Плавание для детей с синдромом дауна москва
Санкт-Петербургское Государственное
Казенное Учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13
Адмиралтейского района»
Методическая разработка
конспекта индивидуального занятия по плаванию
с ребенком с синдромом Дауна
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Александрова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург, 2018
Актуальность
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.
Контингент: дети с синдромом Дауна
Цель:
Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых
Задачи:
- Адаптация организма к внешним раздражителям
( водная среда);
- Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
- Развитие дыхательной мускулатуры;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
- Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
- Эмоционально-психологическая разрядка.
Материалы и оборудование:
- Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
- Круги для плавания
Ход занятия
Подготовительная часть
На суше.
1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:
цель:
профилактика деформации стоп
укрепление мышц нижних конечностей
координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата
развивать навыки лазания
а) ходьба по ребристой дорожке;
б) перешагивание (горизонтальная лестница);
в) проползти в тоннель;
г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.
Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.
Дозировка: 3-4 минуты
2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.
Основная часть
На воде.
1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.
Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.
Дозировка: 4-5 раз
2. упражнение «Сделаем дождик»
цель: адаптация к водной среде
Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.
Дозировка:3-4 раза
3. упражнение« Плаваем ручками»
цель: развитие силы мышц рук
Подготовительные движения рук в воде для развития базовых движений при плавании
Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет
(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.
Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении
4. упражнение «Фонтанчики»
цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль»
Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).
Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху — вниз; старается выпрямлять ноги при движении.
Дозировка: 2-3 минуты
5.отталкивание от бортика ногами
цель: укрепление мышц тазобедренного сустава
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.
Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.
Дозировка: 4-5 раз
6. упражнение «Покрутись»
цель: развитие вестибулярного аппарата
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.
Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.
Дозировка: 2-3 минуты
7. упражнение « Отдыхаем»
цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.
Дозировка: 1 минуту
8. бег по дну бассейна
цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений
Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками
Дозировка: 1 бассейн
9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога)
цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела
Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).
Методические рекомендации:
Указывать ребенку «На груди», «На спине».
Дозировка: 2 бассейна
10. упражнение «У кого больше пузырьков» — повтор упражнения 1.
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Дозировка: 4-5 раз
Заключительная часть
Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.
цель: эмоциональная разрядка
Методические рекомендации: предлагать ребенку варианты игр.
На суше.
Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.
Выводы:
- В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
- Правильно поставленная инструктором, работа на воде — по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).
Заключение
Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).
2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005
3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000
4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.
5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.
6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно
(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.
7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.
8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.
9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.
10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.
11.Янушанец Никита
Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.
Источник
Олег: Набор в группы по плаванию
Москва Проводится набор детей в группы обучения плаванию от 3 лет. Информацию по записи в группы, расписанию занятий и стоимости можно уточнить по телефону.
ОАО Чайка: Занятия по плаванию для детей. Бассейн «Чайка»
5
Москва, м. Парк культуры, Турчанинов переулок, 3с1 Занятия по плaванию для детей в спортивно-оздоpовитeльном кoмплeксе «Чайкa».
Детскиe гpуппoвыe и индивидульныe занятия. Споpтивнoе плавание, вoднoе поло, синхрoннoе плавание, дайвинг.
Совремeнный …
Мария: Тренер по плаванию
Москва Бассейн на Никулинской!
Предлагаю услуги по обучению детей плаванию! Дни занятий понедельник, среда, пятница! Звоните для более точной информации!
Viktoria Lepshova: Занятия по плаванию
Москва, м. Бабушкинская, проезд Дежнёва, 9к3 Квaлифициpoванный тpенер по плаванию
Kмс пo плавaнию
Набираю гpуппу детей пo плaвaнию
Taк же рассматривaются пеpcoнaльные тpениpовки пo плавaнию для детeй и взpослых, a тaк жe зaнятия пo акваaэробике
Bы …
Обучение плаванию
Москва, м. Юго-Западная М. Университет, ул. Крупской 1/1 бассейн Фок Надежда. Утром с 7 до 14 ч. стоимость занятия 300 р. С 18. 45 до 22. 30 — 500 р. Длительность занятия 45 мин. С 7 лет дети и взрослые любых …
Сергей Юрьевич: Плавание для детей
Москва, м. Петровско-Разумовская, Лиственничная аллея, 12Б Обучение плаванию детей 6-8 лет. 2 раза в неделю. Понедельник, среда 19. 15 — 20. 00.
Обучение плаванию детей
Москва, м. Выхино Обучение плаванию детей с 4-х лет. Занятия проводятся в бассейне ст. м Выхино; ст. м Преображенская Площадь
Татьяна: Обучение плаванию детей от 2-х лет и взрослых
Москва, м. Водный стадион Тренер Соколова Татьяна, мастер спорта по плаванию, кандидат в мастера спорта по триатлону. Обучаю детей и взрослых плаванию . Цены на занятия в группе — 3800 руб. за 8 занятий . Персонально …
Валентина Рогозова: Обучение плаванию детей
Москва, посёлок Коммунарка Плавать раньше чем ходить!!!! Занятия в бассейне для детей совместно с родителями и инструктором в детском бассейне п. Газопровод. Первое ознакомительное занятие бесплатно
алексей: Плавание для взрослых и детей
Москва, м. Калужская, Профсоюзная улица Обучение плаванию детей и взрослых. Групповые и индивидуальные занятия.
Диана: Тренер по плаванию
Москва, м. Бибирево, Алтуфьевское шоссе, 70к2 Специализация : оздоровительное плавание для взрослых и детей, обучение плаванию как детей любого возраста, так и взрослых ( уровень подготовки любой) , повышение мастерства, подготовка к соревнованиям.
Юрий: Персональный тренер по плаванию
Москва Индивидуальные тренировки по плаванию для детей с 5-ти лет. Выезд к клиенту, возможен выезд за город. Стремлюсь, чтобы Ваши дети научились не только плавать, но и получать от этого удовольствие. …
Елена: Плавание: грудничковое,гидрореабилитация,обучение
Москва, м. Свиблово, Подмосковье. Обучeние плаванию дeтей и взрослых.
Группoвые и пeрсoнальныe зaнятия по плaвaнию c дeтьми.
ЛФK пo Cандакову.
Aдaптивнoe плaвaние для ocобeнныx дeтей c ДЦП, aутизмом, синдромoм Даунa, c нарушeниeм … в месяц за аренду бассейна. возраст детей: от рождения. теплая чистая вода. опытный дипломированный тренер.
2. м. медведково, санаторий «светлана» занятия в теплой морской воде. ..
Андрей: Школа плавания
Москва Школа плавания PantaReiSwimming продолжает набор детей и взрослых. Занятия проходят по групповым и индивидуальным программам
Баходир: Языковые курсы: Английский язык
9
Москва, м. Новогиреево, Свободный проспект, 39к1 Aнглийcкий язык для взрослых и детей! Языковые курсы.
Пpивет! Я, Бaходир, пpедлагаю ИНTEPECHЫЕ и 100% РЕЗУЛЬTATИBHЫE занятия aнглийcким языком.
* Bceго 3 минуты пeшкoм oт мeтpо «Hoвогиpеевo» … триатлону и кандидат мастера спорта по плаванию, умею мотивировать!
* пробный урок на определения уровня в подарок!
что входит на пробный урок?
на пробном уроке вы узнаете свой уровень, вы..
Эльвира: Обучение плаванию детей и взрослых
Москва, м. Саларьево Обучение плаванию детей и взрослых как «с нуля», так и совершенствование техники по всем стилям плавания (кроль, спина, брасс, баттерфляй). ОБУЧЕНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ! Кандидат в мастера спорта по плаванию, …
Обучение плаванию детей
Москва, м. Водный стадион Зебра на ленинградке. Идет набор в группу по плаванию. Цены на группы: плавание 1 мес: 4 занятия — 3800р, 8 занятий — 2500р; абонемент плавание+ зал, 1 мес. 4 занятия- 3200р, 8 занятий — 5600р. …
Компания: Обучение плаванию детей с 2х лет
2
Москва, м. Жулебино Индивидуальные занятия оздоровительным, спортивным и реабилитационным плаванием для детей с рождения до 7 лет. Занятия проводит профессиональный инструктор.
Обучение плаванию взрослых и детей
Москва, м. Авиамоторная Обучение плаванию детей и взрослых. Совершенствование техники (дельфин, спина , брасс, кроль). Комфортная обстановка на занятии. Мастер спорта , высшее физкультурное образование, большой опыт работы.
Сергей: Обучение плаванию
5
Москва, м. Юго-Западная Спортивный Клуб Элемент — клуб водных видов спорта. Бассейны в ЮЗАО и ТиНАО. Адреса: Школа 1329, Никулинская, 10 МИСиС, Профсоюзная, 83Б Восход, Щорса, 6 Альбатрос, Внуково ФОК в п. Газопровод … плавание для детей с 4 лет и взрослых -индивидуальные и групповые тренировки -плавание для аутистов -аква-аэрорбика. в нашем спортивном клубе преподают только..
Петр: Обучение Плаванию
5
Москва, м. Свиблово Объявлен набор в детские секции по плаванию для детей УМЕЮЩИХ ДЕРЖАТЬСЯ НА ВОДЕ. Занятия проводит Мастер Спорта Международного класса по плаванию. Призер, победитель и участник чемпионатов и первенств …
Обучение плаванию (персональный тренинг)
5
Москва, м. Коломенская Провожу набор обучающихся плаванию всех возрастных категорий. Дети от 3ех лет. Немного о себе: — Высшее образование по специализации плавание (ВГАФК); — Стаж тренировок 23 года; — МС по плаванию; …
Обучение плаванию взрослых и детей
Москва, м. Семеновская Проводится набор в группы по плаванию для детей и взрослых. для детей от 7 до 13 лет 7000р в месяц(12 занятий). Для взрослых 8000 р в месяц(8 занятий)Есть мини группы до 4 человек 15000р в месяц(8 занятий)опытные …
Набор в группу по плаванию «Дети»
Москва, м. Каширская Открыт набор в группы по плаванию для детей, как начального уровня так и уже умеющих плавать: Группа 1: 5-9 лет. Группа 2: 10-16 лет. Обучения спортивным видам плавания ( Дельфин, Спина, Брасс, …
Обучение плаванию грудничков, детей 3 до 14лет
6
Москва Начальное обучение плаванию детей всех возрастов, Персональные и групповые занятия в бассейне , Центральный административный округ.
Источник
Все чаще и чаще от специалистов, работающих с ребятами, с синдромом Дауна, можно услышать, что такие детки практически ничем не отличаются от обычных. Те же потребности, те же эмоции, разве что для их обучения требуется немного больше времени.
Этого мнения придерживается и Галина Евгеньевна Шамина, специалист из Нижнего Новгорода, посетившая наш центр на прошлой неделе.
Галина Евгеньевна окончила Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, является педагогом высшей квалификационной категории, работает в центре «Диво» с дошкольниками, обучает их плаванию.
-Наш центр сотрудничает с недавнего времени с организацией «Сияние», которая занимается обучением и развитием ребят с синдромом Дауна. Таким образом, и мы приобщились к помощи этим деткам. -говорит Галина Евгеньевна. -Сначала было страшно. И дело не столько в психологическом барьере, сколько просто в отсутствии знаний о том, как работать с такими ребятами. Вроде бы дети и дети, но подход-то к ним нужен особый. Однако, затем понимаешь, что разница только во времени обучения. Показываешь что-то большее количество времени, отрабатываешь дольше…и все! У детей наблюдается динамика развития. Им очень нравится «общаться » с водой.
А вода, как известно, творит чудеса. Придешь к бассейну усталым- выйдешь набравшимся энергии, а если наоборот, некуда будет силы тратить- вода и эту проблему решит.
А еще рассказала Галина Евгеньевна о том, что помимо общеукрепляющей и оздоравливающей функции, вода помогает …. умственному развитию. Среди профессиональных пловцов много интеллектуалов. Специалист нашего центра Надежда Александровна Яковлева объяснила это так : «Кожа — самый большой орган, следовательно, на нем находится самое большое количество рецепторов по сравнению с остальными. Раздражение этих рецепторов стимулирует развитие коры головного мозга».
-А еще, находясь в воде, человек испытывает чувство объемной невесомости, двигается правильным образом. Так же как и когда катаешься на лошади — движение получается объемным, не двух плоскостях, а в трех .-добавила Галина Евгеньевна.
Дети с синдромом Дауна- обычные дети, и также как и остальные дети они иногда боятся воды. Порой приходит ребенок в группу, а подойти к бассейну страшно,- пусть посидит около него, ничего страшного. Через два-три занятия он сам попросится в воду, насмотревшись на то, как весело и интересно другим. А какую эмоциональную отдачу получает педагог после занятия!
-Если ребенок просто смотрит, следит за действиями, это значит, что на 90% он эти движения повторил, уже находится в самом процессе ,- замечает специалист,- «на занятиях в «Даунсайд Ап» ребятам интересно, они внимательны. За три часа дети не чувствуют раздражения, не устают. Наверное, благодаря квалифицированным педагогам, уроки которых имеют грамотную структуру и не несут в себе ничего лишнего».
В день нашего разговора с Галиной Евгеньевной на фестивале «Протеатр» был показан спектакль труппы из Новосибирска «Я такое дерево». Спектакль в жанре «черного театра», где одежда актеров – черная, фон — черный, а на руках белые перчатки. Иногда-отдельные актеры одеты во все белое. И из освещения — ультрафиолет. Выражения эмоций можно добиться за счет пластики тел, рук, движений. За полчаса на сцене родились удивительные образы Адама и Евы, Пигмалиона и Галатеи, инсценировка песни Владимира Высокого и детской «Коробки с карандашами». Но финальным аккордом стал монолог на музыку М.Таривердиева и стихи Г. Поженяна «Я такое дерево»
…..Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят, не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо.
Не потому что я лучше других деревьев, нет.
А просто, я другое дерево.
Я такое дерево…..
Актерами были слабослышащие студенты из реабилитационного центра. И каждый из них мог выразить себя жестами, движениями. Те же эмоции, но чуть-чуть по-другому. Они — «ТАКИЕ деревья». Как и ребята из нашего центра- «другие деревья», просто другие и все…
Пусть они тянутся ввысь, к солнцу….
Источник