Пмпк ребенка с синдромом дауна
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
с 1 янв. 2015г. прохождение ПМПК обязательно для всех (от 0 до 18лет) наряду со всеми специалистами, которых нужно пройти для МСЭ
адрес: Холмогорова, 8
тел. 42 38 97
Принимают на ПМПК по предварительной записи, для этого нужно:
— справку от Лор-врача (острота слуха)
-справку от окулиста (острота зрения)
-справку от невролога
— справку от психиатра
— справку от педиатра (выписку из истории болезни (начиная с беременности как протекала и т.д.)
— характеристику (?) из д/сада если ходит в д/с
-паспорт
-копия свидетельства о рождении ребенка
со всеми этими бумагами надо подъехать к ним без ребенка и записаться на ПМПК
пн., пт: с 9.00-14.00
вт, ср, чт.: 14-15.30
запись у них недели на 2 вперед расписана
P.S. попутно у тех же специалистов брать справки и для МСЭ (у кого нужно)
все справки, анализы, заключения действуют 2 месяца, лучше начинать сразу за 2 месяца и собирать.. к примеру, переосвидетельствование у нас 6 марта, последний специалист будет пройден 9 февраля, тогда же и сдадим все документы неврологу, которая будет писать общее заключение, это она должна будет сделать к 20февраля- в этом случае мы успеваем на мартовскую МСЭ (так сказала педиатр по инвалидам у нас в поликлиннике). В прошлом году все собрали к концу января, т.е. успевали на февральскую комиссию (так я думала), но заведующая поликлинники — развела руками- не успеваем, педиатру очень много надо писать (итоговое заключение писала она)
Сегодня узнала, что бесплатных дефектологов у нас в городе нет, если только в специализированном садике на Союзной- там практически все дефектологи (даже чуть не музыкальный работник-тоже дефектолог).
Может быть нам коллективно написать в министерство образования — чтобы как-то решили эту проблему. И еще в министерство здравоохранения, чтобы в РЦ принимали раньше 3-х лет и для раннего развития детей что-то было.. Ведь как говорится, если обращения граждан будут массовыми- может что-то изменится..
Я за и руками и ногами и всеми частями тела!!!
написать можно без вопросов. Но ведь для реализации данной просьба надо будет место, специалистов, ставки, желающих.
Может быть прицепиться к какому-нибудь ЦСО и через них попросить ставку дефектологов?!
Хотя я думаю давайте просто напишем и не фантазируя дождемся ответа). А потом пойдем встретимся с министром образования, министром соц политки и будем уже действовать.
и при ЦСО можно и где ПМПК тоже- было ведь у них..
Сходили на ПМПК 6 февраля — очень быстро управились) немного опоздали к 9, потом еще документы оформлялли, а в 9.30 были уже свободны, дружелюбные женщины, если бы знала, что все пройдет так гладко, подготовила бы вопросы к ним) Ребенка похвалили. Потом в коридоре сидели ждали когда за нами заедут- следующего мальчика проходившего ПМПК тоже похвалили (лет 10-ти).
Молодцы!!! Поздравляю! Очень хорошо что все прошло спокойно и без нервов)))
Светлана, спасибо) Надеюсь, что все пройдут хорошо и спокойно)
правда не понятно зачем ввели обязательную ПМПК перед МСЭ — у них добавился большой объем работы и из-за этого они закрыли лекотеку и дефектологи не принимают(( по крайней мере мне так сказали..
Компетенция ПМПК
https://www.osoboedetstvo.ru/rights/advice/prt-018.html
Право на образование «особого» ребенка убедительно закреплено в основополагающих российских нормативных актах: Конституции РФ (ст. 43), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 18), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 50, 52).
В частности, Закон «Об образовании» в ст. 5 подтверждает право на получение образования независимо от состояния здоровья. Пункт 6 данной статьи указывает на обязанность государства создать для граждан с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из основных направлений реабилитации инвалидов является их обучение и образование.
В соответствии с п. 5 этого письма, а также на основании Закона РФ «Об образовании» ПМПК лишь определяет специальные условия для получения образования детьми, имеющими нарушения развития и ни в коей мере не призвана определять, имеет ли ребенок право на образование, — оно, согласно Конституции РФ, принадлежит каждому. ПМПК должны содействовать и инициировать организацию условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, содействовать процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии (п. 6 Письма). ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать доступность образования и не выставлять успешное выполнение тестов в качестве условия поступления детей в школы или детские сады.
Вот тут есть образцы документов несогласия с ПМПК
https://www.osoboedetstvo.ru/rights/ibase/prt-051.html
https://www.osoboedetstvo.ru/rights/simulator/
Информация: на ПМПК свободные номерки сейчас уже только на сентябрь. Как сказала специалист — запись идет за 3 месяца!!!
Ну вот и мы стали «счастливыми обладателями» заключения ПМПК. Как и писала Юля, сидят там четыре или пять тетенек и смотрят на тебя и твоего ребенка взглядом рентгена))) одна так меня вообще сверлила взглядом, как оказалась самая главная. Еще перед тем как зайти Федя играл большой пирамидкой (кто там был знает, такая во весь рост) собирал ее и разбирал. Видно было что для них это удивительно. То ли то что ребенок собирает пирамидку, то ли то что с СД это делает, не знаю. Зашли, сели. Спросили где мама, где папа — показал. Дали пирамидку разобрать — ну он ее конечно не планировал разбирать хотел в руках покрутить посмотреть, вообщем разобрал с Божьей помощью. Дали картинки, покажи то это и т.д. показал. Спросили говорит или нет, я не стала хвастаться сказала что нет, только лепетные слова и звукоподражание. Попросили его погавкать))) ну тут зазвонил телефон в соседней комнате, на что Федюн взял ладошку к уху и громко крикнул АА (типа але), они даже возбудились))) И т.д. под конец он уже устал и начал вертеться и показывать на дверь и проситься выйти (мы до этого были еще на занятиях у дефектолога). Женщины между собой немного спорили, слегка на повышенных тонах, у них там вообще между собой какая-то теплая обстановка))) Потом говорили про особое мнение, две из них хотели написать его. В результате: психиатр мне говорит, что надо в таких деток вкладывать с ними заниматься и тогда МОЖЕТ БЫТЬ ОН ДАЖЕ ПОЙДЕТ В ШКОЛУ! ну конечно не обычную, а коррекционную, говорит она. Но меня то возмутило то, что им собственно даже не интересен потенциал и возможности наших детей, они вот как 100 лет назад считалось что мы не обучаемые так они и считают. Я спорить не стала, сказала что будет видно. дали мне заключение, я говорю а можно я не буду его подписывать, они ХОРОМ нет)))говорю почему? вообщем мне объяснили что в данном случае я только пишу что я ознакомилась, а не то что я согласна, и никому я не обязана его показывать если иду в обычный сад. Но тут есть одно НО: если вы претендуете, чтобы в дет. саду (обычном) для вашего ребенка были созданы спец. условия (инклюзия) то заключение ПМПК необходимо, а так на каком основании вам будут делать что-то специальное. Подписала, что ознакомлена и что получила копию на руки. На этом и расстались. Главная несколько раз повторяла, если вам что-то непонятно спрашивайте. А вообще, я поняла что там вести себя с позиции жертвы не надо, надо быть поуверенее и, как сказала та местная дефектолог ПРАВДА ЗАВАМИ)))Аллиллуя)))
Светлана, про неинтересен потенциал это однозначно.они мыслят древними категориями и как то отходить от этого не планируют.
Александра, для них если бы Федя заговорил и изобразил как мяукает кот, гавкает собака каркает ворона рычит тигр и т.д. думаю вообще было бы шоком))) а то что он руки моет и пытается одевать носки шапку и штаны (читай пытается) так вообще без комментариев. Обидно что в их понимании ребенок с СД это нечто сидящее и ничем не интересующееся чудо-юдо. Но зато дефектолог там тетенька Бикмансурова вроде пожилая, но она мне все твердила про потенциал наших деток и т.д. а все остальные особенно психиатр так сидели с тухлым видом. ну да ладно))
Светлана, да,я тоже насмотрелась,пока училась.отчасти поэтому и не стала в этой системе работать.
Александра, а Казанцева? она такая не прошибаемая и настырная в хорошем смысле этих слов и по ее словам я понимаю что она готова отстаивать свою позицию что дети с СД способны на многое, может быть не на все но на многое. Несмотря на всю закостенелость системы
Светлана, такие случаи,к сожалению, исключение.а в большинстве непрошибаемая система.
Александра, видимо родителям придется ее прошибавть самим, это из серии спасение утопающих и т.д. да нам деваться некуда, так что только вперед, а там как Бог даст ну и самим не плошать
Светлана, ну не все такие как я)))многие остаются работать.даст Бог,сменятся эти динозавры на адекватную молодежь))
Девочки, помогите пожалуйста. Ребенка направило бюро МСЭ для прохождения ПМПК. вСЕ документы мы собрали, но тут выяснилось что еще нужно решение школьного консилиума, но я по своей глупости не сказала в новой школе что у меня сын с ОВЗ ( глаза). На ПМПК нас направила поликлиника.
Как мне быть????
Источник
https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
Новое Положение о ПМПК: определение позиций
С осени 2013 года вступило в действие новое Положение о ПМПК (Приказ
Минобрнауки России от 20.09.2013 No. 1082
https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html). В нем четко
указано: 1 — что именно должно и не должно содержать заключение ПМПК;
2 — может ли организация социального обслуживания (интернат)
рассматриваться как место получения образования.
1. Что должно и не должно содержаться в заключении ПМПК
В заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются (пункт 21
Положения ПМПК):
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка
особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или)
отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости
создания условий для получения ребенком образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования,
образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и
методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных
условий для получения образования.
Таким образом, ПМПК должна признать ребенка обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ (или не признать его
таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и
необходимо создание специальных условий для его обучения, а также
описать эти специальные условия (образовательная программа,
психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и
воспитания и другие условия, определенные в статье 79 Федерального
закона <<Об образовании в РФ>>).
В компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой
ребенок должен обучаться или заниматься. То есть ПМПК может описать
только необходимые условия обучения, например: образовательная
программа, адаптированная для обучения детей с определенным видом
нарушений, групповые и индивидуальные занятия по
психолого-педагогической коррекции, с какими конкретно специалистами —
дефектолог, логопед, другие специалисты, условия доступности
(например, для детей на колясках), а также потребность в услугах
помощника.
Выбор организации, в которой будет обучаться ребенок, осуществляется
родителем с помощью органа образования, который должен представить
информацию о том, в каких учреждениях имеются или могут быть созданы
соответствующие условия для обучения ребенка. В соответствии с п. 23
Положения о ПМПК представленное родителями (законными представителями)
детей заключение комиссии является основанием для создания органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере образования, и органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,
образовательными организациями, иными органами и организациями в
соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий
для обучения и воспитания детей. Таким образом, орган образования
должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении
ПМПК.
2. Может ли организация социального обслуживания (интернат)
рассматриваться как место получения образования
Группы организаций социального обслуживания, в том числе стационарных
(например, в доме-интернате для умственно отсталых детей), могут быть
выбраны родителями по их желанию в качестве места для получения
дошкольного или школьного образования, если учреждение имеет лицензию
на реализацию соответствующих программ основного общего образования
(образовательные программы дошкольного образования, образовательные
программы начального общего образования, образовательные программы
основного общего образования, образовательные программы среднего
общего образования). При этом ребенок может посещать занятия в группе
в режиме дневного пребывания, а не круглосуточного.
Лицензия на осуществление программ дополнительного образования не
заменяет указанные выше лицензии (к программам дополнительного
образования не предъявляются требования федеральных образовательных
стандартов к основному общему образованию, соответственно не могут
выдвигаться формально понятные требования к качеству образования).
Материал размещен на сайте «Особое детство» в разделе «Информационные
страницы»: https://www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/114-.html
Правовая группа РБОО «Центр лечебной педагогики»
pravo@osoboedetstvo.ru
https://www.osoboedetstvo.ru/rights.htm
Источник
Если положено, почему не взять?
Чем похожи семьи особенных детей? Да хотя бы тем, что однажды каждая семья (где бы она ни жила, какой бы уровень благосостояния и социальный статус ни имела) сталкивается с таким явлением, как ПМПК[1]. Валерия Булгакова, мама пятилетнего Василия, и предположить не могла, что общение с комиссией заденет ее настолько, что в пору будет пить успокоительные. Дружная семья, подающий надежды ребенок, которого хвалят педагоги, горы прочитанной литературы и тщательные наблюдения за сыном – все убеждало ее в том, что Васе нужна инклюзия. Поэтому – обычный детский сад в подмосковной Балашихе, куда Васю взяли в четыре года: родители просто зарегистрировали ребенка через электронную систему, не указывая, что он особенный, а когда подошла очередь, отправились на прием к заведующей. Вася ей очень понравился, и она не побоялась взять необычного ребенка в свое учреждение.
Но посещать сад – одно, а получать там необходимую поддержку – другое. Вася отходил в сад год, после чего родители решили: скоро сыну 5 лет, у него появилась речь – почему бы ему не заниматься с логопедом в детском саду? Так что на первой ПМПК, которая состоялась весной, они сказали об этом и, как им показалось, нашли у членов комиссии понимание. Но в сентябре, когда ребенок вернулся в сад после каникул, никаких занятий не было, как и в октябре, и в ноябре. На вопрос, почему с малышом не занимаются, логопед ответила: «А вам не положено! Нет заключения ПМПК. К тому же, у нас не логопедическая служба, а всего лишь логопункт, мы звуки ставим». Оказалось, что никаких документальных подтверждений решения ПМПК детский сад не получил. Дальше начался процесс убеждения логопеда в том, что с Васей можно и нужно заниматься…
Это можно было бы считать частной историей, если бы не общие черты подобных ситуаций: специалист, который просто боится взять особенного ребенка, не зная, что с ним делать; заведующая детским садом, которая без заключения ПМПК при всем своем желании не имеет права определять программу занятий. «Никаких ожиданий или требований к логопеду у нас не было, – говорит Валерия. – Но если в детском саду есть специалист, почему бы не попробовать позаниматься, прежде чем говорить «нет»?» Аргумент резонный, логопеда он отчасти убедил, и она решила попробовать. Но для того чтобы определить программу занятий, ребенка вновь отправили на ПМПК. И здесь начинается вторая часть нашей истории.
Факты, подтвержденные опытом
О ПМПК большинство родителей особых детей знают заранее, поскольку читают советы юристов в интернете и слышат истории других семей. Несмотря на это собственная встреча всегда оказывается неожиданностью. Но к ней можно и нужно готовиться и юридически, и морально. Вместе с Валерией Булгаковой мы постарались обобщить факты ее опыта, избавившись, по возможности, от лишних эмоций.
Факт 1: Заключение комиссии носит рекомендательный характер
«Заключение ПМПК», выданное ребенку-инвалиду, – это не требование и не распоряжение. Понимание этого изначально настраивает семью на правильное общение. Родители не обязаны четко следовать советам комиссии. Все, что говорится на заседании комиссии, они могут игнорировать, а письменное заключение убрать в ящик. Правда, без этого заключения детский сад или школа имеют право отказать вам в предоставлении тех или иных услуг.
Факт 2: Все рекомендации ПМПК должны быть зафиксированы письменно. По итогам работы комиссии семья может потребовать копию протокола заседания, заключение и все другие бумаги.
Но учтите: заключение ПМПК – это документ, который должен быть соответствующе оформлен и зафиксирован. Вам не отдадут его в день проведения комиссии. Как правило, на заседании комиссии родителям говорят, когда и где они могут получить на руки заключение.
Факт 3: Если хотите чего-то добиться, наберитесь терпения
Валерия думала, что комиссия просто определит логопедическую программу. Вместо этого она долго доказывала экспертам, что ее сыну нужна инклюзия и что ему точно не будет лучше в коррекционном образовательном учреждении. «Мы не против коррекции, – говорит Валерия. – Но Вася ходит в сад второй год, у него сложились хорошие отношения и с детьми, и с педагогами. Зачем искусственно вырывать ребенка из комфортной для него обстановки?» Контраргументы приводились разные, от «с ним же в коррекционном саду будут заниматься» до «а вы знаете, сколько таких через нас прошло?» «Такой», а именно Вася, все это время спокойно сидел за столом, увлеченный новыми игрушками. По просьбе членов комиссии он назвал цвета, правильно показал формы. Потом взялся за сортер. Закончив собирать его, он повернулся к маме и четко сказал: «Мам, все!» – и показал на сортер. Отчего члены комиссии чуть не закричали браво! Их явно удивило, что ребенок в пять лет собрал сортер.
По словам Валерии, члены комиссии говорили с ней вежливо, но своими вердиктами, каждым своим словом и взглядом они словно впечатывали ее в землю. Это при том, что ПМПК не имеет право ставить диагнозы, в том числе называть ребенка умственно отсталым, если такой диагноз еще не поставлен медиками. У мамы было ощущение, что как бы она ни расписывала, что может ребенок, для членов комиссии был важен только его диагноз – «синдром Дауна». Очень часто члены комиссий – это люди, воспитанные в традициях советской дефектологии – науки крепкой, но многие идеи которой сегодня устарели. К сожалению, не все специалисты готовы узнавать новое, переучиваться, признаваться в том, что положения, на которых они строили свою практику много лет, уже не могут применяться в наше время. Тем не менее, Валерия терпеливо приводила свои аргументы, отвечала на возражения. Иногда ей казалось, что она проводит лекцию о развитии детей с синдромом Дауна. «Мне говорят: “Зачем вам логопед, если у ребенка нет речи?” Я им: “А что в вашем понимании речь?” Ответ: “Когда ребенок сам к вам обращается, говорит слова”. Но в Даунсайд Ап мне объясняли: ребенка можно считать говорящим, если он способен коммуницировать, в том числе с помощью жестов и звуков. Согласитесь, совершенно разные подходы!»
Факт 4: Умейте сформулировать, чего именно вы хотите добиться
Всегда есть вероятность того, что в ситуации кратковременного общения с ребенком, который в присутствии чужих людей может растеряться, у членов комиссии сложится неверное впечатление о его способностях. Сопротивляться такой позиции может только тот, кто искренне убежден в обратном. Могут ли пошатнуть крепкую уверенность семьи в своем ребенке и принятом решении люди, которые видят семью в первый раз? Общение с грамотными, оптимистично настроенными специалистами, которым вы доверяете, посещение развивающих занятий, чтение статей и книг, обсуждение своей позиции в семье – все это поможет сформулировать, что именно вы хотите и почему. И не поддаться уговорам комиссии, если вам будут предлагать совсем не то, что вы считаете нужным, основываясь на мнениях других, не менее профессиональных, но более независимых экспертов.
Факт 5: Нужно хорошо знать своего ребенка и понимать, что для него лучше
Важно понять, что именно нужно вашему малышу, как он себя проявляет, что чувствует. И отстаивать его интересы. «Я знаю своего ребенка, доверяю ему, себе, своему мужу, нашим специалистам, – говорит Валерия Булгакова, – и, общаясь с другими родителями, могу оценить, что влечет за собой инклюзия, а что – коррекция. К примеру, Вася не выносит резкие звуки. Я представляю, что будет с ним в коррекционной группе, где дети часто очень сильно кричат – он просто забьется в угол и будет там сидеть». Лучше, если ваше представление о возможностях и жизненных ориентирах своего ребенка будет подкреплено мнением опытных специалистов. Но все равно готовьтесь, что ваша позиция может быть расценена членами ПМПК как «нездоровые амбиции мамы, которая не хочет видеть реальности».
Факт 6: На аргументы «Дайте шанс», «Давайте попробуем» трудно возразить
В ситуации Булгаковых именно такие формулировки, которые Валерия повторяла, как мантру, и в разговоре с логопедом, и в общении с ПМПК, сыграли, наверное, решающую роль. Потому что на них действительно трудно возразить. Мало того, этими словами можно противостоять даже аргументу «Не положено». «Комиссия подчеркивала, что в саду только логопункт, где с нашим ребенком-инвалидом заниматься не обязаны», – говорит Валерия. Но позиция «Дайте шанс» никого не связывает жесткими ожиданиями, требованиями, обязательствами: попробуем, если получится – хорошо, нет – будем искать другие варианты. А там, где есть свобода, и действовать легче.
Факт 7: На ПМПК лучше приходить с группой поддержки и диктофоном
Это очень важный момент. Валерия оказалась на комиссии одна, лицом к лицу с четырьмя экспертами. Хорошо, что Вася вел себя спокойно и не требовал маминого внимания. А если бы он заволновался, начал капризничать, бегать?.. «Передо мной на комиссии была одна мама, – рассказывает Валерия Булгакова, – и когда она выходила, то на ней просто лица не было. Казалось, что на нее ушат воды вылили. Я даже представить не могу, что ей наговорили про ребенка!» Так что лучше взять с собой кого-то из родственников или педагогов.
Факт 8: Все люди разные. Хороших больше
История Булгаковых закончилась неплохо. «Не знаю, откуда у меня взялись силы, – говорит Валерия. – Я сидела и рассказывала этим людям о возможностях своего ребенка, приводила аргументы, отвечала на их вопросы. Внутри, конечно, все кипело, но мне хватило терпения не показать раздражение и обиду. В итоге председатель комиссии позвонила в местное управление образования, где получила разрешение на наши занятия. И характеристику ПМПК в итоге дала хорошую, отметив Васино дружелюбие, спокойствие, знания. Логопедическую программу “прописали” на два года – как раз до школы. Надеюсь, что вся эта нервотрепка была не зря».
И мы надеемся. Как и на то, что с каждым годом будет все меньше комиссий, в которых сидят люди, привыкшие встречать детей по диагнозу, не верящие в их возможности. И верим, что все-таки хороших людей больше. А потому и справедливых комиссий будет больше.
От редакции: по словам специалистов Даунсайд Ап, в том числе являющихся членами ПМПК, в этой статье есть спорные моменты, комментарии к которым составили бы несколько отдельных статей. Но важно понять, что сейчас российское образование переживает сложнейший этап: глобальные перемены происходят на наших глазах, и негативный результат этого – непонимание между родителями, специалистами ПМПК и сотрудниками образовательных учреждений. Одна из главных его причин – многие процедуры взаимоотношений не проработаны законодателями, есть пробелы, которые решаются на усмотрение сторон. На страницах нашего журнала мы продолжим развивать эту, безусловно, важную тему, а пока желаем родителям удачи и терпения и верим, что принцип «предупрежден значит вооружен» все же работает.
О нюансах взаимодействия с ПМПК вы можете прочитать в журнале «Сделай шаг», № 1 (49), 2014, а также на сайте РООИ «Перспектива»
[1] Психолого-медико-педагогическая комиссия.
Источник