Предупреждение синдрома профессионального выгорания у социальных работников

Предупреждение синдрома профессионального выгорания у социальных работников thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. [4]. Все это может привести к синдрому профессионального выгорания, который является следствием профессиональных стрессов и представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно себя и своей работы. Выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. [3].

Рассмотрим их подробнее. Начнем с эмоционального истощения, которое проявляется в появлении у работников чувства эмоциональной опустошенности и усталости, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном пресыщении и симптомов депрессии, вызванных собственной работой.

Второй фактор-это деперсонализация, которая предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

И заканчивается все редукцией личных достижений, а именно возникновением у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;

  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

В сущности, происхождение «выгорания», невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами. Оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Однако риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. А это означает, что кадры социальной работы — должны обладать высоким уровнем профессионализма, который формируется посредством компетентностного подхода в профессиональной трудовой деятельности. Компетентностный подход предполагает ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности и в личной и профессиональной деятельности. [2]. Неслучайно в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 25 подчеркивается: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг» [1]. Основываясь на данное положение, автором было проведено социологическое исследование на базе Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр» по теме «Компетентностный подход в профессиональном становлении личности специалиста», с целью изучения структуры профессиональной компетентности социального работника. На основании исследования автором была разработана структура компетентности, в которую входят три компонента:

  1. базовые профессиональные качества;

  2. личность специалиста;

  3. нравственность специалиста.

Именно на этих трех компонентах отражает свое воздействие синдром профессионального выгорания. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. А также профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на клиентов которые вынуждены обращаться за помощью к данным специалистам, и поэтому становятся «заложниками синдрома».

Читайте также:  Психология и синдром раздраженного кишечника

Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром выгорания, необходим комплекс мероприятий, который был разработан автором и направлен на каждый элемент структуры компетентностного подхода. К нему относятся:

1.Проведение информационного занятия на тему: «Сущность синдрома профессионального выгорания и факторов, способствующих его возникновению».

2.Проведение занятия на тему: «Обучение определенным навыкам копинг поведения».

3.Проведение внутренних мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации.

4.Моральное стимулирование работников.

5.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.

6.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.

7.Школа социального работника

8. Проведение конкурсов профессионального мастерства.

Работа специалиста социальной сферы предъявляет высокие требования, особо ответственна и люди, занимающиеся этой деятельностью должны быть компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения своих непосредственных профессиональных функций. Характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление, а выполнение профессиональной деятельности, в свою очередь, вызывает определенные личностные изменения, которые влияют на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Эти изменения называются профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание — это динамический процесс, который возникает поэтапно. Все начинается с эмоционального истощения и заканчивается возникновением у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, неуспеха в ней. Поэтому необходима целенаправленная работа по его преодолению, которая будет направлена на профессиональные качества специалиста, его личность и нравственность.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 50.

2. Шмелева Н.Б. Профессиональная и социально-личностная компетентность и компетенция, их соотношение в подготовке социальных работников.// Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2008.№ 3.С. 99-103

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. — 189с.

4. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – Москва: ВЛАДОС: Московский государственный социальный университет, 2001. -431с.

Источник

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

в профессиональной деятельности специалиста»

Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.

В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.

Что же такое синдром профессионального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания  (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:

1-я стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё  чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2-я стадия:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Читайте также:  Чем понизить билирубин при синдроме жильбера

3-я стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта (последствия) профессионального выгорания

Последствие

Проявления

Первый — снижение самооценки

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация 
 

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё  труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к  результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:

  • опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
  • опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
  • Экспресс-диагностика «выгорания» и др.

А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

данет
2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

данет
3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

данет
4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

данет
5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

данет
6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

данет
7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

данет
8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

данет
9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

данет
10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

данет
Читайте также:  Прогноз при лечении синдрома кушинга

Оценка результатов

0 -1 балл — синдром выгорания вам не грозит

2 — 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.

Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.

Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.

Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.

РеалистФаталист
СензитивистАвантюрист

Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.

Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.

Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.

Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.

Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.

Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.

К профилактике «выгорания» относится:

  1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
  2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
  3. Возможность повышения профессиональной квалификации.
  4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.

Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:

  • Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:

— упражнения на развитие педагогической интуиции.

  • Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:

— упражнения-энергизаторы,

— упражнения для развития способности принимать друг друга.

  • Упражнения для развития познавательной сферы:

— упражнения для развития понимания устного текста,

— упражнения для развития активного слушания,

— упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.

  • Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:

— методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,

— упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),

— методы кинезиологии для снятия стресса,

— релаксационные упражнения,

— упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,

— методы регуляции  эмоциональной сферы.

Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник