Подготовка к школе детей с синдромом дауна методическое пособие
- СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
- Общая информация о центре
- Руководство
- Режим работы
- Контакты и реквизиты
- Материально-техническое обеспечение
- Кадровый состав
- Антикоррупционная политика
- Пункт проката технических средств реабилитации
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Планы работы учреждения
- Результаты работы
- Дополнительное образование
- План тематических дистанционных консультаций на апрель 2020 год
- ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Лицензия, сертификаты
- Устав
- Карточка государственного учреждения
- План ФХД
- Федеральный закон № 442-ФЗ
- Государственное задание
- Паспорт объекта социальной отрасли
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
- Коллективный договор
- Государственный контроль
- Правила внутреннего распорядка для клиентов КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»
- Численность получателей социальных услуг
- ПРИКАЗ Об отдельных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции
- ПРИКАЗ Об индексации возмещения расходов на питание родителей и или законных представителей
- ОТДЕЛЕНИЯ
- Стационарное отделение
- Отделение медико-социальной реабелитации
- Отделение тяжелых умственных и физических растройств
- Отделение полустационарного социального обслуживания
- ПАРТНЁРЫ
- ВАКАНСИИ
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
- АНКЕТИРОВАНИЕ
- Анкета по качеству оказания услуг в учреждении
- Независимая система оценки качества работы
Стационарная форма
социального обслуживания
Полустационарная форма
социального обслуживания
Индивидуальные
консультации
Пункт проката технических
средств реабилитации
Информация КОРОНАВИРУС, ГРИПП, ОРВИ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Посмотреть в отдельном окне.
Все услуги предоставляются бесплатно.
ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ!
Источник
Педагог — психолог:
Минаева Светлана Сергеевна
Статья. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»
Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования. В данной статье мы не ставим перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в независимости от того в каком типе учреждения обучается ребенок. Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.
В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.
В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.
Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна
На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.
Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):
— ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;
— средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;
— у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;
— имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);
— развитие детей с СД характеризует неравномерность;
— дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.
Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:
1. Речевое развитие:
— понимание речи намного опережает развитие активной речи;
— отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);
— сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
— отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
2. Моторное развитие.
Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:
— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;
— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;
— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;
— структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;
— гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;
— гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.
— встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья, а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.
3. Развитие познавательной деятельности:
— восприятие: темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.
— внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения, неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;
— память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.
— мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).
4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:
— эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;
— личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;
— поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна
Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.
Факторы, затрудняющие обучение:
— отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);
— возможные проблемы со слухом и зрением;
— проблемы с развитием речи;
— слабая кратковременная слуховая память;
— короткий период концентрации активного внимания;
— трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;
— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.
Факторы, способствующие обучению:
— сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.
Практические рекомендации по организации обучения:
Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.
Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.
Как организовать восприятие и обобщение информации? — на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях. Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? — снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.
Как организовать работу по восприятию слуховой информации? — активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).
Как помочь детям концентрировать внимание? — по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.
Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации — организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.
Принципы подбора дидактического материала: — материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.
Удачи Вам и творческих успехов!
Литература
1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».
2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом
Дауна» — 1989.
3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» — №1 2008.
4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.
5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего
возраста с синдромом Дауна» — 2008.
Источник
Дети с синдромом Дауна: Подготовка к школе, младшая школа (книги) |
Подготовка к школе
OZON.ru — Книги | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-691-01598-4 |
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Лабиринт)
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. (ожидается в Интернет-магазине «Лабиринт»)
Рисующий гномик. Формирование графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР |
Книга «Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие» Е. А. Кинаш — в интернет-магазине Ozon.ru |
И. Карслиева. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте
Она же на Озоне
OZON.ru — Книги | Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью | Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0037-0 |
Книга «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития» Р. Д. Тригер — в интернет-магазине Ozon.ru |
Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития (Лабиринт)
Книга «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога» Е. А. Стребелева — в интернет-магазине Ozon.ru |
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) (Лабиринт)
Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи
Книга «Обучение общению умственно отсталого ребенка» Л. М. Шипицына — в интернет-магазине Ozon.ru |
Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками
Ozon
Серия книг «Я говорю»: пиктограммы для детей с тяжелым недоразвитием речи
«Я — говорю!» Обучение речи на основе пиктограмм. Интернет-магазин Лабиринт.
Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению | Татьяна Ананьева |
В Лабиринте.
СЕРИЯ КРО (для детей 5-6 лет) — Коррекционно-развивающее обучение
OZON.ru — Книги | Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-494-5 |
OZON.ru — Книги | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-483-9 |
OZON.ru — Книги | Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Библиотека воспитателя | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-386-3 |
OZON.ru — Книги | Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-432-7 |
Младший школьный возраст
color>
Pазвитие речи, обучение грамоте
OZON.ru — Книги | Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания | Н. Н. Павлушкова, Р. И. Харитонова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-296-00599-6 |
Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС
Ozon
OZON.ru — Книги | Книжки-малышки. Приложение к пособию «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР» | Н. Н. Павлушкова, Р. И. Харитонова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-296-00600-3 |
Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.
Книги А.Зикеева по русскому языку и развитию речи для коррекционных школ — Интернет-магазин Лабиринт.
Нравственное воспитание
OZON.ru — Книги | Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР | Э. И. Кякинен | Специальная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0089-9 |
На главную
На главную для ресурсов на нашем сайте
Обзор методической литературы по занятиям с детьми с СД
Напишите мне
Источник