Позитивные и негативные синдромы в психиатрии

Позитивные и негативные синдромы в психиатрии thumbnail

Если бы нужно было
условно разделить картину болезни по
уровням сложности, я бы предпочёл три
основные степени градации: симптомы —
синдромы — собственно болезнь, во всей
полноте её клинической картины. Причём
болезнь будет включать в себя не только
набор симптомов и синдромов, характерный
для каждой конкретной нозологии, но и
то, какова будет динамика этих симптомов
и синдромов: что было, что будет, чем
сердце успокоится, и к гадалке уже можно
не ходить.

Итак, синдромы — это
следующий (после симптомов) шаг к
пониманию того, что же приключилось с
пациентом. Синдром (греч. σύνδρομον,
σύνδρομο — вместе бегущий) — это не
просто набор симптомов. Нет произвольного
их сочетания, просто потому, что карта
так легла. Патогенез с раскладом не
шутит, тут клич «крупью на мыло!» не
прокатит. Все симптомы сочетаются в
строгом соответствии с тем, что это за
болезнь и какую её стадию мы сейчас
лицезреем. А если ещё и диагноз правильно
установлен — так и вовсе можно делать
осторожные прогнозы.

Безусловно, синдром —
это ещё не болезнь, и для полноты
клинической картины зачастую нужно
многое: от правильно собранного анамнеза
(родился-крестился-женился-на что
сгодился) до анализов и матерно-восторженных
отзывов узких специалистов. Однако,
правильное распознавание синдрома
может помочь определиться с тактикой
дальнейшего ведения больного (делирий,
онейроид и кататонический синдром — в
стационар, астенический — можно полечить
и амбулаторно), с назначениями лекарств
(да, да, уже на этом этапе). Да что там
говорить — международная классификация
болезней 10-го пересмотра, она же МКБ-10,
построена преимущественно на синдромальном
подходе к классификации. И ещё: зная
синдромы, можно легко выявить симулянта,
который демонстрирует отдельные
симптомы, но не может показать цельной
картины болезни (есть, конечно, мастера
и в этом деле, но их единицы).

Есть ещё одна тонкость
врачебного дела: каждый синдром надо
хоть раз в жизни увидеть в присутствии
учителя, который скажет тебе — смотри
и запоминай, это парафренный синдром,
а это синдром Кандинского-Клерамбо, это
астенический синдром у невротика, а это
истощение психической деятельности у
шизофреника, почувствуй разницу в каждой
паре и смотри, смотри на пациентов, есть
то, чего не передать словами и не описать
так, чтобы можно было избежать разночтений
и двояких толкований. Поэтому и нет
заочной учёбы на врача. Только лично,
очно, через стадию радостного узнавания
— «вот оно, меня этому учили!» — к сияющим
вершинам интуиции и безошибочной
врачебной догадки (практически то же
самое, что и воинская смекалка — позволяет
по одному мимолётному взгляду на
влетевшую в окоп гранату определить,
что на самом деле это мимикрировавший
северный пушной зверь).

Все психопатологические
синдромы можно разделить на позитивные
и негативные.

Позитивные
психопатологические синдромы
(они
же «плюс-симптомы») — это новые,
отсутствовавшие до этого в психике,
синдромы, которых в норме быть не должно.
Иными словами, не было — появилось,
приплюсовалось(на этом плюсы и позитивизм
заканчиваются).

Признавая
некоторую условность диспозиции, по
степени нарастания сложности, выраженности
и тотальности проявлений, а также по
степени нарушения психической деятельности
и по мере уменьшения обратимости,
позитивные синдромы можно было бы
расположить в следующем порядке:

Астенические
синдромы (как позитивные)

Аффективные
синдромы

Невротические
синдромы

Гебоидный
синдром

Синдромы
сверхценных идей

Галлюцинаторно-бредовые
синдромы

Люцидные
кататонические синдромы

Синдромы
нарушения сознания

Судорожные
синдромы

Парамнестические
синдромы

Психоорганический
синдром (он же органический психосиндром
— Фаберже, автопортрет, фрагмент, разные
ракурсы)

Негативные
психопатологические синдромы
(они
же дефицитарные синдромы, они же
«минус-симптомы») — это когда из психической
деятельности (такой, как ей положено
быть в норме), с присущей нормальному
человеку совокупностью качеств и
свойств, выпадает, утрачивается что-то
из оных. Соответственно наносится ущерб
психической деятельности и формируется
дефект личности.

По
степени нарастания негативные синдромы
можно расположить так:

Астенический
синдром (как негативный)

Субъективные
изменения «Я» (или субъективно осознаваемые
изменения «Я»)

Объективные
изменения личности

Дисгармония
личности

Редукция
энергетического потенциала (РЭП)

Снижение
уровня личности

Регресс
личности

Амнестические
расстройства

Тотальное
слабоумие, психический маразм.

Вот
теперь можно приступить к более-менее
вдумчивому рассмотрению каждой группы
синдромов.

Источник

Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.

Читайте также:  Синдром вегетативных дисфункций что это

Виды симптомов[править | править код]

Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].

Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.

Несмотря на то, что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.

Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.

В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.

Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].

По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.

Классификация симптомов[править | править код]

Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:

  • Симптомы кататонических расстройств:
    • Симптом капюшона
    • Негативизм
    • Симптом воздушной подушки
    • Симптом Павлова
    • Мутизм
    • Стереотипия
  • Эхо-симптомы:
    • Эхопраксия
    • Эхолалия
  • Симптомы расстройства воли:
    • Абулия
    • Парабулия
    • Гипобулия
  • Симптомы расстройств восприятия:
    • Галлюцинация
    • Слуховая галлюцинация
    • Метаморфопсия
  • Симптомы расстройств мышления:
    • Бред
    • Сверхценная идея
    • Бредоподобная идея
    • Персеверация
    • Патологическая обстоятельность
  • Симптомы расстройств эмоций:
    • Уплощённый аффект
    • Гипотимия
    • Гипертимия
    • Экзальтация
    • Эйфория
    • Дисфория
  • Симптомы расстройств памяти:
    • Амнезия
      • Антероградная амнезия
      • Ретроградная амнезия
      • Фиксационная амнезия
    • Конфабуляция
    • Парамнезия
    • Криптомнезия
  • Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
    • Симптом аутизма
    • Симптом передачи (открытости) мыслей
    • Псевдогаллюцинация
    • Симптом эха мыслей
    • Симптом вкладывания мыслей
    • Симптом отнятия мыслей
    • Симптом блокировки мыслей
    • Речевая бессвязность
    • Шизофазия

Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]

При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.

Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.

В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.

Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:

  • Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
  • Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
  • Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
  • Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.

Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.

Примечания[править | править код]

  1. Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
  2. ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  3. 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
  4. 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
  5. 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Читайте также:  Мышечно тонический синдром что это такое

Литература[править | править код]

  • Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.

Источник

В процессе психиатрической диагностики врач опирается на идентификацию симптомов
(знаков) заболевания. Именно с определения отдельных признаков болезни начинается
психиатрическая диагностика. При этом идентифицируется отношение данного симптома
к тому или иному синдрому и к нозологической форме заболевания.

Симптомы, согласно концепции Джексона, подразделяются на негативные и позитивные.
К первым относятся симптомы выпадения определенных функций психической деятельности
(истощение психической деятельности, психопатизация личности, снижение энергетического
потенциала, слабоумие). Позитивные, или продуктивные, симптомы представляют
собой результат болезненного возбуждения функциональных систем (иллюзии, галлюцинации,
бредовые и навязчивые идеи, маниакальные и депрессивные состояния и др.). Негативная
симптоматика (минус-симптомы) по сравнению с продуктивной (плюс-симптомы) нозологически
специфичнее. В то же время она инертна, инвариантна и относительно резистентна
к терапии. Негативные и позитивные нарушения, несмотря на то что отличаются
друг от друга, тесно взаимосвязаны: при изменении одних изменяются и другие.
Четкая выраженность негативной симптоматики влечет за собой рудиментарность
проявлений позитивной. Медленное, хроническое течение болезни сопровождается
превалированием негативных симптомов, острое развитие психоза – выраженными
продуктивными нарушениями. Особенно ясно проявляется продуктивная симптоматика
при психозах, связанных с расстройством сознания (аментивное, делириозное, онейроидное
и др.), а также при других состояниях, сопровождающихся психомоторным возбуждением
(кататоническим, гебефренным и др.) и острой галлюцинаторно-бредовой симптоматикой.

клинические лаборатории Москвы ищут специалистов в свою команду

Понятие «негативные» и «позитивные» расстройства, хотя и относятся к числу кардинальных
в общей психопатологии, не всегда трактуются однозначно. В частности, негативные
расстройства принято считать стойкими, необратимыми, а позитивные – временными,
динамичными, переходящими выражениями дефекта психик. Однако клинические исследования
последних лет показали, что при проведении интенсивного антипсихотического лечения
возможно обратимость и компенсация негативных расстройств. Поэтому следует считать,
что негативная симптоматика связана не столько с выпадением психических функций,
сколько с временным прекращением функционирования отдельных систем.

Сходные между собой по внешним проявлениям психопатологические симптомы могут
иметь разное диагностическое решение. Так, например, у больных белой горячкой
имеют место зоопсии. Зверей, насекомых они, как правило, видят уменьшенными
в размерах, несколько вытянутыми, черно-белой окраски. Это указывает на принадлежность
данных расстройств именно к алкогольному психозу. В то же время яркость, красочность
галлюцинаторных явлений со сценами религиозного содержания или жестоких событий
говорит о возможно наличии у больных эпилептической болезни. Аналогичное сравнение
можно провести и в отношении слуховых галлюцинаций при алкогольном и сифилитическом
галлюцинозах, галлюцинаторно-параноидной шизофрении; либо нарушения мышления
в виде разорванности его при шизофрении или бессвязности при аментивном состоянии.

Однако отдельные симптомы не несут достаточной информации для постановки психиатрического
диагноза. Только анализ целого ряда признаков болезни, сходных между собой по
клинической картине, т. е. выделение синдромов заболевания, позволяет определить
клинические границы того или иного процесса. Синдромальный диагноз более точен,
чем симптоматический. Синдром отражает деятельность целой функциональной системы
и, как правило, тесно связан с другими синдромами.

Установление диагноза является завершающим этапом психиатрической диагностики,
которая осуществляется на основании комплексного анализа психопатологической
симптоматики, индивидуальных особенностей личности, данных объективного и субъективного
анамнеза, динамики болезни и результатов параклинических исследований. Однако
для точной диагностики психических заболеваний недостаточно только констатации
патологических изменений. Для этого необходимо изучать этиологию и патогенез
заболевания.

Многообразие клинических проявлений различных психических заболеваний нередко
создает исключительные трудности при определении нозологической принадлежности
той или иной психопатологической симптоматики. В этом случае врач использует
важнейший метод диагностики психических болезней – метод клинического наблюдения.
Врач должен видеть больного, слушать, исследовать его.

К сожалению, в психиатрии в отличие от других медицинских областей меньше возможностей
для применения инструментальной техники, позволяющей непосредственно изучать
пораженный патологическим процессом орган – мозг. Поэтому в психиатрии основным
методом исследования является клинико-психопатологический метод. Он позволил
обосновать нозолоческую спецефичность шизофрении, пограничных нервно-психических
расстройств, группу экзогенных и грубоорганических психозов, а также создать
современную классификацию психических заболеваний.

Вместе с тем в настоящее время в психиатрии широко используются и биологические
методы исследования. Они направлены в первую очередь на установление причин
и патогенеза психических заболеваний. Правда, без клинической идентификации
психопатологических состояний невозможно соотнести результаты биологических
исследований с данными, касающимися прогноза и исхода психических заболеваний,
а также терапии, профилактики и социальной реабилитации. Тем не менее данные
современной нейрофизиологии, биохимии, генетики, психологии позволяют получать
ценную информацию для правильной диагностики психических заболеваний.

При постановке клинического диагноза психического заболевания врач должен учитывать,
что оно могло изменить личность больного и при определении его причины субъективный
анамнез может не соответствовать данным объективного исследования. Фактор, явившийся
причиной болезни, в последующем может не оказывать никакого влияния на ее течение,
и она будет развиваться по своим патогенетическим законам.

Читайте также:  Как видно на узи синдром дауна

Следует сказать, что психиатру в своей повседневной практической работе постоянно
приходится сталкиваться не только с различными патологическими явлениями психической
деятельности, но и с отклонениями соматических функций больного, а также со
сложными переплетениями его интерперсональных взаимоотношений.

Больные соматоневрологического профиля обычно сообщают врачу жалоб больше, чем
психически больные. Последние часто вообще не предъявляют жалоб и не считают
себя больными на протяжении длительного времени. У психически больного нередко
отсутствует чувство дискомфорта, присущее соматически больному. Психическая
болезнь длительное время может протекать бессимптомно или проявляться только
одним-двумя признаками, что чревато поздней постановкой диагноза.

Психиатрическая диагностика направлена на определение не только нозологической
принадлежности, стадии развития и типа течения заболевания, но и его прогноза
в отношении жизни, выздоровления, трудоспособности.

Однако следует помнить, что специфичность клинических проявлений различных психических
заболеваний, в частности экзо- и эндогенных психозов, весьма относительна. Психопатологическая
симптоматика может претерпевать самые разнообразные изменения в зависимости
от преморбидных свойств личности, ее конституциональных особенностей, характера
воздействия психотравмирующих ситуаций. Наиболее сложно выявить пограничные
нервно-психические расстройства. Они могут развиваться не только как реакция
на сложную ситуацию, но и эндогенно, могут быть врожденными и приобретенными.
Здесь особенно остро встает самый сложный вопрос психиатрической диагностики
– определение нормы и патологии. Признаки эндогенного течения патологического
процесса могут нести также экзогенные заболевания – органические, реактивные,
различные симптоматические психозы.

Вместе с тем относительность специфики психических нарушений не исключает возможность
нозологической диагностики болезней. Изучение в совокупности всех признаков,
выражающих единство этиологии и патогенеза, позволяет клиницисту определить
нозологическую самостоятельность того или иного заболевания. При этом существенную
роль играют как сведения о самом больном, так и объективные данные о его родственниках
и социальном окружении. Большие сложности представляет решение вопросов, связанных
м систематикой в психиатрии. Существующие как у нас в стране, так и за рубежом
классификации психических болезней в определенной степени условны, поскольку
среди психиатров разных стран отсутствует единство мнений в идентификации отдельных
психопатологических признаков и в понимании причин и механизмов развития многих
психических расстройств.

В настоящее время адаптируется вариант Международной классификации болезней
10-го пересмотра (МКБ-10).

Классификация психических болезней в 10-м пересмотре претерпела значительные
изменения по сравнению с предыдущими классификациями. Прежде всего сокращено
количество болезней по традиционным в клинической психиатрии нозологическим
принципам деления и отдано предпочтение синдромальным рубрикам. Сужены границы
шизофрении, исключено деление болезней на психозы и неврозы, введены некоторые
новые рубрики с использованием ранее не применявшейся оригинальной терминологии.
Например, во всей классификации введен термин «расстройство» вместо терминов
«болезнь, заболевание». По мнению авторов классификации, термин «расстройство»
является более точным, так как под ним понимается более определенная группа
симптомов, чем это бывает при применении понятия «болезнь».

Следует отметить, что МКБ-10, как и предыдущие классификации, предназначены
не для изменения существующих концепций в диагностике психических заболеваний,
а прежде всего для статистических целей.

В то же время важно не только изучить отдельные симптомы заболевания, но и принять
во внимание изменение личности больных во всех ее структурных составляющих.
Важно определение социальной роли пациента, его возможности ( в связи с заболеванием)
справляться с ролью отца, матери, сестры, брата, супруга. Особое внимание следует
обратить на профессиональные навыки, формирование межличностных контактов в
трудовых коллективах, взаимоотношения с руководителем учреждения и организации,
сотрудниками по работе. Нужно также узнать, как реагируют родственники и сам
пациент на те или иные симптомы заболевания. Например, при наличии симптомов
шизофрении зачастую больной, а подчас и его родственники не уделяют им должного
внимания (говорят «устал, переутомился», или при глубоком депрессивном состоянии,
когда оно переживается пациентами очень тяжело, с признаками скорбного бесчувствия
к родным и детям, возможностью катастрофы вселенной, суицидальными тенденциями
и т. д.), не осознают тяжести процесса.

При описании симптомов психических расстройств необходимо различать форму и
содержание болезненных проявлений. Например, при появлении зрительных галлюцинаций
у больных алкоголизмом, они могут видеть в одних случаях кажущихся животных
(мыши, комары, блохи), в других – людей, угрожающих им. Форма в обоих случаях
одна – зрительные галлюцинации, а содержание разное.

Определение признаков психического расстройства в приводимом разделе соответствует
международному стандарту изучения основных психических заболеваний, принятому
Всемирной организацией здравоохранения.

В США введена национальная классификация, которая легла в основу МКБ-10.

Впервые систематика была принята Американской психиатрической ассоциацией в
1952 г. и с тех пор неоднократно дополнялась и перерабатывалась. С 1987 г. действует
DSM-III-R, а в настоящее время разработан и используется уже 4-й ее пересмотр.

Смотрите также:

У нас также читают:

Источник