Понятие нейропсихологического синдрома и факторах

Фактор (вообще) — движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий. Нейропсихологический фактор — принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой — играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры (одного из компонентов функциональной системы) может проявляться в полном или частичном выпадении ее функции, либо в патологическом изменении режима ее деятельности (угнетении, раздражении, смены принципа работы). То общее, что может быть обнаружено в изменениях, регистрируемых при выпадении или искажении каких-либо физиологических или «обслуживаемых» ими психических функций, по сути и есть изменения нейропсихологического фактора. Фактор — это обобщенный и связанный с определенным динамически локализованным нейронным ансамблем смысл его работы.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, включающий три этапа осмысления регистрируемых изменений психической деятельности.

1. Качественная квалификация нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений.

2. Анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, то есть установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими по закону системной организации функций производными расстройствами. В частных случаях таким последствием может быть полный распад соответствующей психической функции. К числу третичных нарушений иногда относят компенсаторные перестройки той или иной функциональной системы в ответ на возникшее поражение с целью замещения пораженного звена.

3. Изучение состава сохранных ВПФ, облегчающее дифференциальную топическую диагностику.

В отношении детского возраста психологическая оценка нарушений развития или локальных поражений мозга не может быть полной, если она не учитывает также и отклонений от среднего возрастного развития, на котором находится ребенок, или особенностей дизонтогенеза (расстройства индивидуального развития), вызванного болезненным процессом или его последствиями. Различные виды психического дизонтогенеза ребенка могут обусловливаться как автономным влиянием биологических или социальных факторов, так и их сложной комбинацией, отличающейся по механизмам воздействия на различных этапах развития организма.

Выготский выделял следующие факторы, определяющие аномальное развитие.

Время возникновения первичного дефекта. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Дефект, возникший в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. Из-за системного строения психики вторичные отклонения становятся причиной недоразвития других психических функций. Например, недоразвитие слуха может приводить к нарушениям речевых функций, а те, в свою очередь — к нарушению интерперсональных отношений. Чаще повреждаются подкорковые функции, имеющие короткий цикл развития в онтогенезе. Корковые функции, имеющие более длительный период развития, при раннем вредном воздействии чаще страдают или временно задерживаются в своем развитии.

Степень выраженности первичного дефекта. Различают два основных вида дефекта. Первый из них — частный, обусловленный дефицитом отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Второй — общий, связанный с нарушением регуляторных систем. Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции. Указывают на два основных типа дизонтогенеза — ретардацию и асинхронию (Ушакова и Ковалева). Под ретардацией понимают запаздывание или остановку психического развития. Нейрофизиологической основой парциальной (частичной) ретардации является нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Характерным признаком асинхронии является выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других функций и свойств. Это становится основой дисгармоничного развития психики в целом. Следует отличать асинхронию от физиологической гетерохронии, то есть разновидности созревания церебральных структур и функций, что наблюдается при нормальном психическом развитии.

Особо рассматривают третий тип дизонтогенеза, в основе которого лежит преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования у ребенка. Чрезвычайно важен анализ связи фиксируемых симптомов с критическими или сенситивными периодами в развитии функциональных систем, гетерохронностью созревания мозга, особенностью вертикальных, внутриполушарных и межполушарных взаимодействий, промежуточными и окончательными стадиями формирования наиболее поздно созревающих ассоциативных структур мозга. Для детского мозга в целом характерна более высокая пластичность, вследствие чего нейропсихологические симптомы отчетливо проявляются лишь при бурно развивающихся патологических процессах или непосредственно в ближайшие сроки после мозговых поражений.

Из-за несовпадения концепций различных авторов и сложности самого понятия нейропсихологического фактора, при попытках классифицировать многообразный исходный эмпирический материал возникают различные варианты основных смысловых нагрузок, составляющих содержание конкретного фактора. В качестве относительно самостоятельных могут быть рассмотрены следующие.

Читайте также:  Синдром раздраженного желудка у детей

Модально-неспецифический (энергетический) фактор — связан с работой глубинных отделов мозга. Они закладываются еще во время внутриутробного развития, но обеспечить стабильность баланса возбуждения и торможения в первые годы жизни еще не могут. Дозревание этих церебральных отделов продолжается после рождения. Феноменологически неспецифический фактор выражается степенью активности мозговых структур в континууме «сон-бодрствование», что предполагает участие прежде всего отделов, имеющих отношение к витальным потребностям и жизнеобеспечению организма (на уровне темперамента в данном контексте принято говорить о стеничных и астеничных людях). В этих же рамках реализуется управление биологическими ритмами. Черепно-мозговые травмы, даже протекающие без видимых симптомов, недостаточность в работе сердечно-сосудистой системы, неблагоприятные экологические и метеорологические влияния, интоксикации различного рода, последствия инфекционных заболеваний относятся к биологическим причинам, снижающим уровень активности глубинных структур и мозга в целом. К аналогичным по результатам психогенным предпосылкам относятся стрессовые ситуации, длительные переживания (особенно хронические конфликты), недозированные психические нагрузки. Эти обстоятельства приводят к нарушению гармонии в смене фаз активности и бодрствования, повышенной утомляемости, замедленному включению в деятельность, колебаниям ее продуктивности, расстройствам сна. Наиболее отчетливо слабость фактора энергетического обеспечения обнаруживается в процессах памяти и внимания: запомненное быстро забывается, особенно после выполнения какого-либо действия после запоминания (следы «затираются» по принципу интерференции); внимание становится колеблющимся, встречаются трудности его распределения и переключения, возникает повышенная истощаемость к концу выполнения задания.

Кинетический фактор — связан с работой ассоциативных премоторных отделов мозга и обеспечением такой составляющей психической деятельности, как возможность естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий — цепи последовательно сменяющих друг друга шагов. В реальной жизни к таким действиям относятся разнообразные двигательные акты, осуществляемые в форме кинетических (мелодических) схем. При нарушениях данного фактора в случае мозговой патологии или при его несформированности у детей, элементы движений выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Особенно ярко эти черты обнаруживаются в моторном обеспечении письма и рисования. В более выраженных случаях недостаточности кинетического фактора могут возникать своеобразные застревания на каком-то фрагменте движения, приводящие к его неоднократным повторениям.

Источник

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Читайте также:  Форум у ребенка синдром дауна

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

Основы нейропсихологии

Гос. Стандарт:

1. Нейропсихологические симптомы

2. Нейропсихологические синдромы

3. Нейропсихологические факторы

4. Клиническая, нейропсихологическая диагностика состояний ВПФ

5. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики

6. Корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры Г.М.

7. Подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур Г.М.

8. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением обще мозговых факторов, которые обеспечивают работу мозга как в целом

9. Перспективы развития нейропсихологии

Нейропсихология как самостоятельный раздел психологии исторически развивалась на стыке клинических нейронаук ( нейрофизиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия ) и психологии. Нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге имеющая свою теорию, методологию и методы исследования, изучает сложные взаимосвязи психики человека со структурно-функциональной организацией мозга и в этом плане имеет важнейшее значение и для психологии и для медицины.

Работы Л.С. Выготского являются продолжением его нейропсихологических исследований, в которых на основе изучений различных форм психической деятельности, сформулированы основные положения:

1. О развитии ВПФ

2. О смысловом и системном строении сознания

Т.О. первые нейропсихологические исследования проводились Выготским уже в 20-е годы, однако основная заслуга создания нейропсихологии, как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р. Лурия. Он развивая идеи Выготского о системном строении ВПФ, разработал теории системной, динамической локализации психических процессов, которые и являются теоретической основой нейропсихологии. Цель нейропсихологии как науки – изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности.

Основные направления современной нейропсихологии ( четких границ между направлениями не существует ):

1. Клиническая ( врачевание ) – изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении Г.М.

2. Экспериментальная – формы нарушения психических процессов при локальных поражениях Г.М., так же исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте ( на мозге животных ).

3. Реабилитационная – восстановление утраченных ВПФ, обучение, перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психических средств, облегчающих адаптацию человека.

4. Психофизиологическая – исследование психических процессов с помощью объективных методов ( механограмма, ЭЭГ, РЭК, томография ).

5. Дифференциальная – изучение мозговой организации психических процессов у здоровых лиц.

6. Детского возраста

7. Старческого возраста

Основные понятия нейропсихологии:

С обще теоретической точки зрения отношения между мозгом ( материальный источник психики ) и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью категорий ( все 4 категории являются различными сторонами целостного процесса высших форм жизни )

1. Категория функции – психика является функцией деятельности мозга, которая направлена на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма, генеральная цель – адаптация.

2. Категория отражения – любой психический акт это результат отражения в мозгу состояния внешней и внутренней среды организма

3. Категория информации – по своей природе все психические процессы информативны

4. Категория активности – любой психический процесс своеобразно активен

Система иерархии мозговых процессов, А.Р. Лурия, А.Ф. Поляков

1. Патобиологический – нарушение морфологической структуры тканей мозга, протекание в них биологических процессов.

2. Физиологический – изменение течения физиологических процессов

3. Патонейропсихологический – нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики.

4. Психопатологический – клинические симптомы и синдромы психики.

Понятие нейропсихологического фактора и синдрома

Фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, т.е. связующее между психическими функциями и работающим мозгом.

Норма функции – показатель реализации функции психологических единицах ( объем, скорость, продуктивность ) который характеризует среднюю норму данной популяции.

Симптом – ( болезненное проявление ) нарушение психической функции возникающей вследствие поражения головного мозга.

Первичный симптом – нарушение психической функции непосредственно связанное с выпадением определенного фактора. ( нарушение нормального протекания )

Вторичный симптом – нарушение психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи.

Синдром ( совместный бег симптомов ) – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов связанное с выпадением или нарушением определенного фактора.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания как профзаболевание

В настоящее время выделяют следующие типы факторов:

1. Модально неспецифические

2. Модально специфические

3. Кинестетические

4. Кинетический

5. Пространственный

6. Полушарный

7. Общемозговой

Выделение нейропсихологического фактора, определяющего характер симптом и синдромов, возникающих в результате патологии мозга, может осуществляться с помощью широкого набора приемов описываемых как методы нейропсихологической диагностики

Задачи

1. Топическая диагностика поражения или недоразвития мозговых структур ( атипичное развитие )

2. Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического строения

3. Описание картины и определение уровня нарушений психических функций

· Определение пораженного, либо несформированного блока мозга

· Первичного дефекта

· Его системного влияния

4. Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования

5. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного, коррекционного взаимодействия

6. На основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования разработка стратегии и прогноза коррекции и реабилитации

7. Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного, коррекционного либо развивающего обучения, адекватного структуре психического дефекта

В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть:

1. Стандартизированными или гибкими

2. Батарея тестов, комплект методик

3. Индивидуальное и групповое

4. Количественные и качественные результаты

Гнозис – узнавание, познание предметов, явлений и их смысловое значение. Гнозис развивается непосредственно на базе ощущений.

Праксис – предметные действия базисом которого являются гностические функции.

1. Произвольный – непроизвольный

2. Кинетический и кинестетический

3. Речевой и неречевой

4. Идиаторный, исполниельный, передаточный

5. Пальцевой, оральный, предметный, символический, артикуляционный.

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели ( 1973 А.Р. Лурия ) весь мозг может быть условно подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока ( аппарата ), работа и взаимодействие которых необходимы для осуществления любого вида психической деятельности, т.к. каждое ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию.

ВПФ – сложные функциональные системы, которые не локализуются в отдельных участках мозга, а представляют собой консолидацию различных территориально независимых участков мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в целостную функциональную систему.

Каждый из основных блоков имеет иерархическое строение и состоит из надстройных друг над другом корковых зон 3-х типов:

1. Первичные ( проекционные ) – импульсы с периферии, либо направляются на периферию.

2. Вторичные ( проекционно – ассоциативные ) – переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ.

3. Третичные ( зоны перекрытия ) – которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, которые требуют совместного участия многих зон мозговой коры

Первый блок по Лурия – энергетический созревание от внутриутробного до 2 — 3-х лет базисный блок. Блок обеспечивает регуляцию тонуса также формируется будущий стиль психической деятельности и обучения. Включает ретикулярную структуру, средний мозг, мозжечок, крючок, таламус, гипоталамус, медиобзальные отделы коры лобных и височных долей. Обеспечивает баланс возбуждения и торможения, стеничность астеничность ( на уровне темперамента ), Реализует управление биологическими ритмами. Имеет отношение к общему и избирательному вниманию, к процессам неспецифической памяти (разномодальная информация), к эмоциональным состояниям ( базовые эмоции ). На работу данного блока влияют ЧМТ, недостаточность работы ССС, интоксикации и инфекции. К аналогичным результатам приводят стрессы, длительные переживания, недозированные психические нагрузки.

2-ой блок – приема, переработки и хранения информации поступающей из внешнего мира. Созревание от 3-х до 7-8 лет. Состоит из 3-х подблоков ( затылочная (зрительная информация), височная (слуховая информация), теменная (общечувствительная информация)). Каждый подблок имеет свое иерархическое строение.

1-е поля – детализация ( дробление )

2-е поля – собирают информацию ( что делать ). Обеспечивают гнозис

3-е поля – надмодальные

Обеспечивает систему взаимодействия и формирует индивидуальный латеральный профиль личности. Расположен в наружных (конвекситальных) отделах новой коры и занимает ее задние, постцентральные отделы мозга. Данные зоны мозга обладают высокой модальной специфичностью.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Созревание от 12 до 15 лет ( 12-24 ). Цель работы данного блока – формирование плана действий (создание программы психического акта и развертка последовательности поэтапного исполнения во времени и реальном пространстве), контроль своей сознательной деятельности. Находится под влиянием 2-го блока =)

Источник