Подвижные игры для детей синдромом дауна

ИГРЫ   ДЛЯ   ДЕТЕЙ    С  СИНДРОМОМ   ДАУНА

Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании.

Игры на развитие речи детей

«Волшебный мешочек» — развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».

«Угадай, кто кричит» — развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.

Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.

«Перышко» — для развития дыхания. Дуем на перышко.

«Травка для коровки» — стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.

Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов – чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание — начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.

Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.

Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Игры на сенсорное развитие.

«Рыбак» — развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.

 Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

Подвижные игры.

«Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

Читайте также:  При синдроме жильбера как понизить билирубин в крови

«Прокати шарик в воротца»

 «Накидывание на кольцеброс» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

Игры на развитие моторики

«Скатай ленту» — развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.

«Поймай рыбку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.

«Перелей водичку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.

«Прокати шарик» — развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.

«Слепи колобка» — из теста делать колобочки разного диаметра.

«Вылечи куклу» — в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).

Игры с песком.

«Сыщик» — закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».

«Художник» — на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков. 

«Юный конструктор» — прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко. 

Источник

Подвижные игры для детей с синдромом Дауна в детском саду.

1.Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, раз­витие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похло­пав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадова­лась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, оби­делся, что сам не сделал

этого и поэтому поссорился с Макси­мом ».

2. Лови-лови!

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему па­лочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколь­ко участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, её хорошо использовать, когда необходимо активи­зировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

3. Давайте познакомимся!

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: дети со взрослым становятся в круг, взрослый держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок дол­жен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. Д

4. Кенгуру

Цель: развитие координации движений.

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который ус­тановлен на расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.

5. Змейка

Цель: развитие ловкости и координации, умения дей­ствовать согласованно.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причуд­ливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

6. Час тишины и час «можно»

Цель: развитие произвольности поведения.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «мож­но». Это значит, что в час тишины, дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами (рисова­нием, лепкой). В час «можно» они смогут делать все, что захочется (бегать, прыгать, кричать, петь). Желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, оби­жать кого-либо …

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрос­лому будет проще контролировать поведение детей в лю­бой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

7. Зеваки

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Необходимые приспособления: колокольчик или по­гремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому коло­кольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хло­пают в ладоши четыре раза и идут в обратном направле­нии. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предло­жить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

8. На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся).

9. Ходим в шляпах

Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости.

Необходимые приспособления: набивные мешочки.

Описание игры: каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком — «шляпу». Ведущий (взрослый) про­веряет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сиг­нал к ходьбе. Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу».

Комментарий: игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо пе­реступать; а также предложив станцевать или пройти по канату.

10. Полет бабочки

Цель: развитие внимания, выразительности движений.

Описание игры: детям предлагается запомнить несколь­ко движений и точно повторить их. Для облегчения за­поминания предварительно можно разучить блоки дви­жений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т. д.

Комментарий: необходимо оговорить движения с деть­ми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (пример)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, жи­вотных, транспорта и т. д., т. е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паро­воза и т. д.

Смена движения должна происходить либо по коман­де взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

11. Горячий мяч

Цель: развитие внимания, скорости реакций, мотор­ной ловкости.

Необходимые приспособления: мячик.

Читайте также:  Тактика фельдшера при синдроме острой

Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, ста­раясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Комментарий: Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги.

Источник

Татьяна Рязанова
Комплекс коррекционных игр по формированию игровой деятельности дошкольников с синдромом Дауна

Игра является ведущей развивающей деятельностью дошкольников, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра занимает главное место в жизни каждого ребенка.Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становиться участником общественных отношений. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.

От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.

В данном коррекционном комплексе собраны игры для дошкольников 5-7 лет с синдромом Дауна, учитывающие «сильные» стороны психического развития данной категории детей, направленные на формирование и развитие игровой деятельности.

Коррекционный комплекс включает два блока:

— первый блок — создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними;

— второй блок — развитие игровых действий на основе подражательности.

Данный коррекционный комплекс игр будет представлять интерес для дефектологов-практиков, работающих в специальных дошкольных учреждениях.

Блок 1

Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними

Дошкольный возраст – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни ребенка. Эмоции и чувства доминируют над другими сторонами его жизни, отражая все стороны действительности. Эмоции ребенка с синдромом Дауна обнаруживается преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены, возникает в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой и ласковым голосом, совместными тактильными играми. 1. Создание благоприятного эмоционально-положительного отношения взаимодействию с педагогом

Игра «Спрячь шар в ладошках»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую мо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: шарики по числу детей, коробка

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей.

Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: — У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно. — Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми.

Игра «Ладушки»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышле-ние, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрос-лым, усидчивость.

Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка).

Ход игры. Дефектолог одевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками,говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Где были, у бабушки,

Что ели кашку,

Что пили брашку

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Дефектолог предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.

Игра «Мыльные пузыри»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.

Задачи:

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Тюбик с мыльными пузырями

Ход игры. Дефектолог открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.

Пузыри, пузырики, мыльные летят!

Лопаются, светятся, вот радость для ребят!

Игра «Иди ко мне»

Форма проведения: индивидуальная

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит,взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.

Игра «Возьми шарик»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель. формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: воздушный шар.

Ход игры. Дефектолог надувает шар,завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар,педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость,удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.

Игра «Хоровод с куклой»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Кукла средних размеров.

Ход игры. Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.

Игра «Догонялки»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: кукла небольших размеров

Ход игры. К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,обнимает: «Вот мои ребятки!»

Читайте также:  Спид это синдром приобретенного иммунодефицита

Игра «Делай как я»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т. д.

Игра «Пришел петрушка»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры. Дефектолог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Блок 2

Развитие игровых действий на основе подражательности

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить ребенка с синдромом Дауна подражать – одна из важнейших задач начального этапа обучения игровой деятельности.

Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому действия по подражанию называют также действиями по показу.

1. Знакомство с игрушками-предметами и их свойствами, обучение простым действиям с игрушками, на основе подражания

Игра «Наш веселый звонкий мяч»

Форма проведения: подгрупповая

Цель: формирование представлений об игрушке-предмете (мяч, его свойствах, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1.Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2. Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3.Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: мяч, волшебный мешочек.

Ход игры. Все дети сидят кружком на ковре. Дефектолог показывает мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? (дефектолог достает мяч)

Это мяч! Какой он красивый, круглый! (дефектолог показывает мяч каждому ребенку, дает его потрогать).

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой!

А еще мяч катается! Давайте покатаем его! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает катать мяч друг – другу).

А теперь будем передавать его друг другу! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает передать мяч друг другу).

Посмотрите, как еще можно подкидывать мяч! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает детям по очереди подкинуть мяч вверх).

Хорошо у вас получается!

А теперь будем кидать мяч друг другу! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает детям кинуть мяч друг другу).

Посмотрите, наш мяч устал и попрыгал на свое место на полочке!

Игра «Солнышко»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: формирование представлений об игрушке-предмете (мяч, его свойствах, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, разви-вать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дефектолог берет мяч среднего размера, садится с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в стороны – делает «домики». Катает мячик ребенку, просит, чтобы ребенок катил мячик обратно.

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к (имя) заходит (мячик катится к (имя,

И к маме заходит (мячик от имя катится к нам,

И к (имя) заходит,

И к нам заходит…

Когда ребенок понял суть игры, дефектолог добавляет еще детей. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч.

Игра «Спрячь матрешку»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с матрешкой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, разви-вать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: двухместные матрешки по числу детей.

Ход игры. Дефектолог раздает детям матрешки (закрытые,трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (открывает матрешку.) Дети повторяют движения.Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» – поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешек.Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2–3 раза.

Игра «Разноцветые кубики»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с кубиками, познакомить с их свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с кубиками, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование. Разноцветные кубики, волшебный мешочек

Ход игры. Дефектолог приносит волшебный мешочек и предлагает детям достать по очереди по одному предмету (кубику).При этом дефектолог говорит: это красный кубик, это зеленый кубик и т. д. После того, как дети достали все кубики, дефектолог предлагает построить из кубиков башню, вагончик и т. д. Дефектолог показывает, а дети повторяют.

Игра «Юла»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с юлой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с юлой, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: юла, красивая коробочка.

Ход игры. Стук в дверь, дефектолог подходит к двери, и заносит красочную коробочку – посылку. Достает из нее игрушку – юла. Называет ее.

Предлагает посмотреть какая она красивая, подходит к каждому ребенку, дает потрогать. Радуется игрушке вместе с детьми.

Показывает, как с ней играть, дети по подражанию производят действия с юлой. При необходимости дефектолог помогает.

2. Знакомство с игрушками-животными, их обыгрывание

Игра «Зайчик»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование представлений об игрушке-зайце, действий с ней, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1.Образовательная: учить де