Подготовка к школе ребенка с синдромом дауна

Подготовка к школе ребенка с синдромом дауна thumbnail

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна

Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»

В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.

Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!

На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее

эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в

которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.

В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными

факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас

появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более

близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.

Современное состояние и перспективы развития образовательного

учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и

методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.

Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.

Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых

учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,

недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.

Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.

Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.

С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.

А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».

Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.

У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.

Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.

Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.

Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».

Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.

Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.

Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.

К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.

Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.

При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.

Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!

Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.

Источник

Как правильно подготовить ребенка к школе, научить считать, читать и писать, ведь в школе непросто учиться даже обычному ребенку, а тем более ребенку с особенностями развития? Подобные вопросы обычно задают педагогам и психологам Даунсайд Ап родители детей шести-семилетнего возраста. И чем меньше времени остается до начала школьной поры, тем чаще они выходят на первый план в череде родительских тревог.

Пытаясь найти ответы на эти и многие другие «школьные» вопросы, Даунсайд Ап в 2009 году в рамках российско-британского гранта организовал первый в России экспериментальный проект по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. До этого подготовкой наших ребят к школе в России практически никто не занимался (за исключением, может быть, некоторых групп, где обучали детей с разными отклонениями в развитии). 

Эксперимент построен таким образом, что в течение первых двух лет проводится практическая работа по подготовке к школе групп детей с синдромом Дауна, во время которой специалистами-педагогами нарабатывается и апробируется методический и практический материал по данной теме. А в течение третьего года наработанный опыт суммируется и, в конечном счете, выливается в методические рекомендации для воспитателей, педагогов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна в России.

Подготовка к школе ребенка с синдромом дауна

Приступая к реализации проекта, мы (команда педагогов и психологов Даунсайд Ап) ставили перед собой несколько практических целей. Первая – социальная: познакомить детей со спецификой школьной жизни, снять страх перед незнакомыми видами деятельности, которые предлагает школа, перед новыми правилами, которые она диктует. На наших занятиях мы учим ребят готовиться к уроку, поднимать руку и отвечать у доски, слушать учителя, выполнять задания. Учим общаться в организованном и жестко структурированном детском коллективе и самостоятельно, без помощи родителей, устанавливать отношения с педагогами и одноклассниками. Вторая наша цель – обучающая. На уроках ребята знакомятся с основами чтения и письма, элементарными математическими представлениями, развивают внимание, память, мышление. 

В этом году в группе по подготовке к школе в Даунсайд Ап занимаются 9 детей с синдромом Дауна шести-семи лет. Те ребята, которые начали посещать занятия в 2009 году, уже выпущены в коррекционные и инклюзивные школы Москвы, а остальные составили костяк нынешней группы.

Занятия начинаются обычно в 10.30 утра и продолжаются примерно до 14 часов дня. То есть всего за 3,5 часа мы успеваем позаниматься математикой, чтением, письмом, творческой деятельностью. Кроме того, в структуру занятия включены подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения и такая уникальная форма занятия, как круг.

Итак, звенит звонок, наши ученики с портфелями заходят в класс, достают тетрадки и пеналы и садятся в круг. Здесь имеется возможность в свободной форме пообщаться между собой и с педагогами, настроиться на предстоящий урок. Ребята узнают друг друга по фото, с удовольствием читают свои имена на плакате и подбирают к ним фотографии, беседуют о погоде, любимых игрушках и развлечениях. После чего все встают, берутся за руки и играют в простые, всем знакомые народные игры: «Колечко, колечко», «Золотые ворота», «Пошла коза по лесу».

После круга обычно идут два урока: обучение чтению и письму, математика. По продолжительности они не превышают 30 минут и чередуются каждую неделю. На уроке чтения знакомимся с буквами, читаем слоги и слова. За прошедшие почти два года ребята изучили все буквы, многие читают слова по слогам и могут написать свое имя, но пока еще есть сложности в правильном построении фразы, им также трудно беседовать на свободные темы.

Между первым и вторым уроком есть, как и в школе, переменка, на которой мы играем в «классики», ходим по дорожкам с препятствиями, водим хороводы, играем в мяч.

На уроке математики изучаем цифры, учимся считать, знакомимся с понятиями «право», «лево», «верх», «низ», представлениями о длине, ширине, высоте. К примеру, мы можем попросить ребят нарисовать солнце в правом верхнем углу листа, а цветок – в левом нижнем, посчитать, сколько маленьких матрешек спряталось в одной большой. Кроме традиционных методик, используются и новые зарубежные наработки. Так, хорошо зарекомендовало себя недавно опробованное нами английское пособие «Нумикон», позволяющее получить наглядные представления о числе и количестве, цвете, форме, размере.

После основных двух уроков дети обязательно занимаются творчеством, много рисуют красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, делают необычные аппликации. Всем очень нравится сам процесс творчества, но важна и оценка родителей. Многие работы, которые мы делали на занятиях, ребята уносят домой, а некоторые из них украшают стены нашего центра.

Ближе к концу учебного дня появляется возможность перекусить. За обедом совершенствуются навыки самостоятельной еды, а мы помогаем не забывать о необходимости есть правильно, убирать за собой посуду. Ребята учатся пользоваться ножом, режут овощи и фрукты для салатов, которые затем сами же и съедают. Они наблюдают за приготовлением супа, называют все овощи, которые кладут в кастрюлю, а затем, помешивая ложкой, повторяют пройденное.

После обеда – последняя часть занятия, логоритмика, где мы поем песни с жестами, знакомимся с музыкальными инструментами, учимся различать их звучание на слух.

Затем родители получают домашнее задание, узнают, чем занимались ребята на уроке, получают советы педагогов, как лучше дома закрепить пройденное. За прошедшие полтора года стала очевидна большая включенность родителей в работу этой группы. Они интересуются успехами своих детей, участвуют в психологической группе, посещают музеи в рамках нашего проекта вместе со своими детьми.

Подготовка к школе ребенка с синдромом дауна

Завершается трудовой день своеобразным ритуалом, когда ребята с родителями и педагогами садятся в круг и все вместе задувают свечу, что демонстрирует окончание занятий. 

Как видим, учебный день наш достаточно насыщен, ребята трудятся и, понятно, устают, поэтому так важна продуманная структура занятия, чтобы частая смена видов деятельности позволяла ученикам оставаться в тонусе на протяжении всего учебного времени. Мы стараемся заинтересовать ребят, повысить их мотивацию к учебе и, пока их интерес не ослаб, сделать на уроке как можно больше. Но, как и в любой работе, есть и свои сложности. Так, некоторые наши ученики склонны к упрямству, их бывает не так-то просто привлечь к конструктивной работе на уроке. Есть ребята со сложностями в понимании устной речи. А иногда самому педагогу трудно понять, не хочет ребенок отвечать или просто не понимает обращенного к нему вопроса. Из-за слабого здоровья и быстрой утомляемости многие наши ученики не сидят, а лежат за партами во время урока, а в момент «перегрева» могут просто встать с места, чтобы побегать или поиграть.

Вот в рамках нашей небольшой экспериментальной группы мы и ищем удачные педагогические приемы, нарабатываем опыт, порой ошибаемся – и учимся на своих же ошибках. Не ставится цель подготовить к школе всех детей с синдромом Дауна в России. Мы лишь хотим описать наш опыт работы и, если получится, донести его до тех специалистов, которые будут работать с нашими детьми в детских садах или школах. Хочется помочь родителям не бояться школы и продуктивно готовиться к ней, а педагогам – понять, с чего же начинать работу с особенным ребенком, как его обучать, плавно и безболезненно подвести к непростой школьной жизни. Тем более что первые результаты нашего эксперимента говорят о том, что многие школьные трудности ребят с синдромом Дауна, – такие как страх, незнание школьных правил, неумение или нежелание общаться, – можно вполне успешно преодолеть еще перед школой.

Источник

Индивидуальные и групповые занятия дефектолога

В детском саду № 1465/288 дети с синдром Дауна интегрируются в группы нормативно развивающихся сверстников уже в течение 14 лет. Инклюзивная группа может включать одного-трех детей с генетическими нарушениями. Индивидуальная программа для детей с синдромом Дауна в детском саду предполагает занятия со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом, специалистом по ЛФК и массажу и, если есть возможность, кинезиотерапевтом, арттерапевтом или музыкальным терапевтом, а также участие во всех общих занятиях, играх и режимных моментах инклюзивной группы.

Индивидуальная программа для ребенка с синдромом Дауна в детском саду

Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях дефектолога и логопеда. Занятия строятся с учетом особенностей названной категории детей, включают упражнения по методике замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции[1]. Эмоционально насыщенные совместные игры с педагогом в начале занятия повышают мотивацию ребенка, подготавливают его к восприятию учебного материала. Наш опыт показывает, что такие упражнения и игры, предшествуя собственно обучающей части занятия, позволяют активизировать энергетический потенциал ребенка, стабилизировать мышечный тонус, повысить возможность ощущения своего тела, развить пространственную ориентацию, координацию движений, чувство ритма, усилить концентрацию внимания, увеличить работоспособность.  Подготовительный этап проводится, как правило, на ковре и может занимать третью часть или даже половину всего времени индивидуального занятия, в результате чего последующий обучающий этап – занятие за столом – оказывается более эффективным. Обучающий материал мы стараемся давать в виде развивающих игр, предполагающих предметную деятельность, и, максимально включая в действие все анализаторы, делаем опору на зрительное восприятие, наиболее развитое у данной категории детей. При обучении счету, например, хорошо зарекомендовали себя игры-«ходилки» с кубиком, на котором рельефно выделяются точки или цифры (в этих играх ребенок перемещает достаточно большую, ощутимую в руке игрушку-фишку на выпавшее на кубике число крупных клеток), тактильные парные карточки (цифры и соответствующее количество точек из бархатной или наждачной бумаги), счетные лесенки из лего-education. Особенно хочется отметить недавно вошедшее в нашу практику английское пособие «Нумикон», которое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, – оно может быть использовано в самых разнообразных играх.

Мы имеем возможность привлечь к работе с детьми в детском саду нормативно развивающихся друзей из его группы, которым увлекательная игра поможет закрепить и автоматизировать полученные навыки. Практика показывает, что дети легче копируют детей, чем взрослых, поэтому включение обычно развивающихся сверстников в занятия с детьми с синдромом Дауна, у которых, как известно, хорошо развита способность к подражанию, может повысить эффективность усвоения знаний последними, а также подготовит их к участию в занятиях инклюзивной группы.

Занятия по математике являются для детей с интеллектуальной недостаточностью, пожалуй, самыми трудными, однако многие дети с синдромом Дауна могут успешно включаться и в них. Эти занятия проводятся чаще всего по подгруппам в виде математических игр за круглым столом. Ребенок с синдромом Дауна, имеющий навыки счета в пределах пяти, может принимать участие в этих играх, получая, в случае необходимости, предметную опору, облегченные задания, а также поддержку педагога и друзей. Например, в игре-«ходилке» он может использовать кубик с точками вместо цифр, а при игре с двумя кубиками вместо операции сложения чисел присчитывать точки или делать два последовательных хода, кидая по одному кубику.

В дошкольном учреждении в  подготовительной группе вводится новый тип занятий – занятия в классе. Их цель – подготовить детей к школе: научить слышать учителя дистанционно, выполнять его инструкции, работать самостоятельно за партой и у доски, работать в команде, вести себя как положено в школе. Эта цель важна и для ребенка с синдромом Дауна. Нам кажется целесообразным включать его во фронтальные занятия инклюзивной группы по формированию элементарных математических представлений, проходящие в классе, только после того, как на индивидуальных занятиях у него будет автоматизирован счет в пределах пяти. При этом общие обучающие цели группового занятия могут находиться вне зоны ближайшего развития ребенка с синдромом Дауна. Наш опыт показывает, что, постоянно давая ребенку отдельное задание во время общей работы с другими детьми, мы рискуем научить его игнорировать учителя и происходящий в классе урок, в котором он, по сути, в этом случае почти не участвует. Поэтому мы стараемся включать его в общую работу в доступной ему форме. Например, в заданиях по конструированию можно дать ему схему, позволяющую действовать методом наложения, в графических заданиях – предложить увеличенный масштаб или трафарет. При построении числового ряда можно попросить его поставить первые числа, в устном счете – предложить воспользоваться счетным материалом или блоками Нумикона. При изучении состава числа можно предложить уравновешивать на чашечных весах блоки Нумикона, один из которых соответствует заданному числу, а два других подобраны его друзьями и соответствуют, по их мнению, числам, его составляющим. При этом ребенок, еще не умеющий разбить число на части, может назвать части, подобранные другими детьми, и сделать вывод, уравновешиваются ли они заданным числом. Часть заданий могут быть даны в виде общей игры, соревнования команд, эстафеты или работы в парах. В этом случае ребенок с синдромом Дауна может внести свой вклад в работу команды и получить помощь товарищей, а остальные дети понимают, что результат зависит от работы всех, и стремятся помочь тому, кто в этом нуждается. Иногда целесообразно участие ребенка только в части фронтального занятия, особенно если ему предстоят в ближайшее время индивидуальные занятия со специалистами. Тогда в первой половине занятия предлагаются игры и задания, наиболее подходящие для активного участия такого ребенка, а после физкультминутки все благодарят его за участие, отмечают успехи и прощаются с ним – он уходит с помощником, а остальные дети пишут, например, графический диктант, который этому ребенку пока недоступен. Важно, чтобы каждый ребенок мог постоянно ощущать свою значимость для педагога и других детей, чувствовать себя членом команды, делающей общее дело, быть успешным, получать положительный эмоциональный заряд.

Дети с синдромом Дауна, участвуя во фронтальных занятиях инклюзивной группы, как правило, нуждаются в поддержке со стороны педагога, а для усвоения навыков, необходимых будущему школьнику, им требуется больше времени, чем нормативно развивающимся детям. Поэтому нам кажется целесообразным наряду с занятиями в инклюзивной группе проводить специальные групповые занятия по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. С прошлого года мы проводим такие занятия в рамках совместной программы с Даунсайд Ап. Программа подготовки рассчитана на два года, занятия проводятся два раза в неделю и включают занятия в классе (развитие речи и формирование элементарных математических представлений), развивающие игры, а также музыкальное, физкультурное занятия и ручную деятельность. На этих занятиях образовательные задачи соответствуют уровню актуального или ближайшего развития всех участвующих в них детей, а методики обучения учитывают их особенности. В таком классе ребенок с синдромом Дауна может работать самостоятельно в ситуации, приближенной к школьной, чувствовать себя компетентным, слушать инструкцию учителя и выполнять его задания, не нуждаясь в помощи, может быть лучшим, если будет стараться.

Опыт показывает, что сочетание занятий в инклюзивной группе с индивидуальными занятиями со специалистами, в которые могут включаться нормативно развивающиеся друзья, а также со специальными занятиями по подготовке к школе в среде инклюзивного детского сада оказывается наиболее эффективным для гармоничного развития ребенка с синдромом Дауна и подготовки его к школе.

Работа логопеда в инклюзивной группе

На первый взгляд, логопед в инклюзивной группе ведет обычную работу: проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, консультирует родителей и воспитателей, ведет индивидуальные тетради детей и т. д. Но следует учитывать тот факт, что наряду с нормально развивающимися детьми в группе находятся дети с определенными особенностями развития, такими как синдром Дауна, ранний детский аутизм, ДЦП и другие нарушения. Нашей задачей является включение этих детей во все этапы жизни группы, как в режимные моменты, так и в занятия с воспитателями и специалистами. Для этого мы должны строить занятия таким образом, чтобы они были эффективны для детей, отстающих в интеллектуальном, двигательном, эмоциональном развитии. Если подробнее остановиться на воспитанниках с синдромом Дауна, можно сказать, что самое важное – это формирование мотивации и удержание интереса к занятию. Этот ребенок не будет «отсиживать» скучное занятие, руководствуясь мотивацией «надо» или боясь неодобрения взрослого, как это делает нормально развивающийся ребенок. Это значит, что мы должны любыми средствами вызвать интерес и желание включиться, быть активным участником занятия. Например, мы используем персонажей кукольного театра. Вместо логопеда с детьми разговаривает яркий и веселый  Петрушка или медвежонок с задорным, звонким голосом. Это включает первичный интерес. В начале занятия мы разыгрываем небольшой кукольный спектакль, соответствующий определенной лексической теме. Этот спектакль интерактивен, мы задаем некий конфликт. Дети начинают спорить с персонажами, друг с другом, они становятся активными участниками процесса. Именно в эти минуты дети с синдромом Дауна обычно наиболее включены и заинтересованы. Самое главное – не растерять этот интерес. Мы начинаем разговаривать с ними, давать определенные задания на грамматику, лексику, фонетику. Идет обычное на первый взгляд занятие с той лишь разницей, что, формулируя вопрос, мы учитываем особенности некоторых детей. И если, показав картинку с синицей, у нормально развивающегося ребенка мы спросим: «Кто это?», то у особого – «Это синица?» И даже утвердительный кивок головой для нас и для него будет успехом. Так же незаметно и плавно мы можем привлекать детей к взаимопомощи, совместной деятельности («Поможем Пете»). Главное, ни на минуту не упускать особого ребенка из внимания, находить все новые приемы для удержания его здесь, вместе со всеми. Не стоит рассчитывать, что ребенок с синдромом Дауна будет продуктивен в течение всего занятия. Обычно в сентябре новички удерживают внимание от 3 до 5 минут, а к апрелю – маю некоторые сохраняют активность 15–20 минут, стремятся быть ведущими (главной куклой), рассаживают детей по стульчикам и т. д. Это свидетельствует о правильно выбранном подходе специалиста.

Также мы проводим занятия в мини-подгруппах. Для этого дети со схожими нарушениями объединяются в группы по 2–3 человека. Эти занятия состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, фонематические процессы, мелкую моторику. Организуем совместное творчество детей. Также мы понимаем, насколько важны для таких детей ритм, четкость и структурная организация движений, поэтому значительное внимание уделяем логоритмическим упражнениям.

Несколько раз в неделю (в зависимости от возраста) мы проводим индивидуальные занятия. Одни из них проходят классически (ребенок один на один с логопедом), а другие – во взаимодействии с нормально развивающимися детьми. Мы знаем, что особенностью людей с синдромом Дауна является гипотонус мышц, поэтому важную роль на индивидуальных занятиях отводим стимулирующему массажу (ручному, вакуумному, роликовому и т. д.). Затрагиваем в основном области лица, шеи и рук. С неговорящими детьми уделяем больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. С говорящими работаем также над импрессивной речью, четкостью, слоговой структурой слова, обогащением словаря. В старшей группе начинаем работу над письменной речью.

Подготовка к школе ребенка с синдромом дауна

Особенно, на наш взгляд, интересна и эффективна работа в инклюзивных мини-группах. Для этого мы объединяем ребенка с особенностями развития и 2–3 нормально развивающихся детей. Далее даем те же задания, которые запланированы на индивидуальное занятие, но все выполняется совместно. Зная, что одной из сильнейших сторон детей с синдромом Дауна является способность к подражанию, мы не можем не использовать это для повышения эффективности коррекционной работы. А сколько положительных эмоций доставляет детям взаимный массаж резиновыми «ежиками» или совместное выдувание мыльных пузырей, игра на губной гармошке и нанизывание разноцветных бусинок на леску! Мы уже говорили, что эмоциональный фон – едва ли не определяющий фактор в успешности нашей работы.

В результате у нормально развивающихся детей мы развиваем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. А особому ребенку позволяем почувствовать себя активным участником жизни. В этом, по нашему мнению, и заключается основная идея инклюзивного образования.

[1] Методика замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

Источник