Помощь детям с генетическими синдромами

Помощь детям с генетическими синдромами thumbnail

Вартанян Карине Оганесовна,Кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работыСамарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (национального исследовательского университета) karine_vartanyan@mail.ru.

Лясоцкая Оксана Александровна,Студентка группы №16401.50, направления подготовки «Социальная работа», кафедры теории и технологии социальной работы Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (национального исследовательского университета) ok.kuzmina@mail.ru.

Социальная помощь семьям, имеющим детей с врожденными генетическими синдромами

Аннотация.Встатье отражена проблематика семей, имеющих детей с врожденными генетическими синдромами. Выявлено, что генетические синдромы поразному проявляются в поведении, адаптации и обучаемости. Посредством норративного интервью с родителями и блицопроса со специалистами выявлена необходимость оказания адресной помощи данной категории граждан.Ключевые слова:адресная помощь, врожденный генетический синдром, социальная поддержка, ребенокинвалид.

Здоровье является одной из главных ценностей в нашей жизни. Испытывая проблемы со здоровьем, человек начинает чувствовать себя неполноценным. Это касается не только его лично, но и его близких, его семьи. А семья в свою очередь является еще одной важнейшей ценностью в обществе. Семья –именно тот фундамент, который является залогом поддержки всех ее членов в самых сложных, а зачастую кажущихся безвыходными, ситуациях.. Когда ктото в семье испытывает проблемы со здоровьем, это непременно касается всех ее членов. Особенно остро этот вопрос встает, когда мы имеем дело с нарушениями здоровья детей.И наиболее уязвимой категорией граждан являются родители, у которых родились дети с врожденными генетическими синдромами.

По последним статистическим данным всего на территории Российской Федерации насчитывается 604850 детейинвалидов[1]. К категории детей инвалидов мы можем отнести детей, имеющих врожденные генетические синдромы. Семье, имеющей такого ребенка как правило оказывается социальная поддержка в соответствии со статусом ребенокинвалид. В основном она сводится кполучению пособий и пенсий и носит сугубо материальный характер.

Таблица 1Динамика рождаемости детейинвалидов в России и Самарской области

за последние 3 года

ГодРоссияСамарская область2013567825961920145795749739201560485010221

Категория детей, имеющих врожденные генетические синдромы –это особая категория в силу ряда причин. Вопервых, генетические изменения могут быть в разных парах хромосом, что определяет классификацию синдрома. А именно: синдром Эдвардса –наличие дополнительной хромосомы в 18 паре; синдром Патау: наличие дополнительной хромосомы в 13 паре; синдром Лежена: отсутствие участка хромосомы в 5 паре; синдром Вильямса: потеря участка в 7 паре хромосом; синдром Шерешевского –Тёрнера –отсутствие или дефект одной изматеринских хромосом; синдром Дауна –наличие лишней хромосомы в 21 паре; синдром Прадера –Вилли –отсутствие участка 15 отцовской хромосомы; синдром Ангельмана –выпадение материнского участка 15 хромосомы.

Вовторых, у каждого ребенка родившегося с генетическим синдромом различается симптоматика, степень развития того или иного отклонения. Можновыделить как наиболее часто встречающиеся симптомы, так и возникающие наиболее редко[2].

Таблица 2Пороки и признаки, характерные для детей с синдромом Дауна

Порок или признакЧастота, общий % числа больныхМозговой череп и лицо98,3Монголоидный разрез глазных щелей79,8Плоская спинка носа65,9Узкое небо58,8Деформированные ушные раковины43,2Костномышечная система, конечности100,0Низкий рост100,0Деформация грудной клетки26,9Короткие, широкие кисти 64,4Клинодактилия мизинца 56,3Укороченная средняя фаланга Vпальца кисти9Четырехпальцевая складка на ладони40,0Помутнение хрусталика 32,2

Со стороны внутренних системи органов также нельзя говорить о точности встречаемых поражений у детей с синдромом Дауна.Данные представлены в Таблице 3.

Таблица 3Пораженные системы у детей с синдромом Дауна

Пораженная система или порокЧастота, общий % числа больныхСердечнососудистая система53,2Деффект межжелудочковой перегородки31,4Дефект межпредсердной перегородки24,3Открытый атриовентрикулярный канал9Аномалии крупных сосудов23,1Органы пищеварения15,3Атрезия двенадцатиперстной кишки6,6Атрезия пищевода0,9Атрезия прямой кишки и ануса1,1Мегаколон1,1Мочевая система5,9Втретьих для всех генетических синдромов характерна успешная динамика в случае начала ранних реабилитационных мероприятий.

И, наконец, вчетвертых, главнойособенностью всех генетических синдромов является индивидуальность пороков развития. Семья, имеющая такого ребенка не может опираться на чейлибо опыт, так как у их ребенка могут быть совершенно иные проявления одного и того же синдрома. Так, к примеру, уребенка с синдромом Дауна может быть порок сердца, или наоборот, совершенно никаких отклонений со стороны сердечнососудистой системы. Семье, имеющей ребенка с врожденным генетическим синдромом очень важно знать проявления того или иного синдрома у своегоребенка, чтобы правильно проводить реабилитационные мероприятия и добиться его успешной интеграции в общество.

В связи со сложностью в диагностике статистика по распространенности врожденных генетических синдромов затруднена. Имеются данные о распространенности семей, имеющих детей с синдромом Дауна. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения ребенок с синдромом Дауна рождается в 1 случае на 700 новорожденных.

Читайте также:  Картинки по синдрому эмоционального выгорания

Для выявления наиболее распространенных средств социальной помощи семьям, имеющим детей с врожденными генетическими синдромами, нами было проведено норративное интервью с 5 семьями, имеющими детей с синдромом Дауна. Респондент А отмечал, что не хватало поддержки именно в ранний период развития ребенка. Необходима быладостоверная информация о синдроме Дауна. Человек, который развенчает все мифы существующие в обществе относительно данного синдрома. Человек, который поможет преодолеть страх неизвестности и поможет в составлении программы ранних реабилитационных мероприятий. Респондент Б так же отмечала состояние опустошенности и одиночества. «Ощущение, что ты в мире один со своим ребенком долго не покидало. Казалось, что никто не может ничем нам помочь. Мы не знали куда обратиться, а врачи ничего кроме оформления инвалидности не могли предложить». Респондент В отмечала сложности в общении с ребенком. Дело в том, что дети с синдромом Дауна очень ласковые и добрые. Они не понимают недовольства, негативных эмоций, злобы. Поэтому стоит только проигнорировать одну просьбу ребенка обнять его и это повлечет за собой его обиду и далее очень сложно будет вывести его на контакт. Респондент Г говорил отмечал сложности в речевом развитии. Их ребенок заговорил гораздо позже своих сверстников, но тем не менее ходил в обычный садик. Детииз группы его не понимали, воспитатели отвечали что не могут заниматься только их ребенком. Очень не хватало занятий с логопедом. Респондент Д отмечала, что при обращении к различным специалистам социальных служб, ничего кроме оформления инвалидности им предложить не могли.

На основании интервью с родителями мы решили провести блицопрос среди специалистов социальных служб. Через телефонный контакт нами было опрошено 40 специалистов. Им были заданы следующие вопросы:

1) Знаете ли вы чтолибо о детях с врожденными генетическими синдромами?2) Какие генетические синдромы вы знаете?

3) Что вы можете предложить семьями, имеющим детей с врожденными генетическими синдромами?

Как выяснилось, более половины специалистов не знают никаких синдромов кроме самого распространенного –синдрома Дауна. Таким образом, специалисты просто не могут оказать необходимую помощь таким семьям, т.к. они не могут разработать правильной реабилитационной программы.

Мы пробовали самостоятельно, через интернет сайты найти группы самопомощи. Сайты, на которые удалось выйти с большим трудом не курируются модераторами, на них нет адресов специалистов, куда бы можно было обратиться за помощьюадресно. И в интервью с родителями выяснилось, что единственные выходы –на частных психологов, логопедов, частные центры, что стоит не малых денег[3].

Социальная помощьзабота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.Основой социальной помощи является социальная поддержка.

Социальная поддержка –это перечень услуг социальномедицинского,социальноправового ,социальноэкономического, социальнопедагогического и социальнопсихологического характера, оказываемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.Средства социальной поддержки –это способы оказаниявышеперечисленных услуг.На основе интервью с родителями, можно сделать заключение о том, чтоосновным средством социальной поддержки семей, имеющих детей с врожденными генетическими синдромами будет являться адресная помощь. Под адресной помощью мы будем понимать комплекс мер по социальной поддержке семей с врожденными генетическими синдромами, оказываемый в соответствии с индивидуальными потребностями таких семей и особенностями развития ребенка.В связи с тем, что проявления каждого синдрома различны, потребности семей, имеющих детей с врожденными генетическими синдромами так же сугубо индивидуальны. Зачастую родители просто не знают и не понимают как общаться со своим ребенком, и какие меры принимать, когда у него проявляется то или иное отклонение. Так, например, у детей с синдромом ПрадераВилли наблюдается неконтролируемый аппетит. Семье с таким ребенком необходимо строго следить за его рационом. Отсутствие контроля за питанием и особой диеты приводит к ожирению ребенка, на фоне которого возникают другие проблемы со здоровьем.

Таких примеров с различными синдромами можно привести бесчисленное множество, но суть остается неизменна: только индивидуальный подход к каждой семье и ребенку может оказать положительное влияние на жизнь семей, имеющих детей с врожденными генетическими синдромами.У всех семей, имеющих детей с врожденными генетическимисиндромами возникает ряд серьезный трудностей еще с момента их рождения. Они не знают к кому и куда можно обратиться за помощью. В связи с некомпетентностью специалистов, родители зачастую слышат не предложение в содействии оказания необходимой помощи, а предложение отказаться от такого ребенка, слыша недостоверные аргументы о его нежизнеспособности. Хотя на современном этапе развития медицины многие пороки развития корректируются хирургически, существует большой ряд различных методик реабилитационного характера. Так, например, если в ХХ веке дети с синдромом Дауна едва доживали до взрослого возраста, то сейчас продолжительность их жизни составляет около 60 лет. Одной из основных проблемпрактически всех перечисленных синдромов является неправильная постановка диагноза. Чтобы определить тот или иной синдром необходимо провести специальные обследования, как правило, дорогостоящие. И не все больницы могут предложить такие услуги. А ведь как раз таки от правильной постановки диагноза будет зависеть дальнейшая успешная реабилитация ребенка. Так, например, при синдроме Прадера –Вилли зачастую ставят диагноз ДЦП[4]. А основным отклонением данного синдрома является неконтролируемый аппетит. Не зная этого, родители не составляют специализированную программу питания, что в итоге приводит к серьезному ожирению и связанными с ним проблемами со здоровьем. Родители, впервые столкнувшиеся с появлением на свет особенного ребенка в первое время находятся в состоянии шока. Они не знают ничего о заболевании своего ребенкаи сталкиваются с большим количеством предрассудков в отношении данной категории детей. Законодательно данная категория детей относится к категории детейинвалидов и, соответственно, пользуется правами и льготами, гарантированными государством. По большей части это формы материальной поддержки в виде пособий и пенсий, которых бывает недостаточно.

Читайте также:  Синдром титце симптомы лечение народными средствами

Социальная поддержка семей, имеющих детей с врожденными генетическими синдромами в первую очередь должна включать в себя эмоциональную и психологическую поддержу, для того, чтобы помочь родителям поверить в своего ребенка и активно приступать к реабилитационным мероприятиям. Кроме того, семье необходимо ощущать, что им готовы помочь, что они не оставлены один на один со своей проблемой.Дальнейшее оказание социальной поддержки должно строится на сотрудничестве со всеми необходимыми специалистами.

Семьям, имеющим особенных детей крайне необходимо оказание помощи и поддержки со стороны различных специалистов. Только совместными усилиями родителей и специалистов можно достигнуть максимально возможного положительного результата в развитии детей с врожденными генетическимисиндромами.

Таким образом, можно констатировать, что семьи, имеющие детей с врожденными генетическими синдромами,на сегодняшний день находятся в затруднительном положении. Для них необходимо раннее вмешательство в процесс формирования умений и навыков, что требует адресной помощи, информирования с использованием всех средств социальной поддержки. А это в свою очередь делает необходимым системыобучения, повышения квалификаций специалистов, работающих с детьмиинвалидами, а возможно и организации отдельного центра.

Ссылки на источники1.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс].URL: http//www.gks.ru/[дата обращения 21.01.16].2.Синдром Дауна ХХI век, №11. Психологическое консультирование семей с детьми раннего возраста. Т.Н. Нечаева, 2014.3.Форум матерей «В защиту жизни». [Электронный ресурс]. URL: http// giorialuchia. com [дата обращения 2.10.15].4.Абегауз А.М. Редкие заболевания в детском возрасте. М.: Медицина, 2012.

Источник

Содержание:

  • Синдром Дауна
  • Синдром Ретта
  • Синдром Мартина-Белл
  • Синдром Прадера-Вилли
  • Синдром Ангельмана

В последние годы сильно возросло количество генетических нарушений у детей. Эту печальную тенденцию видит на своих консультациях и Наталья Керре — дефектолог, семейный консультант, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии». Она описала самые часто встречающиеся в ее практике генетические синдромы — те, с которыми с наибольшей долей вероятности могут столкнуться родители. И рассказала, в чем может заключаться коррекционная помощь детям.

Генетика как наука пока только развивается, мы знаем о генетических аномалиях не очень много, но правильная и своевременная диагностика крайне важна для выбора педагогического и медицинского маршрута помощи ребёнку. Генетические синдромы могут принимать самый разный облик и быть похожи на умственную отсталость, аутизм, шизофрению, ДЦП.

Родителей должны насторожить два момента: если у ребёнка имеются аномалии физического облика (необычная форма ушей, пальцев, глаз, странная походка и т.д.) — и если специалисты долго не могут определиться с диагнозом (каждый ставит своё, пройдено уже больше пяти консультаций, но единого мнения нет).

Читайте также:  Лучшие книги про стокгольмский синдром

От рождения ребёнка с генетическими проблемами не застрахована ни одна семья, но считается, что в зоне повышенного риска находятся следующие категории:

  1. Семьи, в которых уже есть ребёнок с любыми генетическими отклонениями.
  2. Мать старше 40 лет.
  3. В анамнезе есть самопроизвольные выкидыши либо замершая беременность.
  4. Длительный контакт родителей с мутагенными вредностями (облучение радиацией, «вредное» химическое производство и т.д.).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся генетические синдромы. Необходимо напомнить, что окончательный вывод по поводу диагноза делается только после очной консультации врача-генетика и всестороннего обследования ребёнка!

Синдром Дауна

Это наиболее изученное на сегодняшний день генетическое заболевание. У детей наблюдается снижение мышечного тонуса, недостаточно развитая моторика, нарушение функции вестибулярного аппарата. Синдрому Дауна также свойственны уплощённое лицо и затылок, низко расположенные уши, увеличенный язык, «монголоидный» разрез глаз. Однако эти физические особенности могут проявляться в разной степени. И, вопреки распространённому мнению, дети с синдромом Дауна довольно сильно отличаются друг от друга и больше похожи на своих родителей, чем друг на друга.

Эти дети обычно ласковые, артистичные, общительные, не склонные к антисоциальным поступкам. У детей может быть различный уровень снижения интеллекта: от глубокой умственной отсталости до незначительной задержки развития. Большинство детей способны к обучению и социализации по программе для лиц со снижением интеллекта.

Синдром Ретта

Это генетическое заболевание встречается только у девочек. Беременность и роды обычно протекают без проблем, новорожденные ничем не отличаются от других детей. Однако после 1,5–2 лет наступает регресс, когда ребёнок перестаёт осваивать новые навыки, снижаются темпы роста окружности головы.

Со временем добавляются дополнительные признаки: характерные «моющие» движения руками в области пояса, эпилептические приступы, остановки дыхания во сне, неадекватный смех и вскрикивания, замедление роста кистей рук, стоп и головы. Развитие идёт неравномерно, периоды остановки и регресса сменяются движением вперёд.

Уровень интеллектуального отставания различен, очень хорошие результаты при работе с детьми с синдромом Ретта даёт сочетание методик для детей с ДЦП с методиками для детей с аутизмом. Периоды регресса, конечно, существенно осложняют и замедляют коррекционную работу, но со временем она всё равно обязательно приносит свои плоды.

Синдром Мартина-Белл

Его еще называют синдромом ломкой Х-хромосомы: у детей большой лоб, низко посаженные оттопыренные уши при недоразвитии средней части лица. Рост небольшой, обычно есть снижение мышечного тонуса, косоглазие. Кожа бледная, очень хорошо растяжимая. Дети очень подвижные, эмоционально неустойчивые (возможен внезапный переход от смеха к слезам и обратно), тревожные.

Часто встречаются черты, похожие на аутизм: эхолалия, двигательные стереотипии, трудности с установлением глазного контакта, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям. Почти у всех детей речевые проблемы: нарушение слоговой структуры слова, проблемы с артикуляцией, своеобразный назальный оттенок голоса и т.д.

Дети обычно хорошо подаются коррекции, охотно занимаются. Хорошие результаты показало использование сочетания методик для детей с аутизмом и снижением интеллекта.

Синдром Прадера-Вилли

При этом генетическом синдроме в возрасте 2-6 лет у детей появляется характерная особенность — аномально повышенный аппетит, отсутствие чувства насыщения. У детей с синдромом Прадера-Вилли наблюдается снижение мышечного тонуса, удлинённая форма головы, широкое плоское лицо, миндалевидные глаза, косоглазие, подковообразная форма рта.

Дети обычно эмоциональные, жизнерадостные, но после 6 лет может появиться психопатоподобное поведение с бурными истериками. Со временем повышается общая тревожность, наблюдается компульсивное поведение в виде «щипков» себя за кожу.

Почти у всех детей с синдромом Прадера-Вилли снижен интеллект, но часто очень хорошо развито визуальное восприятие. Дети хорошо обучаемы по программам для детей со снижением интеллекта, обычно легко учатся читать по методикам с применением глобального чтения.

Синдром Ангельмана

Характерный признак этого генетического заболевания — приступы беспричинного смеха, эйфории, застывшее на лице счастливое выражение. Дети гиперактивны, у них нарушена координация движений, часто тремор конечностей. У детей с этим синдромом, как правило, либо полностью отсутствует речь, либо присутствует 5-10 слов.

У детей наблюдается гипопигментация кожи, увеличение интервала между зубами, гладкие ладони, постоянная жажда, слюнотечение. Дети обычно мало и плохо спят. Часто — эпилептические приступы. Интеллект снижен. Хорошие результаты даёт применение сочетания методик для детей с интеллектуальной недостаточностью с методиками для детей с гиперактивностью.

Родителям необходимо помнить, что постановка ребёнку диагноза, связанного с генетическими аномалиями, не означает, что коррекционная работа будет бессмысленной. К сожалению, на сегодняшней день не существует способа полностью вылечить генетический синдром. Но улучшить состояние ребёнка по сравнению с изначальным можно абсолютно во всех случаях.

Источник