Подготовка детей к школе с синдромом дауна
Подготовка к школе детей с синдромом Дауна
Паргачевская О.М., Общественная организация инвалидов «Даун Центр»
В нашем обществе живут «солнечные дети» – так принято называть детей с синдромом Дауна. Каждый семисотый ребенок на планете рождается с синдромом Дауна. В России ежегодно 2500 детей получают такой диагноз. Вопреки стереотипам, появление в семье особого ребенка не зависит от образа жизни родителей, их положения в обществе, возраста, страны или материка. Всему виной лишняя, 47-я хромосома в ДНК малыша. Таким детям, как правило, не нужны особые лекарства или специальное питание, синдром нельзя вылечить.Это такое заболевание, при котором характерна умственная отсталость и другие тяжелые заболевания, сопровождающие ребенка всю жизнь. Зато им всем постоянно необходимы развивающие занятия, начиная с самого раннего детства, а их родителям – квалифицированная поддержка и помощь. Детям с синдромом Дауна многое дается труднее, чем сверстникам, но при помощи специалистов большинство детей может научиться говорить, рисовать, писать, читать, пойти в детский сад и в школу, дружить, заниматься музыкой или спортом.
Они вполне могут быть счастливыми детьми, но только с помощью любящих родителей, опытных специалистов и просто добрых людей вокруг. А счастливые дети лучше учатся, более восприимчивы к познавательному процессу, быстрее приспосабливаются к новым условиям социализации!
На современном этапе одной из важнейших задач образования в России является полноценное развитие ребёнка и осуществление наиболее
эффективных путей её достижения. Защита прав ребёнка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в
которой тесно переплетаются интересы различных социальных институтов, различных специалистов, всего общества в целом.
В настоящее время дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Эти изменения обусловлены, несколькими важными
факторами: во-первых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. Во-вторых, у детей с СД сейчас
появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более
близкий к общепринятому. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, меняется к лучшему отношение общества к подобным людям.
Современное состояние и перспективы развития образовательного
учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и
методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников). Работа с такими детьми — дело, требующее специальных знаний и больших душевных, а также физических затрат.
Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.
Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых
учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний,
недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.
Поступление в школу – серьезное испытание для любого ребенка, тем более для ребенка с синдромом Дауна, и группа подготовки к школе, на мой взгляд, является обязательной ступенью, которая облегчает процесс адаптации к школьным требованиям и способствует более плавному и комфортному для ребенка вхождению в образовательный процесс. В подавляющем большинстве случаев дети с синдромом Дауна в семь лет не готовы поступать в школу, если не занимались в подготовительной группе, так как их особенности не позволят им быстро вписаться в школьный коллектив, поддерживать высокий темп обучения, принимать и выполнять все правила и нормы школьного процесса. Я считаю, что группа подготовки к школе служит для детей с синдромом Дауна прекрасным способом профилактики дезадаптации, которая может возникнуть при поступлении в школу, а так же способом коррекции имеющихся особенностей развития.
Основной целью подготовки ребенка с синдромом Дауна к школе является формирование у него принятия роли ученика, развитие навыков группового взаимодействия в жестко заданной структуре, формирование умения подчиняться правилам группы и учебного процесса. На этапе подготовки к школе интеллектуальное развитие ребенка должно не выходить на первый план, а просто учитываться и стимулироваться.
С 24 января2015 года в нашем «Даун-центре» открыли первый класс подготовки к школе, который находится на Чехова д.11-13. Занятия проходили два раза в неделю. Обучались шестеро детей.
А в этом учебном году занятия начались с октября. Занятия проходят один раз в неделю, по субботам. Три группы по возрасту:
1 группа — от 5до 6 лет. Занятия по 15 -20 мин. Дети учатся работать в классе, сидеть за партой, выполнять задания.
2 группа – от 7 до 8 лет. Занятия по 30 мин. Подготовка к школе.
3 группа – от 8 до 9 лет Занятия по 30- 45 мин. Поддержка для детей, которые пошли в первый класс.
Карту оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна я брала с методического пособия с «Даунсайд Ап».
Работа, которая ведется в Центре ранней помощи в Москве, уже апробирована и занимаются этой работой несколько специалистов, т.е. целая команда, и еще совместно с детским садом. У них есть наглядные пособия, оборудование к урокам, т.е. всё для успешной работы. А у нас, к сожалению пока, все на начальной стадии.
У наших родителей пока такой организованности нет, т.е. ходят по желанию, по возможности.
Первый месяц ребята адаптировались, знакомились со школьными правилами, учились как себя вести на уроке, работать коллективно.
А еще мы берем на наши занятия обычных детишек, которые помогают быстрее адаптироваться нашим солнышкам, это братья, сёстры солнечных ребят.
В нашей школе работают два преподавателя, один ведет урок, другой в роли тьютора. Потом меняемся.
1 урок. Обучение грамоте, письмо, окружающий мир.
Перемена.
2 урок. Математика, окружающий мир.
Мы используем разные методики обучения, но за основу берем практический опыт работы группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», используя методическое пособие. А по обучению грамоте используем Букварь Жуковой Н.С.
Наша общественная организация действует на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И к нам на занятия приезжают ребятас родителями не только из дальних районов, но из области тоже. На наших занятиях по подготовки к школе ребята учатся сидеть за партой, поднимать руку, слушать, отвечать, работать на доске, общаться со своими сверстниками.Уроки проходят по 30 — 40 минут, как в обычной школе. Работоспособность детей в течение 35–40 минут поддерживаем частой сменой видов деятельности и проведением физкультурных минуток в середине каждого урока. Есть перемена и школьный звонок. На перемене и перед уроками ребята играют в игровой комнате. Родители ждут детей после занятий у двери «класса».
Есть дети очень сложные, которые только начинают потихоньку на контакт идти. Есть девочка, которая даже боялась заходить в класс. Сейчас она может сидеть на занятиях и работать с помощью тьютора, и ей нужно все равно походить и что-то взять. И еще у меня есть в одной группе ребенок аутист. С ребятишками 5-6 лет, мне очень нравится заниматься, они проще идут на контакт и работать стараются, но они еще пока не адаптировались, приходят испуганными, а только потом включаются в работу.
Проводим так же внеклассные мероприятия. В мае мы поставили сказку «Теремок», где участвовали солнечные и обычные дети. Кто-то рассказывал сам за своего героя, а кто-то просто открывал рот и выполнял действия, изображая своего персонажа. В середине октября совместно с родителями готовили салат «Винегрет», после изучения темы «Овощи». Ребята сами резали овощи, конечно под присмотром родителей, мешали и украшали зеленью. И еще отметили день рождение двух девочек, задували свечи на торте, угощались разными вкусностями и пели песни. Все ушли домой довольные как дети, так и родители. Совместная деятельность родителей с детьми очень укрепляет связь и делает любое мероприятие интересным. Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с синдромом Дауна, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего следует отметить, что детям с синдромом Дауна присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору – демонстрационный, раздаточный материал, видео презентации, познавательные фильмы.
К числу сильных сторон детей с синдромом Дауна относятся также хорошая способность к подражанию, умение учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение, что позволяет использовать на занятиях действия по подражанию и по образцу. В качестве хорошего объяснения, которое усваивает ребенок с синдромом Дауна, подчас может выступать совмещенное действие. Хорошо работают приемы произнесения ответов детьми вместе с педагогом хором и индивидуально, а так же по образцу.
Демонстрационные и раздаточные материалы, используемые на уроках, должны быть максимально разнообразны.
При построении занятий также необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением интеллекта: игровую форму обучения; смену видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия. При обучении детей с синдромом Дауна требуется большое количество упражнений, повторений, но эти повторения не должны быть однообразными. Они проводятся на разном материале, в различных игровых и жизненных ситуациях, в разном оформлении. Игровая форма оживляет многочисленные повторения и позволяет сохранить у детей интерес и мотивацию к их выполнению.
Очень хотелось, чтобы еще были дополнительные уроки: музыка, физкультура, рисование, труд, занятия с психологом.
Одному учителю очень тяжело, поэтому нужна команда творческих преподавателей, желающих работать!
Методическое пособие / под общ.ред. Н.А. Урядницкой. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 218 с.
Источник
Как правильно подготовить ребенка к школе, научить считать, читать и писать, ведь в школе непросто учиться даже обычному ребенку, а тем более ребенку с особенностями развития? Подобные вопросы обычно задают педагогам и психологам Даунсайд Ап родители детей шести-семилетнего возраста. И чем меньше времени остается до начала школьной поры, тем чаще они выходят на первый план в череде родительских тревог.
Пытаясь найти ответы на эти и многие другие «школьные» вопросы, Даунсайд Ап в 2009 году в рамках российско-британского гранта организовал первый в России экспериментальный проект по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. До этого подготовкой наших ребят к школе в России практически никто не занимался (за исключением, может быть, некоторых групп, где обучали детей с разными отклонениями в развитии).
Эксперимент построен таким образом, что в течение первых двух лет проводится практическая работа по подготовке к школе групп детей с синдромом Дауна, во время которой специалистами-педагогами нарабатывается и апробируется методический и практический материал по данной теме. А в течение третьего года наработанный опыт суммируется и, в конечном счете, выливается в методические рекомендации для воспитателей, педагогов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна в России.
Приступая к реализации проекта, мы (команда педагогов и психологов Даунсайд Ап) ставили перед собой несколько практических целей. Первая – социальная: познакомить детей со спецификой школьной жизни, снять страх перед незнакомыми видами деятельности, которые предлагает школа, перед новыми правилами, которые она диктует. На наших занятиях мы учим ребят готовиться к уроку, поднимать руку и отвечать у доски, слушать учителя, выполнять задания. Учим общаться в организованном и жестко структурированном детском коллективе и самостоятельно, без помощи родителей, устанавливать отношения с педагогами и одноклассниками. Вторая наша цель – обучающая. На уроках ребята знакомятся с основами чтения и письма, элементарными математическими представлениями, развивают внимание, память, мышление.
В этом году в группе по подготовке к школе в Даунсайд Ап занимаются 9 детей с синдромом Дауна шести-семи лет. Те ребята, которые начали посещать занятия в 2009 году, уже выпущены в коррекционные и инклюзивные школы Москвы, а остальные составили костяк нынешней группы.
Занятия начинаются обычно в 10.30 утра и продолжаются примерно до 14 часов дня. То есть всего за 3,5 часа мы успеваем позаниматься математикой, чтением, письмом, творческой деятельностью. Кроме того, в структуру занятия включены подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения и такая уникальная форма занятия, как круг.
Итак, звенит звонок, наши ученики с портфелями заходят в класс, достают тетрадки и пеналы и садятся в круг. Здесь имеется возможность в свободной форме пообщаться между собой и с педагогами, настроиться на предстоящий урок. Ребята узнают друг друга по фото, с удовольствием читают свои имена на плакате и подбирают к ним фотографии, беседуют о погоде, любимых игрушках и развлечениях. После чего все встают, берутся за руки и играют в простые, всем знакомые народные игры: «Колечко, колечко», «Золотые ворота», «Пошла коза по лесу».
После круга обычно идут два урока: обучение чтению и письму, математика. По продолжительности они не превышают 30 минут и чередуются каждую неделю. На уроке чтения знакомимся с буквами, читаем слоги и слова. За прошедшие почти два года ребята изучили все буквы, многие читают слова по слогам и могут написать свое имя, но пока еще есть сложности в правильном построении фразы, им также трудно беседовать на свободные темы.
Между первым и вторым уроком есть, как и в школе, переменка, на которой мы играем в «классики», ходим по дорожкам с препятствиями, водим хороводы, играем в мяч.
На уроке математики изучаем цифры, учимся считать, знакомимся с понятиями «право», «лево», «верх», «низ», представлениями о длине, ширине, высоте. К примеру, мы можем попросить ребят нарисовать солнце в правом верхнем углу листа, а цветок – в левом нижнем, посчитать, сколько маленьких матрешек спряталось в одной большой. Кроме традиционных методик, используются и новые зарубежные наработки. Так, хорошо зарекомендовало себя недавно опробованное нами английское пособие «Нумикон», позволяющее получить наглядные представления о числе и количестве, цвете, форме, размере.
После основных двух уроков дети обязательно занимаются творчеством, много рисуют красками, восковыми мелками, лепят из пластилина, делают необычные аппликации. Всем очень нравится сам процесс творчества, но важна и оценка родителей. Многие работы, которые мы делали на занятиях, ребята уносят домой, а некоторые из них украшают стены нашего центра.
Ближе к концу учебного дня появляется возможность перекусить. За обедом совершенствуются навыки самостоятельной еды, а мы помогаем не забывать о необходимости есть правильно, убирать за собой посуду. Ребята учатся пользоваться ножом, режут овощи и фрукты для салатов, которые затем сами же и съедают. Они наблюдают за приготовлением супа, называют все овощи, которые кладут в кастрюлю, а затем, помешивая ложкой, повторяют пройденное.
После обеда – последняя часть занятия, логоритмика, где мы поем песни с жестами, знакомимся с музыкальными инструментами, учимся различать их звучание на слух.
Затем родители получают домашнее задание, узнают, чем занимались ребята на уроке, получают советы педагогов, как лучше дома закрепить пройденное. За прошедшие полтора года стала очевидна большая включенность родителей в работу этой группы. Они интересуются успехами своих детей, участвуют в психологической группе, посещают музеи в рамках нашего проекта вместе со своими детьми.
Завершается трудовой день своеобразным ритуалом, когда ребята с родителями и педагогами садятся в круг и все вместе задувают свечу, что демонстрирует окончание занятий.
Как видим, учебный день наш достаточно насыщен, ребята трудятся и, понятно, устают, поэтому так важна продуманная структура занятия, чтобы частая смена видов деятельности позволяла ученикам оставаться в тонусе на протяжении всего учебного времени. Мы стараемся заинтересовать ребят, повысить их мотивацию к учебе и, пока их интерес не ослаб, сделать на уроке как можно больше. Но, как и в любой работе, есть и свои сложности. Так, некоторые наши ученики склонны к упрямству, их бывает не так-то просто привлечь к конструктивной работе на уроке. Есть ребята со сложностями в понимании устной речи. А иногда самому педагогу трудно понять, не хочет ребенок отвечать или просто не понимает обращенного к нему вопроса. Из-за слабого здоровья и быстрой утомляемости многие наши ученики не сидят, а лежат за партами во время урока, а в момент «перегрева» могут просто встать с места, чтобы побегать или поиграть.
Вот в рамках нашей небольшой экспериментальной группы мы и ищем удачные педагогические приемы, нарабатываем опыт, порой ошибаемся – и учимся на своих же ошибках. Не ставится цель подготовить к школе всех детей с синдромом Дауна в России. Мы лишь хотим описать наш опыт работы и, если получится, донести его до тех специалистов, которые будут работать с нашими детьми в детских садах или школах. Хочется помочь родителям не бояться школы и продуктивно готовиться к ней, а педагогам – понять, с чего же начинать работу с особенным ребенком, как его обучать, плавно и безболезненно подвести к непростой школьной жизни. Тем более что первые результаты нашего эксперимента говорят о том, что многие школьные трудности ребят с синдромом Дауна, – такие как страх, незнание школьных правил, неумение или нежелание общаться, – можно вполне успешно преодолеть еще перед школой.
Источник
С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.
Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовности к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребенка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (именно способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.
Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оценить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школьного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.
Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Параметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готовности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.
Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количественной и качественной обработки.
Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готовности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.
На основе результатов диагностики составляется индивидуальная программа воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Тверской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления совместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].
Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна
ФИО ребенка _________________________________________
Дата рождения _______________________________________
Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года
Оценка в баллах | |||
№ | ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК | Начало учебного года | Конец учебного года |
1 | СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | ||
1.1 | Представления о себе, социальном окружении | ||
1.1.1 | Знание собственного имени и фамилии | ||
1.1.2 | Знание возраста, половой принадлежности | ||
1.1.3 | Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе) | ||
1.1.4 | Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры) | ||
1.1.5 | Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
1.2 | Коммуникативные навыки | ||
1.2.1 | Умение самостоятельно вступать в контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.2 | Умение поддержать контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.3 | Умение конструктивно разрешать конфликтную ситуацию (уступить, договориться…) | ||
1.2.4 | Умение соблюдать очередность | ||
1.2.5 | Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании) | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
1.3 | Социальное поведение | ||
1.3.1 | Знание различия людей по полу и возрасту | ||
1.3.2 | Адекватность поведения со сверстниками | ||
1.3.3 | Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.) | ||
1.3.4 | Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.) |
1.3.5 | Сформированность представлений о правилах поведения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 1-му блоку | |
2 | ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
2.1 | Мотивация |
2.1.1 | Отношение к школе |
2.1.2 | Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими |
2.1.3 | Реагирование на оценку |
2.1.4 | Принятие социальной роли ученика |
2.1.5 | Отношение к педагогу |
Итого по 1-му комплексу | |
2.2 | Начальные логические операции |
2.2.1 | Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения») |
2.2.2 | Умение производить сравнение (для сравнения предлагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком) |
2.2.3 | Умение выделять в предметах признаки |
2.2.4 | Умение следовать плану (изготовить по плану поделку) |
2.2.5 | Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности) |
Итого по 2-му комплексу | |
2.3 | Организация деятельности |
2.3.1 | Работоспособность |
2.3.2 | Включение в деятельность |
2.3.3 | Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблюдает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди) |
2.3.4 | Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действует в соответствии с этим) |
2.3.5 | Самостоятельность |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 2-му блоку |
3 | НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ | ||
3.1 | Умение самостоятельно пить и есть | ||
3.2 | Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем | ||
3.3 | Умение самостоятельно пользоваться туалетом | ||
3.4 | Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться | ||
3.5 | Умение убирать за собой игрушки, личные вещи | ||
Итого по 3-му блоку | |||
4 | МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
4.1 | Крупная моторика | ||
4.1.1 | Наличие скоординированной ходьбы и бега | ||
4.1.2 | Умение прыгать на двух ногах | ||
4.1.3 | Умение ловить мяч двумя руками | ||
4.1.4 | Умение играть в подвижные игры | ||
4.1.5 | Наличие двуручной деятельности (одной рукой держать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закрывать ножницы) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
Мелкая моторика | |||
Ведущая рука | Правая/ | Правая/ | |
левая | левая | ||
4.2.1 | Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисованный на бумаге квадрат) | ||
4.2.2 | Умение работать с глиной/пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей) | ||
4.2.3 | Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника) | ||
4.2.4 | Движения отдельных пальцев | ||
4.2.5 | Наличие тонких дифференцированных движений пальцев | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
4.3 | Графомоторные навыки | ||
4.3.1 | Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры | ||
4.3.2 | Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват) | ||
4.3.3 | Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко) |
4.3.4 | Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (треугольник) |
4.3.5 | Умение рисовать простые предметы (дом, машинку) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 4-му блоку | |
5 | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
5.1 | Понимание речи |
5.1.1 | Умение понимать обращенную речь |
5.1.2 | Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения |
5.1.3 | Умение понимать и выполнять инструкцию |
5.1.4 | Понимание грамматических категорий |
5.1.5 | Понимание предлогов |
Итого по 1-му комплексу | |
5.2 | Собственная речь |
5.2.1 | Словарный запас |
5.2.2 | Умение строить фразу |
5.2.3 | Умение грамматически оформлять фразу |
5.2.4 | Навыки звукопроизношения |
5.2.5 | Умение пересказать простой короткий рассказ |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 5-му блоку | |
6 | ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
6.1 | Пространственные представления |
6.1.1 | Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади) |
6.1.2 | Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны) |
6.1.3 | Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа) |
6.1.4 | Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку) |
6.1.5 | Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку) |
Итого по 1-му комплексу | |
6.2 | Временные представления |
6.2.1 | Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже |
6.2.2 | Знание частей суток, их последовательности |
6.2.3 | Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра» |
6.2.4 | Знание времен года, их последовательности |
6.2.5 | Знание дней недели, их последовательности |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 6-му блоку | |
7 | ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. |
7.1 | Сенсорное развитие |
7.1.1 | Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) |
7.1.2 | Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест) |
7.1.3 | Знание эталонов величины |
7.1.4 | Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик) |
7.1.5 | Умение выстраивать сериационные ряды: от большого к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов) |
Итого по 1-му комплексу | |
7.2 | Количество и нумерация |
7.2.1 | Знание понятий «много», «мало», «ни одного» |
7.2.2 | Умение пользоваться количественным счетом |
7.2.3 | Знание цифр в пределах пяти |
7.2.4 | Умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой (в пределах пяти) |
7.2.5 | Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти |
Итого по 2-му комплексу | |
7.3 | Арифметические действия |
7.3.1 | Умение сравнивать две группы предметов по количеству |
7.3.2 | Умение устанавливать равенство двух групп предметов |
7.3.3 | Умение делить группу предметов на равные части Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе) |
7.3.4 | Умение совершать операцию вычитания (на наглядной основе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 7-му блоку |
8 | ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ | ||
8.1 | Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без предлога) | ||
8.2 | Знание букв (без опоры на графический образ) | ||
8.3 | Знание графического образа букв | ||
8.4 | Умение читать простые слова (написание не расходится с произношением) | ||
8.5 | Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с написанием) | ||
Итого по 8-му блоку | |||
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ |
[1]П?