Познавательное развитие у детей с синдромом дауна
Ксюша Никулина
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Зачем нужно специально заниматься с ребенком?
Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:
1. Поставить цель.
2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одеж-ду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны суметь сделать каждый из этих шагов в от-дельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.
Задачей развития познавательной деятельности или, как говорят специалисты, когнитивного развития, является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.
Мы можем обучать ребенка в процессе специально организован-ного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.
Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.
Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило (или должно произойти) с ребенком во время посещения врача. Кроме того, умение переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.
Часто получается так, что навык, отработанный на занятии, ока-зывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра ребенка оказывается менее развитой, чем его «академические» навыки. И хотя ребенок правильно использует игрушки, например, если это машинка, то он ее катает, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет. Например, медведь собрался к бабушке в гости. Сел в машину и поехал. По дороге заехал в магазин, купил бабушке торт и три апельсина. Потом машина сломалась, пришлось отвезти ее в ремонт, а самому пересесть в трамвай, купить билет и т. д.
Я не случайно уделяю такое внимание сюжетной игре, потому что дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Родители часто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными методами, в то время как именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.
При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятии, в быту и в игре, должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятии ребенок учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые — к зеленым.В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».В игре в солдатиков: «У меня будут красные солдатики, а у тебя — зеленые. Давай построим стенки из кирпичиков. Я беру своих солдатиков, ты — своих, они будут сражаться».
Понятие или навык действительно усвоены ребенком только то-гда, когда он начинает самостоятельно его использовать.
Особенности развития детей с синдромом Дауна
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:
1.Медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование от-вета;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно вос-требованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситу-ации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Источник
«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно_образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи
· меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
· пробелы в освоении грамматических конструкций;
· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
· трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:
· меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
· меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Мышление.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.
Память.
Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Внимание.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение.
Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
5. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-101.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.
Ресурсы интернет
1. https://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF
3. https://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/
4. https://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html
5. https://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html
6. https://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html
7. coolreferat.com.
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1551 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ» подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Кравченко Е.В. г. Камень- на — Оби 2018
2 слайд
Описание слайда:
Синдром Дауна – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных. В первые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон Даун (Down) в 1866 году. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, то есть имеет место так называемая трисомия, поэтому в клетках организма, оказывается, по 47 хромосом.
3 слайд
Описание слайда:
В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с синдромом Дауна. Воспитаннику было рекомендовано кратковременное посещение детского сада (на 2, 5 часа) вместе с мамой.
4 слайд
Описание слайда:
Общие принципы обучения таких детей разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
5 слайд
Описание слайда:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков: 1 • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; • необходимость большого количества повторений для усвоения материала; • низкий уровень обобщения материала; • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
6 слайд
Описание слайда:
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны: • • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом; • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями; • трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий; • нарушения целеполагания и планирования действий.
7 слайд
Описание слайда:
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально -эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер..
8 слайд
Описание слайда:
4. Лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
9 слайд
Описание слайда:
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха. 6.Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
10 слайд
Описание слайда:
Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка с синдромом Дауна Речевое развитие Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие
11 слайд
Описание слайда:
Для развития познавательной сферы ребёнка мы используем программу Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» ятельности детей с синдромом Дауна».
12 слайд
Описание слайда:
Обучая ребёнка с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цели: максимально развить их познавательные возможности; подготовить к посещению школы; подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
13 слайд
Описание слайда:
развитие мышления. формирование понятий и отработка отдельных навыков. обучение ребёнка умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.
14 слайд
Описание слайда:
Обучение ребенка происходит в процессе: . специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал в бытовой деятельности в игре.
15 слайд
Описание слайда:
Как сделать занятия привлекательными для ребенка? 1. Самое первое условие — эти занятия должны нравиться вам самим. Если занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся ребенку. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца. Надо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
16 слайд
Описание слайда:
Как сделать занятия привлекательными для ребенка? 2.Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Как правило, дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.
17 слайд
Описание слайда:
Как сделать занятия привлекательными для ребенка? 3.В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная деятельность, так как мышление в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенку необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он «работает», для отработки одних и тех же навыков необходимо пользоваться различными материалами.
18 слайд
Описание слайда:
Как сделать занятия привлекательными для ребенка? 4.Важно научить ребенка заниматься за столом: рисовать, раскрашивать, лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание занимало 2-3 минуты, а все занятие — 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена до 5-7 минут, а продолжительность занятия — до 30минут.
19 слайд
Описание слайда:
БЛОК 1 Задания, базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый» БЛОК 2 Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием БЛОК 3 Задания, базирующиеся на умении оперировать двумя понятиями одновременно БЛОК 4 Задания, базирующиеся на умении оперировать тремя понятиями одновременно
20 слайд
Описание слайда:
Дидактические занятия, методика Все задания, предлагаемые ребёнку во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.
21 слайд
Описание слайда:
Внимание и память Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается необходимым при самых разных видах деятельности. Включает в себя: Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка. (Представление о постоянстве объекта) Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор»
22 слайд
Описание слайда:
Размер, форма, цвет Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования. Сортировка с опорой на образец Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок. Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки Формирование понятия «средний» Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки
23 слайд
Описание слайда:
Конструктивная деятельность Включает: Конструктивную деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей. Конструирование по жесткой схеме. Конструирование по образцу. Постройка из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.) Складывание целого из частей. Выкладывание картинки из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета.
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
Конструирование по жесткой схеме.
26 слайд
Описание слайда:
Складывание целого из частей
27 слайд
Описание слайда:
Логические задания Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале. Например: Продолжить последовательность — красный, желтый, красный, желтый… Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок.
28 слайд
Описание слайда:
Обучение счету Обучение счету включает в себя: знание числовой последовательности от 1 до 5; пересчет предметов с подведением итога; умение взять по просьбе заданное количество предметов; соотнесение количества и числа; решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала.
29 слайд
Описание слайда:
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым. Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние ребёнка с синдромом Дауна.
30 слайд
Описание слайда:
Ребенок-инвалид и наше общество пока только учатся жить вместе. На этом пути мы – взрослые, родители и специалисты, становимся спокойнее, мудр?