План индивидуальной работы психолога с детьми с синдромом дауна
Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.
Утро
Вечер
Сентябрь
Диагностика.
Диагностика.
Октябрь
Упражнение «Привет, ладошки»
Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.
Дид. Игра по развитию речи «Животные»
Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»
Речевое упражнение «Имена»
Закрепить имена детей группы, воспитателей.
Речевое упражнение «Попрощайся»
Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями.
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой.
Дать первоначальные навыки общения между сверстниками.
Упражнение «Уберём на место»
Учить после игр складывать игрушки в коробочку.
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой»
Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик»
Упражнение «Соберем пирамидку»
Развитие мелкой моторики рук.
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой»
Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию.
Дид. Игра с мишкой.
«У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?»
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»
Выработка длительного речевого выдоха.
Игра на обогащение словаря.
«Назови, что нарисовано на карточке»
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)»
Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени»
Упражнение по физо «Поймай мяч»
Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки.
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков»
На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик»
Учить различать предметы по форме: шарик, кубик.
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски.
Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.
Задание: закрой все шары, назови цвета.
Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели»
Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе.
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто
Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой.
Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки»
Ходьба по прямой дорожке, координация движений.
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку»
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок»
Учить ходьбе с высоким подниманием колена.
Игра «Ловкие пальчики»
Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: мозаика.
Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы.
Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?»
Материал: дудочка, барабан, погремушка.
Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам.
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться»
Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук.
Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь»
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико»
Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек)
Игра «В гостях у сказки»
Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой.
Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице.
Игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия.
Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей.
Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.)
Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Помочь ребенку выполнять роль пациента
(поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача)
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева»
Воспитание речевого дыхания.
Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой»
Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков.
Рассматривание предметных картинок «Одежда»
Упражнение «Назови, что это?»
Обогащение словаря, побуждать к повторению слов.
Игра «Ловкие пальчики» (усложнение)
Материал: мозаика, фольга.
Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.
Игра «Поющие шарики»
Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки)
Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.
Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у»
Упражнение по физо.
Учить делать повороты вправо-влево.
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане»
Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого.
Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки»
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет.
Знакомство с пространственной средой группы.
Складывание пазлов (3-4штуки).
Развитие мелкой моторики рук, мышления.
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом.
Формировать правильные уклады языка и губ.
«Улыбка» (растянем губки).
«Хоботок» (соберем в трубочку).
«Окошка» (откроем ротик).
Упражнение «Шнуровка».
Развитие мелкой мускулатуры рук.
Упражнение «Попоем вместе песенку».
Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание».
Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице».
Развивать ориентировку в пространстве.
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке».
Закрепление понятия «Длинный-короткий».
Игра «Ловкие пальчики».
Учить манипулировать мелкими предметами.
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме.
Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».
Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.
Упражнение «Привет, ладошки».
Наладить телесный контакт с ребенком.
Упражнение «Порви и скомкай бумагу».
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека.
Прыжки со скамейки (с помощью педагога).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнения «Веселые-грустные матрешки».
Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые».
Игра «покатаем шарики».
Развитие тактильного восприятия.
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик».
Закрепить представление о схеме лица человека.
Упражнение «Веселые матрешки».
Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии)
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино.
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки».
Воспитание речевого дыхания.
Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».
Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».
Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк.
Упражнение «Орех».
Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался»
Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения.
Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки».
Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов.
Упражнение «Мяч».
Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар).
Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается».
Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым.
Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же».
Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик.
Упражнение «Надуем шарик».
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение «Светочка, привет, привет!»
Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка».
Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу.
Упражнение по математике «Большой маленький дом».
Закрепление понятий «Большой-маленький».
Упражнение «Грустно-весело»
Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко).
Инд. работа по рисованию Нарисуем травку».
Учить держать кисточку, пользоваться краской.
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела.
Упражнение «Мишка кричит тихо, громко».
Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их.
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки».
Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии).
Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка).
Обогащение словаря, познавательное развитие.
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» — хоботок у слона.
«Улыбка» — вытягивание разомкнутых губ.
Дид. игра «Красивый букет».
Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета.
Игра «Покатаем шарик».
Развитие тактильного восприятия.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок».
Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря.
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя».
Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой».
Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги.
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» — движение языка вперёд-назад.
«Часики» — движение языка вправо-влево.
Индивидуальная работа по рисованию «Дождик».
Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша.
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».
«Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…»
Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия.
Упражнение «Домашние животные».
Закрепить названия животных, кто как говорит.
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева».
Развитие речевого дыхания.
Упражнение для развития челюстей.
«Бегемотики» — широко открываем и закрываем рот.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик,
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик,
Отдыхает бегемотик.
Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку».
Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой.
Упражнение «Спаси зайчиков».
Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания.
Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.)
Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам.
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» — круговые движения языком, «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу.
Дидактическая игра «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение «Красивые баночки».
Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами.
Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр».
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».
Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д.
Дидактическая игра «Мозаика».
Совершенствование захвата «щепотью».
Упражнение «Оденем крышки».
Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним.
Упражнение «Музыканты»
Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан.
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».
Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.
Упражнение «Разложи правильно».
Учить различать предметы по величине.
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада».
Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество.
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Стимулировать двигательную активность ребёнка.
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.
Дидактическая игра «Вставим форму».
Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии».
Формировать представление о своём «Я».
Учить узнавать сверстников, называя их по имени.
Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?»
Развитие зрительного и слухового внимания.
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.
Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д.
Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна».
Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна.
Источник
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Срок реализации программы
Возраст 7 — 10 лет
Автор-составитель:
коррекционный психолог
Абрамян Виолетта Артуровна
Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна
Оренбург
2018
Содержание
Пояснительная записка
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.
Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет — 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.
Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.
Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.
Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.
Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»
Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий — 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
Цель: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
развитие познавательной активности учащихся;
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
психологическая коррекция поведения ребёнка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Этапы коррекционно-развивающая программа:
IЭтап (диагностический):
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
IIЭтап (коррекционный):
На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);
поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).
III Этап (блок оценки):
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
IVЭтап (прогностический):
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.
2. Тематический план
Перспективный план работы
Содержание занятий
Часы
Коррекция когнитивных процессов
26
Коррекция социальных и коммуникативных умений
18
Коррекция поведения
14
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
10
Итоговые занятия
4
Всего часов за год
72
Всего часов в неделю:
2
Примерный годовой план распределения
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
Коррекция когнитивных процессов
3
3
3
3
2
3
3
3
2
1
Коррекция социальных и коммуникативных умений
3
2
2
2
2
1
2
2
1
1
Коррекция поведения
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговые занятия
1
1
1
1
Всего за месяц
9
8
8
8
7
7
7
7
6
5
Всего за год
72
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов (26 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация — напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»
2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения (14 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию — под контроль.
5 РАЗДЕЛ
Итоговые занятия
(4 часа)
ИТОГО: 72 ЧАСА
4. Методики используемые в программе
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Методики используемые на занятиях
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»
Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.
Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.
Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.
Коррекция восприятия.
Релаксация – напряжение.
Развитие рефлексивных навыков.
Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг «Среди людей»:
Освоение приёмов активного общения «Я и другие».
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю».
Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно».
Обучение владению собой.
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».
Сплочение группы «Учимся общаться».
Устранение барьеров общения «Я + Ты».
Стили общения.
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров».
Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.
Коррекция поведения «Познавая себя и других»
«Я — это я! Знаю ли я себя»
«Я и мои чувства»
«Что такое доброта?» (Занятие в технологии французской мастерской)
«Добрым быть на свете веселей»
«Добрым быть полезно»
«Правда, ложь, фантазия»
«Учимся управлять своими эмоциями»
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
«Что такое ДРУЖБА? «(Занятие в технологии французской мастерской)
«Настоящий друг». (Сказкотерапия, видеотренинг)
«Спокойствие. Учимся правильно дышать».
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»
«Я и Ты. Чем мы похожи».
«Поведение и культура»
Коррекция эмоционально-личностной сферы
«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.
«Послушание».
«Застенчивость».
«Агрессию – под контроль. Коммуникативность».
Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:
Методика «Векслера» (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Нормативно-правовая документация
Нормативные документы
Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.
Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.
Список литературы
Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2013
Бабкина Н. В. Радость познания. — М.: 2010
Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. «Задержка психического развития». — Ростов — на -Дону: «ФЕНИКС», 2014.
Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». — КЛИО, 2012.
Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». — СПб «РЕЧЬ», 2003.
Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. — М.: Новая школа, 2014.
Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». — М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». — Ярославль: «Академия развития», 2006.
Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». — М.: «ACT», СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». — СПб.: «Союз», 2007.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». — Ярославль: «Академия развития», 2011.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». — ПИЕЕР, 2014 г.
Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». -Чебоксары: «КЛИО», 2004.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» — М.: 2007
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИЕЕР, 2002.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». — М.: Новая школа, 1996
Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» — М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». — М.: 2000
Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». — М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. «Психогимнастика». — М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций». -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии