Понятие об основных клинических синдромах

Понятие об основных клинических синдромах thumbnail

Явление, с которым имеет дело медицина, — болезнь — особое образование. По мнению А.Ш. Тхостова[1], общим и в медицине, и в психологии является утверждение о том, что болезнь как субъективная реальность и феномен культуры не сводится к натуральным функциям организма. Недаром даже для описания жизни используют понятия «симптом» и «синдром».

Симптом — элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия.

И психолог, и врач никогда не работают с одним симптомом. Исключение бывает в случаях диагностических симптомов, которые свойственны единственной нозологической, болезненной форме. В этой ситуации предполагаемый диагноз сразу становится окончательным. Такие симптомы чаще всего связаны с физиологическими показателями работы организма, например с уровнем гликемии.

Специфические симптомы встречаются при ограниченном круге болезней, например жажда при заболевании сердца и почек, при диабете, сонливость при синдроме Клейна-Левина, летаргии при функциональном заболевании центральной нервной системы.

Неспецифические симптомы, например общая слабость, утомляемость, снижение уровня внимания, встречаются при широком круге болезней. Нехарактерные симптомы никогда не встречаются при предполагаемом заболевания. Чаще всего симптом может быть охарактеризован по частоте его появления в связи с тем или иным заболеванием как частый (редкий) или как неспецифический частый (редкий).

Симптомокомплекс представляет собой сочетание симптомов, которых объединяет единый принцип образования. Так, симптомокомплекс, отражающий повышенное теплообразование (потливость, хорошая переносимость холода и плохая — жары и др.), бывает при тиреотоксикозе.

Синдром — симптомокомплекс, который специфичен для определенной болезненной формы, имеющий единое обозначение и название в соответствии с принятой медицинской терминологией.

Как и для симптома, для синдрома можно указывать степень его специфичности относительно нозологической формы. Иногда синдром исчерпывает описание болезни, и это равносильно установлению медицинского диагноза. Чаще всего синдром составляет только часть клинической картины, но его обнаружение повышает вероятность постановки верного диагноза, что является важнейшей задачей в работе врача.

Обычно синдромы носят имена людей, открывших их: синдром Шмидта, синдром Каннера и т.п. Человек, описавший синдром, берет на себя ответственность за его нозологическое содержание и возможное воздействие на его проявления.

Донозологическая диагностика, которую проводит врач в виде опросов и осмотров, предполагает выявление специфических и диагностических признаков каких-либо из известных ему нозологических форм, что позволяет сформулировать предварительный диагноз. Затем осуществляется нозологическая диагностика — обследование, предполагающее выявление специфических и диагностических признаков предполагаемой болезни, уточнение предварительного диагноза.

Врач, работающий с жалобами больного и результатами обследования, попадает под влияние таких обстоятельств, как собственная внушаемость, настойчивость жалующегося человека, «чувствительность» врача.

От диагностического поиска, выраженности неспецифических признаков болезни и можно установить наличие специфических симптомов. Именно на этапе диагностики врач и встречается с теми свойствами болезни, которые позволяют говорить о ней как о семиотической системе, т.е. о системе, содержащей означаемое, означающее и знак. В болезни телесный конструкт (орган или функциональная система) — означаемое, чувственное ощущение человека, выраженное в жалобе, — означающее, а знак — те конкретные слова и жесты, которыми устанавливаются отношения между чувственным ощущением и органом или функциональной системой, что уже является психологическим симптомом.

Симптом становится знаком (означенное телесное ощущение), который отражает связь ощущения человека и органа, обращая эту связь вовне — для другого человека, прежде всего врача. Как отмечает А.Ш. Тхостов, став симптомом, ощущение только внешне не меняется, на самом деле оно подчиняется уже другим законам и содержит в себе то, что не присутствует в нем как свойство организма человека.

Симптом как психологическое содержание не только означает болезненное ощущение человека, но и становится его знаком. Как отражение ощущений человека он имеет телесную реальность с ценностью для самого человека и для окружающих. Ведь больной — это страдающий человек.

В то же время психологический симптом становится мифом. Миф порожден самим существованием идеи или концепта болезни, так как любое обозначение состояния («болеет», «ноет», «плохо», «не получается» и т.п.), включенное в более общее понятие болезни, выраженное в диагнозе (например, ДЦП, ОРЗ и т.п.), создает особые отношения собственных ощущений больного человекам его знаний о болезни, механизме ее возникновения, закономерностях протекания. Эти знания и будут преобразовывать мир ощущений человека, его чувственные телесные ощущения. В этом смысле мысли об ОРЗ и о раке по-разному будут влиять на самочувствие человека.

Читайте также:  Конференции по хроническому болевому синдрому

Синдром — закономерное сочетание симптомов, или симпто- мокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов).

Изменение психических функций при болезни рассматривают в двух планах: 1) дефицитарная симптоматика и 2) продуктивная симптоматика (новообразования, не имеющие адаптивного значения, — галлюцинации и т.п.). Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанный с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Нейропсихологический фактор — понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихо- логического синдрома.

Симптом — внешние проявления болезни. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга. При этом выделяют первичный нейропсихологический симптом как нарушение непосредственной связи с нарушением определенного фактора и вторичный, который возникает как системное следствие первичного нейропси- хологического по зонам системной взаимосвязи с первичным. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Фактор — это, с одной стороны, принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома, а с другой — продукт деятельности дифференцированных зон мозга, которые одновременно являются составляющей частью различных психических процессов.

Типы факторов:

  • • произвольная регуляция деятельности — мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция;
  • • кинетический — движение души и тела;
  • • кинестетический — обратная афферентация (предметные движения, который ориентированны на свойства предметов);
  • • пространственный анализ и синтез;
  • • зрительный анализ и зрительная память;
  • • слуховой анализ и синтез;
  • • энергетическое обеспечение активности — функциональные состояния (отдельные стволовые структуры);
  • • нейродинамика — смена и баланс возбуждения и торможения;
  • • межполушарное взаимодействие.

Миф болезни как принятая человеком идея ее существования деформирует природную сторону телесного ощущения, не уничтожая ее, а как бы отодвигая, отчуждая. В сознании больного человека постоянно присутствует (через обозначение в словах) ощущение симптома, который воспринимается то разумом, то чувствами, возникает то непроизвольно, то произвольно. Человек, как бы не желая думать о симптоме, думает о нем. И хотел бы от него избавиться, но он возникает в сознании снова.

Миф болезни нуждается в подтверждении (он так устроен), поэтому человек реагирует на соответствующие мифу телесные ощущения. У него начинает болеть там, где «должно» болеть. Всем известен симптом 3 курса у студентов-медиков, когда они обнаруживают у себя все изучаемые болезни или явления ятрогении, когда человек «специально» чувствует необходимую для диагноза боль.

Богатейшие варианты вторичного порождения телесных ощущений в рамках сверхценных идей и первичного ипохондрического бреда описаны в психопатологии[2]. Яркие случаи встречаются и у психически здоровых людей. Так, один из авторов настоящего издания был свидетелем нескольких случаев реакции матери на боль ее ребенка. Все они характеризовались появлением у матери видимых признаков боли (покраснение) в местах ушибов ребенка.

Особую роль миф болезни играет в ситуации лечения. Идея болезни начинает очень быстро наполняться конкретным содержанием. Лекарство выступает как знак. Независимо от его содержания, оно может быть заменено плацебо-агентом, ритуалом или любым другим предметом, который сможет сыграть его роль. Лечебный миф, как и миф болезни, не имеет четкой структуры и подвержен влиянию извне.

Ритуальное лечение демонстрирует влияние символического действия, объективно не связанного с причинно-следственными характеристиками заболевания, оно объединено с ними лишь в сознании человека. Эффект ритуального лечения как объективный, так и субъективный, часто очевиден. Понять его можно на психологическом уровне, если признать, что болезнь человека —не просто дефект какого-то органа, а прежде всего феномен сознания.

Читайте также:  Рецепт от синдрома хронической усталости

В логике ее развития есть две стороны: объективная и субъективная. Объективная подчиняется законам природы, законам организма человека. Субъективная подчиняется закономерностям психического и семиотического (знакового). В реальности эти стороны могут весьма значительно расходиться. Как замечает А.Ш. Тхостов, «объективная верность мифа, лежащая в основе метода лечения, не имеет принципиального значения. Самые фантастические и нелепые лечебные приемы находят своих убежденных последователей. Именно это и есть неспецифический фактор, обеспечивающий любой терапевтической тактике определенный успех, особенно в плане ближайших результатов»[3].

Слава целителя также может быть мифом, способствующим лечению. Большое значение имеет и готовность людей определенной группы или целой нации к восприятию мифов определенного содержания. Сегодня, например, можно говорить о том, что в США и Европе появился «психоаналитический пациент» — человек, умеющий заявить о своих жалобах в психоаналитических терминах (это связано с развитием и упрочением психоанализа как научно обоснованного метода лечения).

Врач попадает в сложное положение, если принимает миф за реальность, или наоборот. Это связано как с пониманием врачом своих терапевтических возможностей, своей способности исцелять тем или иным методом, так и с оценкой реального состояния пациента. С виду невинное заблуждение врача в своих качествах как целителя может привести к потере больными времени, сил и средств для осуществления настоящего патогенетического лечения.

Современная мифология болезней весьма разнообразна. Она основана на том, что болезнь — неуправляемое явление, обладающее не зависимой от человека активностью.

Главное свойство переживания болезни состоит в том, что болезнь делает тело человека неуправляемым, плотным, тяжелым. В состоянии здоровья тело полностью подчиняется человеку, оно осознается лишь на уровне его границ. Болезнь ставит задачу объяснения неуправляемости, чуждости тела в соответствии с картиной мира, в которой живет человек.

Каждое историческое время каждый человек создает мифы о болезнях, в которых отражаются прежде всего знания людей о свойствах их организма, свойствах и происхождении болезни, об особенностях взаимосвязи сознания и тела.

Как отмечает А.Ш. Тхостов, в сознании современного человека мифы болезни воплощаются в разные образы. Среди наиболее распространенных можно назвать биополе, карму, чакры, жизненные силы, которые понимаются чаще всего в мифологически- механическом духе. Очень популярна аналогия организма с роботом, компьютером и другой новой техникой, которая порождает и аналогичные методы воздействия на организм, и психику человека, — кодирование, программирование, зомбирование и т.п.

Развитие в XIX—XX вв. микробиологии (Р. Вирхов, Л. Пастер) привело в обыденном сознании людей к созданию модели избавления от болезней, основанной на стерилизации организма, — избавлении от микробов и бактерий. Понятия «нормальной», «патогенной» или «условно патогенной» среды крайне непопулярны и воспринимаются только специалистами.

Таким образом, лечащий врач встречается прежде всего не только с симптомами и синдромами болезни, которые человек предъявляет в виде жалоб, состояния или поведения. Каждый из участников ситуации лечения приносит в нее свой миф болезни, свое сознание, наполненное переживаниями о ее ценности, роли в жизни, о ее происхождении и возможном исходе конкретного лечения и лечения вообще. С этой точки зрения работа целителя, врача похожа на встречу с химерами. К ней надо готовиться, изучая процессы и законы психической жизни человека.

Источник

Ïîíÿòèå î ñèìïòîìàõ è ñèíäðîìàõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Êàê óêàçûâàëîñü ðàíåå, ïñèõèàòðèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà îñíîâíûõ ðàçäåëà – îáùóþ ïñèõîïàòîëîãèþ è ÷àñòíóþ ïñèõèàòðèþ.

×àñòíàÿ ïñèõèàòðèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, èõ êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ïðè÷èíû, ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ, äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå.

Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ – ýòî ðàçäåë ïñèõèàòðèè, öåëü êîòîðîãî – èçó÷åíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ïðèðîäû ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ñèìïòîìû è ñèìïòîìîêîìïëåêñû, èëè ñèíäðîìû, êîòîðûå ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ïðè ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. Åå ïðåäìåò – âûäåëåíèå è èçó÷åíèå äèàãíîñòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ îòäåëüíûõ ïðèçíàêîâ è èõ ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé. Îïèñàíèå è îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñèñòåìû ñèìïòîìîâ.

Читайте также:  Сколько живут дети с синдромом бабочки

Ñèìïòîì – àáñòðàêòíîå ïîíÿòèå (ðåçóëüòàò âðà÷åáíîãî ñóæäåíèÿ èëè óìîçàêëþ÷åíèÿ), îáîçíà÷àþùåå ñòðîãî ôèêñèðîâàííîå ïî ôîðìå îïèñàíèå ïðèçíàêà, ñîîòíåñåííîãî ñ îïðåäåëåííîé ïàòîëîãèåé. Ýòî – òåðìèíîëîãè÷åñêîå îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðèçíàêà. Íå êàæäûé ïðèçíàê ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì, à òîëüêî íàçâàííûé ïðè óñòàíîâëåíèè åãî ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé.

Âûÿâëåíèå ñèìïòîìîâ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîçâîëÿåò ëèøü êîíñòàòèðîâàòü ôàêò íàëè÷èÿ áîëåçíè âîîáùå è îòíåñòè åå ê òîé èëè èíîé îòðàñëè ìåäèöèíû, òàê êàê êàæäàÿ êëèíè÷åñêàÿ íàóêà èìååò èõ îñîáûé íàáîð. Ñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ ïñèõèàòðèè ÿâëÿþòñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû. Îíè äåëÿòñÿ íà ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå.

Ïîçèòèâíûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàêè ïàòîëîãè÷åñêîé ïðîäóêöèè (âíîâü âîçíèêàþùèå äåçàäàïòèâíûå ïðèçíàêè) ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (ñåíåñòîïàòèè, ãàëëþöèíàöèè, áðåä, òîñêà, ñòðàõ, òðåâîãà, ýéôîðèÿ, ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå è ò. ä.).

Íåãàòèâíûå âêëþ÷àþò ïðèçíàêè îáðàòèìîãî èëè ñòîéêîãî, ïðîãðåññèðóþùåãî, ñòàöèîíàðíîãî èëè ðåãðåññèðóþùåãî óùåðáà, âûïàäåíèÿ, èçúÿíà, äåôåêòà òîãî èëè èíîãî ïñèõè÷åñêîãî ïðîöåññà (ãèïîìíåçèÿ, àìíåçèÿ, ãèïîáóëèÿ, àáóëèÿ, àïàòèÿ è ò. ï.).

Ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå ñèìïòîìû â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå áîëåçíè âûñòóïàþò â åäèíñòâå, ñî÷åòàíèè è èìåþò, êàê ïðàâèëî, îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíîå ñîîòíîøåíèå: ÷åì áîëåå âûðàæåíû íåãàòèâíûå ñèìïòîìû, òåì ìåíåå, áåäíåå è ôðàãìåíòàðíåå – ïîçèòèâíûå.

Ôåíîìåí áîëåçíè ïðîÿâëÿåòñÿ íå åäèíè÷íûì ïðèçíàêîì è ñèìïòîìîì, à èõ íàáîðîì. Ñòðóêòóðà è õàðàêòåðèñòèêè ïîñëåäíåãî çàâèñÿò îò ðîäà çàáîëåâàíèÿ (ýêçî-, ýíäî-, ïñèõî– è ñîìàòîãåííîå ïðîèñõîæäåíèå èëè èõ ñî÷åòàíèå), õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ (âîñïàëåíèå, èíòîêñèêàöèÿ, äåãåíåðàöèÿ è ò. ä.), îñîáåííîñòåé íåéðîãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìîâ, ñâÿçàííûõ ñ ôîðìèðîâàíèåì êîìïëåêñà ïðèçíàêîâ áîëåçíè è ò. ä.

Ñîâîêóïíîñòü âñåõ ñèìïòîìîâ, âûÿâëåííûõ â ïðîöåññå îáñëåäîâàíèÿ êîíêðåòíîãî áîëüíîãî, îáðàçóåò ñèìïòîìîêîìïëåêñ. Âûäåëåíèå åãî – ñëåäóþùèé, áîëåå âûñîêèé ïî ñðàâíåíèþ ñ îïðåäåëåíèåì ñèìïòîìîâ óðîâåíü ïîçíàíèÿ áîëåçíè. Íî è ýòîò óðîâåíü åùå äàëåêî íå äîñòàòî÷åí äëÿ îïðåäåëåíèÿ áîëåçíè, òàê êàê íàáîð ñèìïòîìîâ ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí ðàçíîîáðàçíûìè ôàêòîðàìè (ïàòîãåíåòè÷åñêèìè, êîíñòèòóöèîíàëüíî-èíäèâèäóàëüíûìè, ñîöèàëüíûìè, ìîäèôèöèðóþùèìè è ïðî÷.).

Ñèìïòîìîêîìïëåêñ îòðàæàåò ðåàëüíóþ êàðòèíó áîëåçíè íà ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ êîíêðåòíûì ïðîÿâëåíèåì èìåþùåéñÿ ó áîëüíîãî ñîâîêóïíîé ïàòîëîãèè.  íåì âûäåëÿåòñÿ ðÿä çàêîíîìåðíî ñî÷åòàþùèõñÿ äðóã ñ äðóãîì ñèìïòîìîâ, îáðàçóþùèõ ñèíäðîì.

Ñèíäðîì – óñòîé÷èâûå çàêîíîìåðíûå ñî÷åòàíèÿ ñèìïòîìîâ, êîòîðûå ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé åäèíûì ïàòîãåíåçîì è ñîîòíîñÿòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè íîçîëîãè÷åñêèìè ôîðìàìè. Îïðåäåëåíèå ñèìïòîìîêîìïëåêñà ïðîèñõîäèò ïðè íåïîñðåäñòâåííîì âîñïðèÿòèè êîíêðåòíîé ïàòîëîãèè. Ñèìïòîìîêîìïëåêñ ìîæåò íå ñîâïàäàòü ïî êîëè÷åñòâó ñèìïòîìîâ ñ ñèíäðîìîì, âêëþ÷àòü ñèìïòîìû, íå âõîäÿùèå ïîêà íè â îäèí ñèíäðîì, à òàêæå ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ ñèíäðîìîâ (ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ, âåãåòîâèñöåðàëüíûõ, íåâðîëîãè÷åñêèõ, ñîìàòè÷åñêèõ).

Èññëåäîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ò. å. îöåíêà ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé êàðòèíû, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé ïðîöåññ – îò îöåíêè ÿâíûõ ïðèçíàêîâ äî ïîçíàíèÿ ñóùíîñòè ðàññòðîéñòâà, êîòîðîå íå ìîæåò áûòü âîñïðèíÿòî íåïîñðåäñòâåííî, à îïðåäåëÿåòñÿ â ðåçóëüòàòå íàáëþäåíèÿ è îáîáùåíèÿ ïðèçíàêîâ è ïîñòðîåíèÿ íà ýòîé îñíîâå ëîãè÷åñêîãî âûâîäà. Âûäåëåíèå îòäåëüíîãî ïðèçíàêà – ñèìïòîìà – ÿâëÿåòñÿ òàêæå ìíîãîñòóïåí÷àòûì ïðîöåññîì, â êîòîðîì ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàåò îáúåäèíåíèå åãî ñ äðóãèìè áëèçêèìè ïî ñâîåé âíóòðåííåé ñòðóêòóðå ïðèçíàêàìè. Îñíîâíàÿ åäèíèöà îáùåé ïñèõîïàòîëîãèè – ñèíäðîì – çàêîíîìåðíîå ñî÷åòàíèå îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ, ïðåäñòàâëÿþùåå ñîáîé ñâîåîáðàçíóþ èíòåãðàöèþ ïðåäøåñòâîâàâøåãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ è ñîäåðæàùåå ïðèçíàêè, ïîçâîëÿþùèå ñóäèòü î äàëüíåéøåé äèíàìèêå ñîñòîÿíèÿ è çàáîëåâàíèè â öåëîì. Îòäåëüíûé ñèìïòîì íå ìîæåò, íåñìîòðÿ íà ñâîþ çíà÷èìîñòü, ñ÷èòàòüñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé åäèíèöåé, òàê êàê îí ïðèîáðåòàåò çíà÷åíèå òîëüêî â ñîâîêóïíîñòè è âçàèìîñâÿçè ñ îñòàëüíûìè ñèìïòîìàìè – â ñèìïòîìîêîìïëåêñå èëè â ñèíäðîìå.

Ñîâîêóïíîñòü ñèìïòîìîâ è ñèíäðîìîâ, íàáëþäàåìûõ â äèíàìèêå, ñêëàäûâàåòñÿ â êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó çàáîëåâàíèÿ, êîòîðàÿ, ñ ó÷åòîì ýòèîëîãèè (ïðè÷èí), òå÷åíèÿ, èñõîäà è ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè îáðàçóåò îòäåëüíûå íîçîëîãè÷åñêèå åäèíèöû áîëåçíåé.

Íàðóøåíèÿ ïñèõèêè áîëüíîãî ÷åëîâåêà ìîãóò çàòðàãèâàòü ïðîöåññû âîñïðèÿòèÿ, ìûøëåíèÿ, âîëè, ïàìÿòè, ñîçíàíèÿ, âëå÷åíèé, ýìîöèé. Ýòè íàðóøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó áîëüíûõ â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ è òîëüêî êîìïëåêñíî.

Источник