the Shell Blu-ray
  19. ↑ Ghost In The Shell — Manga Entertainment
  20. ↑ Ghost in the Shell (Blu-Ray)
  21. ↑ Ghost in the Shell: 25th Anniversary Edition (Blu-ray)
  22. ↑ Ghost in the Shell 2.0 Redux Blu-ray
  23. ↑ Ghost in the Shell 2.0 (Blu-ray)
  24. ↑ Анимационный фильм Призрак в доспехах
  25. ↑ Телепрограмма на пятницу, 14 декабря 2007 года
  26. ↑ Смотрите телевизор
  27. ↑ Закрытый показ — Призрак в доспехах 1/5
  28. ↑ Ghost in the Shell
  29. ↑ Ghost in the Shell (1995)
  30. ↑ Clements J., McCarthy H., 2006, p. 228, 230.
  31. ↑ Катасонова, 2012, с. 107, 119.
  32. ↑ Иванов Б. А., 2002.
  33. Robbie Collin. Ghost in the Shell, review: ‘a work of profound and melancholic beauty’ (англ.), The Daily Telegraph (26 September 2014). Дата обращения 12 апреля 2020.
  34. ↑ Monnet Rodica-Livia — Répertoire du département — Département de littératures et de langues du monde — Université de Montréal
  35. Richard Harrington. GHOST’: VIRTUALLY VIVID (англ.), The Washington Post (29 March 1996). Дата обращения 11 апреля 2020.
  36. Самойлова Е. О. Семиотика киберпространства в жанрах аниме (рус.) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства : сетевой журнал. — 2012. — № 3. — С. 161—163.
  37. Ксения Аташева. Мир и персонажи аниме «Призрак в доспехах». «Мир фантастики» (27 марта 2017). Дата обращения 13 апреля 2020.
  38. Roger Ebert. Ghost In The Shell (англ.), RogerEbert.com (12 April 1996). Дата обращения 11 апреля 2020.
  39. Peter Bradshaw. Ghost in the Shell review — a rare slice of adult animation fantasy (англ.), The Guardian (25 September 2014). Дата обращения 12 апреля 2020.
  40. Raphael See. Ghost in the Shell (англ.). T.H.E.M. Anime. Дата обращения 13 апреля 2020.

Литература[править | править код]

  • Brenner, Robin E. Understanding Manga and Anime. — Greenwood Publishing Group, 2007. — 356 p. — ISBN 978-0-31-309448-4.
  • Clements J., McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917. — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: Stone Bridge Press, 2006. — P. 228, 230. — ISBN 978-1933330105.
  • Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2002. — 336 с. — ISBN 5-901631-01-3.
  • Катасонова, Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах : Очерки современной японской массовой культуры / Е. Л. Катасонова. — М. : Восточная литература РАН, 2012. — 357 с. — ISBN 978-5-02-036522-3.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт фильма (англ.)
  • Аниме «Ghost in the Shell (movie)» (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
  • Аниме «Ghost in the Shell (movie)» (англ.) в базе данных AniDB

Саундтрек

  • Ghost in the Shell (англ.) на сайте MusicBrainz
  • Ghost in the Shell (англ.) на сайте MusicBrainz

Источник