Познавательная сфера у ребенка с синдромом дауна

«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно_образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Общие черты отставания в развитии речи

· меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

· пробелы в освоении грамматических конструкций;

· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

· трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

· меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

· меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Мышление.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Литература

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.

5. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-101.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.

8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.

Ресурсы интернет

1. https://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF

3. https://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/

4. https://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html

5. https://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html

6. https://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html

7. coolreferat.com.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1478 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Ксюша Никулина
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Зачем нужно специально заниматься с ребенком?

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одеж-ду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны суметь сделать каждый из этих шагов в от-дельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.

Задачей развития познавательной деятельности или, как говорят специалисты, когнитивного развития, является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Мы можем обучать ребенка в процессе специально организован-ного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.

Читайте также:  Синдром системного воспалительного ответа реферат

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило (или должно произойти) с ребенком во время посещения врача. Кроме того, умение переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.

Часто получается так, что навык, отработанный на занятии, ока-зывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра ребенка оказывается менее развитой, чем его «академические» навыки. И хотя ребенок правильно использует игрушки, например, если это машинка, то он ее катает, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет. Например, медведь собрался к бабушке в гости. Сел в машину и поехал. По дороге заехал в магазин, купил бабушке торт и три апельсина. Потом машина сломалась, пришлось отвезти ее в ремонт, а самому пересесть в трамвай, купить билет и т. д.

Я не случайно уделяю такое внимание сюжетной игре, потому что дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Родители часто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными методами, в то время как именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.

При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятии, в быту и в игре, должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятии ребенок учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые — к зеленым.В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».В игре в солдатиков: «У меня будут красные солдатики, а у тебя — зеленые. Давай построим стенки из кирпичиков. Я беру своих солдатиков, ты — своих, они будут сражаться».

Понятие или навык действительно усвоены ребенком только то-гда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

• снижение темпа восприятия и замедленное формирование от-вета;

• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно вос-требованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:

• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситу-ации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.

В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

Источник

Адаптированная программа ДАУНСАЙД АП.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.

      Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия, вызванная наличием лишней хромосомы в 21-й паре хромосом. Прежде чем окончательно установить диагноз, необходимо исследовать хромосомный набор клеток ребенка. Это исследование крови называется анализом на кариотип.

Согласно статистике один ребенок из 600-900 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение приблизительно одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличие вредных привычек, питания, достатка, уровня образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют одинаковый набор хромосом.

               Особенности развития детей с синдромом Дауна.

При  планировании коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать специфические особенности, присущие детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

-снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

— необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

— низкий уровень обобщения материала;

— утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

  1. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

— трудности возникающие у ребенка, когда ему необходимо  объединить новую информацию с уже изученным материалом;

— сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами (однотипными), заученными многократно повторяемыми действиями;

— трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаки предмета, или выполнения цепочки действий;

— нарушение целеполагания и планирования действий.

  1. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
  2. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучший  результат дает зрительно-телесный анализ.
  3. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
  4. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития могут существенно различаться.

В основу программы когнитивного развития  Даунсайд АП легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт. Опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно – образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

Читайте также:  Синдром вегетативной дисфункции и армия

 Построение  коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом Дауна.

Планируя коррекционно-развивающий процесс необходимо ставить цель максимально развить познавательные возможности детей с синдромом Дауна, подготовить к самостоятельной или относительно самостоятельной жизни в будущем, посещению детского сада и  школы.

  1. Самое первое условие при проведении занятий — занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки.
  2. Игрушки надо  выбирать яркие, с различной фактурой, бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает.
  3. Важно научить ребенка заниматься за столом.
  4. В каждое занятие  за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут. По мере развития ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличина до 5-7 минут, а продолжительность занятия до 30-40 минут. Все задания разделены на несколько блоков по уровню сложности.
  5. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие — нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.
  6. Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка.
  7. Необходимо учитывать, если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что предлагаемые задания или форма не соответствуют уровню развития ребенка. При этом у малыша быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения. В таком случае необходимо попытаться понять, что вызывает трудности в обучении и предложить ребенку более легкие задания или изменить саму форму занятий.

Методика проведения дидактических  занятий.

Весь коррекционно — развивающий   процесс был построен, основываясь  на  Программу Даунсайд АП,  и был поделен на  4  этапа (блока).

Каждый блок разрабатывался, опираясь на принцип динамического изучения  ребенка (согласно концепции Выготского  Л.С.) « о зонах актуального и ближайшего развития»,  а также постепенного, ступенчатого подбора материала, «от простого к сложному» (по Выготскому Л.С).

      Внимание и память.

Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие  и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять, пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко; вспомнить по ключи прежде, чем дверь захлопнута.

Логические задания.

Закладывают основу  для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Размер, форма, цвет.

Формирование понятий размера, формы ,цвета предметов и навыков их активного использования.

Конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему-это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей .Складывание целого из частей является прототипом чтения, а конструирование по схеме предваряет обучение письму.

Обучение счету.

Обучение счету включает в себя знание числовой последовательности, пересчет предметов, соотнесение количества и числа, решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает паять, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и не зависимым.

Игры, задания, практические наработки для работы с детьми с синдромом Дауна мы используем в практике, основываясь на методические  разработки и программах центра ДАУНСАЙД АП. Данные методические разработки на практике дают хорошие положительные результаты в динамике развития детей. Приведем некоторые методические приемы, используемые в работе.

                       Тема: «Внимание. Память. Мышление».

                                              1 блок

Цель: представление о постоянстве предмета.

Наглядность: небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их можно спрятать, набор карточек с картинками.

                                Содержание задания.

Можно спрятать на  глазах у ребенка 2 или 3 знакомые игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти игрушки в кулаках, и спросить: «Где собака?» или «Где машинка?».Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание с использованием картинок.

                                              2 блок.

 Цель:  запоминание 3-4 предъявленных объектов.

Наглядность : 4 небольшие игрушки и стаканчики под которыми их можно спрятать, картинки по темам.

                               Содержание задания.

Можно спрятать на  глазах у ребенка3 или 4 знакомые игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти игрушки в кулаках, и спросить: «Где чашка?» или «Где кошка?». Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание с использованием картинок.

                                              3 блок.

Цель: выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов.

Наглядность: большая и маленькая матрешка, большая или маленькая тарелка, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

                                      Содержание задания.

 Нужно поставить перед ребенком матрешек, дать им тарелки соответствующего размера и выложить на стол 2 огурца, 2 помидора, 2 лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке огурец и помидор» или «Положи огурец в маленькую тарелку» и т.д.

Цель: Увеличение времени сохранения внимания.

                                        Содержание заданий.

Когда ребенок просит что-нибудь, можно выполнять его просьбу не сразу.

Логическое мышление.

Цель: Подбор ассоциативных пар.

Наглядность: карточки с изображением парных предметов.

                                         Содержание заданий.

Подбор карточек:

      «Кто что ест?» (собака-косточка, заяц- морковка),

«Кто где живет?» (собака-конура, мышка-нора, птица-гнездо),

«Что где лежит?» (корзина — грибы, ваза – цветы),

«Что чем делают?» (гвоздь — молоток, бревно-пила).

                                                        4блок.

Читайте также:  Синдром морганьи адамса стокса экг

Цель: выполнение инструкций из трех шагов или трех значимых слов.

Наглядность: большая, маленькая и средняя матрешки, тарелки трех размеров, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

                       Содержание задания.

Поставить перед ребенком матрешек, выстроив их по росту, затем нужно дать ему тарелки и попросить: «Дай большой матрешке маленькую тарелку».Затем выложить на стол , например. Четыре огурца, два помидора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке два огурца и помидор», «Дай большой матрешке помидор».

Логическое мышление.

Цель: подбор ассоциативных пар.

                                     Содержание заданий.

 На этом уровне развития ребенка можно играть с ним в вопросы и ответы, развивая его ассоциативное мышление. Вопрос: «Что ест заяц – морковку или селедку?», «Кто дает молоко — корова или лягушка?»  

                                                  Размер, форма цвет.

1 блок.

Тема: «Размер , форма, цвет».

Цель: «Формирование понятий «одинаковый».

Наглядность: набор парных карточек по  разным лексическим темам.

                                      Содержание заданий.

Выложить перед ребенком 2-3 карточки. Сначала надо показать, как надо складывать одинаковые картинки на карточках (рядом или одна на другую). Затем показать одну карточку и попросить найти такую же.

Цель: Сортировка по виду.

Наглядность: набор сосновых шишек, каштанов.

                                       Содержание заданий.

Изучаем природный материал на ощупь (шишки, каштаны). «Найди такую же». Сортируем по разным коробкам. Для сортировки можно использовать пуговицы, катушки, камешки и т.д.

Цель: Сортировка по размеру.

Наглядность :набор кругов двух разных размеров (большие, маленькие) разных цветов и две коробки.

                                          Содержание заданий.

Называя размер круга просим найти такой же в коробке. Сначала используем круги одного цвета, а затем разных цветов.

Цель: Сортировка по форме.

Наглядность: геометрические фигуры (одинаковые треугольники, круги, квадраты)

                                            Содержание заданий.

Называя фигуру просим найти такую же в коробке. Сначала используем фигуры одного цвета, а затем разных цветов.

Цель: Сортировка по цвету.

Наглядность: набор крупной мозаики красный, синий, желтый, зеленый  цветов.

                                             Содержание заданий.

Сортировка по цветам в коробки, строим дорожки.

2 блок.

Тема: «Размер, форма, цвет».

Цель: «Формирование понятий «одинаковый».

Наглядность: набор парных карточек по  разным лексическим темам.

                                             Содержание заданий.

 Выложить перед ребенком 4-5 карточек. Сначала надо показать как надо складывать одинаковые картинки на карточках (рядом или одна на другую). Затем показать одну карточку и попросить найти

такую же.

Цель: Сортировка по размеру.

Наглядность: пирамидка.

                                             Содержание заданий.

Собрать пирамидку по порядку, напоминая ребенку, что он должен взять большое кольцо.

Цель: Сортировка по форме.

Наглядность: геометрические фигуры (одинаковые по размеру треугольники, круги, квадраты), но разные по цвету.

                                             Содержание заданий.

Предлагаем ребенку 2 фигуры на выбор и  просим: «Возьми круг» или «Возьми квадрат».

Цель: Сортировка по цвету.

Наглядность: набор крупной мозаики красный, синий, желтый, зеленый  цветов.

                                             Содержание заданий.

Предлагаем ребенку выбор из 2 мозаик например, одну красную, как в коробке, а другую – синюю  и просим : «Возьми красную»

3 блок.

Цель: дифференциация 2 –х цветов.

Наглядность: картинки, нарисованные  из 2-х цветов, цветные карандаши.

                                             Содержание заданий

Назвать цвета на картинки, подобрать соответствующего цвета карандаши.

Цель: дифференциация по геометрическим фигурам.

Наглядность: «геометрическое» печенье.

                                             Содержание заданий

Назвать геометрические фигурки.

Цель: классификация по видам.

Наглядность: карточки с изображениями животных, птиц, посуды, одежды и т.д.

                                             Содержание заданий.

Используем карточки в виде лото. «Платье – это одежда кладем ее сюда»

4 блок.

Цель: классификация цвета.

Наглядность: выбор из 4-х  цветов мозаики.

                                           Содержание заданий.

Строим дорожку из 4-5 цветных мозаик. Просим ребенка «построить такую же».

Цель: классификация с поиском «лишнего» предмета.

Наглядность: лото по лексическим темам.

                                           Содержание заданий.

4 карточки. Три из них по одной теме, 1- « лишняя». Найти «лишнюю».

Цель: Выбор предмета по 3-м признакам.

Наглядность: геометрические фигуры разных цветов и размеров.

                                           Содержание заданий.

Выложить на стол 5-6 фигур и попросить: «Возьми маленький красный квадрат».

Цель: Самостоятельное название  двух признаков предметов.

          (Предлагать ребенку, если его речевые возможности  позволяют ).

Наглядность: геометрическая мозаика.

                                           Содержание заданий.

Выложить на стол 5-6 фигур, поочередно показывать и спрашивать: «Что это?» Ребенок отвечает, например: «Круг». «Какого он цвета?». После правильного ответа надо дать образец правильного высказывания: «Правильно, это-красный круг».

Список используемой литературы.

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика». Москва, «Просвещение»,1988 г.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. «Основы дефектологии». Москва, «Просвещение»1990 г.
  3. Медведева Т.П. «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна», Даунсайд АП,2007 г.
  4. Лубовский В.И., Асмолова А.Г. «Особенности когнитивного развития у детей с синдромом Дауна».Даунсайд АП, 2007 г.
  5. Гродная Н.С. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». Даунсайд АП,2007 г.

Источник