Понятие о симптоме и синдроме пропедевтика
1. Понятие пропедевтики и болезни Пропедевтика (от греческого «propaideueo» — предварительно обучаю) — подготовительный вводный курс во внутренние болезни (или какую-либо другую дисциплину), систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Болезнь (morbus) — это патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами. Термин «болезнь» тесно связан с понятием «заболевание», используемым для констатации факта возникновения у конкретного человека болезни.
2. Понятие об этиологии Этиология («aеtia» — причина + «logos» — учение) — наука о причинах возникновения болезней.
К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относятся:
— физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);
— химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);
— биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);
— социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем и т. д.).
Наряду с вышеперечисленными причинами в возникновении патологических состояний важную роль играет индивидуальная способность внутренней среды человека отвечать на внешние факторы воздействия. Или, говоря другими словами, возникновение болезни во многом зависит от индивидуальной реактивности («reactio» — противодействие) организма. Сегодня в практической медицине термин «реактивность» чаще всего используется для характеристики какой-либо конкретной системы или органа организма. Например иммунологическая сосудистая, мышечная реактивность или реактивность сердца, печени и т. д.
3. Понятие о патогенезе, субъективных и объективных симптомах заболевания Патогенез («pathos» — страдание + «genesis» — зарождение) — учение о механизмах развития болезней и патологических процессов. Патогенез в значительной степени зависит от этиологических факторов, которые являются пусковым механизмом, а в некоторых случаях — и решающим фактором на протяжении всего заболевания. Примером могут служить эндокринные, наследственные заболевания, большинство инфекционных болезней. Патогенез изучают как на этапе возникновения и развития, так и этапе завершения заболевания.
Каждая болезнь характеризуется типичными для нее клиническими симптомами и синдромами.
Симптомы («ymptoma» — признак) — это обнаруженные при клинической диагностике признаки болезни. Многие из них названы именами описавших их ученых: симптом Бехтерева, симптом Боткина, симптом Василенко и др. Все симптомы делятся на субъективные (когда патологические проявления ощущаются самим больным) и объективные (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом). По срокам появления в течение болезни симптомы подразделяют на ранние и поздние. Выделяют также специфические и неспецифические симптомы. Наличие специфического для конкретной болезни симптома повышает вероятность правильного распознавания болезни, хотя этого часто бывает недостаточно для постановки достоверного диагноза.
Синдром («syndrome» — скопление) — это совокупность симптомов с единым патогенезом. В настоящее время известно более 1500 синдромов. Понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы. Однако часто слово «синдром» входит в название той или иной нозологической единицы. Например синдром (болезнь) Иценко-Кушинга или синдром (болезнь) длительного сдавления.
4. Стадии течения болезни Различные заболевания внутренних органов протекают с характерными для них стадиями болезни. Однако, рассматривая данный вопрос в целом, можно выделить следующие наиболее характерные для многих болезней стадии:
— бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций организма и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов;
— продромальный период с первыми клиническими проявлениями. Данную стадию заболевания выделяют не часто. Две вышеуказанные стадии наиболее характерны для целого ряда заболеваний, таких, как атеросклероз, онкологические заболевания. Атеросклеротические изменения сосудов нарастают в течение многих лет, не проявляясь клинически вследствие компенсации за счет развития коллатерального кровообращения и расширения просвета сосудов. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Это могут быть инфаркт миокарда или острая коронарная недостаточность, а также внезапная смерть по этим причинам;
— период развернутых клинико-анатомических проявлений. Эту стадию болезни часто называют «манифестной» (от лат. «manifestatio» — обнаружение, проявление). На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей, а, следовательно, и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться реконвалесценцией (от лат. «re» — вновь + «convalescere» — поправляться, выздоравливать), смертью или переходом болезни в хроническую форму. При выздоровлении организм леченный или нелеченный (с помощью собственных защитных сил) ликвидирует возникшие патологические изменения. Часто при протекании заболевания возникают характерные для него осложнения (например перфорация и кровотечение при язвенной болезни).
Для многих заболеваний является характерным чередование нескольких стадий:
— затухания заболевания, или ремиссии (от лат. «remissio»- понижение, уменьшение, т. е. временное ослабление проявлений болезни);
— обострения, или рецидива (от лат. «recidivus» — возвращающийся) — возврат болезни после кажущегося полного выздоровления или наступающий на фоне относительного клинического благополучия.
5. Понятие об анамнезе, диагнозе, лечении и профилактике заболеваний Анамнез (от греч. «anamnesis» — припоминание) — сведения, полученные от больного или лиц, его окружающих, о самом больном и развитии его болезни.
Различают анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни (anamnesis vitae). Сбор анамнеза осуществляют путем опроса больного или его родственников, знакомых (в случае невозможности получения информации от самого больного). Знание анамнеза помогает правильно поставить диагноз и своевременно назначить необходимое лечение.
Диагноз (от греч. «diagnosis» — распознавание, определение) — определение характера и существа болезни на основании исследования больного. Медицинское заключение (диагноз) выдается на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или причину смерти.
Клинический диагноз записывается в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного и является основанием для проводимого лечения. Формулировка диагноза может быть сложной и состоять из названий основного заболевания, осложнений и сопутствующей патологии.
Основное заболевание — это то, с чем обратился больной за помощью. Его название должно соответствовать общепринятой действующей классификации данной нозологии. Осложнение — это вторично возникшая и патогенетически связанная с основным заболеванием патология. Сопутствующие заболевания патогенетически не связаны с основным и уже имеются в анамнезе у данного конкретного больного.
На этапах поступления больного, углубленного клинического, инструментального и лабораторного обследований и при выписке после лечения (смерти) формулировка диагноза может меняться (уточняться). В связи с этим различают предварительный, клинический и окончательный диагнозы.
Окончательный диагноз является неизменяемым, а его расхождение с патологоанатомическим диагнозом может стать предметом юридического рассмотрения.
Лечение (от греч. «therapeie» — лечение) — это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия — это раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней. Основными методами терапии являются так называемое консервативное лечение, хирургическая операция или их сочетание. Под консервативным лечением понимают все способы, противопоставляемые оперативному вмешательству.
Профилактика (от греч. «prophylaktikos» — предохранительный) — мероприятия, предупреждающие внутренние болезни — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.
Источник
Реферат:
Пропедевтика внутренних болезней
Propaideo – в переводе с греческого языка обозначает – обучать предварительно, поэтому слово пропедевтика переводится как подготовительное обучение или введение в науку. То есть, пропедевтика – это вводный курс в изучаемую клиническую дисциплину, дающий основ тех знаний, которые будут использованы в дальнейшем в процессе детального изучения терапии на старших курсах и после окончания института в течение всей профессиональной жизни.
Основной задачей пропедевтики внутренних болезней является обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, основ врачебной этики и деонтологии.
По мнению С.П. Боткина, основной задачей клинической медицины, смыслом деятельности практического врача является «предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека». Однако решение этой задачи невозможно без точной и своевременной диагностики заболевания Не случайно с древних времен медики понимали, что только тот хорошо лечит, кто хорошо диагностирует. Поэтому изучение клинических дисциплин начинается с изучения методов клинической диагностики, т. е. методов сбора информации о больном и его болезни, анализа и синтеза полученной информации, построения синдромального, а затем и нозологического диагноза.
Диагностика – это процесс распознавания болезни (в переводе с греческого языка слово diagnosis обозначает распознавание). Так как основной задачей кафедры пропедевтики внутренних болезней является обучение методам клинической диагностики заболеваний внутренних органов, то существует второе название нашей кафедры – кафедра диагностики внутренних болезней.
Диагностика, как научная дисциплина, состоит из 3 разделов:
1. Методы наблюдения и исследования больного, собственно врачебная техника, которая включает:
– расспрос больного или его родственников, позволяющий получить информацию о субъективных симптомах заболевания,
– физические (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) или объективные методы исследования и
– дополнительные (лабораторные, инструментальные и аппаратные) методы исследования, позволяющие получить представление об объективных симптомах заболевания.
2. Семиотика или семиология (semeoticon – знак, признак), учение о симптомах (symptom – в переводе с греческого языка обозначает случай, признак), признаках болезни, их происхождении, механизме возникновения, диагностическом значении.
Симптомы, явленные при расспросе больного, рассматриваются как субъективные, при объективном и дополнительном исследовании – как объективные. Однако следует помнить, что это деление условно, так как субъективные симптомы иногда довольно точно отражают сущность болезни, в то время как объективные могут вводить врача в заблуждение вследствие их субъективной оценки.
Данный раздел включает также и понятие о синдроме. Синдром – это устойчивая совокупность симптомов, имеющих единое происхождение, то есть единый патогенез. В переводе с греческого языка синдром (syndrom) – это стечение, скопление, совокупность.
Синдром неравнозначен болезни как нозологической единице, один и тот же синдром может встречаться при нескольких заболеваниях внутренних органов (например, синдром геморрагического диатеза, синдром дыхательной и сердечной недостаточности и др.). Но если ведущий клинико-патогенетический синдром отражает нозологическую сущность болезни, он может быть использован вместо нозологического диагноза (например, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).
3. Общая методология и методика диагноза – учение о диагнозе и методике его построения.
Диагноз – это врачебное заключение о болезни, представленное в виде краткого и четкого определения. Диагноз включает такие сведения о болезни, как ее нозологическая форма, (например, ревматизм, туберкулез), этиология заболевания (стрептококковая пневмония), характер и тяжесть морфологических и функциональных нарушений (порок сердца, сердечная недостаточность), характер клинического течения заболевания (медленно– или быстропрогрессирующее), фазы развития болезни (обострение или ремиссия).
В зависимости от объема информации, полученной в процессе клинического исследования больного, диагноз может быть полным, развернутым или синдромальным. Последний используется в случае, если не известна этиология заболевания (например, идиопатическая кардиомиопатия) или если ведущий клинико-патогенетический синдром определяет суть болезни (например, острый инфаркт миокарда).
Обычно синдромальный диагноз выполняет роль промежуточного диагностического звена, объединяющего внешние проявления болезни (симптомы) с ее глубинной сущностью, и нередко рассматривается как предварительный.
Диагностический процесс имеет четкую логическую последовательность:
1 этап – сбор информации в виде клинических признаков болезни (клинических симптомов),
2 этап – анализ полученной информации с определением механизмов формирования явленных субъективных и объективных симптомов,
3 этап – синтез информации с объединением симптомов в логически связанные группы, то есть клинико-патогенетические синдромы,
4 этап – построение предварительного (синдромального) диагноза,
5 этап – дифференциальная диагностика,
6 этап – построение окончательного диагноза.
Врачебная техника.
Исследование больного должно проводится в строго определенной последовательности. Сбор диагностически значимой информации начинается с расспроса больного.
Расспрос больного. Так как расспрос касается воспоминаний больного, что по-гречески звучит как anamnesis, по сути, он позволяет составить представление об истории развития заболевания (anamnesis morbi) и истории жизни больного (anamnesis vitae).
Расспрос состоит из четырех разделов:
1. Паспортные данные
2. Жалобы на момент поступления
3. Anamnesis morbi
4. Anamnesis vitae
Паспортные данные включают сведения о возрасте больного, его профессии, месте работы и жительства. Эта информация полезна для определения образовательного ценза больного, уровня его интеллекта и культуры. Некоторые данные могут помочь в диагностике основного заболевания, так как нередко прослеживается связь болезни с возрастом и полом больного (например, первая ревматическая атака чаще возникает у детей, подростков и молодых людей, подагра, ишемическая болезнь сердца – болезнь лиц старших возрастных групп, системная красная волчанка развивается в основном у молодых женщин, узелкой периартериит – у мужчин).
Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды и профессиональных вредностей могут привести к развитию профессиональных болезней (например, пневмоканиозы и вибрационная болезнь у шахтеров, эпидермальная форма бронхиальной астмы или экзогенный аллергический альвеолит у фермеров).
Сведения о постоянном месте жительства полезны при подозрении на эндемические заболевания (эндемический зоб, описторхоз).
После получения паспортных данных выясняют основные жалобы больного, проводят их детализацию, затем приступают к сбору общих жалоб и жалоб с посистемным уточнением.
Основными жалобами являются жалобы, обусловленные основным заболеванием, то есть заболеванием, которое определяет тяжесть состояния больного. К общим относятся жалобы, указывающие на характер и выраженность общих симптомов (повышение температуры тела, слабость, потливость, нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, снижение или увеличение массы тела и т. д.). Жалобы с посистемным уточнением позволяют определить характер и тяжесть сопутствующей патологии.
Детализация основных жалоб проводится с целью уточнения характера явленных субъективных симптомов (например, локализация и зона иррадиации болевых ощущений, их интенсивность, продолжительность, периодичность, связь с временем суток, провоцирующими факторами и т.д.), и выяснения характера их взаимосвязи и взаимозависимости.
Анализ полученной субъективной информации с определением возможных патогенетических механизмов формирования явленных симптомов, а также объединение симптомов в логически связанные между собой группы, позволяет делить основные клинико-патогенетические синдромы и построить адекватную диагностическую гипотезу.
История развития заболевания (anamnesis morbi) отражает динамику развития болезни с момента появления первых симптомов до поступления больного в стационар или до момента первой встречи больного с врачом.
При сборе информации об истории развития заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы:
– время и последовательность появления первых симптомов заболевания,
– особенности первых клинических проявлений патологического процесса (субъективных и объективных симптомов),
– характер начала болезни (острое, постепенное),
– преморбидный фон, то есть самочувствие больного до появления первых симптомов заболевания,
– моменты, предшествующие, определяющие или провоцирующие появление первых симптомов заболевания,
– характер клинического течения болезни (частота и продолжительность обострении, глубина и длительность клинических ремиссий, скорость и характер прогрессирования основных симптомов),
– время первого обращения за медицинской помощью,
– результаты дополнительного исследования в динамике наблюдения за больным (при необходимости данную информацию получают из амбулаторной карты больного),
– характер медикаментозной терапии на предшествующих этапах наблюдения (лекарственный анамнез),
Источник
Терапия (греч. therapeia – лечение) – область клинической медицины, изучающая происхождение, проявления, диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней.
Пропедевтика (от греческого слова propaideuo — введение, предварительное обучение) — вводный курс о внутренних болезнях, изучающий вопросы диагностики, сбора анамнеза, объективного обследования больных, симптоматики болезней.
В настоящее время в связи с техническим прогрессом многие методы клинического обследования отошли на второй план.
Как бы не совершенна была дополнительная диагностика – она не может и не должна заменить мастерство врача, основанное на общении с пациентом, на основных методах объективного и субъективного обследования.
Поэтому без знания основ обследования больного нельзя поставить правильный диагноз, а, следовательно, и правильно лечить. Следует помнить, что не всегда есть возможность быстро сделать инструментальные методы обследования. Казалось бы рутинные методы могут принести бесценную информацию и расширить диагностические возможности.
Пропедевтика учит правильно интерпретировать данные многочисленных дополнительных методов обследования, так широко сейчас применяемых в медицине.
Пропедевтика учит правильно формулировать диагноз, выделять основные синдромы и группировать симптомы.
Пропедевтика в терапии — основной раздел медицинского образования, где закладываются основные навыки обследования больного. От того как Вы освоите основные методы и приемы обследования больного, как научитесь общаться с больными, как научитесь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов во многом будет зависеть каким объемом информации вы владеете. А чем больше вы знаете о своем больном, тем легче поставить правильный диагноз и подобрать правильное лечение. Полное и тщательное обследование больного — 90 % успеха и еще 10 % — ваши знания, ваш талант, ваш опыт.
Задачи пропедевтики :
— изучение анатомо-физиологических особенностей здорового и больного человека.
— изучение причин болезней
— изучение патологических процессов. Происходящих в организме при той или иной болезни.
— изучение основных клинических симптомов и синдромов болезни.
— изучение методов диагностики
— изучение основных принципов лечения
— изучение неотложных состояний при изучаемых болезнях.
История развития пропедевтики :
Зарождение методов обследования больного уходит к доисторическому периоду. Начало терапии и пропедевтики внутренних болезней связано с зарождением человечества и появлением потребности оказания помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни. Первые попытки объяснить сущность заболеваний принадлежат Древнекитайским врачевателям. (первое описание свойств пульса ).
В 5 веке до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником клинической медицины считают Гиппократа – он рассматривал человека как единое целое, связанное с окружающей средой. С его именем связано понятие «наблюдение за больным в постели », он выслушивал легкие, ощупывал печень, первым сформулировал принцип медицины – не навреди.
Большой вклад в развитие диагностики внес Авиценна (к. 1 века н.э ) — свои взгляды на диагностику болезней он сформулировал в трактате « Канон врачебного искусства» — описал разновидности пульса, дал все применяемые сейчас характеристики пульса .
Ученый эпохи Возрождения Парацельс (15 век ) считал, что никто не может стать врачом без науки и опыта.
В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и описанием новых симптомов.
Предложена термометрия (де Гаен ), перкуссия (Аугенбруггер ), аускультация (Лаэннек ), метод систематичного расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов ), пальпация брюшной полости (В.П. Образцов, Н.Д. Строжеско), измерения АД (Н. Коротков ).
Дальнейшее развитие диагностики как науки связано с именами М.Я. Мудрова – отца внутренней медицины (впервые в истории ввел расспрос больных и предложил схему истории болезни, подчеркивал, что лечить нужно не болезнь, а больного, высказывал мысль об индивидуальном лечении, во главу угла ставил выявление причины заболевания ).
Г.А. Захарьина – отмечал связь человека и окружающей среды, впервые применил лабораторные и инструментальные методы обследования, рассматривая их как вспомогательные.
С.П. Боткин – основоположник направления нервизма — при изучении патогенеза нужно изучать физиологические связи организма.
Описание симптомов разных болезней связано с именами отечественных клиницистов Г.Ф. Ланга (гипертоническая болезнь ), В.П. Образцова и Н.Д. Строжеско (ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда ), В.Х. Василенко (хроническая сердечная недостаточность).
В конце 19 века начали внедряться лабораторные и инструментальные методы обследования, рентгенография и рентгеноскопия (Рентген желудочное зондирование (А. Куссмауль ), бронхоскопия (Х. Киллиан ), цистоскопия и ректоскопия ( М. Нитце), в 1903 — ЭКГ (Эйнтховен ), 1905 – Н. Коротков — метод измерения АД, функциональная диагностика почек (С.С. Зимницкий ), в 1970 -1990 годы компьютерная томография, ЯМР, МРТ, коронарография.
Совершив краткий экскурс в историю, узнав, что изучает пропедевтика с сегодняшнего дня для Вас начинается изучение болезней, методов диагностики и принципов лечения больных…
Болезнь (morbus ) – патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами.
На протяжении длительного времени существовало множество различных определений понятия болезнь. На заре человечества болезнь рассматривали как действие демонической силы, в период Средневековья – болезнь рассматривали как божье наказание.
В 19 веке существовали более научно- обоснованные определения понятия «болезнь» —
— нарушение функции, в следствии которой наступает угроза жизни (нем. ученый Ашофф);
— реакция организма на вредно действующее влияние внешней среды (С.П. Боткин);
— болезнь – стесненная в своих обстоятельствах жизнь (К. Маркс);
— болезнь — реакция организма на его повреждение (В.Х. Василенко).
В настоящее время
Болезнь– нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.
ВОЗ: «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного»
Острая болезнь – начинается внезапно и длится недолго.
Хроническая болезнь – длительное, затяжное течение с периодами обострения и ремиссии.
Этиология– наука о причинах возникновения болезни.
Причины болезни :
— физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма )
— генетические (наследственные )
— химические (воздействие кислот, щелощей, ядов )
-биологические (микроорганизмы, эндогенные вещества )
— социальные (вредные условия труда, недостаточное питание, неполноценное питание, алкоголь, курение, психические перегрузки ).
— сочетание различных факторов.
Одни и те же факторы у разных людей могут вызывать развитие болезни или не вызывать развитие болезни.
В возникновении болезни важное место занимает индивидуальная способность конкретного человека отвечать на внешние факторы воздействия. Возникновение болезни зависит от индивидуальной реактивности организма (способности организма противодействовать факторам, вызывающим болезнь).
Примеры :
— холера
— ОРВИ
— отравление ядами при длительной сенсибилизации.
Патогенез— (pathos – страдание, genesis — зарождение) – учение о механизмах развития болезней , развивающихся патологических процессах, течении и исходе заболевания.
Различают фазы патогенеза:
— воздействие этиологического фактора
— пути распространения этиологического фактора в организме
— характер патологических изменений в тканях и системах организма
— исход болезни.
Патогенез изучает так же стадии течения болезней :
— доклиническая стадия – отсутствие клинических симптомов болезни
— продромальная стадия – первые неспецифические проявления болезни
— развернутая клиническая стадия – клинические симптомы, характерные для определенного заболевания.
— исход заболевания (выздоровление, смерть, переход в хроническую форму.
Для многих болезней характерным является чередование нескольких стадий:
Ремиссия — (греч – понижение, уменьшение) — временное уменьшение проявлений болезни.
Рецидив — (греч — возвращение) – возврат болезни после относительного клинического благополучия.
Зная патогенез болезни, можно прогнозировать клиническую картину и успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья патологического процесса при помощи лечения. Современная терапия является преимущественно патогенетической.
Каждая болезнь характеризуется типичными симптомами и синдромами.
Симптом– признак болезни.
Кашель – признак бронхита
Жажда – признак сахарного диабета
Одышка – признак сердечной недостаточности.
Различают симптомы субъективные и объективные.
Субъективные симптомы – ощущения пациента (жалобы больного ) : боль, тошнота, головокружение.
Объективные симптомы – симптомы, выявляемые при обследовании пациента- отеки нижних конечностей, увеличение печени, увеличение селезенки, шумы в сердце, повышенное АД, тахикардия, болезненность при пальпации.
Многие симптомы названы именами описавших их ученых : симптом Ортнера, симптом Грефе, симптом Щеткина, симптом Менделя, симптом Боаса.
Часто одинаковые симптомы характерны для разных болезней.
Одышка – признак бронхиальной астмы и сердечной недостаточности.
Симптомы с одинаковым патогенезом группируются в синдромы .
Синдром– совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в органах и системах.
— Отечный синдром= отеки, асцит, анасарка, трофические изменения кожи), —
-Бронхоспастический синдром= удушье, кашель, сухие хрипы),
-Синдром шока = слабость, снижение АД, влажность кожных покровов, нитевидный пульс ),
— синдром желтухи = иктеричность склер и кожи, светлый цвет кала, темная моча, кожный зуд, увеличение печени.
В настоящее время известно более 1500 синдромов
Диагностика ( греч. diagnostikos — способный распознавать ) — наука о распознавании болезней.
Диагностика состоит из 3 этапов :
1. выявление симптомов
2. объединение симптомов в синдромы
3. формирование диагноза на основании характерного сочетания синдромов.
Выявление первых признаков заболевания, раннее распознание болезни — основные задачи фельдшера.
Диагноз — заключение врача/фельдшера о сущности заболевания.
Диагноз всегда динамичен, может изменяться вместе с развитием болезни. Важнейшим правилом диагностики является наблюдение за симптомами болезни в динамике, во времени.
Виды диагноза:
— предварительный диагноз – ставится при наличии частичной информации, полученной при субъективном и объективном обследовании пациента.
— дифференциальный диагноз — это исключение всех предположительных диагнозов, имеющих сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.
— окончательный диагноз – выставляется когда имеются все данные о пациенте, в том числе и данные лабораторных и инструментальных методов обследования, после проведения дифференциальной диагностики.
Структура диагноза :
1. Диагноз основного заболевания
2. Осложнения основного заболевания
3. Сопутствующие диагнозы.
Пример :
Основное заболевание : ИБС. Острый инфаркт миокарда .
Осложнения основного : Пароксизм желудочковой тахикардии.
Аритмический шок.
Сопутствующие : Сахарный диабет 2 типа.
ЖКБ. Хронический холецистит.
Лечение – комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановлении е здоровья.
Основные методы лечения :
А ) по технике :
Оперативное – оперативное вмешательство
Консервативное – все методы, кроме оперативного вмешательства.
Б ) по исходу :
Радикальное — устранение причины заболевания.
Паллиативное – облегчение течения заболевания.
В ) по механизму :
Этиологическое — направленное на устранение этиолгического фактора (гормоны при аутоиммунных заболеваниях, при недостаточности функции органа , антибиотики – при инфекционных заболеваниях).
Патогенетическое — направленное на механизмы развития заболевания (сердечные гликозиды при сердечной недостаточности ).
Симптоматическое – направленное на устранение отдельных симптомов (противокашлевые препараты при кашле, обезболивающие при боли, диуретики при отеках ).
Виды лечения :
Диетотерапия – лечение питанием
Лечение режимом
Хирургическое лечение
Медикаментозное лечение – лечение с помощью лекарственных препаратов
Физиотерапевтическое лечение – лечение с помощью физических факторов (эл ток, воздух, вода, магнитное поле ).
Методы очищения (гемосорбция, плазмаферез, гемодиализ)
Психотерапия
Фитотерапия
Рефлексотерапия.
Источник