Признаки синдрома раннего детского аутизма

Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:

— Недостаточное или полное отсутствие потребности в кон­тактах с окружающими.

— Отгороженность от внешнего мира.

— Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).

— Неспособность дифференцировать людей и неодушевлен­ные предметы. Нередко таких детей считают агрессивны­ми: когда они хватают другого ребенка за волосы или тол­кают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.

— Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздра­жители заставляет многих родителей обращаться к офталь­мологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сиг­налы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети ча­сто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, ка­панье воды из водопроводного крана.

— Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявля­ется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жиз­ни.

— Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети не переносят перемены места житель­ства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

— Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед гла­зами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, под­прыгивание на носках и пр.).

— Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяже­лых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи),

Весьма характерным при РДА является зрительное поведение,] что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ре-) бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, ипоэтому многие родители и педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит предметы затылком», или «сквозь стенку».

Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стерео­типные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, переклады вать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Дети с РДА активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Контакт с матерью у них может быть различным. Наряду с безразличием, отсутствие ем реакции на присутствие или отсутствие матери, возможна так-1 же симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу при ее отсутствии, хотя никогда не бывает ласков с ней.

Аффективные проявления у детей с РДА бедны и однообразны.] Аффект удовольствия возникает у ребенка чаще всего, когда он остаетсяодин и занят описанными выше стереотипными играми. ! ■ |

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается умственная отсталость, у 15-20% наблюдается легкая интеллектуальная недоста­точность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В исследованиях В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что интеллектуаль­ная деятельность при РДА неравномерна, отмечаются низкие пока­затели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности в значительной степени определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом.

Источник

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Исполнитель:

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Нижневартовск, 2018

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Читайте также:  Лекарства при синдроме сухого глаза

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Читайте также:  Независимые сестринские вмешательства при гипертермическом синдроме

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Источник

Стр. 87

5.3. Клинические проявления синдрома раннего детского аутизма

Проявления крайне разнообразны. Они включают следующие нарушения.

1. Нарушение общения

Основным признаком заболевания считается аутизм — невозможность устанавливать отношения с окружающими людьми, болезненная боязнь контакта с ними, отгороженность от внешнего мира. Это проявляется с самого рождения отсутствием адекватной эмоциональной реакции на мать, тревогой при общении со всем новым, игнорированием общения со сверстниками, стремлением к территориальному уединению, одинаковым отношением к одушевленным и неодушевленным предметам, гиперчувствительностью к физическому воздействию, прикосновению и т. д.

Отношения с матерью. На первом году жизни достаточно специфичным является отсутствие характерной «позы готовности» (встречного движения) при взятии ребенка на руки. В целом характерны 3 формы отношений с матерью: а) симбиотическая (при уходе матери возникает тревога); б) аутистическая (не реагирует на присутствие и уход матери, предпочитает оставаться в одиночестве; в) негативистическая (ребенок пытается прогнать мать, отталкивает рукой). Эти формы могут сменять одна другую.

Отношения с детьми. В отношениях с детьми достаточно отчетливо наблюдаются: а) попытки избежать общения (тянет мать за руку и говорит «уходим, уходим»); б) полная индифферентность (играет в песке, не обращая внимание на детей); в) появление страха в присутствии детей; г) избирательность общения с детьми;

д) агрессивные действия в адрес детей, в том числе и к собственным братьям, сестрам.

2. Нарушения речи

На первом году жизни отмечается задержка развития предречевых вокализаций — гуления, лепета, псевдослов, отсутствие интонационной выразительности и специфического сигнального значения крика-плача и других вокализаций. В раннем возрасте отмечается запаздывание сроков появления первых слов и фраз, длительное сохранение эхолалических речевых форм. Нарушения формирования экспрессивной речи проявляются отсутствием ответов на заданные вопросы. Дети не используют по отношению к себе формы и местоимения в первом лице (например, выражая желание получить игрушку, говорит «дать»). Характерны эхолалии (на вопрос «пойдем гулять?» ребенок отвечает: «гулять»). Дети могут достаточно правильно воспроизводить мелодии известных песен. Отмечаются элементы скандирования, фразы носят отрывочный характер, нередко фразы рифмуются, эпизодически произносятся слова, не имеющие значения в данной ситуации, например, при беседе с врачом ребенок произносит «катаракта», «экскаватор» [41]. Высказывания не передают эмоционального тона переживаний, отмечается нарушение интонации, иногда ударение ставится на последних слогах, слоги произносятся с напевом. Нарушается порядок слов. Относительно специфической является автономная речь, разговоры с собой или полный мутизм. Вместе с тем встречаются сложные речевые формы, использование вводных слов, таких как «как говорят», «видите ли». В частности, ребенок 5 лет поправил врача: «Надо говорить не скучно, а скушно». Общая закономерность выражается в нарушении коммуникативной функции речи. Первые признаки потребности в речевом общении появляются лишь к 6-8 годам.

Источник

Наша шикарная палата для ночного ЭЭГ-мониторинга. 20 тысяч рублей за ночь — и она ваша

Не все, что выглядит как аутизм, им является, и наоборот: легкие формы аутизма прекрасно мимикрируют под другие заболевания.

Поэтому ошибок в диагностике аутизма много.

Надо также понимать, что аутизм — универсальная патология, она «прекрасно» сочетается с другими синдромами и заболеваниями.

То есть у ребенка может быть чистый аутизм, может быть имитирующее его заболевание, например, синдром Мартина -Бела, или сенсорная аллалия с задержкой развития и гиперкативностью, или сочетание аутизма с любым заболеванием из приведенного ниже списка, например, аутизм с тугоухостью.

У моего ребенка аутизм сочетается с небольшой гиперактивностью, ЗПРР, нарушением понимания речи небольшой степени (сильно скомпенсированное ежедневными занятиями). До кучи: у нас была ЗВУР и небольшое повышение внутричереного давления. Это затрудняет для нас общение с государственными врачами, которые согласны с ЗПРР и давлением, но почему то отрицают все остальное.

Госпитализм

Дети, лишенные внимания и тепла, часто развиваются в замедленном темпе. В нормальных условиях они чаще всего догоняют сверстников . Не спешите себя казнить: чтобы получить неадекватного , неговорящего ребенка в домашних условиях надо каждый день бить его ногами, 5 часов держать перед телевизором и совсем не разговаривать.

Если вы собираетесь взять ребенка из детского дома, знайте, что госпитализм может маскировать реальные заболевания и нарушения развития, в том числе и РАС.

ЗПРР

При задержке психического развития некоторые коммуникативные способности малыша, например: указательный жест, умение отслеживать, куда показывает указательный палец, умение говорить — приходят позднее (но не радикально позднее!).

В сравнении с обычными детьми такой малыш, может быть, кажется аутистом, но потом догоняет сверстников. Ребенок с чистым ЗПРР, как правило, нормально взаимодействует с другими людьми, дружит, участвует в общих играх, хотя какие-то проблемы развития и коммуникации у него могут оставаться.

ЗПРР — не диагноз, его нет в МКБ-10 (есть аналоги F80-F-83, далее — F84 — аутизм ). Если у вас в карточке такая запись, без F, то врач просто отписался: «ничего не знаю, давайте подождем». Без конкретики по МКБ, ЗПРР — не повод для оформления пособия по инвалидности. ЗПРР при помощи занятий, лекарств и пр. проходит примерно к 10-11 годам или ребенку устанавливается новый диагноз — умственная отсталость.

Читайте также:  Беременность в 40 лет синдром дауна

Дети с высокофункциорнальным аутизмом и небольшим ЗПРР — отдельная группа. Доктор психологических наук, заведующая Лабораторией «Института коррекционной педагогики Российской академии образования» Ольга Сергеевна Никольская описала аутизм с небольшим ЗПРР, как самую легкую форму аутизма. У таких детей есть «чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия», но минимальная аутичность и большой потенциал.

Органические поражения ЦНС

Это еще один диагноз ни о чем от наших врачей. Если чистый аутизм — это «криво» выросшая ЦНС, то «органика», это какие либо физические повреждения во время беременности, родов, постнатального развития: травм, эпилепсии, болезней, прививок.

Современные исследователи обнаруживают, что у людей с аутизмом часто (но не всегда!) бывает то или иное органическое повреждение мозга. При лечении «органики» симптомы аутизма, а в основном сочетающейся с ним гиперактивности (!) значительно/незначительно ослабевают, но не проходят.

Если ваш врач что-то сказал насчет органики, пусть будет любезен сказать, какая именно органика и отправить вас на обследования (бесплатно!).

Иногда такие повреждения видны на НСГ, МРТ, УЗДГС, ЭЭГ, при осмотре глазного дна, иногда — только посмертно, на мозгах тех аутистов, что пожертвовали свое тело исследователям. И не всегда можно объяснить, как они влияют на развитие ребенка и чем ему можно помочь.

Так что, ребенка с диагнозом «расстройство аутического спектра»действительно можно обследовать на органику и лечить. Другое дело, что не-аутистом он уже не станет и аутичность от это не исчезнет. Может снизится гиперактивность, плаксивость, улучшится сон, речь. А может и не быть улучшений. А предложения вылечить вашего ребенка от аутизма гипнозом, рейкой, пиявками и гомеопатией — это примерно как сеансы Чумака или Джуны в 1980-1990-е.

Мы постепенно, но без фанатизма проверяем ребенка на органику и стараемся ее лечить, но особого эффекта не видим.

СДВГ: дети-аутисты часто обладают дефицитом внимания. И легкие формы аутизма часто похожи на СДВГ. Об этом хочу рассказать отдельно.

Глухота и тугоухость

Плохо слышащий ребенок отстает в развитии от сверстников , ему тяжело взаимодействовать с окружающими, поэтому детям с подозрением на аутизм делают аудиограмму. Процедура не занимает много времени и проводится во сне, главное — уложить малыша спать в незнакомом месте.

Я знакома с семьей, где 3-летняя малышка перестала говорить, стала капризной и драчливой, родители подолгу и с криком добивались от нее выполнения простых инструкций. В конце-концов родители и врачи догадались, что Мира не аутист, а страдает от падения слуха, как осложнение от ОРВИ. Сейчас девочка ходит со слуховым аппаратом, занимается с профильным логопедом, стоит в очереди на кохлеарную имплантацию. Хотя недавно слух начал восстанавливаться самостоятельно.

Синдром Дауна

Раньше «диагноз «аутизм» ставили только интеллектуально сохранным детям. Современные исследователи считают, что у детей с синдромом Дауна повышенный риск развития аутизма около 5%-7%. Реабилитация такого ребенка возможна, но потребует гораздо больших затрат времени и сил, чем при простом СД.

Умственная отсталость

Примерно 20% умственно отсталых детей имеют аутичные черты, а у остальных 80% — социальный интеллект соответствует умственному развитию или даже превышает его.

Если ребенку с аутизмом поставили диагноз «умственная отсталость», то не 100%, что она обязательно у него есть. Без помощи и реабилитации такие дети порой неспособны проявить свои знания.

При нарушении понимания речи развивается вторичная умственная отсталость. Например, в 2 года мой сын не мог сортировать предметы по цветам, т.к. плохо различал их названия на слух. Хотя в реале я мать цветоманьяка, который не успокоится, пока не опишет все предметы по цветам.

— Дай желтый. Дай черно-белый, — это мой ребеночек попросил шампунь и вантоз.

Также у ребенка может быть савантизм: безграничная одаренность в одной области и тотальное слабоумие в другой. Читает по складам, но в 10 лет решил учебник по алгебре за 9-й класс, не осиливает программу 7 вида, зато прекрасно рисует и пр.

Аутизм с умственной отсталостью также требует бОльших и специфических усилий, чем просто умственная отсталость.

Метаболические нарушения

Дефицит или переизбыток некоторых веществ в организме может вызвать проблемы в развитии ребенка (о том, где сдать такой анализ бесплатно, я напишу отдельно). Считается также, что аутичные черты у НЕКОТОРЫХ людей могут уменьшаться, если оздоравливать кишечник и соблюдать безглютеновую и безказеиновую диету.

Генетические синдромы

На аутизм похожи синдром Ангельмана, синдром Мартина Бела, синдром Хантера, синдром Рета (старый МКБ называет Рета одной из разновидностей аутизма).

Диагноз ставится на основании генетического анализа и внешних признаков: у детей с этими синдромами есть визуальные отличия от здоровых, а у маленьких Рэтов регресс начинается очень быстро с характерными движениями рук.

Психические заболевания

Труднее всего, отличить аутизм от шизофрении. Также аутизм может сочетаться с шизофренией, ОКР, биполярным расстройством и пр. И, наоборот, шизофреники, биполярщики и ОКР-щики могут быть вполне нормотипичными людьми.

Сенсорная и сенсо-моторная алалия также очень похожи на аутизм, но об этом я хочу написать отдельно.

А какие вы знаете заболевания, похожие на аутизм?

Продолжение темы:

Сенсорная алалия или аутизм: как их различать

Рассеянный с Бассейной: РАС, СДВГ — это разные диагнозы? Или нет?

Генетические анализы на аутизм: как их сдать бесплатно?

Вам аутизм или шизофрению? Откровенный рассказ психиатра о диагностике аутизма

Источник