Причины и механизмы возникновения синдрома раннего детского аутизма
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Поиск причин и механизмов возникновения детского аутизма Выполнила: Игошева И.Ф
2 слайд
Описание слайда:
Содержание: 1. История вопроса 2. История изучения РДА 3. Теории происхождения аутизма 4. Варианты аутистического развития 5. Особенности познавательной сферы 6. Коррекционная работа 7. Литература
3 слайд
Описание слайда:
Аутизм – это распространенное психическое заболевание, связанное с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами
4 слайд
Описание слайда:
История вопроса В 1943г. американский клиницист Л. Каннер обобщил наблюдения 11 случаев и сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдромом раннего детского аутизма». РДА – особое расстройство шизофренического спектра. Но! Отличительные признаки: Положительная динамика; Отсутствие галлюцинаций; «а также то, что эти дети, по-видимому, были больны с первых лет жизни» (снижение способностей не наступало после периода нормального функционирования)
5 слайд
Описание слайда:
История изучения РДА 4 этапа (Башина В. М.) 1. Донозологический период (к. XIX — н. XX веков) – отдельные упоминания о детях со стремлением к уходам и одиночеству. 2. Доканнеровский период,1940-е гг., обсуждался вопрос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева, 1927).
6 слайд
Описание слайда:
3. Каннеровский (1943-1970 гг.) – выход в свет кардинальных работ по аутизму. а) РДА – особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра (Л.Каннер, 1943). б) Австрийский психиатр Х. Аспергер в 1944 г. описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией. в) Попытки выделения причины возникновения РДА: Башина В. М. и Вроно М. Ш. (1975): аутизм как аутистическое состояние, возникающее у ребенка после приступа шизофрении. Мнухин С.С., 1947 – концепция органического происхождения РДА. Putter М., 1972, и мн. др – полиэтиологичность РДА (органические, реактивные причины, последствия нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушения адаптационных механизмов у незрелой личности). 4. Послеканнеровский период (1990-е годы): РДА неспецифический синдром разного происхождения. К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: — классический аутизм Каннера — вариант аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза (синдром Аспергера). История изучения РДА
7 слайд
Описание слайда:
Существенные различия Синдром Каннера Синдром Аспергера Уровень интеллекта Невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальная недостаточность Нормальный или выше среднего уровень интеллекта Развитие речи Отставание в развитии речи Опережающее (ребенок начинает говорить до появления самостоятельной ходьбы) Встречаемость Может наблюдаться (хотя реже) и у девочек Почти исключительно у мальчиков Характер отношения к близким Взрослый не замечается Взрослый — помеха Прогноз Чаще – переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости Более благоприятный (РДА как особый вариант начального этапа формирования аутистической (шизоидной) психопатии)
8 слайд
Описание слайда:
1. Психогенная природа аутизма Беттельхайм: теория «холодной матери» 2. Генетическая природа аутизма Этиологические факторы: Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности); Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери); Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома. Теории происхождения аутизма
9 слайд
Описание слайда:
Теории происхождения аутизма 3. Органическое происхождение аутизма – возможность мозговой локализации поражения 4. Нарушения психофизиологических механизмов: Первичное снижение витального тонуса; Нарушение уровня бодрствования; Патология восприятия Нарушения речи 5. Психологические теории Эмоциональные нарушения Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит)
10 слайд
Описание слайда:
Варианты аутистического развития (Никольская О.С.) Клинико-психологическая классификация (по характеру и степени нарушений взаимодействия с внешней средой и типу самого аутизма) Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего Характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией поведение носит полевой характер (постоянная миграция от одного предмета к другому). Эти дети мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. наихудший прогноз развития социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
11 слайд
Описание слайда:
Варианты аутистического развития Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего Характеризуются возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений В поведении характерны манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. односложные речевые штампы-команды; малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут; предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью При адекватной длительной коррекции могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения
12 слайд
Описание слайда:
Варианты аутистического развития Дети III группы с аутистическим замещением окружающего Характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях развернутая речь более высокий уровень когнитивного развития. менее аффективно зависимы от матери При коррекционной работе, могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе (при длительной коррекции – к массовой школе)
13 слайд
Описание слайда:
Варианты аутистического развития Дети IV группы со сверхтормозимостью менее глубокий аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, усиливающее социальную дезадаптацию. Развернутая, менее штампованная речь. сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. Дети часто обнаруживают парциальную одаренность. Могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.
14 слайд
Описание слайда:
Особенности познавательной сферы Структура дефекта: Первичные нарушения – гиперсензитивность и слабость психического тонуса Вторичные нарушения – аутизм и аутостимуляция Третичные нарушения – истинные невротические образования
15 слайд
Описание слайда:
Ощущения и восприятия Повышенная сенсорная ранимость — игнорирование воздействий; Человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта; В реакциях на предметы – большая полярность (реакция на «новизну» резкая и продолжительная, вместе с тем повышенная чувствительность к слабым и привычным раздражителям); Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины предметного мира (важен не предмет, а его сенсорные качества) Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения от собственного тела (аутостимуляция) Особенности познавательной сферы
16 слайд
Описание слайда:
Устойчиво несколько минут, иногда и секунд. Низкий уровень активного внимания; Нарушение целенаправленности и произвольности внимания; Сильнейшая психическая пресыщаемость Память Хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний Эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего Воображение Богатое / Патологическое В содержании фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, просмотренные кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события Патологическое фантазирование – основа для появления неадекватных страхов Особенности познавательной сферы Внимание
17 слайд
Описание слайда:
Речь и коммуникативное поведение Своеобразное отношение к речевой деятельности и своеобризие в становлениии экспрессивной речи Гуление запаздывает, отсутствует или обеднено; Появление фразовой речи в 2-летнем возрасте; Не обращаются к языку жестов и мимики Снижена реакция на говорящего; лучше реагирует на шепотную речь; Несформированность коммуникативного поведения; взгляд мимо, «сквозь» собеседника; Хорошо развита «автономная» речь; Среди нарушений речи возможны: Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице Особенности познавательной сферы
18 слайд
Описание слайда:
Мышление и интеллект 55-60% -УО 15-20% — легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% — нормальный интеллект трудности произвольного обучения Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости Одаренность в отдельных областях Диспропорция: вербальный < невербальный интеллект
19 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-личностная сфера Отстает в формировании комплекс оживления Отсутствует характерное для детского возраста желание понравиться, заслужить похвалу от взрослого Снижение порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром Склонность к фиксации на неприятных впечатлениях, с формированию страхов Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии; плохо закрепляется опыт опасного контакта с горячим и острым «Феномен тождества» => привыкает к среде обитания, не умеет выделять себя из среды, остро реагирует на всяческие изменения Стереотипы (двигательные, сенсорные, поведенческие) Сниженная способность с сопереживанию, не способен заражаться настроением окружающих людей. Особенности познавательной сферы
20 слайд
Описание слайда:
З группы страхов 1. Типичные возрастные (реакция на реальную, значимую опасность) – 28%: Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки 2. Обусловленные гиперчувствительностью – 35%: страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест; 3. Неадекватные бредоподобные, связанные с фрагментарностью представлений о мире Особенности познавательной сферы
21 слайд
Описание слайда:
Коррекционная работа с аутичными детьми
22 слайд
Описание слайда:
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ Коррекционная работа с аутичными детьми В группу следует принимать детей в возрасте 3—6 лет, имеющих симптомы раннего детского аутизма. Индивидуальные занятия проводятся 2—3 раза в неделю. Психологическое занятие в течение 45 минут, педагогическое -30—45 минут. Средний срок такого режима занятий ребенка в группе — 3—4 года. когда ребенок начинает учится в школе (массовой или вспомогательной), посещение группы можно ограничить до одного в 2—4 недели («поддерживающая» медико-психолого-педагогическая коррекция)
23 слайд
Описание слайда:
Комплексная клинико-психолого-педагогическоя коррекция РДА может включать следующие разделы и этаппы: 1. Психологическая коррекция: а) установление контакта со взрослыми; б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; г) формирование целенаправленного поведения; д) преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений. 2. Педагогическая коррекция РДА: а) формирование навыков самообслуживания; в) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности). Коррекционная работа с аутичными детьми
24 слайд
Описание слайда:
3. Медикаментозная коррекция РДА: поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия. 4. Работа с семьей: а) психотерапия членов семьи; б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях; г) обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе. Коррекционная работа с аутичными детьми
25 слайд
Описание слайда:
Литература. 1 Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. М.,1993. 2 Ольга Сергеевна Никольская – «Аутичный ребенок. пути помощи». М., 1997. 3 Никольская О.С. «Проблемы обучения аутичных детей» Дефектология 2006. 4 Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. Дефектология. – 2008, № 2.
26 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-529330
Вам будут интересны эти курсы:
Источник