Планы работы в школе с детьми с синдромом дауна

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.
Месяц
Задачи
Содержание работы
Результат
Сентябрь
«Игрушки»
Расширение словарного запаса: название игрушек.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».
Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»
Рисование и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».
Обследование игрушек.
Октябрь
«Человек, части тела»
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики». «Раз, два, три, четыре, пять», «Пальчик о пальчик».
Игры: с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».
Лепка: «Колбаски и бублики»
Упражнение « Покажи части тела»
Ноябрь
«Осень»
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».
Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.
Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»
Рисование и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».
Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.
Декабрь
«Одежда»
Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развивать понимание обращенной речи.
Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».
Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду» «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»
Рисование и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».
Рассматривание одежды и обуви.
Январь
«Зима»
Развивать понимание обращенной речи.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»
Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»
Рисование и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».
Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»
Февраль
«Домашние животные и птицы»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».
Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».
Игры с прищепками — «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»
Рисование и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .
Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»
Обследование игрушек.
Март
«Семья»
Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.
Развитие понимания речи. Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик — ежик» «Моя семья» «Теремок».
Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала» «Поставь на место» « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».
Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»
Рисование и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».
Ручной труд: «Рыба»
Конструирование: «Домик из кубиков»
Апрель « Дикие животные»
Расширение словарного запаса: название животных.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать моторику рук.
Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».
Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит». «Кто больше?» — расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»
Рисование и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».
Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»
Май
«Насекомые»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое — летает, кружиться, садиться.
Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».
Игры: «Сверху — снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»
Игры с пуговицами: «Бабочка» .
Рисование и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка — красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».
Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»
Обследование и рассматривание игрушек, насекомых
Источник
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
Одна из примет нашего времени — удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием в умственном развитии. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они поняли, что эти дети могут так же как и другие, учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.
Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.
Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди обычно развитых сверстников, такой ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры, ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.
Уже известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов и педагогов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.
Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
Во всем мире людей с синдромом Дауна называют » солнечными» — настолько они дружелюбны, открыты, добры и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И как все дети, они любят шалить, играть, читать, танцевать, узнавать что-то новое.
Но жить, учиться и проявлять свои таланты, развиваться дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания — как со стороны семьи, так и всего общества.
Большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и жизни в семье показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.
Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, добродушием, ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный тонус — это хорошая основа для воспитательной работы. Такой ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
Детям с синдромом Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений, они различают цвета. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Существует большое количество методик, которые позволяют эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна взрослым необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Но надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные предметы, звуки, слова и т. д.
Дети с синдромом Дауна не умеют самостоятельно рассматривать, вглядываться. Для них характерны трудности восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Такие дети часто не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы столовую, туалет или свой класс. Могут ошибаться при определении времени на часах, дней недели, времен года.
Эти дети часто болеют. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у таких детей маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать, а, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Из всего вышесказанного, можно определить особенности речи детей с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:
— дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными словами без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
— в возрасте 11-13лет у этих детей может возникнуть заикание;
-слабое развитие фонематического слуха, медленный темп усвоения речи окружающих;
— замедленный темп артикуляции;
— дизартрия.
Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи; словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.
Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.
Все это определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна это их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
— развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
— воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения (Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Больше необходимо уделить внешним формам поведения);
— трудовое обучение (Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда);
— сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем.
I направление. Формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа — глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов:
1. Идентификация предметов по признаку цвета.
2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета.
3.Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.
4. Формирование словесного обозначения цвета предмета.
5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
6. Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности.
7. Формирование представления о форме предмета.
II. Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете:
1. Идентификация предметов в целом.
2. Идентификация предметов по форме.
3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.
4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
5. Формирование умения словесно обозначить форму предмета.
6. Обобщение разноцветных геометрических фигур.
7. Классификация по форме, без контурных эталонов.
8. Нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.
9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.
III. Формирование представлений о величине:
1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.
2. Формирование представлений о длине предмета: «длинный — короткий «.
3. Формирование представлений о ширине: » широкий — узкий».
4. Формирование представлений о высоте » высокий — низкий».
IV. Формирование пространственных представлений:
1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе:
» Я — точка отсчета»
2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека
3. Ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова — находятся вверху, ноги -внизу, животик — спереди, спинка — сзади)
4. Ориентация на листе бумаги.
V. Формирование представлений о времени:
1. Формирование представления «сутки».
2. Формирование представлений о временах года.
3. Формирование временных понятий: » вчера — сегодня — завтра».
4. Формирование временных понятий: » дни недели».
VI. Формирование тактильно двигательного восприятия:
1. Ориентация в тактильных ощущениях.
2. Развитие зрительно двигательной координации.
3. Развитие стереогнозиса (это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь).
VII. Коррекция слухового восприятия — имеет первостепенное значение для развития речи:
1. Слуховое восприятие неречевых звуков.
2. Слуховое восприятие речевых звуков.
3. Развитие ритмического слуха.
VIII. Коррекция мышления.
Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
С такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в » обычную жизнь» — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.
Обделенный здоровьем и некоторыми способностями ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок — прекрасные душевные качества. Подобные дети очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.
Дети с синдромом Дауна учат людей любить друг друга такими , как есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии.
Список литературы
1. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.
2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.
4. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.
5. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
Источник
Ирина Каргина
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна
СЕНТЯБРЬ
Ребенок на обследовании
ОКТЯБРЬ
Тема «Осень»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)
Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Тема «Овощи»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение вращать карандаш между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Капуста»
Упражнять в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Овощи».
Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру. Тема «Фрукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Апельсин»
Учить имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.
3. Трафареты «Фрукты». Учить работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру Тема «Грибы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение катать каштан между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Грибы»
Учить складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.
3. Игра «Выложи грибок» (мозаика крупная)
Учить составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.
НОЯБРЬ
Тема «Одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
Формировать умение катать фасоль между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Рукавицы»
Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.
3. Шнуровка «Завяжи шапочку»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование Тема «Деревья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.
Формировать умение катать жёлуди между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Деревья»
Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.
3. Игры с прищепками «Дерево»
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.
Тема «Перелётные птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Кукушка»
Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Птицы»
Учить рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки. Тема «Домашние птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Пальчиковая игра
«Петушок»
Упражнять в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.
3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками).
Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.
ДЕКАБРЬ
Тема «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Учить прокатывать каштан между пальцами.
2. Рисование в нт «Снежинки» (пальчиками) Учить рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Зимняя одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.
Продолжать учить массажировать кончики пальцев прищепками
2. Пальчиковая игра «Варежки»
Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого
3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей). Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.
Тема «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей
3. Игры с прищепками «Снежинка».
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Тема «Новый год»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»
Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.
3. Рисование «Украсим ёлочку»
(рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев.
ЯНВАРЬ
Тема «Мебель»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение прокатывать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Стол, стул»
Развивать мелкую моторику.
3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки) Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу. Тема «Посуда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая
игра
«Помощники»
Формировать умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).
3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха) Формировать умение действовать по указанию педагога, учить брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев Тема «Транспорт»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Лодочка»
Учить складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.
3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)
Учить выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
ФЕВРАЛЬ
Тема «Семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Учить вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.
2. Пальчиковая игра «Семья»
Учить по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики
3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)
Учить выкладывать фигуру человека из пуговиц Тема «Игрушки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»
Закрепить умение сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.
3. Трафареты «Игрушки»
Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Профессии»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Продолжать учить мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.
2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»
Учить имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Игра «Завяжи узелки»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки. Тема «Праздник пап»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»
Упражнять в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.
3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)1
Продолжать учить рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.
МАРТ
Тема «Весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Прдолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Весна»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание. Тема «Мамин праздник»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Мамочка»
Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы на руках.
3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Детский сад»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра
«Наша группа»
Развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству. Тема «Обувь»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение катать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Ботинки»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки»
Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.
АПРЕЛЬ
Тема «Продукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Каша»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Космос»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Луноход»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Игра «Собери ракету» (мозаика)
Продолжать учить составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. Тема «Цветы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Мак»
Учить поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.
3. Игра «Выложи цветок» (мозаика)
Формировать умение составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.
Тема «Насекомые»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Пчела»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Шнуровка «Бабочка»
Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.
МАЙ
Тема «Ягоды»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Учить сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.
Тема «Ягоды»
1. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)
Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования Тема «Каникулы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Закрепить умение массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»
Учить соприкасать кончики пальцев друг с другом. Тема «Каникулы»
Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)
Закрепить умение рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.
Источник