Подготовка к школе детей с синдромом дауна

Подготовка к школе детей с синдромом дауна thumbnail

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна

Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»

В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.

Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!

На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее

эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в

которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.

В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными

факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас

появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более

близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.

Современное состояние и перспективы развития образовательного

учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и

методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.

Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.

Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых

учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,

недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.

Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.

Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.

С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.

А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».

Читайте также:  Почему больные синдромом дауна похожи

Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.

У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.

Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.

Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.

Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».

Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.

Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.

Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.

К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.

Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.

При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.

Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!

Читайте также:  Орви с абдоминальным синдромом у детей что можно есть

Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.

Источник

С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.

Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовно­сти к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребен­ка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (имен­но способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.

Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оце­нить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школь­ного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.

Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Па­раметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готов­ности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.

Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количе­ственной и качественной обработки.

Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готов­ности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.

На основе результатов диагностики составляется индивидуальная про­грамма воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Твер­ской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления со­вместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].

Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна

ФИО ребенка _________________________________________

Дата рождения _______________________________________

Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года

Оценка в баллах

ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК

Начало учебного

года

Конец учебного

года

1

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.1

Представления о себе, социальном окружении

1.1.1

Знание собственного имени и фамилии

1.1.2

Знание возраста, половой принадлежности

1.1.3

Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе)

1.1.4

Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры)

1.1.5

Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро)

                                        Итого по 1-му комплексу

1.2

Коммуникативные навыки

1.2.1

Умение самостоятельно вступать в контакт (вербаль­но или невербально)

1.2.2

Умение поддержать контакт (вербально или невер­бально)

1.2.3

Умение конструктивно разрешать конфликтную ситу­ацию (уступить, договориться…)

1.2.4

Умение соблюдать очередность

1.2.5

Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании)

                                          Итого по 2-му комплексу

1.3

Социальное поведение

1.3.1

Знание различия людей по полу и возрасту

1.3.2

Адекватность поведения со сверстниками

1.3.3

Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.)

1.3.4

Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.)

1.3.5

Сформированность представлений о правилах пове­дения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе)

                                               Итого по 3-му комплексу

Итого по 1-му блоку

2

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1

Мотивация

2.1.1

Отношение к школе

2.1.2

Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими

2.1.3

Реагирование на оценку

2.1.4

Принятие социальной роли ученика

2.1.5

Отношение к педагогу

                                          Итого по 1-му комплексу

2.2

Начальные логические операции

2.2.1

Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения»)

2.2.2

Умение производить сравнение (для сравнения пред­лагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком)

2.2.3

Умение выделять в предметах признаки

2.2.4

Умение следовать плану (изготовить по плану поделку)

2.2.5

Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности)

                                          Итого по 2-му комплексу

2.3

Организация деятельности

2.3.1

Работоспособность

2.3.2

Включение в деятельность

2.3.3

Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблю­дает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди)

2.3.4

Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действу­ет в соответствии с этим)

2.3.5

Самостоятельность

                                          Итого по 3-му комплексу

Итого по 2-му блоку

Читайте также:  Как снять похмельный синдром после долгого запоя

3

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

3.1

Умение самостоятельно пить и есть

3.2

Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться по­лотенцем

3.3

Умение самостоятельно пользоваться туалетом

3.4

Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться

3.5

Умение убирать за собой игрушки, личные вещи

Итого по 3-му блоку

4

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

4.1

Крупная моторика

4.1.1

Наличие скоординированной ходьбы и бега

4.1.2

Умение прыгать на двух ногах

4.1.3

Умение ловить мяч двумя руками

4.1.4

Умение играть в подвижные игры

4.1.5

Наличие двуручной деятельности (одной рукой дер­жать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закры­вать ножницы)

              Итого по 1-му комплексу

Мелкая моторика

Ведущая рука

Правая/

Правая/

левая

левая

4.2.1

Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисо­ванный на бумаге квадрат)

4.2.2

Умение работать с глиной/пластилином (отрывать ку­сочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей)

4.2.3

Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника)

4.2.4

Движения отдельных пальцев

4.2.5

Наличие тонких дифференцированных движений пальцев

                                        Итого по 2-му комплексу

4.3

Графомоторные навыки

4.3.1

Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры

4.3.2

Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)

4.3.3

Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)

4.3.4

Умение обводить по внутреннему краю шаблона про­стую фигуру (треугольник)

4.3.5

Умение рисовать простые предметы (дом, машинку)

Итого по 3-му комплексу

Итого по 4-му блоку

5

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

5.1

Понимание речи

5.1.1

Умение понимать обращенную речь

5.1.2

Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения

5.1.3

Умение понимать и выполнять инструкцию

5.1.4

Понимание грамматических категорий

5.1.5

Понимание предлогов

                                         Итого по 1-му комплексу

5.2

Собственная речь

5.2.1

Словарный запас

5.2.2

Умение строить фразу

5.2.3

Умение грамматически оформлять фразу

5.2.4

Навыки звукопроизношения

5.2.5

Умение пересказать простой короткий рассказ

                                        Итого по 2-му комплексу

Итого по 5-му блоку

6

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

6.1

Пространственные представления

6.1.1

Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади)

6.1.2

Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны)

6.1.3

Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа)

6.1.4

Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)

6.1.5

Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)

                                       Итого по 1-му комплексу

6.2

Временные представления

6.2.1

Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже

6.2.2

Знание частей суток, их последовательности

6.2.3

Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра»

6.2.4

Знание времен года, их последовательности

6.2.5

Знание дней недели, их последовательности

                                              Итого по 2-му комплексу

Итого по 6-му блоку

7

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

7.1

Сенсорное развитие

7.1.1

Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый)

7.1.2

Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест)

7.1.3

Знание эталонов величины

7.1.4

Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик)

7.1.5

Умение выстраивать сериационные ряды: от большо­го к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов)

                                          Итого по 1-му комплексу

7.2

Количество и нумерация

7.2.1

Знание понятий «много», «мало», «ни одного»

7.2.2

Умение пользоваться количественным счетом

7.2.3

Знание цифр в пределах пяти

7.2.4

Умение соотносить количество предметов с соответ­ствующей цифрой (в пределах пяти)

7.2.5

Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти

                                      Итого по 2-му комплексу

7.3

Арифметические действия

7.3.1

Умение сравнивать две группы предметов по коли­честву

7.3.2

Умение устанавливать равенство двух групп пред­метов

7.3.3

Умение делить группу предметов на равные части

Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе)

7.3.4

Умение совершать операцию вычитания (на нагляд­ной основе)

Итого по 3-му комплексу

Итого по 7-му блоку

8

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

8.1

Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без пред­лога)

8.2

Знание букв (без опоры на графический образ)

8.3

Знание графического образа букв

8.4

Умение читать простые слова (написание не расхо­дится с произношением)

8.5

Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с на­писанием)

Итого по 8-му блоку

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

[1]Пример такой программы, составленной совместно специалистами ЦППРиК «Тверской» и детского сада, который посещал данный ребенок, см. в Приложении 10.

Источник