Пэп с синдромом гипервозбудимости у
Наиболее частый диагноз, который ставит невролог ребенку на первом году жизни, это перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Синонимы (по причине, вызвавшей заболевание): гипоксически — ишемеческая энцефалопатия (ГИЭ), гипоксически — токсическая энцефалопатия, перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС).
Данный диагноз вызывает очень много вопросов у родителей. Серьезное ли это заболевание? Причины его? Можно ли обойтись без лекарственного лечения? Каковы последствия ПЭП?
Развитие нервной системы начинается и проходит очень интенсивно во внутриутробный период. Для ее полноценного роста и формирования необходимо достаточное количество кислорода. Наиболее частая причина повреждений головного мозга — гипоксически — ишемическая энцефалопатия. Это повреждение нервной системы, вызванное гипоксией (недостатком кислорода, поступающего к тканям) и ишемией (нарушением кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь к кислородному голоданию). Ишемия вызывает гибель нервных клеток.
Кроме этого разные токсические и инфекционные факторы могут также повреждать формирующуюся нервную систему.
Основные факторы, приводящие к кислородному голоданию плода:
- Гестозы беременности (повышение артериального давления, прибавка в весе более 12 кг, отеки, многоводие, преэклампсия, эклампсия и др.);
- Анемия (недостаток железа);
- Переношенная беременность;
- Преждевременные роды, недоношенный ребенок;
- Многоплодная беременность;
- Угроза прерывания беременности;
- ВСД, низкое артериальное давление, пороки сердца у беременной;
- Кесарево сечение;
- Роды в тазовом предлежании (также высока вероятность повреждения спинного мозга на шейном уровне);
- Длительные роды;
- Стремительные (до 2 часов) и быстрые (до 4 часов) роды;
- Использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора или акушерских пособий в родах;
- Тугое обвитие пуповины.
Токсические факторы (никотин, алкоголь, наркотики, многие лекарства, различные химические вещества и др.) могут вызывать пороки развития нервной системы.
При внутриутробном инфицировании плода также может поражаться нервная система. Ребенок внутриутробно может перенести менингоэнцефалит и родиться с последствиями этого (кисты головного мозга, нарушения ликвородинамики, повышение внутричерепного давления).
Таким образом, много причин могут приводить к поражению нервной системы во время беременности и родов. В зависимости от того, какой отдел мозга наиболее пострадал, перинатальная энцефалопатия может проявляться в виде различных синдромов.
Наиболее часто диагностируется синдром двигательных нарушений (или мышечной дистонии). Синдром двигательных нарушений может быть с преобладанием повышенного мышечного тонуса (гипертонуса), либо с преобладанием пониженного мышечного тонуса (гипотонус). Мышечный гипертонус наблюдается как в ручках (ручки в кулачках, опора на кулачки, патологическая установка рук), так и в ножках (опора на «цыпочки», сгибание пальчиков). Гипертонус в руках нарушает развитие хватательной способности, при повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног, а дальнейшем умение ходить. При гипертонусе разгибателей мышц шеи ребенок запрокидывает голову назад и длительно удерживает ее в таком положении.
Синдром мышечной гипотонии клинически проявляется локальным или диффузным (общим) снижением мышечного тонуса. При осмотре такого ребенка может отмечаться характерная поза «лягушки» и снижение двигательной активности. При подтягивании ребенка за руки его голова свисает назад, при взятии подмышки он провисает на руках. Еще одной разновидностью синдрома двигательных нарушений является асимметрия мышечного тонуса. Мышечный тонус в одной стороне тела может быть выше, чем в другой.
В дальнейшем у детей с синдромом двигательных нарушений может отмечаться темповая задержка моторного развития: дети поздно поворачиваются со спины на живот, поздно садятся, поздно начинают ходить.
Гипертензионный синдром (повышение внутричерепного давления) проявляется беспокойством ребенка, немотивированным плачем, частыми срыгиваниями, рвотой «фонтаном», напряжением большого родничка, избыточным ростом окружности головы. Подтверждается при обследовании УЗИ (нейросонография) головного мозга.
Синдром гипервозбудимости — повышенная возбудимость ребенка, трудность засыпания, короткий период сна, частые пробуждения ночью, дрожание подбородка и ручек, повышение рефлексов.
Вегето-висцеральный синдром — повышенная потливость, «мраморный» рисунок кожи, метеозависимость, частые срыгивания.
Синдром задержки речевого развития — диагностируется ближе к году. К году ребенок должен говорить 10-12 простых слов. Задержка речевого развития может быть обусловлена не только перинатальной энцефалопатией (при поражении речевого центра мозга), но и отсутствием у родителей навыков стимулирования развития речи у ребенка. На консультации у детского невролога можно выяснить причину задержки речевого развития в каждом конкретном случае. Ранняя диагностика и лечение задержки речевого развития, обусловленной ПЭП, предотвращает формирование дизартрии и других речевых расстройств.
Лечение перинатальной энцефалопатии назначается в зависимости от диагностируемого синдрома и от тяжести течения. В одних случаях достаточно назначения немедикаментозных методов лечения (массаж, ЛФК, ФТЛ), в других случаях без назначения лекарств не обойтись. К сожалению, в настоящее время, родители в некоторых случаях отказываются от медикаментозного лечения. Какие же последствия этого могут быть?
Диагноз перинатальной энцефалопатии правомочен только на первом году жизни ребенка. В этом возрасте организм ребенка имеет огромные восстановительные ресурсы, и при правильном лечении в большей части случаев к году наступает выздоровление от ПЭП.
Однако при недостаточном лечении в возрасте 1 года выздоровление может не наступить, и тогда ставится неврологический диагноз, с которым ребенок будет наблюдаться на протяжении жизни. Легкие же формы энцефалопатий при недостаточном лечении могут клинически компенсироваться к году. Однако при определенных условиях может наступить декомпенсация и вновь появиться неврологическая симптоматика. Чаще всего это происходит в возрасте 7-8 лет, ребенок начинает учиться в школе, возрастают нагрузки, ответственность, меняется режим. Второй возрастной период риска — период пубертата, полового созревания.
Как исход плохо леченной на первом году энцефалопатии могут возникнуть:
- снижение остроты зрения,
- астенический синдром, быстрая утомляемость,
- трудность усвоения учебного материала,
- головные боли напряжения,
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
- вегето — сосудистая дистония,
- церебральная ангиодистония и другие заболевания.
Смотрите также:
- Беременность при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Приём ведёт:
детский невролог
Источник
В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.
Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» — ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.
Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.
Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?
Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».
В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.
Что такое синдром гипервозбудимости
Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель, малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью. Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет — значит, его что-то беспокоит. Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?
Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.
Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени. Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.
Причины
В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:
- Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
- Недоношенность.
- Патологические и осложненные роды.
После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.
Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.
При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:
- очень динамична;
- податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
- пластична с высокими возможностями к восстановлению.
Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.
И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.
В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.
Симптомы
Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.
Если знать ранние клинические проявления патологии — лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.
Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:
- ребенок постоянно плачет без видимой причины;
- малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
- отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
- наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.
Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:
- тахикардия;
- посинение носогубного треугольника;
- мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
- повышенное потоотделение;
- неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
- частые и обильные срыгивания.
Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).
В чем опасность синдрома гипервозбудимости
Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- неврозы;
- метеозависимость;
- тревожные расстройства;
- минимальная мозговая дисфункция;
- задержка речевого развития и/или психического развития;
- эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.
Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.
Источник
Сложное словосочетание перинатальная энцефалопатия встречается в лексиконе детских врачей, а следовательно, и родителей удивительно часто. По крайней мере, у половины читателей, заглянувших в амбулаторную карточку своего ребенка, есть реальные шансы обнаружить там знаменитую аббревиатуру ПЭП — что, собственно, и расшифровывается как перинатальная энцефалопатия.
Перевод на русский язык этого медицинского термина не очень прост. Но мы попробуем.
«Пери-» — (греч. peri-) приставка, означающая «расположение вокруг, снаружи, при чем-либо». «Натальный» — от лат. natus — рождение. Несложно сделать вывод, что суть понятия «перинатальный» — связанный с родами, имеющий место до, во время, после родов, есть даже такое словосочетание — «перинатальный период» и наука «перинатология». Имеет, по-видимому, смысл сразу же уточнить, что перинатология называет перинатальным периодом интервал, начиная с 28-й недели внутриутробной жизни плода и заканчивая седьмым днем после рождения1.
Слово «патия-», происходящее от греческого pathos-, переводится как «болезнь», «страдание». Также греческое enkefalos — головной мозг. Ну а вместе получается «энцефалопатия» — болезнь мозга.
Болезнь мозга — понятие неконкретное, неудивительно, что и энцефалопатия — не конкретная болезнь, а термин, объединяющий целый ряд самых разнообразных болезней головного мозга. Становится очевидным, что диагностировать, лечить и вылечить энцефалопатию нельзя в принципе, ибо как можно лечить неконкретное понятие.
Отсюда следует, что если уж термин «энцефалопатия» произнесен, то надобно добавлять и другие пояснительные слова. Так обычно и поступают — для уточнения имени болезни к слову «энцефалопатия» добавляется соответствующее прилагательное, указывающее на причинный фактор, вызвавший болезнь (повреждение) мозга.
Например, билирубиновая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с высоким уровнем билирубина), гипоксическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с дефицитом кислорода), ишемическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с нарушением мозгового кровообращения). Вполне понятны и не нуждаются в подробных объяснениях такие словосочетания, как диабетическая энцефалопатия, травматическая энцефалопатия, алкогольная энцефалопатия.
Несомненно, что без уточняющего прилагательного слово «энцефалопатия» не имеет никакого смысла и означает примерно следующее: «с мозгами что-то не так». И в этом аспекте слово «перинатальный» выглядит, по меньшей мере, странно, ибо никоим образом не уточняет природу повреждения головного мозга. Этот термин всего лишь указывает на временной интервал, когда эти изменения произошли.
Вот и получается, что словосочетание «перинатальная энцефалопатия» вразумительно перевести на русский язык просто невозможно — ну, ориентировочно, «с мозгами что-то не так из-за повреждения перед родами, во время или непосредственно после родов». Что не так? Да кто его знает…
С учетом приведенной информации, читатели, пожалуй, и не удивятся тому факту, что диагноз «перинатальная энцефалопатия» отсутствует в международной классификации болезней и не используется нигде в мире, за исключением, разумеется, стран СНГ.
Назвать болезнь конкретным именем или пусть и завуалировано, но сказать «с мозгами что-то не так» — принципиально разные вещи.
Нервная система ребенка вообще и головной мозг в частности развиваются очень быстро. В процессе развития эпизодически возникают всякие непонятности, появляются, исчезают и угасают рефлексы, стремительно меняются реакции на окружающую среду, совершенствуются органы чувств, значительные изменения претерпевает объем движений и т. д. и т. п. Медицинская наука изрядно потрудилась и постаралась все эти изменения систематизировать. Отсюда многочисленные труды с информацией о нормах, о том, что положено, а что нет, о том, что может быть, что допустимо, чего не может быть никогда. А поскольку анализируемых и подвергнутых учету факторов сотни, что-нибудь обязательно выйдет за рамки отведенных сроков и норм.
И тогда на повестку дня встанет вопрос о диагнозе…
А поставить диагноз, руководствуясь международной классификацией болезней, не удастся. Но ведь есть конкретные жалобы и проблемы: у нас подбородочек дрожит, мы плакали 30 минут без остановки, а вчера срыгнули целых четыре раза, а на прошлой неделе очень сильно дрыгали ногами и т. д.
Алгоритм взаимоотношений детского врача и родителей в рамках отечественной ментальности совершенно не предусматривает фразы типа «все нормально, оставьте дитя в покое» или «успокойтесь, перерастет». Стандартная процедура любого врачебно-родительского контакта начинается с вопроса «на что жалуетесь?» и заканчивается конкретным диагнозом. Ситуация, при которой родители всем довольны, — удивительная редкость. Врачебный осмотр, в ходе которого не будут обнаружены никакие отклонения от норм, сроков и стандартов, — явление уникальное. Сочетание редкого и уникального — это уже вне комментариев.
В то же время и жалобы, и выявленные в ходе осмотра ненормальности сплошь и рядом на диагноз, собственно говоря, не тянут. Ну не все замечательно, ну не так кое-что, ну не совсем так кое-где, но это ж не повод лечиться-спасаться-обследоваться… Но произнести, а тем более написать фразу «что-то не так» или «с мозгами что-то не так» — это ж окончательно и бесповоротно подорвать доверие к медицинской науке вообще и к конкретному врачу в частности.
И тут приходит на помощь замечательный диагноз — «перинатальная энцефалопатия». Диагноз чрезвычайно удобный в силу своей внешней учености и неопределенности.
Здесь есть еще один очень интересный нюанс. Конкретный неврологический диагноз — реальный повод для серьезного лечения, очень часто в условиях стационара. Отсюда отчетливая тенденция к тому, что чем ближе к больнице — тем больше ясности и определенности. Неудивительно в этой связи, что в роддомах, отделениях патологии новорожденных и детских неврологических стационарах диагноз «перинатальная энцефалопатия» не встречается практически никогда. Там, где есть повод серьезно лечить, нельзя без серьезного и осмысленного диагноза.
Проиллюстрируем это следующими примерами.
Наиболее распространенный вариант энцефалопатии у детей раннего возраста — т. н. гипоксически-ишемическая энцефалопатия — повреждение мозга из-за нехватки кислорода и нарушений мозгового кровообращения в перинатальном периоде. А теперь цифры: по данным авторитетных зарубежных медиков и отечественного учебника «Основы перинатологии», гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) встречается у доношенных новорожденных с частотой 1,8—8 случаев на 1000 детей, т. е. 0,18—0,8%.
По тем же данным, на долю ГИЭ приходится примерно половина всех перинатальных повреждений нервной системы.
Здесь имеется в виду следующее. Среди выявляемых в перинатальном периоде болезней нервной системы выделяют: уже упомянутую нами гипоксически-ишемическую энцефалопатию; родовые травмы, инфекции, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ. Так вот, примерно половина — это ГИЭ, вторая половина — все остальное.
Несложно посчитать, что если на долю ГИЭ приходится 0,8%, то все вместе — 1,6%, максимум 2%. Приведенные цифры относятся к доношенным детям. У недоношенных, а их около 10%, поражения нервной системы встречаются намного чаще, так что итоговую цифру можем смело увеличить еще в 2 раза.
Подведем итог всей этой арифметики. Конкретный диагноз перинатального поражения нервной системы может быть установлен у 4% детей, в то же время перинатальная энцефалопатия выявляется в детских поликлиниках нашей страны у 50% детей, а в некоторых лечебных учреждениях эта цифра достигает 70%!!!
Еще раз прошу вдуматься в эти фантастические цифры: конкретные, требующие лечения болезни нервной системы имеют место максимум у 4% детей, но каждая вторая мама отправляется в аптеку за лекарствами «для мозгов».
Именно эти походы в аптеку представляют собой важнейшее звено в рассматриваемой теме. Ведь что получается: половина детей имеют диагноз «у вас с мозгами что-то не так», что в переводе с русского языка на медицинский звучит как «перинатальная энцефалопатия». Казалось бы, ну и что тут такого страшного? Ну поговорили, написали, разошлись по домам в конце концов! Но ведь так не получается, ибо как из жалобы вытекает диагноз, так из диагноза вытекает лечение. Ибо, коль уж сказано «А» (перинатальная энцефалопатия), так приходится говорить «Б» (— попейте эти таблеточки). А если вышеупомянутое «Б» не сказать, так это значит быть равнодушным и невнимательным. Как же можно ничего не делать, если такой страшный диагноз!!!
Лечение перинатальных поражений нервной системы лекарствами — это вообще отдельная тема. Дело в том, что после воздействия на мозг ребенка повреждающего фактора (травма, кислородное голодание и т. д.) начинается острый период энцефалопатии, который длится 3—4 недели. Именно в остром периоде необходима активная лекарственная терапия, которая способна серьезным образом повлиять на исход болезни. Далее следует т. н. восстановительный период, когда эффективность фармакологических средств очень невелика и акцент делается на принципиально другие методы помощи — массаж, физиопроцедуры и т. п.
Несложно заключить, что визиты в детскую поликлинику никогда не происходят в остром периоде болезни, так что даже при серьезных неврологических проблемах лечение лекарствами в большинстве случаев не нужно и бесперспективно. Что уж говорить про болезни несерьезные или про неболезни в принципе…
И в этом аспекте неопределенное, умно-ученое, но ничего не требующее и ни к чему не обязывающее понятие «перинатальная энцефалопатия» представляет собой конкретное зло. Именно зло, поскольку сплошь и рядом инициирует действия и явления совершенно ненужные, иногда опасные — эксперименты с лекарствами, ограничения нормального образа жизни, хождения по медицинским учреждениям, материальные потери, эмоциональные стрессы.
Искоренить это зло практически невозможно. Можно лишь изменить к нему отношение. Изменить отношение и понять самое-самое главное: перинатальная энцефалопатия — это не повод спасаться и грустить. Ведь если у вашего малыша обнаружили перинатальную энцефалопатию, так это значит, что нет у него серьезных, конкретных и опасных болезней. Это временно, это мелочи, это само пройдет, образуется, перерастется.
И это повод улыбнуться и потерпеть.
Вы можете обсудить статью на форуме.
1 Именно таким интервалом характеризует перинатальный период Энциклопедический словарь медицинских терминов (1983 г). В то же время учебник «Основы перинатологии» (2002 г) отсчитывает перинатальный период с 22-х недель.
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 24/09/2007 17:40
обновлено 27/09/2016
— Болезни и лечение
Источник