При синдроме эмоционального выгорания диплом
Понятие «синдром профессионального выгорания», его симптомы, профилактика и коррекция. Требования профессии к личности педагога. Результаты исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром профессионального выгорания у педагогов.
Проблема эмоционального выгорания медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии. Патогенетические детерминанты психосоматических расстройств при артериальной гипертензии у врачей-анестезиологов с синдромом профессионального выгорания.
статья, добавлен 11.11.2018
Ознакомление с основными ингибиторами профессионального выгорания актеров: энтузиазмом, энергичностью, привлекательностью профессии, профессиональной востребованностью. Определение количества актеров с разным уровнем показателей увлеченности работой.
статья, добавлен 23.06.2018
Анализ снижения симптомов профессионального выгорания при повышении эмоционального интеллекта. Проявление у педагогов чувства тревоги и депрессии, усталости, безысходности и утраты мотивационной сферы. Выражение редукции профессиональных обязанностей.
статья, добавлен 27.04.2019
Сущность синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Его распространенность и причины развития. Особенности синдрома выгорания у медицинских работников. Стресс на рабочем месте как ключевой компонент СЭВ. Основные виды производственных стресс-факторов.
контрольная работа, добавлен 28.06.2012
Изучение влияния организационных факторов на проявления профессионального выгорания у персонала. Определение типа и особенностей организационной культуры, специфики стиля управления и системы мотивации, оценка организационной эффективности учреждения.
статья, добавлен 03.12.2018
Анализ факторов, влияющих на повышение вероятности формирования синдрома профессионального выгорания у государственных служащих. Поиск форм и методов профессионального отбора государственных гражданских служащих с учетом оценки их психологических качеств.
статья, добавлен 11.06.2018
Особенности мотивации труда государственных служащих. Виды мотивационных теорий. Синдром профессионального выгорания как фактор демотивации персонала. Оценка симптомов выгорания у представителей социономических профессий с помощью опросника Водопьянова.
дипломная работа, добавлен 16.10.2017
Выраженность и структура синдрома «эмоционального выгорания» у наркологов. Взаимозависимость характеристик, типов и структуры защитно-совладающего поведения у наркологов, защитно-приспособительного поведения наркологов с особенностями их личности.
автореферат, добавлен 23.01.2018
Исследование и анализ синдрома эмоционального выгорания у педагогов на разных стадиях профессиональной деятельности. Разработка мер профилактики и принципы коррекции, направленных на снижение проявления выраженности эмоционального выгорания педагогов.
дипломная работа, добавлен 22.08.2010
Профессиональное выгорание как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека. Выделение пяти ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания.
статья, добавлен 05.04.2019
Источник
эмоционального и когнитивного
истощения или утомления. Он полагает,
что
главный фактор эмоционального
выгорания – это эмоциональное
истощение, а
дополнительные компоненты
являются следствием либо поведения (купирования
стресса), ведущего к деперсонализации,
либо собственно когнитивно-
эмоционального выгорания,
что выражается в редуцировании
личных достижений
(деформации субъективной
оценки собственных возможностей).
И то и другое
проявляется в деформации
личности и имеет непосредственное
значение для её
социального здоровья. В
противоположность предыдущим подходам,
авторы
одномерного подхода не ограничивают
эмоциональное выгорание определённой
группой специалистов [14,447].
П. Торнтон обращается к
выявлению связи между уровнем
эмоционального
выгорания и типом поведения
преодоления. Поведение преодоления
обеспечивается
когнитивными и поведенческими
усилиями по регуляции специфических
внутренних
и внешних требований, которые,
по субъективной оценке, исчерпывают
или
превосходят ресурсы личности.
Выявлены три стратегии поведения
преодоления:
две активные (овладение
ситуацией путём её преобразования
и преодоления
эмоционального дистресса
путём изменения собственного отношения
к ситуации) и
одна пассивная (эскапизм
или отказ от каких-либо попыток
устранить
обусловленные ситуацией
трудности).
Путём факторного анализа
на основе когнитивно-феноменологической
теории
стресса П. Торнтон выделено
восемь подвидов поведения преодоления.
Если к
пассивным отнесён только
один подвид (эскапизм как уклонение
от решения
проблем), то к активным –
семь, объединяя две (планомерное
решение проблем и
путь конфронтации) в проблемно-сфокусированные
стратегии, а пять остальных
(дистанцирование – изменение
масштабов происходящего в сторону
преуменьшения,
самообладание, поиск социальной
поддержки, принятие на себя ответственности
за происходящее, позитивная
оценка ценностей – отыскание
положительного в
происходящем) – в эмоционально-сфокусированные
стратегии.
Противоречия обнаружились
в данных в связи между типом
поведения преодоления
и уровнем эмоционального
выгорания, полученных разными авторами.
Так с низкой
степенью эмоционального
выгорания связывают активные стратегии
поведения
преодоления, а с высокой
степенью – пассивную и, наоборот,
активные формы
поведения преодоления указывают
как не снижающие степень эмоционального
выгорания, а эмоционально-сфокусированные
стратегии поведения преодоления
–
как ассоциируемые с более
высоким уровнем эмоционального
выгорания.
Сама П. Торнтон в результате
перепроверки этих данных выявила только
одну
существенную связь между
стратегией избегания и уровнем
эмоционального
выгорания, хотя эта стратегия
реже других используется в стрессовых
ситуациях; однако при повышении
уровня сгорания частота обращения
к ней
возрастает [42,62].
В исследованиях российских
менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой,
А. Б.
Серебряковой, Е. С. Старченковой
изучалось влияние стилей поведения
в
проблемных ситуациях
и личностных характеристик, на степень
выраженности
синдрома психического выгорания.
Было обнаружено, что наиболее высокое
эмоциональное истощение
и редуцирование личных достижений
наблюдается у тех
менеджеров, которые предпочитают
«избегание», а так же чем больше
истощение,
тем ниже самооценка и больше
деформация самоотношения. Эмоциональное
истощение часто сопровождается
мотивационной деформацией, что
является
защитной реакцией организма
на психологические стрессы [14,456].
В англоязычной литературе
были опубликованы свыше тысячи статей
по
«эмоциональному выгоранию».
Однако исследования носили главным
образом
описательный и эпизодический
характер [16].
1.2. Факторы, способствующие
развитию синдрома
эмоционального выгорания
В литературе выделяют три
фактора, играющих существенную роль в
эмоциональном
выгорании: личностный, ролевой
и организационный (у К. Кондо
соответственно:
индивидуальный, социальный,
характер работы и рабочего окружения)
[42,60].
Среди личностных особенностей,
способствующих эмоциональному выгоранию,
Х.
Дж. Фрейденберг выделяет
эмпатию, гуманность, увлекаемость,
идеализированность, интровертированность,
фанатичность.
В. И. Ковальчук отмечает,
что людям с низким уровнем
самооценки и
экстернальным локусом контроля
больше подвержены эмоциональному
выгоранию
[19,222].
В. В. Бойко указывает на
следующие личностные факторы, способствующие
развитию синдрома эмоционального
выгорания: склонность к эмоциональной
холодности, склонность к
интенсивному переживанию негативных
обстоятельств в
профессиональной деятельности,
слабая мотивация эмоциональной
отдачи в
профессиональной деятельности.
Роджерс, Добсон выделяют
следующие личностные факторы: склонность
к
интроверсии (низкая социальная
активность и адаптированность), реактивность,
жёсткость и авторитарность
по отношению к другим, низкий уровень
самоуважения, чрезмерно
высокая или низкая мотивация
успеха, трудоголизм,
высокий уровень эмпатии,
реакция на стресс по типу «А», возраст,
профессиональный стаж [14,451].
В связи с развитием
«сгорания» для К. Кондо наиболее
важно в человеке то, что
является стрессом, и то,
как разрешается стрессовая ситуация.
Наиболее
уязвимы те, кто реагирует
на стресс по типу «А»: агрессивно, в
соперничестве,
любой ценой; стрессогенный
фактор вызывает у них чувство
подавленности,
уныния из-за неосуществления
того, что хотелось достичь [42,61].
К. Кондо относит к «сгорающим»
также трудоголиков тех, кто решил
посвятить
себя реализации только рабочих
целей, кто нашёл своё призвание
в работе до
самозабвения.
М. Фридман, Р. Розенман описали
тип личности «А», характеризующийся
экстремально высоким
субъективным значением профессиональной
деятельности,
низкой устойчивостью
к фрустрации и стрессу, высоким
жизненным темпом,
соревновательностью, желанием
признания окружающих, агрессивностью,
наличием
лидерских качеств. Высокий
уровень негативных эмоций, являющийся
следствием
психической перегрузки, стремление
к совершенству и связанной с
этим
неудовлетворённости эффективностью
своей деятельности, отсутствие социальной
поддержки позволяют отнести
этот тип к группе риска с вероятностью
достаточно
быстрого развития синдрома
профессионального выгорания. Неблагоприятными
последствиями поведения
такого типа могут быть различного
рода
психосоматические расстройства
с высоким риском коронарных заболеваний
[34,88].
Различают стрессы профессиональные,
личностные, стрессы ответственности.
К
профессиональным стрессам
можно отнести вхождение в
новую профессиональную
среду, ситуации нововведений
и конфликтов в этой сфере, ситуации
изменения
требований к профессии,
внутренних кризисов, профессионального
роста,
карьеры. Так ситуации нововведений
и конфликтов в профессиональной
сфере
могут способствовать появлению
у человека стрессовых проявлений:
беспомощности, эмоциональной
напряжённости, снижения работоспособности,
уровня самокритичности.
В преодолении стресса
задействованы три важнейших
фактора: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий.
Существуют индивидуальные различия в
том, какая
из сфер психики окажется
наиболее уязвимой при длительном высоком
напряжении.
Выбор «мишени» обусловливают
ситуативные факторы и личностные
особенности.
При сильном стрессе возникают:
навязчивые мысли или образы (когнитивная
сфера); застревание, зацикленность
переживаний (эмоциональная сфера);
навязчивые стремления, действия,
ритуалы (поведенческая сфера); нарушение
социальных связей и социальная
дезадаптация (социально-психологическая
сфера).
Часто реакция на трудности
наиболее ярко выражена в эмоциональной
сфере. Она
не редко оказывается
основной «мишенью» стрессового
воздействия, но главный
ресурс для преодоления
стресса может быть найден в других
сферах психики.
Важную роль здесь играет
построение более гармоничных эмоциональных
отношений. Поиск такой
сферы, её активизация составляют основную
задачу
психологической поддержки
в преодолении жизненных трудностей.
Если стоящие
перед человеком трудности
не превышают его потенциала психологической
устойчивости, то их преодоление
повышает гибкость адаптационных процессов,
расширяет спектр выхода из
трудных жизненных ситуаций, обогащает
опыт
проявления своей активности.
Х. Шредер выделяет пять групп
личностных переменных, ответственных
за
интенсивность и качество
реакции на стресс: когнитивные структуры,
представление о себе, поведенческие
программы, мотивационные структуры,
опыт
межличностного поведения.
Важнейшим условием защиты
человека от психических стрессов является
жизненная стратегия, в частности,
система ценностей.
Л. И. Анциферова предлагает
следующую классификацию типов
поведения в
стрессовых ситуациях:
1)экстерналы – уход
от трудных ситуаций, обвинение
в своих трудностях других
людей, низкая мотивация
достижения, стремление подчиняться
другим;
2)интерналы – предпочитают
конструктивную стратегию совладения
с трудностями,
стараясь видеть их источник
в себе, уверены в своих силах,
отличаются высокой
ответственностью и стрессоустойчивостью,
любое событие рассматривают
как
стимул для развития своих
возможностей, такой тип формируется
в детстве при
наличии объекта подражания,
предоставлении родителями самостоятельности
в
решении жизненных проблем.
Тип адекватной стратегии
в стрессовых ситуациях определяется
силой,
подвижностью, уравновешенностью
нервных процессов [30,126].
Поведение личности в соответствии
с требованиями профессиональной среды,
способствующее психическому
здоровью и профессиональному росту,
определяет
три основные сферы:
1.Профессиональная активность,
выраженная в категориях субъективного
значения
деятельности, профессиональных
притязаниях, готовности к энергетическим
затратам, стремление к совершенству
при выполнении заданий, а также
способности сохранять дистанцию
между личной и профессиональной
сферами.
2.Стратегии преодоления
проблемных ситуаций, представленные
как тенденции
отказа от дальнейшего
выполнения профессиональных заданий;
активность
стратегии преодоления трудностей,
а также внутреннего равновесия.
Эти
признаки отражают два
различных способа поведения
в трудной ситуации:
активное решение проблем
или их избегание.
Согласно концепции Антоновского,
чувство когерентности связано
с
положительной оценкой своих
возможностей в проблемной ситуации,
выработкой
эффективной стратегии её
преодоления, положительной жизненной
установкой,
создающими тем самым
основу для профессиональной самореализации
личности.
3.Эмоциональный настрой
на профессиональную деятельность,
выражением которого
является чувство социальной
поддержки, профессионального успеха
и жизненного
удовлетворения [34,87].
Н. А. Аминовым обнаружены связи
индивидуальных различий в толерантности
к
развитию синдрома эмоционального
выгорания с типологическими
свойствами
нервной системы (слабостью,
лабильностью, активностью нервных
процессов)
[42,63].
В литературе выделяют типы
людей подверженных синдрому эмоционального
выгорания:
1.Педантичный характеризуется
добросовестностью, болезненной
аккуратностью,
стремлением в любом деле
добиться образцового порядка, излишней
привязанностью к прошлому.
Симптомы переутомления – апатия,
сонливость.
2.Демонстративный характеризуется
стремлением первенствовать во
всём,
свойственна высокая степень
истощаемости при выполнении рутинной
работы.
Переутомление выражается в
излишней раздражительности, гневливости.
3.Эмотивный характеризуется
чувствительностью, впечатлительностью,
склонностью воспринимать чужую
боль граничит с патологией, с саморазрушением
[25].
К. Маслач выделила в качестве
ключевых факторов синдрома эмоционального
выгорания индивидуальный предел,
потолок возможностей «эмоционального
Я»
противостоять истощению, противодействовать
выгоранию самосохраняясь;
внутренний психологический
опыт, включающий чувства, установки, мотивы,
ожидания; негативный индивидуальный
опыт, в котором сконцентрированы
проблемы, дистресс, дискомфорт,
дисфункции и их негативные последствия
[42,60].
Голландские учёные исследовали
эмоциональное выгорание и неуверенность
у
медицинских сестёр в связи
с потребностью социального сходства-сравнения,
проявляющейся в желании
узнать как можно больше о переживаниях
и реакциях
других людей, встретившихся
с подобными ситуациями. В. Шауфели
обнаружил, что
эмоциональное истощение
и сниженный уровень собственного
достоинства имеют
Источник