Подростковые психопатологические синдромы и патологические состояния
Осложнение и бурное протекание процесса развития в период взросления наблюдаются у 20% населения . Кризис периода взросления — собирательное понятие, не уточняющее нозологическую принадлежность нарушений и тип течения процесса. Патологические проявления кризисов развития разнообразны, они могут встречаться в форме следующих синдромов.
Синдром нарушения идентичности. Кризис идентичности проявляется в чувстве неполноценности, сниженном настроении и суицидальных намерениях. Эти переживания могут сочетаться с деперсонализацией и ипохондрией. Взрослеющий подросток реагирует на то, что он уже не ребенок, на несоответствие биологических возможностей социальному положению, на неуверенность в своих знаниях и умелости в новом статусе, на резкие изменения, происходящие в растущем организме. Подросток мучается вечными вопросами о том, что он из себя представляет, зачем существует, как к нему относятся окружающие. Он может сомневаться в собственной самобытности, воспринимать себя как жалкую копию других. Именно в связи с этим возникает неприятие социальных правил, в том числе и семейных. Неуверенность и тревога, возникающие в связи с этими переживаниями, могут привести к страху потери телесного и особенно психического единства с одновременным стремлением преодолеть эту боязнь с помощью ритуалов (рассматривания своей внешности, ощупывания собственного тела). Наряду с неуверенностью собственного существования может быть неопределенность жизненных целей, выбора профессии, круга друзей, сексуальной ориентации и сексуального поведения, религиозной идентификации, нравственных устоев или лояльности к референтной группе. Это расстройство может быть также начальным проявлением шизофрении, аффективных психозов или серьезных личностных изменений.
Синдром борьбы с авторитетами. Кризис авторитетов проявляется протестом против семьи, отца или в форме побегов. Подросток пытается противостоять власти, порядку, общепринятым нормам или отказывается от противостояния. Попытки избежать реальности могут также проявляться в аддиктивном поведении (наркотизации, алкоголизации) или вступлении в разнообразные секты, молодежные общества и т. д. Этот кризис нередко препятствует процессу созревания личности, приводит к противоправному, преступному или суицидальному поведению.
Синдром деперсонализации. В этих случаях преобладают изменения восприятия своего душевного и телесного «Я», а также других людей и окружения. Субъективно переживания отчуждения воспринимаются как кажущееся изменение действительности или утрата реальности. Деперсонализация связана с трудностями формирования идентичности и выполняет функции механизма психологической защиты. Она наблюдается у 30—70% молодых людей. Для нее характерна тревога, чувство отчуждения, беспокойство в связи с этим переживанием, субъективное понимание неадекватности эмоциональных реакций. Деперсонализация может проявляться состояниями, при которых окружающее меняется, кажется чуждым, необычайным, неясно воспринимаемым. Подростки свои переживания описывают словами — «все видится как будто через пелену, туман, кисею» либо «кажется удаленным смазанным, тусклым, неживым, серым». Люди и предметы воспринимаются «странными, ненастоящими, подобными куклам, марионеткам». Жизнь им представляется «застывшей, нереальной, лишенной естественных красок и движения». Иногда меняется и восприятие тела, оно кажется «чужим, незнакомым, плохо управляемым, необычно легким или исчезнувшим». При этом движения, поступки наблюдаются как бы со стороны, сочетаясь с непониманием того, как управлять таким телом. Возникают сомнения о принадлежности своего тела: «Мое или не мое». Может измениться восприятие психического «Я». В таких случаях подростки говорят о том, что их «покинула душа», что «себя воспринимают как во сне». Иногда жалуются на то, что их «вовсе не существует», что «действуют механически», что «стали автоматами». При этом мысли разбегаются, не подчиняются воле, собственный голос лишается ясности, появляется второе «Я», наблюдающее за другим «Я» со стороны. «Теряются чувства», в особенности к близким людям («любят только в мыслях, а не сердцем»). Чем младше подросток, тем менее точно он может дать отчет о переживаниях такого рода. Он сообщает о своей измененности, инакости, утверждает, что он не такой, как все, или был иным прежде, однако не способен объяснить, какой характер эти изменения носят. Наблюдаются также близкие по происхождению симптомы «уже виденного», «уже пережитого» или «никогда не виденного». При этом новая ситуация воспринимается на короткий момент как знакомая, или, наоборот, знакомая обстановка кажется чуждой, никогда не переживавшейся. Описываемые здесь явления могут быть в рамках психического здоровья или нервно-психических расстройств: неврозов, соматогенных психических нарушений, органических повреждений головного мозга, эпилепсии, аффективных психозов и шизофрении.
Дисморфомания (дисморфофобия). Кризис, проявляющийся переживаниями своего физического недостатка, называется дис-морфоманией (болезненные мысли о своем телесном дефекте). В пубертатном возрасте внешний облик и тело ребенка претерпевают большие изменения. Подросток не только замечает их, но и сравнивает свои физические данные с такими же формами тела у других людей. Часто при этом он преувеличивает подлинные или обнаруживает мнимые телесные недостатки. Способствуют появлению дисморфомании удлинившиеся черты лица, его асимметрия, слишком крупные размеры тела (у девочек) или слишком малые (у мальчиков), нарушения осанки, аномалия походки* последствия повреждений кожных покровов и т. д. Характерные признаки этого расстройства: идеи физического недостатка («толстая, как бочка», «ростом с карлика»), идеи отношения («все вокруг шепчутся», «люди на улице отворачиваются), пониженное настроение, иногда с мыслями о самоубийстве. Для этого расстройства наиболее характерна поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическими недостатками или чрезмерное внимание к незначительным в действительности имеющимся дефектам тела. Дисморфомания широко распространена и варьируется по степени выраженности. Она может достигать степени навязчивой, сверхценной или даже бредовой идеи.
Ипохондрический синдром. Кризис, проявляющийся ипохондрическим расстройством, может возникнуть в процессе пубертатной перестройки организма подростка в связи с теми или иными функциональными отклонениями, которые субъективно воспринимаются как слабость, утомляемость, нарушения дыхания, неприятные ощущения или боли в груди, животе, голове и т. п. Все это приводит к сосредоточению внимания на недомоганиях, к попыткам дать объяснение происходящему в теле. Легко возникают мысли о несуществующих болезнях. При этом степень убежденности в тяжести обнаруженных недугов колеблется от постоянных сомнений в их серьезности до убежденности в их неизлечимости и даже своей близкой кончине. Если имеются постоянные мысли о существовании соматического заболевания (фактически отсутствующего), обуславливающего предъявляемые симптомы, то эти переживания расценивают как ипохондрический синдром.
Если имеется необычная озабоченность предполагаемой тяжелой болезнью, несмотря на отсутствие адекватных подтверждений жалобам, то и в этом случае приходится говорить об ипохондрии. Нередко при этом имеется постоянно проявляемое недоверие врачам, пытающимся убедить пациента в отсутствии соматической болезни, обуславливающей эти симптомы. Ипохондрическая симптоматика может быть не только самостоятельным синдромом, но и входить в состав депрессий, тревожных, соматизированных и бредовых расстройств, при шизофрении и других психозах.
Синдромы нарушения пищевого поведения. Наиболее часто встречающаяся его форма — нервная, или психигеская, анорексия (F50.0), проявляющаяся в сознательном, чрезвычайно стойком и целеустремленном желании похудеть, нередко достигающего выраженного истощении (кахексия) с возможным смертельным исходом. Распространенность этого расстройства среди девушек-подростков составляет 1%. Число болеющих мальчиков в 9-20 раз меньше.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Диагноз ставится при наличии: 1) падения массы тела на 15% и ниже нормативного уровня или неспособности набрать вес в период роста; 2) избегания пищи, удаления съеденного (провоцированием рвоты, приемом слабительных и мочегонных средств), подавления аппетита и использования чрезмерных физических нагрузок; 3) искаженного представления о своем образе тела и страха перед полнотой; 4) возникновения аменореи или непоявления менархе у девушек, потери полового влечения и потенции у подростков-мальчиков; 5) при начале расстройства в препубертатном возрасте пубертатный метаморфоз задерживается или не происходит вовсе (прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы, отмечается первичная аменорея, у мальчиков половые органы остаются детскими).
Реже, чем психическая анорексия, встречается нервная булимия (FS0.2), которая может быть самостоятельным расстройством или сочетаться с анорексией. Нервная булимия характеризуется приступами переедания и чрезмерной озабоченностью контролированием массы тела, что приводит к принятию крайних мер для коррекции возможной полноты.
Диагноз основывается на наличии: 1) озабоченности едой, непреодолимой тяги к пище и периодическом переедании; 2) противодействия ожирению от съедаемой пищи с помощью вызывания рвоты, приема слабительных, подавляющих аппетит и мочегонных средств, а также и периодов голодания; 3) страха ожирения с установлением предела для своей массы тела, намного меньшей, чем преморбидная (доболезненная), оптимальная для больного. Это расстройство диагностируется как нервная булимия.
Синдром метафизической интоксикации. Метафизическая (философическая) интоксикация, или болезненное мудрствование, характеризуется однообразной абстрактной непродуктивной интеллектуальной активностью, направленной на самостоятельное решение «вечных проблем» путем постоянного обдумывания их. Философствование на отвлеченные темы занимает очень важное место в жизни подростка. Оно сочетается с бесплодной критикой авторитетов, иногда отчуждением от близких людей, уходом в свой внутренний мир. Постоянные размышления, рассуждения, письменное отражение их в дневниках, записках и посланиях ярко эмоционально окрашены. Ни процесс мудрствования, ни более или менее завершенное обдумывание не поддается критике со стороны окружающих. В зависимости от степени выраженности расстройств мышления поведение может либо не нарушаться, либо изменяться значительно. У подростков с психастеничными или шизоидными личностями может возникать транзиторная метафизическая интоксикация, при которой мудрствование, беспредметное философствование, рифмование сопровождается преходящим нарушением адаптации. Этот синдром соответствует шизотипиге-скому расстройству (F21).
Метафизическая интоксикация может быть также проявлением вялотекущей шизофрении. В этом случае возникающие у больного мысли вычурны противоречивы, нелепы. Вся интеллектуальная деятельность идет на «холостом ходу». Больной не способен не только раскрыть содержание волнующих его вопросов, но и не может передать прочитанное, услышанное. Он не ищет слушателей, будучи целиком погружен в таинственные проблемы «взаимодействия душ», «контактов с инопланетянами» и т.д. При этом резко нарушаются контакты с окружающими, становится невозможной учеба в школе. Этот синдром трактуется как проявление недифференцированной шизофрении (F20.3).
Суицидальное поведение. Мысли о нежелании жить, намерения и действия, предпринимаемые с целью покончить с собой и завершенные попытки самоубийства — «пара- и суицидальное поведение». Частота его возникновения у подростков и своеобразие проявлений связаны с рядом особенностей возраста. Смерть подростками хотя и признается универсальным и необратимым явлением, однако воспринимается как нечто абстрактное, не касающееся прямо собственной личности, а опасения за свою жизнь не основываются на ее ценности. Поэтому аутоагрессия подростка, даже не предполагающая смертельного исхода, может быть опасной для его жизни. Трудно в связи с этим провести различие между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поведением. Мотивы, которые приводят су-ициденты для объяснения своего суицидального поведения, незначительны и мимолетны (с точки зрения взрослых), что создает сложности для своевременного его распознавания. Возникновение суицидальных попыток определяется не столько особенностями психопатологии (например, наличием депрессии), сколько обстоятельствами жизни. Обычно суициды и попытки их совершить взаимосвязаны с другим отклоняющимся поведением: побегами, правонарушениями, алкоголизацией, конфликтами с родителями, сексуальными эксцессами и т. д. Обуславливают и провоцируют попытки самоубийства психические заболевания, конфликты самооценки, одиночество, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, действительная или мнимая утрата родительской любви, переживания, связанные со смертью или разводом родителей, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. Суицидальные попытки у подростков чаще импульсивные, связанные с ситуацией. Однако они могут быть завершением длительной кризисной или конфликтной ситуации, которую можно было бы предусмотреть. Знание подростков, склонных к самоубийству, создает возможность для предупреждения суицида. К подросткам повышенного риска относятся больные с депрессией, тревогой, мрачным настроением (дисфорией), бредом. К ним также относятся неустойчивые, психастенические, истерические психопатические личности, больные с психогенными заболеваниями, подростки, употребляющие спиртные напитки, подростки, переживающие экстремальные стрессовые ситуации, подростки из конфликтных семей, имеющие психически больных родственников, особенно с суицидами в анамнезе, подростки, страдающие хроническими, уродующими, затрудняющими социально-психологическую адаптацию соматическими заболеваниями или сопровождающимися депрессией, также имеют больший риск совершить суицид.
Для выявления состояний, предшествующих попытке самоубийства, следует знать их особенности. К этим состояниям относятся ограничение личностных интересов, ослабление переживания субъективной ценности мира, выражающихся в чувстве одиночества, непонимания другими, отказе от ранее признаваемых ценностей и предпочитаемых видов деятельности; направление агрессии против собственной личности; желание умереть и фантазирование на темы самоубийства; формирование представлений о способах самоубийства, появление угрюмо-мрачного настроения, психосоматических расстройств (бессонницы, анорексии, утомляемости, вегетативных нарушений).
Синдром асоциального поведения. В пубертатном возрасте подросток, стремясь к самостоятельности, пытается освободиться от семейных уз. Его эмансипация приводит к группированию с другими, а их совместные увлечения азартными играми, культом силы, демонстрацией своей «необычности» и т.д. нередко сопровождаются нарушением социальных норм, т. е. асоциальным поведением. Часть из них проявляет склонность к противоправным поступкам — делинквентности. Отсутствие надзора за поведением подростка, семейная и педагогическая запущенность способствуют как асоциальным, так и делинквентным поступкам подростка. Асоциальное поведение — это в одних случаях воровство из дома, разрушение вещей или порча имущества членов семьи, жестокость по отношению к родственникам. В других случаях это антисоциальное или агрессивное поведение, которое отмечается у подростка, изолированного, отвергаемого или не популярного среди сверстников. Оно проявляется негативизмом, непослушанием, конфликтностью, агрессивностью, разрушением имущества, жестокостью, нарушением норм сексуальных отношений. В третьих случаях подростки группой совершают антисоциальные поступки: кражи, нанесения ущерба чужому имуществу, хулиганство, акты вандализма, нанесения телесных повреждений, сексуальные насилия и т. д.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Гипердинамический синдром. Гипердинамический (гиперкинетический) синдром проявляется двигательным возбуждением, неусидчивостью, обилием лишних движений, нецеленаправленностью, импульсивностью действий, нарушением концентрации активного внимания (Laufer M., Denhoff E., 1957). Отмечаются школьная дезадаптация, трудности в усвоении учебного материала. Возможны расстройства ночного сна (нарушение засыпания). Синдром встречаться в возрастном интервале от 1,5 до 15 лет, наиболее часто в 6-8 лет.
Дети не могут длительно находиться в неподвижности, стремятся к двигательным действиям — жестикулируют, подвижны, болтливы. Окружающие события привлекают их внимание только на короткий период времени, дети постоянно отвлекаются, затрудняются выполнять учебные задания, конфликтуют с преподавателями и сверстниками, часто импульсивно нарушают режим учебных учреждений. Гипердинамический синдром встречается при различных формах олигофрении и пограничных состояний интеллектуальной недостаточности. У детей дошкольного и младшего школьного возраста двигательная расторможенность и нарушения концентрации активного внимания, как правило, отмечаются при невротических расстройствах.
Синдром раннего детского аутизма. Синдром раннего детского аутизма встречается в двух вариантах: синдром Каннера (Kanner L., 1943) и синдром Аспергера (Asperger H., 1944), имеющих клинические сходства и некоторые различия.
Основными признаками синдрома, наблюдающимися при всех его разновидностях, являются отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к родителям, боязнь перемен в окружающей обстановке, болезненная необходимость соблюдать привычный порядок, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. В основе синдрома лежит психический дизонтогенез с преобладанием недоразвития эмоциональной сферы. Поведение детей однообразно, малопродуктивно. Эмоциональные проявления невыражены, нередко агрессивны по отношению к родным, часто дети равнодушны ко всему происходящему. С возрастом у детей отмечается склонность к формальному регистрированию предметов, явлений, особым малопродуктивным увлечениям.
У детей с синдромом Каннера наблюдается невысокий уровень интеллекта (интеллектуальная недостаточность), отставание в развитии речи. У детей с синдромом Аспергера уровень интеллекта, как правило, относительно нормальный, отмечается опережающее развитие речи.
От синдрома раннего детского аутизма следует отличать состояния социально-педагогической запущенности: у детей, находящихся в условиях нарушенных семейных отношений, не посещающих учебные заведения, может отмечаться сходная симптоматика. Однако при улучшении социальной адаптации состояние таких детей быстро компенсируется и без специализированного лечения.
Синдром уходов и бродяжничества. Синдром, сходный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или детского учреждения. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в препубертате, преимущественно у мальчиков. Наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений (Сухарева Г.Е., 1959; Иванова Ф.И., 1972). Непосредственным ситуационным фактором, приводящим к уходам, может быть услышанное сообщение о каких-либо происшествиях, вызывающих интерес. Дети и подростки могут убегать из дома вдвоем или небольшой группой, уезжать на далекое расстояние. Побегам может предшествовать специальная подготовка. Реже уходы возникают без определенных психологически понятных мотивов. Но чаще всего встречается уход из дома, обусловленный изменением настроения дисфорического типа и стремлением к освобождению от привычного режима.
У подростков уходы могут быть выражением личностной реакции эмансипации, стремлением освободиться от опеки родителей. Побеги у подростков с истероидными чертами лично-сти представляют собой демонстративное поведение, связанное со стремлением обратить на себя внимание (Личко А.Е., 1977).
Синдром страхов. Патологическими страхи у детей считаются в случаях беспричинности или несоответствия выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, при склонности их к генерализации и нарушении общего состояния и поведения ребенка (Сухарева Г.Е., 1959). Патологические страхи могут возникать при различных синдромах, часто встречаются в качестве самостоятельных психических нарушений. Выделяют следующие группы синдромов страха в детском и подростковом возрасте: навязчивые страхи, страхи со сверхценным содержанием, недифференцированные страхи, страхи бредового характера, ночные страхи.
При психических заболеваниях чаще всего встречаются навязчивые страхи (фобии). Прочие страхи малодифференцированы. Страхи со сверхценным содержанием, страхи бредового характера и ночные страхи типичны для детей и подростков. Навязчивые страхи (фобии) у детей и подростков отличаются конкретностью содержания, простотой, связью с психотравмирующей ситуацией. Чаще всего содержание фобии — страх загрязнения, транспорта, острых предметов, закрытых помещений, устных ответов, покраснения.
Страхи со сверхценным содержанием — боязнь темноты, одиночества, животных. Дети не пытаются преодолеть свои страхи, так как убеждены в обоснованности своих переживаний.
Недифференцированные страхи характеризуются ощущениями неопределенной угрозы в сочетании выраженной вегетативной симптоматикой, приступообразным течением. Отсутствует взаимосвязь страха с психотравмирующей ситуацией, непонятны психологические причины проявления тревожных переживаний.
Страхи бредового характера отличаются постоянным чувством скрытой угрозы со стороны окружающих, выраженной тревожностью, больные относятся к окружающим с опаской.
Возникновение ночных страхов возможно при транзиторных кратковременных изменениях сознания у детей во время сна. Проявляются беспокойством, плачем, отдельными криками, непроизвольным произнесением отдельных слов или простейших фраз, как правило, амнезируются ребенком.
Синдром патологического фантазирования. Характеризуется оторванностью от реальности, стойкостью, стереотипностью фабулы фантазий. Поведение детей отличается склонностью к стереотипии, малой аффективности переживаний. Характер выдуманных событий носит детализированный, чаще всего правдоподобный характер. Синдром наблюдается и у детей, и у подростков. В некоторых случаях у подростков отмечается сверхценное отношение к собственным фантазиям, вплоть до демонстративного поведения.
Гебоидный синдром. Основными психопатологическими проявлениями гебоидного синдрома служат выраженное расторможение (извращение) влечений со склонностью к асоциальному и антисоциальному поведению, повышенная аффективная возбудимость, агрессия; эгоцентризм, враждебное отношение к родным, критицизм, оппозиционность по отношению к общепринятым нормам поведения. Отмечается эксплозивность, спонтанная агрессивность, склонность к бродяжничеству. Подростки становятся грубыми, конфликтными, у них наблюдается значительно выраженная социальная дезадаптация.
Синдром дисморфофобии. Проявления дисморфофобии — болезненное преувеличение подростком физического недостатка или убежденность в наличие такового без каких-либо оснований. При дисморфофобии также отмечаются идеи отношения, депрессивные переживания. Идея физического недостатка имеет характер сверхценной, бредовой или навязчивой. Возможны переходы дисморфофобической идеи в бредовую, навязчивой дисморфофобической идеи в сверхценную и обратно, а также существование дисморфофобических переживаний в форме промежуточной между фобией и сверхценным образованием (Коркина М.В., 1959; Морозов П.В., 1977).
Синдром дисморфофобии, как и отдельные дисморфофо-бические проявления, наиболее характерен для пубертатного возраста. В случаях патологически протекающего пубертатного криза у подростков, при акцентуациях характера сверхценные и навязчивые дисморфофобические переживания приобретают выраженный и затяжной характер. Часто у подростка возникает стремление постоянно рассматривать себя в зеркале, иногда же возникает «боязнь собственных фотографий». В поведении начинает присутствовать стремление каким-либо способом скрыть мнимый физический недостаток — изменяется мимика, жестикуляция, используется «маскирующая» одежда.
Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений. Синдром встречается преимущественно в подростковом и юношеском возрасте, характеризуется аффективно окрашенными сверхценными интересами одностороннего, малопродуктивного, абстрактного характера.
Выделяются два варианта синдрома:
- преобладание сверхценной идеаторной, интеллектуальной деятельности. Подростки размышляют об общефилософских проблемах, одержимы созданием «мировой формулы бытия» и т.п. Большую часть времени подростки уделяют собственным увлечениям, в остальном они практически бездеятельны, пропускают школьные занятия;
- стремление к какой-либо деятельности, особо значимой для подростка, — особые формы физических упражнений, вычурных диет, иногда изучение и создание собственных субъективных концепций давно известных фактов и явлений.
Заикание. Нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Обычно оно развивается в возрасте 4-5 лет; у мальчиков возникает чаще, чем у девочек. Усиление заикания возможно при дополнительных психотравмирующих ситуациях, как правило, наблюдается в пубертатном возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет, что связано с физиологическими изменениями в организме и реакцией подростка на дефект речи. Резко усиливается логофобия, появляются субдепрессивные переживания, астенические нарушения.
Неврозоподобное заикание развивается постепенно, начинаясь с «запинок» на фоне задержки речевого развития. При этом состоянии, как правило, отсутствуют психотравмирующие ситуации, предшествующие появлению развитию заикания.
Тики. Разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения (мигание, гримасничанье, облизывание губ, подергивания головой, плечами, конечностями, различные движения туловищем), покашливания, произнесение отдельных стереотипных звуков. Такого рода нарушения возникают в результате защитного действия. Тики могут приобретать навязчивый характер, что позволяет отнести их к проявлениям невротических состояний.
Неврозоподобные тики резидуально-органического генеза отличаются стереотипностью, монотонностью.
Органические гиперкинезы отличаются от невротических насильственностью, невозможностью остановить их волевым усилием, размашистыми движениями, которые захватывают целые группы мышц и не являются локализованными, а кроме того, лишены психологического защитного характера.
Расстройства сна. Расстройства сна сравнительно часто встречаются у детей и подростков. Физиологически необходимая потребность во сне с возрастом меняется. Наблюдаются нарушение засыпания, расстройства глубины сна, ночные страхи, снохождение и сноговорение. Нарушение засыпания — часто встречающееся расстройство при различных невротических состояниях у детей. Выражается в замедленном переходе от бодрствования ко сну; засыпание может длиться до 1-2 ч. Часто замедленное засыпание сочетается с различными страхами и тревожными опасениями.
Энурез. Упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. Патологическим это состояние считается при недержании мочи у детей с 4 лет. Неврозоподобный энурез в отличие от невротического возникает в связи с перенесенными церебрально-органическими или соматическими заболеваниями. При энурезе органического генеза отсутствует четкая зависимость от психологической ситуации и присутствует зависимость от соматических заболеваний.
Энкопрез. Нарушение контроля дефекации при имевшихся ранее навыках самообслуживания. Как правило, родители ребенка жалуются на периодическое «пачканье белья». Как правило, ребенок не испытывает позывов к дефекации, которая происходит самопроизвольно. В большинстве случаев дети болезненно переживают свой недостаток, скрывают его.
Патологические привычные действия. Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилло-мания) и раскачивание головой и туловищем (яктация).
В основе патологических привычных действий лежит фиксация на каких-либо действиях, свойственных детям более раннего возраста, приобретающих неконтролируемый, необоримый характер.
Источник:
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014.
Источник