Пэп с синдромом мышечной дистонии
29 марта 2012, 15:01
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (ПЭП).
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде.
Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на «гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы» при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких «современных» формулировок).
ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА
В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин.
Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:
Цитата:1. Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
2. нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
3. Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения (см. ниже).
4. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. «Гипердиагностика» не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины «гипердиагностики» приводит к «размыванию» границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать «заболевание» оказывается «беспроигрышным» вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование «ПЭП» превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования «ПЭП». 2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка. Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.
1. Во-первых, тотальное диагностирование «ПЭП» приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
2. Во-вторых, «гипердиагностика» приводит к извращенным представлениям родителей о «норме» и «патологии». За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: «Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть „энцефалопатия“, а у него нет?»
3. В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка. 3. Негативные последствия для ребенка.«Гипердиагностика» имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.
1. Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом «ПЭП», имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
2. Во-вторых, «гинердиагностика» ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
3. В-третьих, «гипердиагностика» перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.
Источник: Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: «Питер», 2000 Н.П.Шабалов, А.Б.Пальчик
Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей.
Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография — РЭГ, эхоэнцефалоскопия — ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.
ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ
Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике — препараты для расслабления мышц, при судорогах — противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной «ПЭП» назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
1. Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. — церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
3. Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
4. Гомеопатические средства.
5. Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.
Источник
Нормальное развитие мышечного тонуса необходимо человеку для здорового функционирования его организма. Синдром мышечной дистонии – это целый комплекс симптомов, которые чаще всего обнаруживаются у детей первого года жизни. Чтобы маленький человек в будущем был полноценный, психическое, умственное и физическое развитие было в норме, данную патологию обязательно нужно лечить. Поставить такой диагноз может невропатолог, а предположить его наличие – педиатр. Именно поэтому не стоит пренебрегать регулярными посещениями врача.
Причины возникновения патологии
Обратить внимание родителей на нарушение развития их ребенка можно уже в первую неделю жизни малыша. Синдром мышечной дистонии у грудничка может появиться из-за:
- тяжелых родов;
- многоводия или маловодия в период вынашивания плода;
- асфиксии (обвития пуповиной, нарушений дыхания);
- внутриутробных болезней;
- родовых травм;
Тяжелые роды могут стать причиной появления такого синдрома
- генетических факторов;
- преждевременных родов;
- интоксикации организма матери в период вынашивания младенца (отравления пищей, употребление алкоголя, табакокурение);
- угрозы выкидыша (повышенного тонуса матки, длительного токсикоза, проблем с плацентой).
Синдром мышечной дистонии имеет код в МКБ 10 – G 24.8 (гипертонус и гипотония или гипотонус мышц). Если такой диагноз ставят слишком рано (3-4 дневному ребенку), то желательно показать малыша и проконсультироваться с несколькими врачами-невропатологами. Ведь не стоит забывать о природном, естественном повышенном тонусе мышц. Как правило, заболевание проявляется в возрасте 2-4 месяцев, оно становится явно заметно не только специалистам, но и родителям.
Важно обращать внимание на развитие ребенка. В настоящее время существуют книги, интернет-ресурсы, таблицы, где указано, что должен уметь ребенок и в каком возрасте. Конечно, каждый малыш индивидуален, и четко развиваться по книгам он не будет, но родителей должно насторожить, если, например, из 5-6 новых навыков ребенок ничего не может освоить.
Клиническая картина
Симптомы синдрома мышечной дистонии (СМД) у детей будут различаться. Это зависит от того, по какому типу развивается заболевание – гипотоническому или гипертоническому. В первом случае мышцы слишком расслаблены, во втором случае – напряжены.
Признаков повышенного тонуса мышц несколько:
- Излишняя беспокойность ребенка, неадекватная реакция на звуки и свет. Малыша трудно уложить спать, он часто плачет и кричит, во время кормления прерывается и плачет.
- Ножки и ручки ребенка будут напряжены и прижаты к телу, расправить конечности родителям малыша будет трудно. Грудничок находится в эмбриональной позе.
Симптомы синдрома мышечной дистонии у детей будут различаться
- Неправильное развитие мускулатуры конечностей. Кисти имеют вид «ласт тюленя», они развернуты наружу. В будущем ребенок из-за деформирования стопы будет ходить или на носочках, или полной стопой. Это может быть провоцирующим фактором косолапости и плоскостопия.
- Запрокидывания головы.
О слабом развитии мышечного тонуса будут говорить отставание ребенка в умственном и физическом развитии, вялость, безынициативность. Малыш не реагирует на яркие предметы, игрушки, звуки. У него нет желания схватить что-то ручками, перевернуться на бок или живот. По сравнению со своими сверстниками такой ребенок будет развиваться с большим отставанием.
Последствия синдрома
Для ребенка на ранних стадиях развития важна физическая активность, она стимулирует развитие мозга. Поэтому халатно относиться к данному диагнозу нельзя. Вы должны каждый месяц посещать участкового педиатра, а раз в 3-6 месяцев – невропатолога. Это все необходимо для раннего обнаружения патологий. Ведь если запустить синдром мышечной дистонии, последствия будут неутешительными. В будущем человек не сможет нормально передвигаться и самостоятельно обслуживать себя.
Если болезнь выявили и начали лечить, прогнозы благоприятны. Детский организм на первом году жизни хорошо поддается терапии. Мышцы, связки, кости пластичны, они восстанавливают нормальную функциональность.
Детский организм на первом году жизни хорошо поддается терапии
Лечение СМД
Исходя из того, каков вид патологии, какая стадия ее развития и возраст пациента, будет назначено различное лечение. Обязательно применяется ЛФК, массаж, медикаментозная терапия. Комплексный подход необходим для эффективного и быстрого выздоровления. Рассмотрим более подробно каждый вид терапии.
Массажи
Комплекс физических упражнений и массаж при синдроме мышечной дистонии очень важен. Так как тело грудничка податливое и пластичное, применяются различные виды массажа. Если у пациента гипотонус – стимулирующий, при гипертонусе – расслабляющий. Возможно использование комбинированных методик, например, когда у ребенка правая сторона тела – с пониженным тонусом мышц, а левая – с повышенным.
Курс лечения массажами составляет 7-10 дней. После этого родители уже самостоятельно должны каждый день проводить упражнения до года. Лечебный массаж имеет колоссальное значение в терапии СМД и, конечно же, имеет свои особенности:
- Он должен выполняться не на голодный желудок, но и не после еды.
- Его продолжительность должна составлять 20-35 минут. Если малыш нервничает, сильно кричит, для первых сеансов достаточно 15 минут.
Массажист разомнет ручки, ножки, спинку, шейку и лицевые мышцы. Как правило, к 2-3 сеансу ребенок привыкнет к такой процедуре и кричать не будет. Хотя не всем детям нравится разминание лица и рук, поэтому возмущения со стороны малыша все же будут. Родители в будущем самостоятельно могут проводить массаж ребенку, делать с ним упражнения и развивающие игры.
Физиотерапевтическое лечение
Существует огромное количество методик терапии данной патологии. Врачами используется:
- лазерное лечение;
- электрофорез;
- грязевые ванны и обтирания;
- бальнеологическая терапия;
- прогревания;
- магнитотерапия.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы, и только ваш лечащий врач сможет подобрать оптимальную схему терапии. Возможно комплексное лечение несколькими видами ЛФК. Помните, что чем раньше вы обратитесь к доктору, тем эффективнее будет терапия и лучше результат.
Медикаментозное лечение
Порой без применения медикаментов не обойтись. Ситуация усложняется тем, что маленьким пациентам можно назначать далеко не все лекарства. Поэтому иногда врачи выписывают «взрослые» медикаменты, но в особых дозировках. Пугаться этого не стоит, ведь опытному специалисту лучше знать, как лечить синдром мышечной дистонии.
Витамины группы В при лечении заболевания
Могут применяться:
- витамины группы В и комплексные препараты;
- средства для стимулирования мышечного и умственного развития (Кортексин, Семакс, Левокарнитин);
- препараты, улучшающие питание сосудов и мышц, восстанавливающие нервную проводимость (Актовегин, Церебролизин);
- ноотропные лекарства (Ноофен, Когнум).
В каждом конкретном случае терапия будет индивидуальна. Возможно, понадобится пройти курс уколов. Лечение синдрома мышечной дистонии направлено на восстановление нормальной работы мышечных и нервных волокон. Курс лечения составляет от 2 недель до 2 месяцев.
Пациентам с мышечной дистонией нужно будет постоянно наблюдаться у невропатолога. Также важно проводить курсы поддерживающей терапии (при необходимости). В большинстве случаев медицинские прогнозы благоприятны. Поэтому соблюдайте рекомендации врача, и ваши дети будут здоровы!
Источник
Наравне с перинатальной энцефалопатией (ПЭП) и гипертензионно-гидроцефальным синдромом, синдром мышечной дистонии является одним из самых частых диагнозов, которые выставляют неврологи, а так же педиатры в нашей стране.
Мышечный тонус и причины его повышения
Итак, под мышечным тонусом понимают сопротивление мышцы, возникающее при её пассивном растяжении во время движения в суставе. В регуляции тонуса мышц принимает участие ряд структур спинного и головного мозга. Для формирования патологического тонуса мышц, особенно повышенного («гипертонуса»), необходима веская причина, приводящая к поражению, нарушению структуры, головного мозга и/или спинного мозга. Например, такими причинами могут быть тяжелая гипоксия в родах (оценка по шкале Апгар <5 баллов), травма, энцефалит, порок развития головного мозга и/или спинного мозга, а так же ряд достаточно редких генетических заболеваний. Таким образом, при отсутствии вышеописанных весомых причин, наличие у ребёнка отклонений мышечного тонуса от нормы маловероятно.
Разберём несколько наиболее часто встречающихся клинических ситуаций, когда заключение «Синдром мышечной дистонии» звучит страшно, но является лишь очередным случаем гипердиагностики.
- У детей от рождения до 3-3,5 месяцев в норме повышен тонус мышц, которые сгибают конечности. Это проявляется своеобразной позой, когда у ребёнка преимущественно ноги и руки находятся в согнутом положении. Подобные проявления являются нормой и не требуют дополнительного лечения и массажа;
- Опора ребёнка на мыски и/или вытягивание мысков при вертикализации в возрасте 5-7 месяцев как изолированный симптом встречается в рамках нормы, связана с этапами становления двигательной функции, и не является признаком патологии, особенно столь серьёзной, как детский церебральный паралич (ДЦП);
- Термин «дистония» обозначает нарушение механизма регуляции тонуса мышц различных групп между собой. Когда эти взаимодействия нарушаются именно это и называют дистонией. Дело в том, что на первом году жизни, особенно в 1-е месяцы дети в норме очень дистоничны, так как становление взаимодействия и регуляции тонуса мышц различных групп происходит наиболее активно до 2-х лет, особенно в первые 14 месяцев. Мы можем видеть определённую сторонность: движения конечностями одной половины тела могут быть более активными, тонус немного выше. Это зачастую характерно для детей до 6-ти месяцев. По мере развития головного мозга и проводящих нервных путей, а так же становления двигательных навыков формируется симметрия. Курсы массажа с элементами ЛФК влияют на данный процесс только опосредованно в качестве упражнения, тренировки навыка.
В данной статье мы отразили наиболее распространенные клинические ситуации. Конечно, всё не так однозначно. Поэтому при подозрении на нарушения в развитии ребёнка необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста.
Носко А.С., к.м.н., врач-невролог.
Наверх
Прием ведёт:
Носко Анастасия Сергеевна
Невролог
Эпилептолог
Специалист по ботулинотерапии
Кандидат медицинских наук
Cпециализация:
- Неврология;
- Ботулинотерапия.
С 2006 года активно применяет в своей практике препараты для проведения ботулинотерапии для коррекции повышения тонуса мышц у пациентов с ДЦП, последствиями инсультов, травм и нейроинфекций, спастической кривошеей, дистониями различного генеза. В процессе стажировки в Великобритании овладела уникальной методикой проведения инъекций под контролем УЗИ.
Образование:
- ММА им. И.М.Сеченова по специальности «Лечебное дело»;
- Клиническая ординатура по неврологии на кафедре «Неврология детского возраста» РМАПО (Москва);
- Защита кандидатской диссертации в 2007 году.
Курсы повышения квалификации:
- Специализация по клинической ЭЭГ (Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой) и УЗ диагностике в педиатрии (РМАПО).
Достижения:
- В 2011 году получила стипендию, учреждённую фондом Princess Diana Trust, для обучения в Великобритании молодых учёных, и прошла стажировку по контракту Clinical Fellow в Great Ormond Street Hospital (London): отделение неврологической инвалидности и ботулинотерапии им. Вулфсона и нейро-мышечного центра им. Дубовитца;
- Член Европейского общества детский неврологов.
Опыт работы:
- Сотрудник кафедры Неврологии детского возраста РМАПО, где ведёт преподавательскую и научную деятельность;
- В период с 2006 по 2011 гг. — руководитель психо-неврологическим отделением Российского реабилитационного центра «Детство», специализирующимсся на диагностике и реабилитации детей с такими заболеваниями, как ДЦП, последствия травм ЦНС, нейроинфекций, инсультов, нейро-мышечные заболевания, пороки развития ЦНС, синдром Дауна и нарушения ментального развития различного генеза.
Источник