Понятие синдроме раннего детского аутизма
31 января 201971343 тыс.
Содержание:
Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
Каковы причины развития заболевания?
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
- ДЦП;
- перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
- перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
- ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
- наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Симптомы и признаки аутизма
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:
- при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
- не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
- не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
- проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
- не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
- часто устраивает истерики;
- пассивен или, наоборот, гиперактивен;
- не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям
Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:
- нарушение социального взаимодействия;
- нарушение коммуникации;
- стереотипное поведение;
- ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Нарушение социального взаимодействия
Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
Нарушение коммуникации
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
Стереотипное поведение
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
- концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
- Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
- Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
- Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
Интеллект у ребенка с аутизмом
В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.
В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.
Виды аутических расстройств
Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:
- достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
- нормальные навыки речи, внятность речи;
- наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
- проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
- нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
- эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.
Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.
Синдром Ретта
Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:
- глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
- полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
- замедление роста головы после года;
- утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
- частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
- ухудшение координации движений;
- отсутствие речи.
Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.
Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
- проведение тестов со специальными опросниками;
- УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
- ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
- осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.
Что видит взрослый? | Не является признаком | С высокой долей вероятности означает |
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный | Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания | Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя |
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое | Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя | Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены |
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение | Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми | Ему сложно понять предоставленную информацию |
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса | Непослушание, гиперактивность, невнимательность | У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки |
Можно ли вылечить аутизм?
Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
- вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
- вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
- вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
- формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
- постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
- учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
- вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
- учат играть в ролевые игры;
- учат устанавливать эмоциональный контакт.
Поведенческое лечение аутизма у детей
Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.
Логопедическое лечение
Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.
Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме
У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.
Медикаментозная терапия
К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.
Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.
Не следует без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить малышу.
Аутизм или другое заболевание?
Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:
- задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
- синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
- тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
- шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Прогноз
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
2 слайд
Описание слайда:
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская)
3 слайд
Описание слайда:
Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого искаженного варианта нарушения психического развития.
4 слайд
Описание слайда:
При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии — наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.
5 слайд
Описание слайда:
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности.
6 слайд
Описание слайда:
Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, однако статистические данные о его распространенности неоднозначны, на что есть свои причины: 1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер; 2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Европы США и Японии — без возрастных ограничений); 3) различи в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.
7 слайд
Описание слайда:
Чаще всего в последние годы в отечественно и зарубежной литературе называют цифру в 15—20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4—4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства.
8 слайд
Описание слайда:
Использованная литература Специальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.] ; под ред. Н.М.Назаровой. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр Академия, 2009. — С. 300 — 302.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-121592
Вам будут интересны эти курсы:
Источник