Понятие симптома синдрома и нозологии

Симптом — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

Синдром— совокупность симптомов с общим патогенезом.

Нозология — учение о болезнях, позволяющее познать структурно-функциональные взаимосвязи при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Отвечает на вопросы: что такое болезнь, чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.

Причины возникновения психических заболеваний: факторы внешних воздействий (физические, химические, биологические, ятрогенные, пр.), факторы внутренних воздействий (врождённые, приобретённые)

Формы проявлений психических заболеваний: органические психические расстройства (обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство, Обсессивно-компульсивные расстройства, Диссоциативные расстройства, Болезнь Альцгеймера . Часть этих групп могут пересекаться.

Динамика развития психических заболеваний:

Начальный этап – диагностируются отдельные симптомы, по которым невозможно определить заболевание.

Манифестный этап – появляются симптомы и синдромы, чётко отражающие конкретное заболевание.

Отдалённый этап – стойкие остаточные признаки продуктивной симптоматики в сочетании с негативной.

Исходный этап – психическое заболевание заканчивается выздоровлением (интермиссия) или сохранением негативной симптоматики (образование дефекта).

Методы исследования психопатологии.

    В психиатрии, так же как и в медицине, так же как и во всей биологии, исследование является интегральным, основанным на соотнесении уровней исследования,методов исследования. В психопатологии, так же как и во всей медицине, речь идет о многоаспектном, многоорбитальном, если можно так выразится, исследовании. Для возникновения психической болезни решающее значение имеют те внешние и внутренние условия, в которых действует причина. Причина вызывает болезнь не всегда, не фатально, а лишь при стечении ряда обстоятельств. Возникновение болезней, в том числе психических, их развитие, течение и исход зависят от взаимодействия причины, различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма, т.е. от соотношения внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов (движущих сил).Установив и точно определив симптом или синдром, психиатр переходит от исследования чисто патопсихологического, клинического к физиологическому. Специалист должен знать, какова природа заболеваний, что делается с мозгом, с высшей нервной деятельностью, с низшей нервной деятельностью, какие там происходят расстройства. Психиатр, пользуясь данными другой науки, привлекая эти данные, исследует на нейрофизиологическом уровне.

    Непременным законом клинического исследования психически больных является определение статуса больного, т.е. состояния больного, в котором он находится в данный момент. Определение статуса есть определение, квалификация синдрома. Статус и синдром — это идентичные понятия. Синдром бывает простым (или «малым») и сложным (или больным). Исследование состояния больного начинается с обнаружения отдельных признаков статуса. Определив синдром, на основе анамнеза болезни устанавливается, что предшествовало данному синдрому, какие состояния. Синдромы в течении болезни сменяются, один синдром сменяет другой, и эта смена происходит не хаотически, а последовательно, закономерно, в этих закономерностях внешне проявляется природа болезни, патогенез. В некоторых типичных случаях природа болезни ставятся для врача ясной с первого взгляда на больного, но и у их больных мы, все равно, должны установить особенности его статуса и особенности смены синдромов для того, чтобы определить особенности течения его болезни.

    Исследование больного обычно начинается с исследования чувственной части познания, непосредственного отражения больным внешнего мира в вещах, явлениях, внешних связях. Все что врач познает в больном посредством своих органов чувств — относится к объективным признакам болезни, и они позволяют контролировать достоверность сообщаемых больным сведений о его внутренних переживаниях. Однако это не позволяет глубоко постичь духовный мир пациента.

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Психодиагностика

    Психологическийметод может быть объективным, субъективным и проективным.

Объективный– диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого. Например: успешности решения больным задачи разной степени трудности или констатации способа их выполнения.

Субъективный – строится на самоописании испытуемым своего поведения в тех или иных ситуациях.

Читайте также:  Купирование болевого синдрома при артроз

Проективный – имеет ввиду выявление личностных свойств больного, которые находят не прямое отражение в его реакциях на определенные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов.

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Тесты интеллекта.

Тест Бине – Симона.

Это один из первых тестов, не утративших своего значения в качестве инструмента измерения умственного развития детей и подростков. Он содержит перечень вопросов предназначенных испытуемым от 3 – х до 15 лет. Задания расположены по степени трудности и затрагивают различные стороны интеллекта:

— школьные (дошкольные) знания

— повседневные навыки

— случайные сведения

— природные свойства психики

Тот, кто выполняет все положенные для данного возраста задания, считается соответствующим своему умственному (ментальному) возрасту. Если задания выполнены для более старшего возраста – нежели испытуемый – такой характеризуется как одаренный. Справившийся с заданием лишь предыдущих возрастов считается отстающим на 1-2 года или более лет.

Источник

Симптомодин отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного. Симптомы подразделяют на специфические — присущие только одному заболеванию, и неспецифические — сопровождающие целый ряд болезней.

Синдромсовокупность симптомов с общим патогенезом. В медицине и психологии, термин синдром ссылается на ассоциацию некоторого количества клинически распознаваемых симптомов (особенностей, явлений или характеристик), которые часто происходят вместе, таким образом, что присутствие одной особенности предупреждает врача о присутствии остальных.

Нозологияучение о болезнях, позволяющее познавать структурно-функциональные взаимосвязи при патологии, биологическую и медицинскую основу болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти. Нозологию составляют следующие учения и понятия:

1. Этиология — учение о причине возникновения болезней;

2. Патогенез — механизмы возникновения и развития болезни;

3. Патоморфогенез — морфологические изменения, возникающие при развитии болезней;

4. Учение о номенклатуре и классификации болезней;

5. Теория диагноза, то есть идентификация болезней;

6. Патоморфоз — учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов;

7. Врачебные ошибки и ятрогении — болезни и патологические состояния, вызванные действием медицинского персонала.

Отдельные болезни обозначают как нозологические формы, или нозологические единицы.

6. Динамические варианты болезненных состояний: реакция – состояние – развитие.

Альтернатива «реакция-состояние-развитие» является одной из важных при феноменологическом анализе психологического состояния обследуемого. Она позволяет ввести в этот анализ параметры стимула и реакции, внешнего и внутреннего. При этом оценка психологического феномена строится на основании оценки конгруэнтности (непрерывности) или неконгруэнтности приведенных параметров. Этот принцип-альтернатива позволяют использовать многомерный подход, что позволяет корректно подойти к ответу на многие диагностические вопросы. К примеру, как можно оценить в традиционных общемедицинских категориях болезни-здоровья следующее наблюдение: у ребенка на фоне повышенной температуры, вызванной инфекционным заболеванием, возник впервые в жизни развернутый судорожный припадок, который впоследствии в течение полугода не повторялся. Позволительно ли назвать состояние ребенка болезненным, диагностировать эпилепсию и ответить на вопрос здоров он или болен, нуждается в назначении антиконвульсантов или не нуждается?

Подобная постановка вопроса при феноменологическом подходе не корректна. Поскольку она носит характер контрастности, одномерности. Для правильного ответа на подобный вопрос необходим анализ в рамках принципа «реакция-состояние-развитие».

Психической реакцией в КП называется кратковременный (не дольше 6 месяцев) ответ на какую-либо ситуацию или внешнее воздействие. Психическим состоянием обозначается стойкий психопатологический синдром без склонности к развитию или регрессу (длительностью более 6 месяцев). Под психическим развитием понимается патологический процесс с внутренними закономерностями симптомообразования.

В такой системе координат оценка психического здоровья ребенка, перенесшего судорожный приступ (из приведенного выше примера), может быть основана на том, что судорожный припадок был единственным, причинно связанным с экзогенным (внешним) воздействие гипертермией и, следовательно, должен трактоваться как эпилептическая реакция. Следует иметь в виду, что сборное понятие «эпилепсия» в контексте принципа-альтернативы «реакция-состояние-развитие» феноменологически может быть представлено эпилептической реакцией, эпилептическим состоянием (болезнью) и эпилептическим развитием (изменениями личности или иными психическими расстройствами). Подобная трактовка распространяется на целый ряд психопатологических нарушений: реакцией, состоянием или развитием могут быть невротические симптомы (невротическая ситуационная реакция, невроз, невротическое развитие личности), шизофрения, особенно в западной психиатрической традиции (шизофреническая реакция, шизофренический психоз).

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии вертебробазилярная недостаточность

7. Уровни психических нарушений: психотический – непсихотический.

Все психические расстройства по степени тяжести делятся на психотические и непсихотические. Психотические расстройства (психозы) характеризуются:

1) грубой дезинтеграцией психики – неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям; наиболее грубой дезинтеграции психической деятельности соответствует ряд симптомов – так называемые формальные признаки психоза: галлюцинации, бред, однако разделение на психотические и непсихотические уровни в большей степени имеет четкую синдромальную ориентацию – параноидный, онейроидный и иные синдромы;

2) исчезновением критики (некритичностью) – невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действиями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки, наклонности, несоответствия;

3) исчезновением способности произвольно руководить собой, своим действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из личностных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, своей морали, жизненных ценностей, направленности личности; возникает неадекватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также на самого себя.

Непсихотические расстройства характеризуются:

1) адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но часто неадекватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резко изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.д. раздражители и ситуации

2) сохранением критичности (но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной);

3) ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

К непсихотическим расстройствам относятся:

1) позитивные синдромы: эмоционально-гиперестетические, аффективные (депрессивные и маниакальные), невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные, сенестопатические, ипохондрические);

2) негативные синдромы: дебильность, синдромы приобретенного психического дефекта.

К психотическим расстройствам относятся:

1) позитивные синдромы: психотические варианты маниакальных и депрессивных синдромов, синдромы — паранойяльные и вербальные галлюцинации, кататонические, парафренные (онейроидные), галлюцинаторно-параноидные (синдром Кандинского), помрачения сознания (делирий, аменция сумерки), парамнезии, судорожные и психоорганические;

2) негативные синдромы: имбецильность и идиотия, синдромы психического дефекта при снижении уровня и регресса личности, психический маразм.

8. Типы психического реагирования: экзогенный – эндогенный – психогенный – личностный.

Принцип-альтерантива «экзогенное-эндогенное-психогенное» относится, в первую очередь, к психопатологическим феноменам, поскольку он отражает тип психического реагирования на уровне патологии и не может использоваться при анализе психологических феноменов.

Разработка этого принципа основана на постулате психиатрии о том, что для определенной группы психических расстройств существуют выявленные и верифицированные этиопатогенетические механизмы. На основании исследований Бонгхоффера, Мейера и Мебиуса, проведенных в конце прошлого века, было определено, что некоторые симптомы и синдромы могут возникать преимущественно одним из трех вышеуказанных этиопатогенетических путей — экзогенным, эндогенным или психогенным.

Экзогенный тип психического реагирования представляет собой психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга. Под органическими причинами в психиатрии принято понимать любые нефункциональные (непсихогенные) причины, непосредственно воздействующие на головной мозг человека. К ним относятся черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, а также интоксикации.

К психогенному типу психического реагирования относят психические реакции, состояния и развития, причины которых кроются в психотравмирующем влиянии жизненных событий. Любое событие, конфликт, фрустрация или житейская ситуация могут вызывать расстройство, относимое к психогенному типу.

Под эндогенным типом психического реагирования подразумевают психические реакции, состояния и развития, вызванные внутренними (эндогенными), наследственно-конституциональными причинами.

Ниже будут приведены некоторые психопатологические синдромы, имеющие достаточно оснований для отнесения их к одному из типов психического реагирования.

Читайте также:  Фактори які можуть бути детермінантами синдрому емоційного вигорання
Экзогенный Эндогенный Психогенный Личностный
судорожный,
психоорганический, амнестический, делириозный,
сумеречного расстройства
сознания,
дереализационно-деперсонализационный
психического
автоматизма,
кататонический
псевдодемёнтный истерический, ипохондрический

Некоторые психопатологические синдромы не укладываются ни в один из 3х традиционно выделяемых типов психического реагирования. Вследствие чего, нами предложено выделять, наряду с экзогенным, психогенным и эндогенным, личностный тип психического реагирования. В него следует включать, в первую очередь, истерический и ипохондрический симптомокомплексы, а также некоторые симптомы однозначно социального звучания (клептомания, пиромания и некоторые иные). Не вызывает сомнений тот факт, что истерический и ипохондрический синдромы не могут быть причинно вызваны эндогенными или экзогенными факторами. Они есть суть социально опосредованного отношения к действительности и собственному месту в обществе.

9. Типы выхода из болезненных состояний: выздоровление – хронификация – дефект.

Принцип-альтернатива «дефект-выздоровление-хронификация» дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезновения явных психопатологических нарушений. Дефектом в психиатрии принято обозначать продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции (например, «когнитивный дефект»), общего развития психических способностей («умственный дефект») или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Дефект, в таком контексте, может быть врожденным или приобретенным. Однако, как правило, термин дефект в настоящее время в психиатрической науке и практике употребляется по отношению к приобретенным психическим расстройствам и обусловлен перенесенным психическим заболеванием. К примеру, «шизофреническим дефектом» называются стойкие состояние, включающее негативные психопатологические симптомокомплексы, возникшие после исчезновения острых психотических проявлений. Наиболее существенной характеристикой дефекта выступают именно негативные расстройства, поскольку в резидуальном (остаточном, сохранившемся) периоде психоза или иных психических расстройств возможно появление продуктивных психопатологических феноменов, например психопатизации, и тогда состояние будет обозначаться не дефектом, а изменениями личности.

Противополжностыо дефекта выступают выздоровление т.е. полное восстановление утраченных на время психического заболевания психологический функций или хронификация психических расстройств, когда в клинической картине болезни продолжают преобладать продуктивные (позитивные) психопатологические симптомы и синдромы.

10. Типы нарушения или восстановления социально-психологических функций: адаптация – дезадаптация, компенсация – декомпенсация.

Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов терапии и профилактики.

Адаптация — это процесс приспособления организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.

Компенсация — состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций.

Два приведенных параметра близки по сути, но имеют некоторые отличительные черты. Так, при адаптации происходит как бы «смирение» с новым болезненным статусом, приспособление к нему, выработка положительного отношения к имеющимся расстройствам, «мирное сосуществование» с психопатологическими симптомами. При компенсации происходит замещение утраченных психических функций иными приемлемыми для личности и организма, т.е. не смирение (как при адаптации), а активное преодоление.

В психиатрической практике адаптация выглядит так: пациент нормально работает, проживает в семье, считается окружающими «психически нормальным», однако при этом он может испытывать на себе воздействие галлюцинаторных образов, к которым у него есть критика, и которые не сказываются на его поведении, что нередко наблюдается при синдроме вербального галлюциноза. При компенсации человек, к примеру, с олигофренией замещает «умственный дефект» тем, что трудится на доступном его пониманию освоению производственном процессе или занимается еще чем-нибудь, что ему удается. При психопатии компенсация может быть достигнута при выборе сферы деятельности, в которой базовые черты характера человека задействованы в полной мере (к примеру, работа эпилептоидного психопата бухгалтером).

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 50 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.012 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник