План работы логопеда с ребенком с синдромом дауна
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.
Месяц
Задачи
Содержание работы
Результат
Сентябрь
«Игрушки»
Расширение словарного запаса: название игрушек.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».
Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»
Рисование и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».
Обследование игрушек.
Октябрь
«Человек, части тела»
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики». «Раз, два, три, четыре, пять», «Пальчик о пальчик».
Игры: с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».
Лепка: «Колбаски и бублики»
Упражнение « Покажи части тела»
Ноябрь
«Осень»
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».
Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.
Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»
Рисование и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».
Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.
Декабрь
«Одежда»
Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развивать понимание обращенной речи.
Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».
Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду» «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»
Рисование и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».
Рассматривание одежды и обуви.
Январь
«Зима»
Развивать понимание обращенной речи.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»
Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»
Рисование и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».
Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»
Февраль
«Домашние животные и птицы»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».
Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».
Игры с прищепками — «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»
Рисование и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .
Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»
Обследование игрушек.
Март
«Семья»
Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.
Развитие понимания речи. Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик — ежик» «Моя семья» «Теремок».
Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала» «Поставь на место» « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».
Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»
Рисование и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».
Ручной труд: «Рыба»
Конструирование: «Домик из кубиков»
Апрель « Дикие животные»
Расширение словарного запаса: название животных.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать моторику рук.
Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».
Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит». «Кто больше?» — расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»
Рисование и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».
Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»
Май
«Насекомые»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое — летает, кружиться, садиться.
Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».
Игры: «Сверху — снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»
Игры с пуговицами: «Бабочка» .
Рисование и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка — красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».
Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»
Обследование и рассматривание игрушек, насекомых
Источник
Ирина Каргина
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна
СЕНТЯБРЬ
Ребенок на обследовании
ОКТЯБРЬ
Тема «Осень»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)
Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Тема «Овощи»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение вращать карандаш между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Капуста»
Упражнять в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Овощи».
Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру. Тема «Фрукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Апельсин»
Учить имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.
3. Трафареты «Фрукты». Учить работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру Тема «Грибы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение катать каштан между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Грибы»
Учить складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.
3. Игра «Выложи грибок» (мозаика крупная)
Учить составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.
НОЯБРЬ
Тема «Одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
Формировать умение катать фасоль между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Рукавицы»
Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.
3. Шнуровка «Завяжи шапочку»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование Тема «Деревья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.
Формировать умение катать жёлуди между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Деревья»
Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.
3. Игры с прищепками «Дерево»
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.
Тема «Перелётные птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Кукушка»
Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Птицы»
Учить рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки. Тема «Домашние птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Пальчиковая игра
«Петушок»
Упражнять в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.
3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками).
Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.
ДЕКАБРЬ
Тема «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Учить прокатывать каштан между пальцами.
2. Рисование в нт «Снежинки» (пальчиками) Учить рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Зимняя одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.
Продолжать учить массажировать кончики пальцев прищепками
2. Пальчиковая игра «Варежки»
Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого
3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей). Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.
Тема «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей
3. Игры с прищепками «Снежинка».
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Тема «Новый год»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»
Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.
3. Рисование «Украсим ёлочку»
(рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев.
ЯНВАРЬ
Тема «Мебель»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение прокатывать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Стол, стул»
Развивать мелкую моторику.
3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки) Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу. Тема «Посуда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая
игра
«Помощники»
Формировать умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).
3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха) Формировать умение действовать по указанию педагога, учить брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев Тема «Транспорт»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Лодочка»
Учить складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.
3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)
Учить выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
ФЕВРАЛЬ
Тема «Семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Учить вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.
2. Пальчиковая игра «Семья»
Учить по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики
3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)
Учить выкладывать фигуру человека из пуговиц Тема «Игрушки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»
Закрепить умение сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.
3. Трафареты «Игрушки»
Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Профессии»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Продолжать учить мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.
2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»
Учить имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Игра «Завяжи узелки»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки. Тема «Праздник пап»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»
Упражнять в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.
3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)1
Продолжать учить рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.
МАРТ
Тема «Весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Прдолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Весна»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание. Тема «Мамин праздник»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Мамочка»
Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы на руках.
3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Детский сад»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра
«Наша группа»
Развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству. Тема «Обувь»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение катать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Ботинки»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки»
Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.
АПРЕЛЬ
Тема «Продукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Каша»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Космос»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Луноход»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Игра «Собери ракету» (мозаика)
Продолжать учить составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. Тема «Цветы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Мак»
Учить поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.
3. Игра «Выложи цветок» (мозаика)
Формировать умение составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.
Тема «Насекомые»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Пчела»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Шнуровка «Бабочка»
Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.
МАЙ
Тема «Ягоды»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Учить сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.
Тема «Ягоды»
1. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)
Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования Тема «Каникулы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Закрепить умение массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»
Учить соприкасать кончики пальцев друг с другом. Тема «Каникулы»
Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)
Закрепить умение рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.
Источник
Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словарного запаса, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам. В развитии речи главное — набраться терпения и много разговаривать с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучении и профессиональном росте.
Задачи
Задачи логопедической работы:
- должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
- внимание и слуховое восприятие должны развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
- улучшение произношение, увеличение четкости разговора;
- развитие артикуляционных мышц;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
- развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
- развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
- чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
- обучение звуковому анализу;
- улучшения связной речи.
Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.
Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первом этапе стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.
Звукопроизношение
Развитие звукового произношения и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.
Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом нужно переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.
Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.
Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.
Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут быть заменены более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть это будет простое занятие, но с практическим результатом. А наличие результата — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.
Разговорные навыки
У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень хорошо понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.
Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Желательно часть занятий проводить на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.
Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.
После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое занятие, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.
Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.
Письмо и чтение
Завершающим этапом речевого обучения является обучение чтению, а затем и письму. Конечно, лучше эти два вида деятельности совмещать. Буквы можно начинать учить довольно рано — как не странно, но дети с синдромом Дауна могут различать все буквы алфавита уже в двухлетнем возрасте. Это еще раз говорит о том, что при прилежной работе ребята с синдромом могут во многих случаях опережать в развитии детей, которые не имеют врожденного заболевания, но также не имеют такого преимущества, как интенсивное обучение.
Чтение дает возможность устно анализировать состав слова, письменная форма речи дает еще больше времени для совершенствования речи, ведь процесс идет медленно, и можно многократно повторять звуки, слоги, слова, совершенствуя произношение. В процессе обучения письму вырабатывается умение соотносить букву и звук, ведь часто слова пишутся немного иначе, чем произносятся.
На этом этапе ребенок учится образовывать составные слова, а также изменять простые. Вырабатывается не только произношение, но умение вставлять слова в правильной форме исходя из других форм в предложении. Также чтение и письмо — хорошая возможность добавить в словарный запас сложные слова, которые не так часто встречаются в разговорной речи.
Занятия с логопедом или родителем должны продолжаться около получаса каждый день, можно полчаса сутра и полчаса вечером.
В заключении можно сказать, что для того, чтобы ребенок правильно и результативно общался, ему нужно много общаться с обычными детьми. При этом преодолеваются трудности, с которыми так или иначе ребенок будет сталкиваться всю жизнь — непонимание, возможно нежелание других детей идти на контакт. Родители должны позаботиться, чтобы уровень развития малыша был достаточным для посещение обычной школы и обычного садика, ведь поведение ребенка часто подражательное — он хорошо развивается в коллективе, и одновременно социализация затруднена, если круг общения ограничен родными либо ребятами, которым также трудно дается общение.
Источник