Признаки синдромов нарушенного сознания сформулировал

Признаки синдромов нарушенного сознания сформулировал thumbnail

В уголовном процессе эти состояния наиболее часто возникают при необходимости судебно-психиатрической оценки острого периода черепно-мозговой травмы. Непосредственно после получения травмы у больных отмечается потеря сознания, которое в зависимости от степени ее тяжести может продолжаться от нескольких минут и часов до нескольких недель. Глубина нарушенного сознания также может быть различной: оглушенность, сопор, кома. При нетяжелых черепно-мозговых травмах потеря сознания непродолжительна и сознание нарушено в форме оглушенности. Больные плохо ориентированы в обстановке, вялы, заторможены, сонливы, контакт с ними затруднен, они односложно отвечают на вопросы. Эти проявления сопровождаются общемозговыми симптомами: головной болью, головокружением, тошнотой, рвотой. При более тяжелых травмах нарушение (угнетение) сознания может достигать сопора и комы. Это выражается в полном отсутствии контакта с больным. Период потери сознания амнезируется, могут также забываться события после травмы (антероградная амнезия) и события, предшествовавшие получению травмы (ретроградная амнезия). Последнее имеет судебно-психиатрическое значение, поскольку больной не может вспомнить обстоятельства получения черепно-мозговой травмы. Амнестические нарушения со временем (как правило, в течение полугода) могут частично подвергаться обратному развитию и появляться фрагментарные воспоминания.

Судебно-психиатрическая оценка острого периода черепно-мозговой травмы является наиболее сложной, поскольку клиническая картина восстанавливается по описанию больным своего состояния непосредственно в период получения травмы, по данным медицинской документации, показаниям свидетелей. С учетом ретро-антероградной амнезии обычно сведения, первоначально сообщенные больным, оказываются весьма скудными. При легких и средней тяжести травмах больные могут совершать противоправные действия на фоне неглубокого помрачения сознания. Действия подэкспертных могут носить внешне целенаправленный характер, а движения быть скоординированными. Тем не менее в этот период, по словам свидетелей, у такого субъекта может отмечаться растерянное выражение лица, отсутствие адекватного речевого контакта, дезориентировка в окружающем. С учетом дальнейшей ретро-антероградной амнезии это будет свидетельствовать о нарушении сознания в форме оглушения. Подобные состояния соответствуют понятию «временное психическое расстройство» медицинского критерия формулы невменяемости и свидетельствуют о неспособности лица во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. При полном обратном развитии психических нарушений в случае необходимости больным может быть рекомендовано амбулаторное принудительное наблюдение. Если имеются стойкие признаки органического поражения головного мозга (повторяющиеся состояния нарушенного сознания, выраженное интеллектуально-мнестическое снижение, поведенческие расстройства с агрессивными проявлениями), больные должны направляться на принудительное лечение в психиатрический стационар.

Одним из наиболее сложных видов СПЭ является оценка психического состояния лиц при совершении дорожно-транспортных происшествий. Лица, попавшие в автоаварии, часто переносят тяжелые черепно-мозговые травмы, сопровождающиеся нарушениями сознания и амнезией. Судебно-психиатрическая оценка психического состояния лица, по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие, может быть различной. Подэкспертный может быть признан вменяемым в отношении правонарушения, предусмотренного ст. 264 УК («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), если в момент автоаварии у него не отмечалось какого-либо временного психического расстройства. В то же время, если подэкспертный в момент ДТП получил черепно-мозговую травму и, находясь в состоянии оглушения, совершил грубое нарушение общественного порядка, например оказал сопротивление представителю власти (ст. 213 УК), он может быть признан невменяемым в отношении данного правонарушения.

Большое значение имеет оценка психического состояния при экспертизе потерпевших, перенесших черепно-мозговую травму в криминальной ситуации. Состояние нарушенного сознания и последующая антеро-ретроградная амнезия могут, с одной стороны, лишать их способности оказывать сопротивление в период совершения в отношении них противоправных действий, а с другой — определяют их неспособность давать показания, имеющие значение для дела, касающиеся юридически значимого периода (при возможной сохранности такой способности в отношении всех остальных событий). При этом помимо оценки возможности потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, возможности правильно понимать характер и значение совершенных в отношении них противоправных действий и способности оказывать сопротивление оценивается также возможность участвовать в судебноследственных действиях. Кроме того, в отношении таких лиц комплексной комиссией с представителем судебно-медицинской экспертизы решается вопрос о тяжести телесных повреждений в результате перенесенной черепно-мозговой травмы.

Нередко с необходимостью оценки состояний нарушенного сознания приходится сталкиваться в гражданском процессе. Особенно это касается гражданских дел о признании недействительными завещаний при производстве посмертных СПЭ.

У больных при острых нарушениях мозгового кровообращения, онкологической патологии, тяжелых инфекционных заболеваниях, лекарственных интоксикациях могут возникать состояния нарушенного сознания. Часто встречаются состояния оглушения различной степени выраженности. Больные безучастны, не сразу воспринимают задаваемые им вопросы и способны осмыслить лишь самые простые из них, мышление замедленно, затруднено и обеднено, ответы односложны и однообразны. Отмечается нарушение способности к запоминанию и воспроизведению. При состоянии спутанности наряду с легкой оглушенностью (обнубиляцией) отмечаются выраженная неустойчивость внимания, фрагментарность восприятия и бессвязность мышления, дезориентировка во времени и месте, снижение памяти.

Проявления состояний спутанности усиливаются в ночное время. Продолжительность их варьирует в широких пределах — от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Состояния спутанности, как правило, возникают у пожилых лиц.

Читайте также:  Как сдают анализ антифосфолипидный синдром

Диагностика состояния расстроенного сознания определяет экспертное решение о неспособности лица понимать значение своих действий и руководить ими при заключении сделки. Трудности экспертной оценки связаны с тем, что экспертное заключение выносится ретроспективно по данным медицинской документации и материалам гражданского дела. Кроме того, нарушения сознания могут иметь «мерцающий» характер в зависимости от времени суток, введения лекарственных препаратов и пр. Поэтому решающее значение приобретают врачебные записи с описанием состояния лица в период, максимально приближенный к моменту заключения сделки. Экспертное решение может основываться только на описании психического состояния подэкспертного, особенностей его поведения, ориентировки, речевой продукции в юридически значимой ситуации. Само по себе заболевание, которое может приводить к состояниям расстроенного сознания, не является достаточным основанием вынесения экспертного решения о неспособности лица понимать значение своих действий и руководить ими при заключении сделки.

Источник

Ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ êðèòåðèåâ íàðóøåííîãî ñîçíàíèÿ. Àëëî- è àóòîïñèõè÷åñêàÿ äåçîðèåíòèðîâêà ëè÷íîñòè â ïðîñòðàíñòâå. Ôðàãìåíòàðíîñòü ìûøëåíèÿ, âûðàæàþùàÿñÿ â èçìåíåíèè ðå÷è (áåññâÿçíîñòü ðàçãîâîðà). Ñèíäðîìû âûêëþ÷åíèÿ, ïîìðà÷åíèÿ è ñóæåíèÿ ñîçíàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÃÁÎÓ ÂÏÎ Ñèáèðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò

Ìèíèñòåðñòâà çäðàâîîõðàíåíèÿ ÐÔ

Ðåôåðàò:

Ðàññòðîéñòâà ñîçíàíèÿ

1. Êðèòåðèè íàðóøåííîãî ñîçíàíèÿ

Ê. ßñïåðñ (1923) ñôîðìóëèðîâàë ïðèçíàêè íàðóøåííîãî ñîçíàíèÿ:

1. Àëëî- è àóòîïñèõè÷åñêàÿ äåçîðèåíòèðîâêà.

2. Ôðàãìåíòàðíîñòü ìûøëåíèÿ, âûðàæàþùàÿñÿ â èçìåíåíèè ðå÷è (ðàçîðâàííîñòü, áåññâÿçíîñòü).

3. Ïîëíàÿ èëè ÷àñòè÷íàÿ àìíåçèÿ áîëåçíåííîãî ïåðèîäà.

4. Îòðåøåííîñòü îò ðåàëüíûõ ñîáûòèé, íåïðàâèëüíîå èõ òîëêîâàíèå (èëëþçèè, ëîæíûå óçíàâàíèÿ ñ áðåäîâîé èíòåðïðåòàöèåé ïðîèñõîäÿùåãî).

Ïîä îòðåøåííîñòüþ îò îêðóæàþùåãî ìèðà ñëåäóåò ïîíèìàòü óòðàòó ñïîñîáíîñòè âîñïðèíèìàòü ïðîèñõîäÿùèå ñîáûòèÿ, àíàëèçèðîâàòü, èñïîëüçîâàòü ïðîøëûé îïûò è äåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå âûâîäû, ò.å. íàðóøåíèå àíàëèçà è ñèíòåçà ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèé. Ïðè âñåõ ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèÿõ èìååò ìåñòî èçìåíåííîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî, îñîáåííî â ñëó÷àÿõ ãàëëþöèíàòîðíûõ è áðåäîâûõ ðàññòðîéñòâ. Îäíàêî äëÿ ñîñòîÿíèè íàðóøåííîãî ñîçíàíèÿ áîëåå õàðàêòåðíû íàðóøåíèÿ âîñïðèÿòèÿ, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íåòî÷íîñòüþ, ôðàãìåíòàðíîñòüþ, áåñïîðÿäî÷íîñòüþ è áåññâÿçíîñòüþ îòðàæåíèÿ ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèé. Äëÿ íàðóøåííîãî ñîçíàíèÿ õàðàêòåðíû ðàçëè÷íûå âàðèàíòû äåçîðèåíòèðîâêè. Ïîä äåçîðèåíòèðîâêîé ïîíèìàþò íàðóøåíèå îðèåíòèðîâêè â îêðóæàþùåì, âî âðåìåíè è ïî îòíîøåíèþ ê ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè. Äåçîðèåíòèðîâêà, îñîáåííî âî âðåìåíè è ìåñòå, íàáëþäàåòñÿ ïðè ñèíäðîìå Êîðñàêîâà. Îäíàêî íàðÿäó ñ ãðóáîé äåçîðèåíòèðîâêîé âî âðåìåíè òàêèå áîëüíûå ìîãóò îáíàðóæèòü ñïîñîáíîñòè òîíêî àíàëèçèðîâàòü ñèòóàöèþ, èñïîëüçîâàòü çàïàñû ïðîøëûõ ñâåäåíèé è äåëàòü ïðàâèëüíûå âûâîäû. Ïðè ãðóáîé äåçîðèåíòèðîâêå âî âðåìåíè è ìåñòå ó áîëüíîãî ñîõðàíåíà ñïîñîáíîñòü âîñïðèíèìàòü ïðîèñõîäÿùåå, èñïîëüçîâàòü ïðîøëûé îïûò è äåëàòü ñîîòâåòñòâóþùèå âûâîäû, ò.å. àíàëèç è ñèíòåç íå íàðóøåíû. Àìíåçèÿ ìîæåò áûòü òîòàëüíîé è ìîæåò êàñàòüñÿ òîëüêî îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèé, íàïðèìåð áîëüíîé íå ìîæåò âñïîìíèòü ðåàëüíûå ñîáûòèÿ, íî ïîìíèò íåêîòîðûå áîëåçíåííûå ïåðåæèâàíèÿ, êàê ýòî íàáëþäàåòñÿ ïðè äåëèðèè.

2. Ñèíäðîìû âûêëþ÷åíèÿ ñîçíàíèÿ

Ê ñèíäðîìàì âûêëþ÷åíèÿ ñîçíàíèÿ îòíîñÿò ñîñòîÿíèÿ îãëóøåííîñòè, ñîïîðà è êîìû.

Îãëóøåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ äâóìÿ îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè: ïîâûøåíèåì ïîðîãà êî âñåì ðàçäðàæèòåëÿì è îáåäíåíèåì ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ñâÿçè ñ ýòèì áîëüíûå îòâå÷àþò íà âîïðîñû, çàäàâàåìûå òîëüêî ãðîìêèì ãîëîñîì è íàñòîé÷èâî. Îòâåòû îáû÷íî îäíîñëîæíû, íåòî÷íàÿ îðèåíòèðîâêà â îêðóæàþùåì, «ìèìîãîâîðåíèå». Ïîâûøåí ïîðîã è ê äðóãèì ðàçäðàæèòåëÿì: áîëüíûå íå æàëóþòñÿ íà øóì, íåóäîáíóþ, ìîêðóþ ïîñòåëü, íå ÷óâñòâóþò ñëèøêîì ãîðÿ÷åé ãðåëêè è ò.ä., íå ðåàãèðóþò íà äðóãèå íåóäîáñòâà. Îáû÷íî ïîä÷åðêèâàþò, ÷òî âûðàæåíèå ëèöà òàêèõ áîëüíûõ èìåííî òóïîå, îíî íå âûðàæàåò íèêàêèõ ýìîöèé. Ïñèõè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îáåäíåíà, ìûñëåé è âîñïîìèíàíèé ìàëî, ñíîâèäåíèé íåò, æåëàíèÿ îòñóòñòâóþò, äâèæåíèÿ ñêóäíû. Ïðîäóêòèâíîé ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè îáû÷íî íå âûÿâëÿåòñÿ. Ãðóáàÿ îðèåíòèðîâêà ñîõðàíåíà, íî áîëåå òîíêàÿ è äèôôåðåíöèðîâàííàÿ íàðóøåíà. Ïîñëå âûõîäà èç ñîñòîÿíèÿ îãëóøåíèÿ ó áîëüíîãî â ïàìÿòè ñîõðàíÿþòñÿ îòäåëüíûå ôðàãìåíòû èìåâøåé ìåñòî ñèòóàöèè. Òàê, áîëüíîé â ñîñòîÿíèè îãëóøåíèÿ â ïðîöåññå ëå÷åíèÿ èíñóëèíîâûìè êîìàìè ïîñëå êóïèðîâàíèÿ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ãîâîðèë âðà÷ó: «ß ïîìíþ, Âû êî ìíå ïîäõîäèëè, ÷òî-òî ñïðàøèâàëè, íî ÷òî íå ïîìíþ». Îãëóøåííîñòü ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì òÿæåëîãî ïîðàæåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è íàáëþäàåòñÿ ïðè èíòîêñèêàöèÿõ, ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâìàõ è ïðè îáúåìíûõ ïðîöåññàõ (îïóõîëè, ãóììû, êèñòû).

Ñîïîð ñîñòîÿíèå, ñëåäóþùåå ïî òÿæåñòè çà îãëóøåíèåì. Ïðè íåì ñîõðàíÿþòñÿ ïðîñòûå ïñèõè÷åñêèå ðåàêöèè íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ: áîëüíîé îòäåðãèâàåò ðóêó ïðè óêîëå, íà ãðîìêèé çâóê îòêðûâàåò ãëàçà, ïîâîðà÷èâàåò ãîëîâó. Ó íåãî ñîõðàíÿþòñÿ çðà÷êîâûå, êîðíåàëüíûå è êîíúþíêòèâàëüíûå ðåàêöèè.

Êîìà õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîëíûì óãíåòåíèåì ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îòñóòñòâèåì çðà÷êîâûõ è äðóãèõ ðåôëåêñîâ, ïîÿâëåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ðåôëåêñîâ.(Êîìû áûâàþò: Ïå÷åíî÷íàÿ, ïî÷å÷íàÿ, äèàáåòè÷åñêàÿ, øîêîâàÿ, òðàâìàòè÷åñêàÿ, èíôåêöèîííàÿ).

3. Ñèíäðîìû ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ

Äåëèðèé èëëþçîðíî-ãàëëþöèíàòîðíîå ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ: ïîíèæåíèåì ïîðîãà êî âñåì ðàçäðàæèòåëÿì, áîãàòñòâîì ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêè (èëëþçîðíî-ãàëëþöèíàòîðíîé ñ âîçáóæäåíèåì). Íà÷àëî äåëèðèîçíîãî ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ èçìåíåíèåì âîñïðèÿòèÿ îêðóæàþùåãî. Ðàçäðàæèòåëè, êîòîðûå ðàíåå íå ìåøàëè áîëüíîìó, íà÷èíàþò èì âîñïðèíèìàòüñÿ êàê áîëåå ñèëüíûå è ðàçäðàæàþùèå. Òàê, áîëüíîé ñ ñîìàòîãåííîé èíòîêñèêàöèåé, íàïðèìåð, ïðè ðàçðåøåíèè ïíåâìîíèè, íà÷èíàåò æàëîâàòüñÿ, ÷òî â êîðèäîðå ñëèøêîì ãðîìêî ãîâîðèò ïåðñîíàë, òîïàþò, ñòó÷àò ëîæêàìè è òàðåëêàìè ïðè ðàçäà÷å ïèùè, åìó íà÷èíàåò ìåøàòü ñâåò ôîíàðÿ ñ óëèöû, ïîñòåëü êàæåòñÿ ñëèøêîì æåñòêîé, áåëüå ãðóáûì è ò.ä. Çàòåì ïîÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ñíà, âîçíèêàþò ãèïíàãîãè÷åñêèå ãàëëþöèíàöèè, èç-çà êîòîðûõ áîëüíîé íå ìîæåò óñíóòü. Ïåðåä çàñûïàíèåì íà òåìíîì ôîíå åìó âèäÿòñÿ ñòðàøíûå ðîæè, êóñêè òåë, ðàçëè÷íûå ÷óäîâèùà. Áîëüíîé â ñòðàõå îòêðûâàåò ãëàçà, íî, êàê òîëüêî çàêðûâàåò, ñíîâà âèäèò ñòðàøíûå êàðòèíû. Ïî óòðàì ýòè ñòðàõè êàæóòñÿ íåðåàëüíûìè è ñìåøíûìè, ïîýòîìó áîëüíîé ñòåñíÿåòñÿ î íèõ ðàññêàçàòü âðà÷ó. Íà ñëåäóþùåì ýòàïå, îáû÷íî âå÷åðîì, ïîÿâëÿþòñÿ ïàðýéäîëè÷åñêèå èëëþçèè.  èãðå ñâåòîòåíåé, íà óçîðàõ îáîåâ, íà ïîëó âèäÿòñÿ ðàçëè÷íûå êàðòèíû, ïîäâèæíûå, ÷àñòî ìåíÿþùèåñÿ è èñ÷åçàþùèå ïðè ÿðêîì îñâåùåíèè. Çàòåì ïîÿâëÿþòñÿ çðèòåëüíûå ãàëëþöèíàöèè, èíîãäà êàê ïðîäîëæåíèå ïàðýéäîëè÷åñêèõ èëëþçèé. Òàê, áîëüíîìó â óçîðàõ êîâðà âèäÿòñÿ ãîëîâêè êîòÿò, êîòîðûå êèâàþò â ðàçíûå ñòîðîíû, çàòåì êîòÿòà «âûïðûãèâàþò» èç êîâðà è íà÷èíàþò «áåãàòü ïî êðîâàòè».  ýòî âðåìÿ áîëüíîé íå òîëüêî âèäèò èõ, íî è íà÷èíàåò ÷óâñòâîâàòü, êàê îíè êîãòÿìè öàðàïàþò åìó ðóêè, ò.å. ïîÿâëÿþòñÿ òàêòèëüíûå ãàëëþöèíàöèè. Çðèòåëüíûå ãàëëþöèíàöèè âíà÷àëå åäèíè÷íûå, ôðàãìåíòàðíûå, çàòåì ìíîæåñòâåííûå, ñöåíîïîäîáíûå. Ê çðèòåëüíûì ãàëëþöèíàöèÿì ïðèñîåäèíÿþòñÿ òàêòèëüíûå è ñëóõîâûå. Ýòè ãàëëþöèíàöèè èñòèííûå. Êðèòè÷åñêîå îòíîøåíèå îòñóòñòâóåò, ãàëëþöèíàòîðíûå îáðàçû âîñïðèíèìàþòñÿ êàê ðåàëüíûå, è ïîâåäåíèå áîëüíîãî ñîîòâåòñòâóåò ãàëëþöèíàöèÿì. Ïðè óñòðàøàþùèõ ãàëëþöèíàöèÿõ áîëüíîé èñïûòûâàåò ñòðàõ, ñïàñàåòñÿ áåãñòâîì, âñòóïàåò â áîðüáó, ïðè èíäèôôåðåíòíûõ èëè «çàâëåêàòåëüíûõ» âñìàòðèâàåòñÿ ñ èíòåðåñîì, ñìååòñÿ è ò.ä. Âîñïðèÿòèå ðåàëüíûõ ñîáûòèé è èõ îöåíêà íàðóøåíû. Îðèåíòèðîâêà ëîæíàÿ, áîëüíîé ñ÷èòàåò, ÷òî îí íàõîäèòñÿ â äðóãîé ñèòóàöèè, â äðóãîì ãîðîäå, íà ðàáîòå ñ ñîáóòûëüíèêàìè, îêðóæåí âðàãàìè è ò.ä. Âîñïîìèíàíèÿ î ðåàëüíûõ ñîáûòèÿõ ôðàãìåíòàðíû èëè îòñóòñòâóþò âîâñå. Áîëüíîé íå ïîìíèò, êàê ïîñòóïèë â áîëüíèöó, ÷òî ïðåäøåñòâîâàëî ýòîìó, êàê ïðèõîäèë âðà÷, êàê îí åõàë â áîëüíèöó, îäíàêî ïîìíèò, ÷òî â êâàðòèðó ðâàëèñü «áàíäèòû», îò êîòîðûõ îí îáîðîíÿëñÿ: ñïàñàëñÿ áåãñòâîì. Êðèòèêà ê ãàëëþöèíàöèÿì âîññòàíàâëèâàåòñÿ ïîñòåïåííî. Ïðè äåëèðèîçíîì ñîñòîÿíèè ìîãóò áûòü ñâåòëûå ïðîìåæóòêè, êîãäà íà êîðîòêèé ïåðèîä ñîçíàíèå ïðîÿñíÿåòñÿ. Ýòî ÷àùå íàáëþäàåòñÿ â óòðåííèå ÷àñû èëè ïðè àêòèâíîì ïðèâëå÷åíèè âíèìàíèÿ áîëüíîãî, ïðè ðàçãîâîðå ñ íèì. Îñòàâëåííûé â ïîêîå, îí ñíîâà íà÷èíàåò ãàëëþöèíèðîâàòü. Äåëèðèé îáû÷íî ïðîõîäèò ïîñëå äëèòåëüíîãî ñíà (16—18 ÷), íî ê ñëåäóþùåé íî÷è âîçìîæíû ðåöèäèâû ãàëëþöèíàòîðíûõ ïåðåæèâàíèè. Âûäåëÿþò íåñêîëüêî ðàçíîâèäíîñòåé äåëèðèÿ: íåðàçâåðíóòûé, èëè àáîðòèâíûé, ïðè êîòîðîì íàáëþäàþòñÿ èëëþçèè è ãàëëþöèíàöèè, íî îðèåíòèðîâêà ñîõðàíÿåòñÿ, äëèòåëüíîñòü ýòîãî ïåðèîäà äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ. Íàèáîëåå òÿæåëûìè âàðèàíòàìè äåëèðèÿ ÿâëÿþòñÿ ìóñèòèðóþùèé (áîðìî÷óùèé) è ïðîôåññèîíàëüíûé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ãëóáîêèì ïîìðà÷åíèåì ñîçíàíèÿ. Ïðè ìóñèòèðóþùåì äåëèðèè íàáëþäàåòñÿ áåñïîðÿäî÷íîå, õàîòè÷åñêîå âîçáóæäåíèå, îáû÷íî â ïðåäåëàõ ïîñòåëè, ðå÷ü áåññâÿçíàÿ, áîðìî÷óùàÿ ñ âûêðèêèâàíèåì îòäåëüíûõ ñëîâ èëè ñëîãîâ. ×àñòî èìåþò ìåñòî áåññìûñëåííûå õâàòàòåëüíûå äâèæåíèÿ, áîëüíîé òåðåáèò îäåæäó, ïðîñòûíþ, «îáèðàåòñÿ». Ïðè ïðîôåññèîíàëüíîì äåëèðèè ó áîëüíîãî íàáëþäàþòñÿ àâòîìàòèçèðîâàííûå äâèãàòåëüíûå äåéñòâèÿ: îí çàáèâàåò íåñóùåñòâóþùèå ãâîçäè, ñòðîãàåò, ïèëèò è ò.ä. Ãàëëþöèíàòîðíûå ïåðåæèâàíèÿ ìåíåå îò÷åòëèâû è áîëåå ñòåðåîòèïíû. Äåëèðèîçíûå ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ íàáëþäàþòñÿ ïðè õðîíè÷åñêèõ èíòîêñèêàöèÿõ, èíôåêöèîííûõ è ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, èíòîêñèêàöèè ïðè îæîãîâîé áîëåçíè, ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâìàõ è äðóãèõ îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà. Îíåéðîèäíîå ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ (îíåéðîèä, ñíîâèäíîå, ãðåçîïîäîáíîå). Îíåéðîèä ýòî ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ ñ íàïëûâîì íåïðîèçâîëüíî âîçíèêàþùèõ ôàíòàñòè÷åñêèõ ñíîâèäíî-áðåäîâûõ ïðåäñòàâëåíèé â âèäå çàêîí÷åííûõ ïî ñîäåðæàíèþ êàðòèí, ñëåäóþùèõ â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè è îáðàçóþùèõ åäèíîå öåëîå. Ýòî ñîñòîÿíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé îòðåøåííîñòüþ îò îêðóæàþùåãî, ðàññòðîéñòâîì ñàìîñîçíàíèÿ, äåïðåññèâíûì èëè ìàíèàêàëüíûì àôôåêòîì, ïðèçíàêàìè êàòàòîíèè, ñîõðàíåíèåì â ñîçíàíèè ñîäåðæàíèÿ ïåðåæèâàíèé ïðè àìíåçèè íà îêðóæàþùèå ñîáûòèÿ. Åñëè íåïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå áîëüíîãî â ñîñòîÿíèè äåëèðèîçà íå çàìåòèòü íåëüçÿ, òî îíåéðîèäíîå ñîñòîÿíèå ñîçíàíèÿ ÷àñòî ïðîñìàòðèâàåòñÿ, òàê êàê íàáëþäàåòñÿ íåñîîòâåòñòâèå ìåæäó ôàíòàñòè÷åñêèìè ïåðåæèâàíèÿìè è ïîâåäåíèåì áîëüíîãî. Íà ïåðâûõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ îíåéðîèäà íàáëþäàþòñÿ íàðóøåíèÿ ñíà, çàòåì áðåä èíñöåíèðîâêè: âñå âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ñïåöèàëüíî ïîäñòðîåííîå, êàê áóäòî áû äëÿ áîëüíîãî ñïåöèàëüíî ðàçûãðûâàþòñÿ ñöåíû.  ýòîì ïåðèîäå èìååò ìåñòî äâîéíàÿ îðèåíòèðîâêà; áîëüíîé æèâåò êàê áû â äâóõ ìèðàõ, äâóõ ïëàíàõ, â ðåàëüíîé ñèòóàöèè è äðóãîé âûìûøëåííîé, ôàíòàñòè÷åñêîé. Ïðè ýòîì ñîáûòèÿ ïðè÷óäëèâî ïåðåïëåòàþòñÿ â ñîçíàíèè. Áîëüíîé ìîæåò ãîâîðèòü, ÷òî, ñ îäíîé ñòîðîíû, îí ïîíèìàåò, ÷òî íàõîäèòñÿ â áîëüíèöå, íî ñ äðóãîé äóìàåò, ÷òî ýòî íå áîëüíèöà, à ñïåöèàëüíûé «öåíòð ïî ïîäãîòîâêå êîñìîíàâòîâ», êîñìè÷åñêàÿ ñòàíöèÿ èëè åùå ÷òî-òî íåîáû÷íîå è ôàíòàñòè÷åñêîå.  ýòî âðåìÿ íàáëþäàþòñÿ ñèìïòîìû ïîëîæèòåëüíîãî è îòðèöàòåëüíîãî äâîéíèêà. Ëèöà âîñïðèíèìàþòñÿ íå êàê ðåàëüíûå, à êàê ïîäñòàâíûå, èãðàþùèå èíóþ ðîëü ñïåöèàëüíî äëÿ áîëüíîãî.  ïîñëåäóþùåì íà÷èíàåò íàðàñòàòü ôàíòàñòè÷åñêàÿ áðåäîâàÿ ñèìïòîìàòèêà. ×àñòî ó áîëüíûõ èìååòñÿ óáåæäåíèå â èñêëþ÷èòåëüíîñòè ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ïðåäíàçíà÷åíèÿ: îíè ïðèçâàíû ñïàñòè ïëàíåòó, öèâèëèçàöèþ, ñîçäàòü íîâîå îáùåñòâî, ñäåëàòü ëþäåé ñ÷àñòëèâûìè, çàùèòèòü íàøó çåìëþ îò âðàãîâ, èíîãäà îùóùàþò ñåáÿ â öåíòðå áîðüáû äîáðà ñî çëîì (ìàíèõåéñêèé áðåä). Áîëüíûå âèäÿò ñåáÿ â äðóãèõ ìèðàõ, íà äðóãèõ ïëàíåòàõ, â àäó, â ðàþ, ñ ïîìîùüþ ìàøèíû âðåìåíè ïåðåíîñÿòñÿ â áóäóùåå èëè äàëåêîå ïðîøëîå. Ôàíòàñòè÷åñêîå ïðè÷óäëèâûì îáðàçîì ïåðåïëåòàåòñÿ ñ ðåàëüíûìè ñîáûòèÿìè. Ïîâåäåíèå áîëüíûõ íå ñîîòâåòñòâóåò èõ ïåðåæèâàíèÿì. Áîëüíûå ëåæàò â ïîñòåëè â ñóáñòóïîðîçíîì ñîñòîÿíèè, èíîãäà èìååò ìåñòî âîñêîâàÿ ãèáêîñòü. Íåêîòîðûå áîëüíûå áðîäÿò ïî îòäåëåíèþ ñ «çà÷àðîâàííîé óëûáêîé», êîíòàêò ñ îêðóæàþùèìè áûâàåò íîðìàëüíûì, îòâåòû ÷àùå îäíîñëîæíûå, íî èíîãäà óäàåòñÿ âûÿâèòü íåêîòîðûå ôàíòàñòè÷åñêèå ïåðåæèâàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, äëÿ îíåéðîèäà õàðàêòåðíà îòðåøåííîñòü îò îêðóæàþùåãî ìèðà ñ ïîãðóæåíèåì â ôàíòàñòè÷åñêèå áðåäîâûå ïåðåæèâàíèÿ, äâîéíàÿ îðèåíòèðîâêà, èñêëþ÷èòåëüíîñòü ñîáñòâåííîé ìèññèè, íåñîîòâåòñòâèå ïåðåæèâàíèé è ïîâåäåíèÿ áîëüíîãî. Îíåèðîèä ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ íåñêîëüêî íåäåëü.  ïàìÿòè áîëüíûõ îáû÷íî ñîõðàíÿþòñÿ ôàíòàñòè÷åñêèå ïåðåæèâàíèÿ, î ðåàëüíûõ ñîáûòèÿõ âîñïîìèíàíèÿ ÷àùå îòñóòñòâóþò èëè áîëüíîé ïîìíèò îòäåëüíûå ôðàãìåíòû.  ðÿäå ñëó÷àåâ íàáëþäàþòñÿ íåïðîèçâîëüíûå ôàíòàñòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î êîñìè÷åñêèõ ïîëåòàõ, âîéíàõ, ïóòåøåñòâèÿõ, íå ñîïðîâîæäàþùèåñÿ äåçîðèåíòèðîâêîé (îðèåíòèðîâàííûé îíåèðîèä). Îíåéðîèäíîå ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ íàáëþäàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, ïðè ïðèñòóïîîáðàçíîé øèçîôðåíèè è çíà÷èòåëüíî ðåæå ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ.

Àìåíöèÿ àìåíòèâíîå ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ (îò ëàò. amentia áåçóìèå), õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàñòåðÿííîñòüþ ñ àôôåêòîì íåäîóìåíèÿ è èíêîãåðåíöèåé (àññîöèàòèâíàÿ áåññâÿçíîñòü) è ïðîÿâëÿåòñÿ â íåâîçìîæíîñòè â öåëîì âîñïðèíèìàòü ïðîèñõîäÿùèå ñîáûòèÿ, óëàâëèâàòü ñâÿçü ìåæäó ïðåäìåòàìè è ÿâëåíèÿìè. Áîëüíûå ñõâàòûâàþò îòäåëüíûå ôðàãìåíòû ñèòóàöèè è íå ìîãóò ñâÿçàòü èõ â åäèíîå öåëîå. Ðå÷ü áîëüíîãî áåññâÿçíà, áîëüíûå ïðîèçíîñÿò áåññìûñëåííûé íàáîð ñëîâ, íîñÿùèé ÷àñòî îáûäåííûé õàðàêòåð, íàáëþäàþòñÿ ïåðñåâåðàöèè, áðåäîâûå èäåè ëèáî îòñóòñòâóþò, ëèáî îòðûâî÷íû, àôôåêò íåóñòîé÷èâ, õàðàêòåðíî áåñïîðÿäî÷íîå äâèãàòåëüíîå âîçáóæäåíèå ñ õîðåîïîäîáíûìè ãèïåðêèíåçàìè. Íàáëþäàåòñÿ ãðóáàÿ äåçîðèåíòèðîâêà âìåñòå, âðåìåíè è ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè. Áîëüíûå íå òîëüêî íå ìîãóò ñêàçàòü, ãäå îíè íàõîäÿòñÿ, íî è îöåíèòü ñèòóàöèþ â öåëîì. Âîñïîìèíàíèÿ î ïåðèîäå àìåíöèè îòñóòñòâóþò. Ïîÿâëåíèå íà ôîíå àìåíöèè â íî÷íîå âðåìÿ äåëèðèîçíûõ ïåðåæèâàíèé ñâèäåòåëüñòâóåò â ïîëüçó ýêçîãåííîé ïðèðîäû àìåíòèâíîãî ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ. Àìåíöèÿ íàáëþäàåòñÿ ïðè òÿæåëûõ õðîíè÷åñêèõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, ïðè õðîíè÷åñêîé ðàíåâîé èíôåêöèè, îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà, ðåæå ïðè ðåàêòèâíûõ ïñèõîçàõ è øèçîôðåíèè. Àìåíöèÿ ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ íåñêîëüêî íåäåëü è ìåñÿöåâ.

Ñóìåðå÷íîå ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ — ýòî âíåçàïíî âîçíèêàþùåå è âíåçàïíî ïðåêðàùàþùååñÿ ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ ñ ïîñëåäóþùåé àìíåçèåé, ïðè êîòîðîì áîëüíîé ìîæåò ñîâåðøàòü âçàèìîñâÿçàííûå, ïîñëåäîâàòåëüíûå äåéñòâèÿ, îáóñëîâëåííûå ÷àñòî áðåäîì, ãàëëþöèíàöèÿìè, áóðíûìè àôôåêòàìè ñòðàõà, îò÷àÿíèÿ, çëîáû. Åñëè äåëèðèé ìîæíî îïðåäåëèòü êàê èëëþçîðíî-ãàëëþöèíàòîðíîå ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ, à îíåéðîèä êàê ãðåçîïîäîáíîå, òî äëÿ ñóìåðå÷íîãî ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ íåò òàêîãî îáùåãî îïðåäåëåíèÿ. Îäíàêî åñòü ïðèçíàêè, õàðàêòåðèçóþùèå ýòî ïîìðà÷åíèå ñîçíàíèÿ: ïàðîêñèçìàëüíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ è ïðåêðàùåíèÿ; ñîõðàííîñòü àâòîìàòèçèðîâàííîé äåÿòåëüíîñòè; ïîëíàÿ àìíåçèÿ íà ïåðèîä ñóìåðå÷íîãî ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ. Ïðè àìáóëàòîðíîì àâòîìàòèçìå ñóìåðå÷íîå ñîñòîÿíèå íàñòóïàåò âíåçàïíî, íî, íåñìîòðÿ íà ãðóáóþ äåçîðèåíòèðîâêó, áîëüíûå ìîãóò ñîõðàíÿòü ñïîñîáíîñòü ê óïîðÿäî÷åííîìó ïîâåäåíèþ.  òàêîì ñîñòîÿíèè áîëüíîé ìîæåò âûéòè èç äîìà è ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ îáíàðóæèòü, ÷òî îí íàõîäèòñÿ â äðóãîé ÷àñòè ãîðîäà èëè â äðóãîì ãîðîäå, êóäà íå ñîáèðàëñÿ åõàòü. Ïðè ýòîì âñþ äîðîãó îí âåë ñåáÿ äîñòàòî÷íî àäåêâàòíî, åõàë â òðàíñïîðòå, ïîêóïàë áèëåò, îòâå÷àë íà âîïðîñû, âîçìîæíî, êàçàëñÿ íåñêîëüêî ðàññåÿííûì, íî ñâîèì ïîâåäåíèåì íå ïðèâëåêàë âíèìàíèÿ. Ïðè íàëè÷èè áðåäà è ãàëëþöèíàöèé ïîâåäåíèå áîëüíîãî ñòàíîâèòñÿ êðàéíå îïàñíûì, òàê êàê äåéñòâèÿ åãî îáóñëîâëåíû ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêîé èëè îñòðåéøèìè àôôåêòèâíûìè ñîñòîÿíèÿìè ñ ïåðåæèâàíèåì ÿðîñòè èëè îò÷àÿíèÿ.

4. Ñóæåíèå ñîçíàíèÿ

Àáñàíñ (îò ôðàíö. absence îòñóòñòâèå) êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ èëè óãíåòåíèå ñîçíàíèÿ ñ ïîñëåäóþùåé àìíåçèåé. Âûêëþ÷åíèå ñîçíàíèÿ äåéñòâèòåëüíî î÷åíü êðàòêîâðåìåííî. Íàïðèìåð, âî âðåìÿ áåñåäû áîëüíîé îñòàíàâëèâàåòñÿ è çàìîëêàåò, îäíàêî íà âîïðîñ. «×òî ñ òîáîé?» îí òóò æå îòâå÷àåò: «Íè÷åãî» è ïðîäîëæàåò áåñåäó. Ñàì áîëüíîé ÷àùå íå çàìå÷àåò ýòè ñîñòîÿíèÿ èëè ãîâîðèò, ÷òî ó íåãî áûâàþò «îòêëþ÷åíèÿ» Âûäåëÿþò íåñêîëüêî âàðèàíòîâ àáñàíñà: àòîíè÷åñêèé, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ïîòåðåé ìûøå÷íîãî òîíóñà è âíåçàïíûì ïàäåíèåì, ãèïåðòîíè÷åñêèé ñ ïîâûøåíèåì ìûøå÷íîãî òîíóñà, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ñî÷åòàííûì ðàçãèáàíèåì ãîëîâû è îòâåäåíèåì ãëàçíûõ ÿáëîê êâåðõó, èíîãäà âûãèáàíèåì òóëîâèùà íàçàä; ñóáêëèíè÷åñêèé ñ íåïîëíîé ïîòåðåé ñîçíàíèÿ, ýíóðåòè÷åñêèé ñ íåïðîèçâîëüíûì óïóñêàíèåì ìî÷è. Ñóìåðå÷íûå ñîñòîÿíèÿ ñîçíàíèÿ è àáñàíñû â òîì ÷èñëå íàáëþäàþòñÿ ïðè ýïèëåïñèè, îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

Ôóãè — îñîáàÿ ôîðìà àìáóëàòîðíîãî àâòîìàòèçìà, êîãäà áîëüíîé âíåçàïíî ïðè ñóæåíèè ñîçíàíèÿ áðîñàåòñÿ áåæàòü, âðàùàåòñÿ âîêðóã âåðòèêàëüíîé îñè, â ïîñëåäóþùåì íå ïîìíèò ñâîèõ äåéñòâèé. Ðàçíîâèäíîñòüþ ôóãè ÿâëÿåòñÿ ñîìíàìáóëèçì, ïðè êîòîðîì â íî÷íîå âðåìÿ áîëüíûå áðîäÿò ïî äîìó, âûõîäÿò çà ïðåäåëû æèëèùà.

Òðàíñû — ìíîãî÷àñîâûå è äàæå ìíîãîäíåâíûå àìáóëàòîðíûå àâòîìàòèçìû, êîãäà âíåøíå óïîðÿäî÷åííàÿ ñëîæíàÿ äåÿòåëüíîñòü îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ôîíå ñóæåííîãî ñîçíàíèÿ.

ñîçíàíèå àóòîïñèõè÷åñêèé äåçîðèåíòèðîâêà áåññâÿçíîñòü

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Æàðèêîâ Í.Ì. Ïñèõèîòðèÿ. Ìåäèöèíà 2002ã.

2. Êîðêèíà Ì.Â. Ê66 Ïñèõèàòðèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóä. ìåä. âóçîâ / Ì.Â. Êîðêèíà, Í.Ä. Ëàêîñèíà, À.Å. Ëè÷êî, È.È. Ñåðãååâ. 3-å èçä. Ì.: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2006ã.

3. Åëèñååâ À.Â, Ðàéçìàí Å.Ì., Ðîæêîâ Ñ.À. Ïðàêòèêóì ïî ïñèõèàòðèè: Ó÷åá.ïîñîáèå/ ïîä ðåäàêöèåé Ñåìèíà È.Ð.-Òîìñê: Àãðàô-Ïðåññ, 2005ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Читайте также:  Задержка речевого развития при синдроме аспергера

Источник