Политика дети с синдромом дефицита внимания
Библиографическое описание:
Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 24.07.2020).
Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.
Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.
Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.
В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.
В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.
Факторы, способствующие возникновению синдрома
Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].
Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:
- Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
- Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
- Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
- Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
- Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
- Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
- Такое поведение — хорошая физическая подготовка.
В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].
Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.
В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.
Литература:
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
- Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
- Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, синдром, работа психолога, работа, проблема, поведение, своевременное выявление, игровая терапия, группа детей.
Источник
Oсторожно!!! «Невоспитанные дети»!Наболело…Звонок. Беру трубку. Слышу неуверенный голос молодой женщины –
«Вы можете принять нас, ребенок не слушается в школе, на него все жалуются, и
мы не знаем, что делать».
Приходит он. Кажется, таким серьезным с большими зелеными глазами. Забегает
в кабинет, учтиво знакомится:
— Меня зовут Миша!
— А меня Наталья. — радостно протянула ему руку — Дай пять! Вот и познакомились!
Он стал рассматривать кабинет:
— Ого! Сколько игрушек… — ему стало интересно, все хочется потрогать, рассмотреть.
Спрашиваю:
— А что ко мне привело?
— Я непослушный в школе… — и вновь отвлекается на игрушки.
— А кто говорит, что ты непослушный? — продолжаю удовлетворять свое любопытство.
Поднимает голову и слегка виноватым взглядом:
— Учительница, мама, папа, бабушка. Все говорят, — опускает глаза и пытается развлечь себя игрушкой.
Предлагаю порисовать. Миша оживился, а потом опустил плечи:
— Я плохо рисую.
— А кто тебе сказал, что плохо рисуешь?
— Я знаю. — и отвернулся, чтобы продолжить рассматривать очередную игрушку.
— Давай вместе. — предлагаю я — У меня можно рисовать как тебе хочется.
И начинаю рисовать:
— Смотри, какие у меня каракули получаются.
Миша подошел к столу, взял лист и начал рисовать большое сердце, на весь лист, розовое на голубом фоне.
— Это Вам от меня. — протягивает лист бойкими руками.
— Спасибо! — Оживилась я, — Ты мне даришь такое большое сердце… а чье оно?
— Мое. — слегка смущенно отвечает семилетний мальчишка.
— Я тронута. Для меня это очень ценный подарок. Это же твое сердце. Мне кажется в нем столько тепла и добра?…
И тут Мишу прорвало:
— Я боюсь. Меня скоро выгонят из школы. Я непослушный. Я плохой. Я не хочу этого!!! — глаза его наполняются слезами…
Я затаила дыхание, ощутила, как мое сердце бьется:
— Мне кажется тебе очень тяжело?
— Очень! Я стараюсь… У меня ничего не получается — вытирая слезы, Миша вновь принялся разглядывать игрушки, убегая от непростых переживаний…
От мамы узнаю, что Миша нарушает дисциплину, не слышит учителя, демонстративно ведет себя, плюется, не уважает старших (учителя), встает во время уроков, лезет под парту. Учитель тратит пол-урока, чтобы Мишу «привести в порядок». А он никак не приводится. В конце дня учитель отдает его родителю и отчитывает – «Що не вихована дитина», «Вів себе мерзотно», «Ви ж батьки, що ви з ним робите!», «Він так себе дома веде? Йому ремінець треба». Мама отрицательно качает головой — «Дома такого нет». Растеряно опускает глаза, а в висках стучит — «Ты ж плохая мать». Стыд и вина окутывают и все больше опускает плечи. – «Я ему дома дам! Выбью эту дурь из его головы».
А на другой день, получив пару неприятных шлепков Миша поплелся в школу дав очередное обещание что больше не будет. И вечером вновь тоже самое… «Я плохой мама! Ты будешь меня любить?» — «Непослушного нет!» — холодно ответила мама (а сердце внутри говорит, что за чушь несу!..). Ребенок опустил голову, затаил дыхание прошептал — «Меня невозможно любить…»
Синдром дефицита внимания и гиперактивность? – удивленно переспрашивает меня мама Миши.
Предлагаю ребенка показать детскому психиатру и мои опасения оправдались.
Незаконченная история…Меня пригласили в школу, чтобы я могла внятно дать информацию педагогам. И я в прямом смысле этого слова попала на судилище над родителями. Мать обвинили, что она «плохая мать». Директор школы при мне, в своей надменности сравнивала себя с этой женщиной, которая в растерянности, в собственном бессилии не понимает, что происходит. – «Я воспитала двоих детей, порядочных, а Вы?!…» (фраза директора). О том, что такое СДВГ, меня слушать не захотели. Весь родительский комитет ополчился против такого ребенка и его семьи и меня включили в их сообщество. Зачем знать о СДВГ? Надо исключить ребенка, обвинить его в том, в чем его вины нет.
В тот момент я не верила, что это киевская школа, представьте себе, элитная. На таком судилище я была впервые. Мне казалось, что это в НЕ реальности, а в один миг я очутилась в СССР, где на публичном собрании обвиняли «врагов народа». Там даже присутствовали представители детской комнаты полиции. Их попросили предупредить родителей (мне кажется они сами не понимали, что делают). Меня поразила жестокость взрослых против такого ребенка. А в моей практике таких детей много, очень много. И плачущих, отчаявшихся матерей. Меня удивляет такой педагогический такт, педагогическая «осведомленность» о синдроме «дефиците внимания», что просто у ребенка недостаток внимания ()), и психологическая безграмотность (вызов школьным психологам, чтобы образовывать учителей). Ведь в педагогическом институте меня учили иному, и я уверена, что и их учили. Печально.
О детях с СДВГ написано много литературы… Желающие могут повысить свой уровень познаний и профессионализм. Не хочу повторятся. Хочу обратить внимание на некоторые нюансы.
Про детей с синдромом дефицита внимания
и гиперактивностью (СДВГ) очень простым
языком:
- *Проблема не в воспитании такого ребенка, а в работе мозга (есть точные исследования).
- *Часто СДВГ передается по наследству. Ну кто-то в роду точно имел СДВГ.
- *Такие дети могут учится на 12, но не получается. С интеллектом у них все Ок.
- *У них дефицит внимания (эта познавательная функция недостаточно развита). Они теряют, забывают, сложно сосредотачивать внимание долго. ВСЕ отвлекает. Внимание рассеянно, у кого-то очень рассеянно у кого-то меньше, у всех по-разному. Ему сложно сосредоточится на НЕ интересном. Но если будет уважать учителя – будет очень стараться.
- *Если ребенку интересно в какой-то области — в ней он может быть гением.
- *Дети с СДВГ в моей практике бывают одарены в своем творчестве, любят творить (рисовать, лепить, создавать из Лего) – это их успокаивает.
- *Нервная система у такого ребенка ооочень подвижная, поэтому он под столом, за столом и копошится в сумке или миллион раз поворачивается к своему соседу. По-другому не может и точка. Перестать двигаться такому ребенку – равно умереть или в крайнем случае – отупеть.
- *Такой ребенок не может быть не заметным, его всегда много и говорит он громко. По-другому не может. От этого устают окружающие. Такое искусство нужно направлять в полезное русло (футбол, театральное мастерство, вокал, игра на музыкальных инструментах (барабаны)…
- *Он часто бывает импульсивен, не может долго ждать, пришла мысль и сразу он ее воплощает, а потом осознает последствия и страдает…
- *Когда его не понимают – он становится агрессивным, когда очень не понимают – очень агрессивным.
- *Ему сложно соблюдать границы, он часто не знает — как. Этому нужно учить ребенка с СДВГ. Особенно учить чувствовать себя и свое тело. Учить, где заканчивается его территория и начинается чужая.
- *Ему сложно контролировать свое поведение, а бывает и не интересно и опять же все в работе мозга. Поэтому важны поощрения (укр. «заохочення»).
- *Наказания, чаще всего, бесполезны, они усиливают «плохость» ребенка. А с таким чувством сложно следовать иному сценарию. Плохой, значит и буду плохим.
- *НИКАКИХ физических шлепков – вы учите ребенка деструктивной агрессии. Не удивляйтесь, когда ваше дите будет «шлепать» других детей.
- *Ребенок с СДВГ очень уязвим и эмоционален. Так устроена его нервная система. А если еще много негативного опыта и отвержения переживал ребенок, тогда уязвимость трансформируется в агрессию.
- *Часто такие дети чувствуют ополчение детского коллектива против них, и защищаются как умеют, достаточно импульсивно и агрессивно. Могут защищаться, даже тогда, когда и не трогают ребенка, просто ему страшно, а вдруг сделают больно, обзовут или не примут в игру.
- *Мальчики больше предрасположены к СДВГ.
- *Спектр СДВГ разнообразный. У кого-то больше рассеянно внимание, но нет гиперактивности, другие дети могут быть более гиперактивными, а с вниманием у них все в порядке. А у кого-то чрезмерно выражена импульсивность. Дети с СДВГ очень разные.
Обращаюсь к учителям:
- *Почти в каждом классе, особенно в теперешнее время учатся такие дети.
- *Такой ребенок способен и может учится хорошо.
- *Важно учителю изучать, что такое СДВГ, чтобы научить такого ребенка.
- *Ребенок с СДВГ должен сидеть на вытянутой руке возле учителя.
- *Ему нужно очень часто помогать сосредотачивать внимание, ласково, твердо и тактично, НЕ УНИЖАЯ ребенка.
- *Рядом с ребенком должен быть один метр свободного пространства для того, чтобы подвигаться. По-другому он не способен воспринимать знания.
- *Только поощрения!!! Выработать систему поощрения вместе с родителями (за старание, за поведение). Наказания не помогают, только подкрепляют негативное поведение.
- *Без доверительного контакта, такие дети не слышат учителя. Доверять ребенку помогать учителю, даже в мелочах, и за это хвалить.
- *Детям в классе ОБЯЗАТЕЛЬНО объясняйте, как работает мозг такого ребенка, что он не может усидеть на месте, что его внимание рассеянно, но такие дети могут быть ВЕЛИКИМИ учеными. Сделать одноклассников такого ребенка сотрудниками в помощи такому ребенку и обязательно ХВАЛИТЬ их за это!
- *Никогда не вешайте ярлык на ребенка. За ярлыком можно потерять доверие и самого ребенка.
- *Поддерживайте родителя. Да, да, да! Как бы вам не было тяжело, именно важно поддерживать родителя. Быть сотрудниками в помощи такому ребенку, вначале рассказывать все самое хорошее о ребенке, а потом лишь обратить внимание на уязвимые зоны. Родитель это оценит и будет искренне вам признателен. Он будет молится о вас и на вас.
- *Всегда помните, что родители такого ребенка являются хорошими родителями, но они могут думать о себе плохо. И это неправда. Такие дети могут родится у самых прекрасных родителей, и они трудны в воспитании. ВСЕГДА поддерживайте «хорошесть» родителя!
- *Создавая благоприятную среду для таких детей – учитель становится богом для ребенка, которого почитают и которого ценят.
- *В благоприятной среде – такие дети редко агрессивны.
- *Ребёнок с СДВГ нуждается в принятии, так он научается принимать других. Учитель для такого ребенка очень важный человек. Если учитель говорит о таком ребенке, значит он прав. Наблюдайте, что вы говорите и как вы говорите. От этого зависит самооценка ребенка.
- *Качественно отдыхайте. Заботьтесь о себе! Развивайтесь в своем искусстве и никогда не предавайте себя. Педагог – это великий человек для ребенка.
- *Изучайте, что такое СДВГ. Обращайтесь к школьному психологу за рекомендациями и поддержкой. Не ожидайте, что школьный психолог маг или волшебник. Это совместная трудоемкая и очень продолжительная и благодарная работа.
- *В вашем классе должен быть только один ребенок с СДВГ, ни в коем случае ни два и ни три. Вы не справитесь. Лучше тогда уволится и сохранить свое психическое здоровье.
Обращаюсь к родителям:
- *Не лелейте иллюзию, что СДВГ проходит само собой – не проходит, а остается на всю жизнь.
- *Такого ребенка нужно научить жить в социуме и адаптировать к жизни.
- *Подростковый возраст – очень уязвимый возраст для таких детей, тянет их на всякие НЕ очень полезные приключения. Подросток должен быть постоянно занят чем-то полезным.
- *Много разговаривайте, обсуждайте причинно-следственные связи.
- *Не культивируйте вину в ребенке. Он НЕ ВИНОВАТ, что так работает его мозг.
- *Приучайте к режиму и планированию жизни.
- *Приобщайте к ответственности и благотворительности (только с умом).
- *Не требуйте высоких оценок – это невозможно. Хотя ребенок ваш будет удивлять вас своими познаниями.
- *СПОРТ обязателен для таких детей!!! (НО, без боевых искусств, никакого карате или бокса, дабы не культивировать агрессию). Полезен футбол, плаванье, акробатика, бег, прыжки, танцы…
- *Обязательно выработать систему поощрения (бальную систему), это помогает родителю и повышает самооценку ребенка.
- *Ищите школу для ребенка, где не больше 12 детей в классе. Когда много детей, нервная система у детей с СДВГ легко перевозбуждается, сложно сосредоточится и поведение может быть неуправляемо. Да и учителю тяжело, когда детей 30, а тут еще ребенок, который стоит всех 10-х.
- *Будьте сотрудником для педагога. Помогайте, выходите на встречу и не осуждайте педагога, если тот не справляется. Не забывайте, что у него есть еще другие дети. Снабжайте педагога информацией.
- *Учить быть другом и дружить. Приглашайте в гости других детей, создавайте среду для общения и социализации ребенка.
- *Работа с психологом для таких детей и родителей обязательна. Очень хорошо корректирует поведение таких детей Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Проверено.
Обращаюсь к школьным психологам:
Важно!
- *НИКОГДА не нарушать этику психолога!
- Не обсуждать результаты диагностики с педагогами или директором школы без разрешения родителя.
- *Точно понимать свои возможности и ограничения. При необходимости делегировать родителей к другому специалисту, который точно умеет и знает, как работать с таким ребенком.
- *Быть всегда на стороне ребенка, даже тогда, когда ребенок «делает» на ваш взгляд, народным языком «ужасные» вещи.
- *Обязательно в вашей школе ВСЕ без исключения учителя должны побывать на вашем семинаре по СДВГ или пригласите своего коллегу провести семинар.
- *Не допускать «судилищ» в школе над родителями и детьми.
- *Помогайте учителю создавать здоровую психологическую атмосферу в классе, где учатся такие дети.
- *Работайте над своим авторитетом в педагогическом коллективе. Педагоги бывают достаточно высокомерны (Имя ребенка в этой истории изменено)
Наталия Простун, детский и семейный психолог
Источник