Презентация синдром эмоционального выгорания педагога и
Слайд 1
Синдром эмоционального выгорания
Слайд 2
Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории
Слайд 3
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Слайд 4
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Слайд 5
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение
Слайд 6
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания
Слайд 7
специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание
Слайд 8
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы
Слайд 9
» педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе ) Типы личности, которым угрожает СЭВ
Слайд 10
«демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
Слайд 11
» эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Слайд 12
чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
Слайд 13
Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы
Слайд 14
Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные
Слайд 15
желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие
Слайд 16
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние
Слайд 17
низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы
Слайд 19
снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Слайд 20
1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
Слайд 21
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание х орошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения
Слайд 22
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт — супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»
Слайд 23
Рекомендации педагогам для профилактики и устранения «выгорания» стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Слайд 24
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка
Слайд 25
САМОРЕГУЛЯЦИЯ — смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 26
Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .
Слайд 27
I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Слайд 28
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Слайд 29
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова
Слайд 30
IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Слайд 31
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы
Слайд 32
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Слайд 33
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Слайд 34
Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого…
Источник
Мария Архипова
Презентация «Синдром эмоционального выгорания педагога и способы профилактики»
Слайд 2
В течение последних десятилетий четко прослеживается связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором, в которой является профессиональный стресс.
Особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, коллегами, приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального стресса могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными, с собственными детьми.
Профессиональное “ выгорание” — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “ выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.
Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога.
Педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей, следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, то есть начать с себя.
Слайд 3-4
Таким образом наиболее часто «выгорание» рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности и его развитие может не ограничиваться профессиональной сферой, а проявляться в различных ситуациях бытия человека.
Слайд 5
Какие же факторы вызывают синдром профессионального «выгорания»? Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
Слайд 6
Внешние факторы
Не буду долго говорить о них. Вы видите их на слайде. Скажу только, что эта группа организационных факторов очень разнообразна и сама по себе не является непосредственной причиной выгорания. Ее зачение зависит от оценки восприятия работником ситуации, в которой он работает. (в одном и том же учреждении люди по разному реагируют на стресс)
Слайд 7
О внутренних факторах хочу сказать, что существует мнение, что наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности.Это:
— сочуствующие, мягкие, гуманные люди и одновременно- неустойчивые, по хорошему одержимые (фанатичные) увлекающиеся люди
-также это могут быть авторитарные люди с низким уровнем эмпатии, склонные к эмоциональной холодности, со слабой эмоциональной отдачей
— а также это трудоголики, работающие с полной самоотдачей, тщеславные люди, чья жизнь заполнена только работой.
Слайд 8
В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как динамический процесс, который возникает поэтапно в соответствии с механизмом развития стресса. И имеет три фазы его развития.
Фаза напряжения запускает механизм выгорания. Человек начинает осознавать психотравмирующие факторы и накапливать в себе раздражение, отчаяние и негодование. В результате осознания неудач и невозможности повлиять на ситуацию, начинает испытывать недовольство собой и профессией. Бывает даже возникает ощущение загнанности в клетку, когда сосредоточение энергии внутри достигает внушительных объемов.
Фаза резистенции выделяется весьма условно. Так как уже с момента появления напряжения человек естественно стремится снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его арсенале средств. Педагог не может или не хочет адекватно эмоционально реагировать (где-то экономит свои эмоции). Включает дежурную, безразличную мину. Экономия эмоций распространяется и на близких дома. На работе устали от разговоров, дома все начинает раздражать, не хочется разговаривать или того хуже ….В этой фазе наступает редукция профессиональных обязанностей, т. е их упрощение
Фаза истощения. все реже проявляются + эмоции, все чаще – резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы. Человек постепенно исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его ничто не волнует. Он научается работать как робот, автомат. Возникает личностная отстраненность. В конце концов организм не справляясь с внутренними перегрузками, переводит их во внешние психосоматические проявления. Таким образом организм защищает себя.
Слайд 9-10
Я бы хотела предложить вам памятку, где описаны симптомы эмоционального выгорания. И если вы нашли по два и более симптома в каждой группе,это сигнал: задуматься о своем физическом и психическом здоровье.
На слайдах основные из них.
Слайд 11
Для чего я так подробно рассказываю о механизмах эмоционального выгорания, для того чтобы вы своевременно заметили негативные изменения у себя или своих коллег и стали искать пути преодоления и выхода из данной ситуации. И не доводили ее до критических значений.
Чтобы еще больше убедить вас в значимости данной темы, разрешите провести маленькую Экспресс диагностику «выгорания» с вами.
Слайд 12
Я подготовила для вас ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит кому-то просто улучшить самочувствие, а кому-то поможет и в борьбе с профессиональными стрессами.
Слайд 13
Естественные способы, такие как….
Слайд 14
А так же это…
Это все общие рекомендации
Слайд 15
Так же нужно целенаправленно работать над собой
Слайд 16-20
Точечные советы, которые надеюсь помогут вам
Слайд 21
В заключении хочется сказать
Источник
Слайд 1
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Слайд 2
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда. Уильям Джеймс
Слайд 3
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 4
СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 5
Аспекты профессионального выгорания
Слайд 6
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Слайд 7
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения с окружающими.
Слайд 8
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация . Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 9
СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 10
Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Слайд 11
Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 12
Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;
Слайд 13
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Слайд 14
Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!
Слайд 15
. Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество
Слайд 16
ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ 16
Слайд 17
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали.
Слайд 18
Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности
Слайд 19
2 . Снижайте значимость событий: •Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Слайд 20
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
Слайд 21
ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Слайд 22
. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
Слайд 23
•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу; •пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п
Слайд 24
ТВОРИТЕ: Любая творческая работа может исцелять от переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; •конструируйте и т. п.
Слайд 25
ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Слайд 26
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Слайд 27
Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .
Слайд 28
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)
Слайд 29
Упражнение « Внутренний ребенок » . Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » . Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.
Слайд 30
Упражнение «Убежище» Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит. Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли… Мысленно представьте себе это место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны. В течение дня, каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представьте свое убежище.
Слайд 31
Упражнение «Мудрец» Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что вы идете но лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому наверное не меньше 100 лет. У основания, дерева, у его корней сидит старый человек, мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе. Посмотрите на лицо этого человека, Как можно подробнее представьте для себя его облик, посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Сосредоточьтесь, постарайтесь услышать совет, ответ мудреца. То, что скажет вам старый мудрец в вашем воображении — это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.
Слайд 32
Упражнение «Весы» Представьте в своем воображении огромные весы. На одну чашу весов «положите» свои занятия, которые вы делаете, исход» из принципа «Я должен». Чтобы не забыть, сколько занятий вам удалось перечислить, возьмите чистый лист и запишите их для себя. А теперь другую чашу весов «нагрузите» занятиями, которые основаны на принципе «Я хочу». Какие занятия на работе и в жизни вы действительно осуществляете, реализуя свои собственные желания, потребности, интересы? Также запишите эти занятия на листке бумаги. Посмотрите: какая чаша жизненных весов перевешивает? Если первая, то вы живете по принципу «Я должен» и, следовательно, часто переживаете чувство «потери себя». Если у вас перевешивает вторая чаша весов, ваше жизнь строится по принципу «Я хочу», а значит, вы допускаете ошибку в построении жизненной стратегии — слишком много думаете, о себе и мало — о /других. Лучший вариант — равновесие. Если чаши весов равны — вы живете в гармонии с самим собой и окружающими. Выравнивайте свои жизненные интересы.
Слайд 33
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!
Источник