Поделки с детьми с синдромом дауна

Поделки с детьми с синдромом дауна thumbnail

Нетрадиционные формы работы с детьми с синдром Дауна

Шевлякова Елена Иосифовна

Учитель-логопед МОУ Детского сада № 279, Красноармейского района г. Волгограда

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети с синдромом Дауна, которых часто называют «Дети Солнца». Синдром Дауна самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм».

В настоящее время в отечественной системе специального образования организация коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории рассмотрена недостаточно. Несмотря на ограничение публикаций, посвященных детям солнца, авторы единогласны в том, что одной из самых характерных особенностей детей с синдромом Дауна является задержка в моторном развитии, которая включает в себя развитие крупной и мелкой моторики. В исследованиях Н.А. Бернштейна, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой и др. подтверждается, что развитие мелкой моторики, на основе которого происходит развитие сенсорных процессов, является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения ребенка в школе и формирования учебных навыков.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе. Гибкость и точность движений пальцев, рук, тактильная чувствительность детей с синдромом Дауна — мощный стимул развития у них восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Не зря существует выражение, что «наш ум на кончиках наших пальцев». Исследования А.С. рудовой показали, что развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна идет с заметным отставанием в связи с особенностями их физиологического развития: сниженным мышечным тонусом, избыточной подвижностью суставов, чрезмерной эластичностью связок, ослабленным чувством равновесия.

В ходе исследования нами была предпринята попытка выделить средства, позволяющие стимулировать развитие мелкой моторики у дошкольников с синдромом Дауна. Выбор средств был связан с появлением в детском саду общеразвивающего типа ребенка 3,5 лет с синдромом Дауна. Анализируя литературу, мы определили форму работы, использование которой с нашей точки зрения стимулирует развитие мелкой моторики детей данной категории. Это крупотерапия – нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов, жизнедеятельности организма. Выбор такой формы работы с ребенком с синдромом Дауна обусловило выбор цели: коррекция и развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с синдромом Дауна через нетрадиционную технику аппликации.

В работе с таким ребенком мы варьировали приемы:

— рисование на цветном подносе;

— упражнение «Золушка» (сортировка круп);

— поиск игрушек в крупе.

Но наиболее широко применяемым стал такой метод крупотерапии, как создание поделок с помощью различных круп: греча, горох, манка, рис и т.д.

Работа с крупой требует достаточно высокой концентрации внимания и напряжения мышц пальцев и кисти. Поэтому в содержание занятия данного типа мы включали пальчиковые игры, которые подготавливали руку к выполнению заданий с крупой. Особенно полюбились музыкальные пальчиковые игры, так как учитывают характерную особенность детей с синдромом Дауна – их подражательность и музыкальность.

Крупа — прекрасный материал для поделки. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки все, что только можно приклеить пригодится для работы. Крупы разные по своей природе и обладают не только разными размерами, формами, фактурами, но и интересными цветами. Например, кукурузная крупа – желтая, гречка – коричневая. Такие крупы как рис, или манная крупа белые, поэтому на них можно раскрашивать. Поделка из круп – один из самых красивых и оригинальных подарков, сделанных своими руками и благотворно влияющей на моторику детских пальчиков, развивающих фантазию и воображение.

Позже к изготовлению коллективных работ были приобщены и дети с ДЦП, что также благоприятно сказалось на развитии их мелкой моторики, тактильной чувствительности, психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение, а также усидчивости, творческих способностей и восстановлении их эмоционально волевой сферы.

Проведенная нами диагностика развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой, Н.В. Нищевой показала, что с учетом физических и нейрофизиологических факторов развития детей с синдромом Дауна, их потенциальных и реальных возможностей, крупотерапия способствует развитию мелкой моторики пальцев рук детей данной категории, а хорошо развитая кисть «потянет» за собой развитие интеллекта.

Результатом проведенной работы являются разнообразные поделки, изготовленные в нетрадиционной технике аппликации детьми коррекционной группы, являющиеся победителями, лауреатами дипломантами муниципальных, краевых и Всероссийских творческих конкурсов в номинации декоративно-прикладное искусство.

Список литературы

  1. Семяго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития /Н.Я. Семяго// Дефектология. – 2000.-№1.-с.66-75.

  2. Серов, И.П. Дефектология. Уч. Пос. под ред./И.П. Серов.- М:Гуманитарий, 2005-368с.

  3. Источник:https://pedsovet.org/component/option.com.mtree/task.viewlink/link. id.65776/Itemid.118/

Источник

Волонтеры из Ижевска доказывают, что занятия в ИЗО-студии помогают таким детям не только реализовать себя, но и способны развивать необходимые навыки

Первую группу набрали еще год назад Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com

Изменить размер текста:

Есть миф, что дети с синдромом Дауна необучаемы, поэтому для них мало где организуют занятия допобразования – кружки, секции, студии. Такие ребята ходят чаще всего в коррекционные школы, а после уроков идут домой. В некоторых семьях родители пытаются восполнить пробел самостоятельными занятиями – они вместе рисуют, делают поделки.

— Но родительские амбиции требуют выполнения совершенной работы детьми, поэтому они ограничивают свободу проявления себя ребенком, лишая их инициативы, — рассказали авторы ижевского проекта «Солнечная ИЗО-студия, как эффективный метод абилитации детей с синдромом Дауна».

В прошлом году в студии запустили, тогда еще в качестве эксперимента, проект: родителей с детьми, у которых синдром Дауна, пригласили на занятия. Арт-терапию широко применяют в рамках реабилитационных программ на Западе для таких ребят. Рисование, лепка, изготовление поделок развивает мелку моторику, что особенно важно для детей с 1-1,5 лет. Опыт иностранных коллег показал – через творчество ребенок с синдромом Дауна получает необходимые навыки, он быстрее учится писать, становится самостоятельным и не так как раньше зависит от родителей в бытовом плане.

Читайте также:  Типы wpw синдром экг признаки

Помогают ребятам ассистенты-волонтеры Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com

Год назад в Ижевске создали первую такую группу. В нее вошли 18 ребят от 5 до 14 лет.

— Занятия в творческих объединениях по традиционным методикам неэффективны для детей с синдромом Дауна. И дети, и их родители быстро утрачивают интерес к этим занятиям, — рассказали в общественном движении Удмуртской республики «Солнечный мир».

Цель проекта не только научить детей рисовать, конечно. Авторы проекта применяют методики, с помощью которых ребенок получает навыки, без которых его дальнейшая социализация невозможна. Эти умения пригодятся, когда воспитанник студии пойдет в школу.

— Проанализировав опыт занятий прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что у детей с синдромом Дауна необходимо восполнить недостаток по формированию мелкой моторики, повышение компетенции педагога и произвести замену родителей на ассистентов, — сообщили в «Солнечном городе».

Сделать проект еще масштабнее удалось благодаря средствам президентского гранта. Теперь ИЗО-студия объединяет 100 семей. При этом всего в Удмуртии проживает 154 ребенка с таким диагнозом.

К проекту присоединились волонтеры, которые прошли специальное обучение. В основном это молодые люди от 16 до 30 лет. Общее число волонтеров пока составляет 25 человек, но в студии готовы принять еще желающих помогать детям. Добровольцы заменяют родителей на занятиях для ребят, которые не могут самостоятельно выполнять задания педагога.

В «Солнечном городе» уже видят положительный результат от участия ассистентов-волонтеров, дети становятся самостоятельнее и могут без страха оценок и наставлений выражать себя в творчестве.

Но это не значит, что родителям в студии нет места. Для них проводят специальные обучающие лекции: как заниматься дома с детьми, в каких случаях стоит поправлять ребенка во время рисования, а еще в «Солнечном городе» проводят родительские собрания, дают домашние задания, мастер-классы и устраивают совместные с детьми экскурсии.

— Проект будет считаться успешным, если из 25 участников студии у 25 будут сформированы основные навыки изобразительной деятельности, у 15 будет сформирован интерес к занятиям: они будут посещать занятия регулярно, у десяти рука будет подготовлена к письму, пять детей к концу учебного года начнут заниматься самостоятельно, без сопровождения ассистента, — сообщают авторы проекта.

Рисунки ребят попадут на выставку Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com

По окончании годового курса работы ребят попадут на выставку, которую «Солнечный город» организует совместно с партнерами. Также планируется изготовить сувенирную продукцию и календарь с рисунками детей.

Источник

Лина Тарасенко
Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна

У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных факторов, а также от того, когда было начато обучение по специальной методике. Речь детей с синдромом Дауна зависит от успешности обучения и целесообразности выбранной методики, а также от педагога и участия родителей.

В настоящее время разработано множество различных методик, позволяющих развивать и обучать детей с синдромом Дауна. Однако весь этот процесс довольно труден и занимает много времени, в отличие от усвоения таких же умений обычными детьми. Касается это в том числе и речи. Чем раньше были начаты занятия с малышом, тем больше вероятность, что обучение окажется успешным. Речь детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. Развитие и освоение речи детей с синдромом Дауна.

Основа принципа обучения – это задействование различных каналов восприятия, а значит, разных органов чувств. Сначала обеспечивается наглядность обучения, затем подключаются слух, осязание и речь. Процесс усвоения получаемых знаний проходит медленно, поэтому целесообразна разбивка заданий на несколько небольших частей. Все достижения ребенка, даже самые незначительные, отмечаются похвалой. Речь у детей с синдромом Дауна появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении жизни. Понимание речи при этом недостаточное, а словарный запас довольно беден, очень часто встречаются звукопроизношения в виде дислалии и дизартрии.

У больных детей особенно выделяется отставание в развитии речи и моторики, но к школе обычно детки становятся активнее. Именно на этом этапе развитие речи детей с синдромом Дауна прогрессирует, с ее помощью начинает проявляться любовь к родителям. Однако происходит это с большим трудом, ведь речевые нарушения связаны не только с интеллектуальными особенностями, но и с нарушениями слуха. Занятия проводятся исключительно в игровой форме с использованием специфических приемов, направленных на мобилизацию речевой активности и внимания. Во время планирования занятий стоит учитывать, что речевое развитие у детей с синдромом Дауна идет медленными темпами, поэтому необходимо множество повторений одних и тех же упражнений. Правильные занятия всегда вызывают у детишек интерес, что помогает им качественно усвоить полученные навыки и знания. Существуют некоторые особенности при проведении занятий. В начале каждого занятия используется дидактическая игра, стимулирующая речевую деятельность. Грамматический и лексический материал повторяется и на занятиях, и в разных видах деятельности. Задания, которые подбираются с учетом тематики, значительно повышают результативность.

Заключительная часть каждого занятия должна включать игру на развитие памяти, слуха и внимания. Все игры стимулируют развитие речи детей с синдромом Дауна, нравятся деткам, позволяют ознакомиться с окружением, вызывают чувство соперничества и способствуют повышению заинтересованности к проводимым занятиям. Ребёнок с синдромом Дауна по своему одарённый. Занимаясь пластилиновой живописью дети развивают речь, пополняют словарный запас, составляют описательные рассказы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из людей, у человека с синдромом Дауна есть свои привычки и предпочтения, увлечения и интересы, есть свои особенности, сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится зрительная память, зрительно-моторная координация и, особенно, зрительное копирование. Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей детей с синдромом Дауна.

Читайте также:  Синдрома рейно и запястного канала

Источник

Полина Юминова
Проект «Чудо-пластилин» для детей с синдромом Дауна Видео

Тема: «Угостим ежика яблоком»

(Конспект одного занятия из проекта «Чудо-пластилин» по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных частей, для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна)

Цель: Сформировать образ целого предмета состоящего из отдельных частей; лепить яблоко из пластилина.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умение узнавать образ целого предмета

— развивать умение учить соединять части предмета в целое

Коррекционные:

— формировать целостное восприятие предмета, его форму, цвет

— учить передавать пространственное соотношение частей в целое

Воспитательные:

-воспитывать желание помочь, «угостить».

Подготовительный период.

Д/и «Складывание разрезных картинок из 2- 3- 4-х частей» — предложить детям во время режимных моментов собрать разрезные картинки с изображением яблока (красного, желтого и зеленого цвета).

Оборудование:

Раздаточный материал: кусочки пластилина красного цвета самый большой кусочек для придания формы яблоку, кусочек поменьше зеленого цвета для листочка и самый маленький кусочек пластилина коричневого цвета палочка от яблока, дощечка для пластилина.

Демонстрационный материал: мягкая игрушка-ежик, натуральное яблоко (зеленого, красного, желтого цвета) и готовый образец яблока из пластилина, картинка с изображением яблока и картинка с изображением ежика несущего яблоко на спине.

Этапы занятия:

1. Игровая ситуация «Кто к нам в гости пришел?»

2. Анализ частей предмета (яблока)

3. Пальчиковая гимнастика

4. Поэтапная лепка предмета из пластилина

5. Оценивание результата детских работ

6. Обыгрывание предмета

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, хотите узнать кто это?Отгадайте загадку:

По тропинке в лесу,

Я большое яблоко несу,

На иголки я похож,

Звать меня конечно –

(Еж) (дети отвечают все вместе)

Педагог: — Правильно ребята, к нам в гости сегодня пришел ежик.

Давайте, слепим для него угощение — яблоко.

2. Анализ предмета.

У педагога на тарелке 3 яблока (натуральные): красное, желтое и зеленое.

Педагог вместе с детьми рассматривает яблоки (определяет, из каких частей состоит яблоко, его форму и цвет). Ребята, покажите мне яблоко желтого цвета? А где у нас яблоко зеленого цвета? А красное?

Мы сегодня будем лепить яблоко красного цвета.

Прежде чем мы приступим к лепке, нужно разогреть наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты!

(Сжимают и разжимают пальцы, затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).

3. Лепка предмета из пластилина.

После анализа дети начинают поэтапно лепить яблоко, конструктивным способом из кусочков пластилина глядя на образец.

Педагог: Ребята, возьмите самый большой кусочек пластилина красного цвета и скатайте его круговыми движениями рук, чтобы у нас получился шарик, пока отложите его. Теперь возьмите кусочек пластилина коричневого цвета и раскатайте прямыми движениями рук, чтобы у нас получилась палочка. Остался у нас только один кусочек, он какого цвета? Зеленого! Правильно, а что мы будем из него лепить? Листочек. Возьмите кусочек и между пальчиками его придавите. А теперь все детали соединяем. Листочек на палочку, а палочку прикрепляем к верхней части яблока. И наше яблоко готово!

Педагог: Ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. Давайте выйдем из-за столов и встанем в круг.

Физкультминутка

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою — хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Педагог: Ребята вы все молодцы, у вас у всех красивые яблочки получились. Ёжику они очень понравились, но ему нужно возвращаться в лес. Давайте ёжику скажем до свидания!

4. Итог.

Анализ детских работ.

Затем проводится сравнение детских работ с образцом.

Ребята, что мы сегодня лепили? Что есть у яблока? (палочка, листочек). Яблоко, какого цвета? На что оно похоже? А кого мы сегодня угощали нашим яблочком?

Источник

По инициативе педагогов Центра детского творчества «Октябрьский» наши дети получили возможность обучаться на занятиях по прикладному искусству. Педагоги Марина Владимировна и Марина Гавриловна прошли специальное обучение по работе с детьми с синдромом Дауна. Занятия проходят три раза в неделю: понедельник, среда и пятница с 11.00 часов. На занятия приглашаются дети школьного возраста. По согласованию с педагогами проводятся занятия и с детьми младшего возраста, если у них сформирован навык заниматься за столом.
Адрес Дома творчества Октябрьского района г. Ижевска: ул. 5-я Подлесная, 44, каб. 24

Читайте также:  Катынский синдром в советско польских и российско польских отношениях

Итоги первого занятия: котик из фетра и брошка в виде вишенки из валяной шерсти.

А это работы следующих занятий. Конечно же, основную работу делают педагоги, наши дети ещё учатся. Но у них уже получается держать в руках иголку и шить, хотя и крупными стежками, нанизывать мелкий бисер на проволоку. Лиза более самостоятельная, у неё даже получается вдеть нитку в иголку, а Фёдору требуется помощь поосновательнее. Но все ж таки, он ходит на занятия с удовольствием! И браслетик, сделанный на одном из занятий носил почти неделю, не снимая ????

Домашняя выставка Фединых работ

От меня огромная сердечная благодарность педагогам Октябрьского центра детского творчества! За идею, за реализацию занятий, за желание работать с нестандартными детьми. Для моего ребёнка занятия — это дополнительный опыт, расширение кругозора, какие-то активные действия. Прикладное творчество влияет на мелкую моторику, позволяет расшевелить мозг, развить воображение. А также это общение с другими людьми, налаживание контакта с педагогами. Наша коллекция работ на фото, забыла приложить браслетик.

Это наши педагоги умницы!!

Мы тоже с огромным удовольствием ходим в центр детского творчества и шьем и плетем из бисера такие интересные и развивающие поделки получаются

Огромное спасибо педагогом за доброе и искреннее отношение к нам.

Привет всем от Игоря! Вчера мы были первый раз на занятиях. Вот дословное заключение моего сына:»Мне понравилось делать цветы из разных цветов. Преподаватели добрые и ответственные. Я мастерил с удовольствием. Время пошло на пользу. Я рад знакомству с Мариной Гавриловной и Мариной Владимировной и делать с ними разные поделки. Первую мою открытку посвящаю моим подружкам из инклюзивного театра «Надежда» Арине и Рите!»

Рома тоже с удовольствием ходит на занятия в центр детского творчества. Очень хорошие педагоги, а главное нашли подход к нашим деткам.

Забыла объявить, что наши занятия в Центре детского творчества Октябрьский пока приостановлены. Они начнутся, предположительно, числа 20 сентября, о чем будет сообщено дополнительно

13 октября 2016 г. мы были в гостях у Центра творческого развития Октябрьский, где нас ожидал очень приятный сюрприз. После выступления директора Центра Корзниковой Н.В. нам показали небольшой концерт. А Марина Гавриловна и Марина Владимировна- два наших любимых педагога, две хозяюшки провели для нас мастер-класс по изготовлению десятирукой куклы-помощницы. Мы ее делали вместе с детьми. А ещё нам подарили подарки, заботливо приготовленные нашими хозяюшками и ребятами из детско-юношеского клуба Юность. Марина Гавриловна и Марина Владимировна каждому из своих учеников сшили по рюкзаку, который был наполнен подарками. Да еще каждому из наших ребят подарили футболку и бейсболку с символикой Детского движения»ЮНОСТЬ». Это было очень приятно! А потом было душевное чаепитие, во время которого Роги Лакки исполнил нам песню «Италмас».
Было ощущение праздника. Огромное спасибо за то тепло, которое сегодня подарили нам и нашим детям и юные артисты и заботливые педагоги!

Рисование с малышами.
Материалы:
толстые фломастеры или маркеры (4-6 цветов, но достаточно и два)
Акварель (6-8), гуашь (красная, желтая, синяя и белая) эти цвета можно купить не в наборе, а по отдельности. Гуашь должна быть консистенции густой сметаны.
Кисти (набор из икеи). Они хороши.
Пастель МАСЛЯНАЯ Ti-ti минимальный набор 9-12 цветов. Пока такие наборы еще можно купить. Эта пастель очень яркая, мягкая.
Цветные карандаши для работы в раскрасках, лучше акварельные.

Этап КАЛЯКИ-МАЛЯКИ.
Важнейший этап. Малыши рисуют разными материалами, можно одним цветом. Рисуют, мажут самостоятельно, желательно не вмешиваться в процесс рисования, но быть рядом, объяснять границы листа, показывать, как промывать кисть, набирать краску, закрывать фломастер колпачком итд.
Ребенок изучает новые действия и последствия. Довольно долго.

Намазались, напачкались, 2 этап: начинаем рисовать линии, точки.
Вертикальные линии: дождик, трава
Горизонтальные: дорожки.
К цвету можно не привязывать, показыааем рука в руке, потом повтори за мной и уж вдоволь самостоятельно. Бывает, что ребенок не смотрит на рисунок, привлекать внимание
На этом этапе он должен осознать произвольность действий. Рекомендации: после рисования еще раз пальчиком провести по нарисованным линиям, проговорить, что нарисовано, следить за взглядом, ребенок должен глазки за линией вести. С точками, пятнами проще, обычно детям это нравится, я говорю: кисточка танцует, прыгает, оставляет следы.

Ну и главнейшее для малышей достижение- рисование клубочкоа, спиралей. В последствие это замыкание линии в овал и круг. У некоторых это само собой получается и это круто!

Ребенку важен процесс, а не результат, в возрасте до трех, учитывая еще и наши особенности предметность рисунка не главное.
Всегда хвалите и показывайте с гордостью рисунки малыша, вскоре он сам будет их показывать.
Хороший прием- дорисовывание, когда мама, после работы ребенка находит в рисунке образ и легкими движениями дорисовывает до динозавра например. Можно еще и бегающие глазки приклеить.
Простое: рисуем дорожки, а потом на них приклеиваем наклейки- машинки, животных итд. Или вертикальные линии зеленым фломестером и наклейки- цветочки.

Источник