Познавательная сфера детей с синдромом дауна
«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно_образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи
· меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
· пробелы в освоении грамматических конструкций;
· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
· трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:
· меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
· меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Мышление.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.
Память.
Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Внимание.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение.
Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
5. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-101.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.
Ресурсы интернет
1. https://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF
3. https://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/
4. https://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html
5. https://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html
6. https://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html
7. coolreferat.com.
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1546 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Ксюша Никулина
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Зачем нужно специально заниматься с ребенком?
Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:
1. Поставить цель.
2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одеж-ду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны суметь сделать каждый из этих шагов в от-дельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.
Задачей развития познавательной деятельности или, как говорят специалисты, когнитивного развития, является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.
Мы можем обучать ребенка в процессе специально организован-ного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.
Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.
Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило (или должно произойти) с ребенком во время посещения врача. Кроме того, умение переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.
Часто получается так, что навык, отработанный на занятии, ока-зывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра ребенка оказывается менее развитой, чем его «академические» навыки. И хотя ребенок правильно использует игрушки, например, если это машинка, то он ее катает, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет. Например, медведь собрался к бабушке в гости. Сел в машину и поехал. По дороге заехал в магазин, купил бабушке торт и три апельсина. Потом машина сломалась, пришлось отвезти ее в ремонт, а самому пересесть в трамвай, купить билет и т. д.
Я не случайно уделяю такое внимание сюжетной игре, потому что дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Родители часто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными методами, в то время как именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.
При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятии, в быту и в игре, должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятии ребенок учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые — к зеленым.В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».В игре в солдатиков: «У меня будут красные солдатики, а у тебя — зеленые. Давай построим стенки из кирпичиков. Я беру своих солдатиков, ты — своих, они будут сражаться».
Понятие или навык действительно усвоены ребенком только то-гда, когда он начинает самостоятельно его использовать.
Особенности развития детей с синдромом Дауна
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:
1.Медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование от-вета;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно вос-требованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситу-ации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Источник
Н.А.Ефремова, учитель-дефектолог,
г. Курск
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
В специальных научных исследованиях, в медицинском, педагогическом, психологическом аспектах болезнь Дауна рассматривается как с точки зрения «лечения», так и с позиции систематического обучения.
До середины XX в. в науке сложились представления о невозможности обучения таких детей, ввиду тотального органического поражения ЦНС и стойкого недоразвития интеллектуальной сферы. [6].
С конца XX в. сведения, имеющиеся в отечественной науке, относительно лиц с синдромом Дауна носят более развернутый информативный характер в области биогенетических и клинических исследований [1].
Менее изученными в данный период истории специального образования являются психолого-педагогические особенности людей данной категории. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей синдромом Дауна [7].
Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.С. Выготский [2; 5]. П. Л. Жиянова., С.Б. Лазуренко, О.Б. Половинкина отмечают, что у детей с синдромом Дауна сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, но вне зависимости от степени нарушения интеллекта у детей указанной категории положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные, поэтому многие их называют «солнечными». Поведение детей добродушием, ласковостью, они легко вступают в контакт. В личностном плане именно детям с синдромом Дауна, в отличие от других детей с нарушениями интеллекта в большей степени свойственна внушаемость и подражательность действиям, что открывает большой потенциал для коррекционно-воспитательного процесса [3].
По мнению В.В. Нагаева, Т.В. Бендас существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления и волевых процессов [8].
Изучив литературу по данному вопросу, мы предположили, что особенности эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна влияют на развитие их познавательной деятельности.
В рамках обозначенной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», в котором приняли участи 10 детей дошкольного возраста: 5 детей с синдромом Дауна в анамнезе развития (экспериментальная группа) и 5 детей с нарушениями интеллекта, у которых синдром Дауна в анамнезе отсутствует (контрольная группа).
Целью исследования: определение влияния особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна на формирование познавательных процессов.
Дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта стали объектом исследования.
Предметом исследования выступили особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
— на основе анализа литературы теоретически обосновать актуальность вопросов изучения познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с синдромом Дауна;
— провести пилотажное исследование развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями интеллекта, в том числе детей с синдромом Дауна;
— выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и определить степень влияния эмоционального состояния на развитие их познавательной деятельности.
В связи со сложностью психофизического состояния детей для обследования нами были использованы следующие методики:
— диагностика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (авт. Э.Т. Дорофеева);
— методика «Эмоциональная идентификация» (авт. Е.И. Изотова);
— методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка уровня развития внимания и зрительного восприятия);
— методика «Разрезные картинки» (выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки);
— методика «Почтовый ящик», (оценка уровня развития внимания, мышления и зрительного восприятия, развития мелкой моторики);
— методика «Найди пару» (оценка уровня процессов обобщения);
Исследование проводилось в определенной последовательности: ежедневно, в течение недели, перед работой с методиками по определению уровня развития познавательной деятельности с детьми проводилась диагностика эмоционального состояния, данные фиксировались в протоколах обследования.
Результаты показали следующее:
— детям с нарушениями интеллекта не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным (80% исследуемых);
— у детей с синдромом Дауна, в отличие от детей контрольной группы, положительное и нейтральное эмоциональное состояние превалирует над отрицательным (80% — у детей экспериментальной группы, 40% — у детей контрольной группы);
— параметры развития познавательной активности положительно связаны с эмоциональным состоянием дошкольников. У детей с нарушениями интеллекта, в том числе и у детей с синдромом Дауна незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности. Это факт в очередной раз доказывает выводы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о том что «только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» [4].
Проведенное исследование и выявленные результаты позволяют сделать следующие выводы:
— благоприятный эмоциональный настрой оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности дошкольников, в том числе и детей с синдромом Дауна;
— коррекционная работа по формированию и развитию эмоциональной сферы необходима всем детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Литература
1. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1. – С. 9-15.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
3. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. – М.: Монолит, 2007.
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика». – М., 2004 г.
5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.
6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. Буянова. – М., 1990.
Источник