Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна thumbnail
Песочная терапия с детьми с синдромом даунаДля детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Для улучшения сенсорики и сенсорной интеграции и для снятия стресса им показана, в частности, игра с песком и водой.
Детские игры могут помочь ребенку справиться со своими детскими комплексами и душевными проблемами. Один из таких вариантов — песочная терапия. Как, помимо развития ребенка, песочная терапия помогает справиться с проблемами — расскажет детский психолог Екатерина Мосина. (Оригинальная статья Песочная терапия при психологических проблемах)

В песок любят играть все дети без исключения, но если правильно организовать это действо, то можно использовать его не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка.
Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.

С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.

Нравится

Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.

С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.

Диагностика психологических проблем

Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.

Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.

Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.

Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.

Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.

Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.

Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».

Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);

Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.

Что дает песочная терапия?

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.

«Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.

Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.

Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.

Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:

глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);

агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);

проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.

Читайте также:  Мкб 10 шифр гипоталамический синдром


Песок и песочницы

Песочной терапией можно заниматься круглогодично, так как поднос с песком не займет много места, его можно разместить в квартире, взять с собой на дачу.

Выбор песочницы

Многие специалисты используют разные по цвету и форме песочницы, выбор которых напрямую связан с решением поставленных психологических задач.

Например, для работы с агрессией и травмами психотерапевты предлагают пользоваться треугольной песочницей красного цвета. Для сосредоточения на собственной личности («центрирование») используют подносы круглой или квадратной формы. Классической является деревянная прямоугольная песочница 70х50х8 см с крышкой. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо. Ребенку на выбор предлагаются две песочницы:

одна с мокрым, другая с сухим песком, а также цветной песок различной структуры. Песок должен занимать 1/3 объема песочницы.

В домашних условиях для игр подойдут пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Лоток из зоомагазина 25х35 см голубого или синего цвета можно использовать для индивидуальных занятий.

Подготовка песка

Подойдет мелкий речной песок. Песок необходимо просеять через решето, промыть, а затем прокалить в духовке при температуре 65–80˚. Не перегрейте песок, он может стать хрупким!

Дополнительные материалы

Потребуются лопатка, кувшин с водой и коллекция фигурок (животные, люди), растения, строения, транспорт, природные и художественные материалы. Высота фигурок 5–10 см. Получившиеся миры можно фиксировать с помощью фотоаппарата.

SUNCHILDREN: Обратите внимание на коллекции фигурок, они обойдутся вам дешевле.
Примеры:

Набор Зоопарк (17 фигурок) Simba — 126 рублей.

Для игр с более сложным сюжетом могут понадобиться конкретные фигурки. Пример: Клоун с дрессированными собачками Playmobil

Рабочее место

Песочницу хорошо располагать в углу, свободном от мебели, либо в центре комнаты. Важно мнение ребенка: поставьте песочницу там, где он чувствует себя комфортно и спокойно. Стол, на котором стоит песочница, надо укрыть клеенкой, должно оставаться пространство для емкости с водой и фигурок, выбранных ребенком. Работают и сидя, и стоя, поэтому удобна высота стола до талии ребенка. Мини-игрушки (высота 5–10 см) можно хранить в выдвижных ящиках стола, на неглубоких стеллажах.

В процессе работы:

соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;
наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Противопоказанием для игр в песке являются ссадины и царапины на руках ребенка, сезонная аллергия, бронхиальная астма.

SUNCHILDREN

Из транспорта можем порекомендовать машинки Siku.

Как играют дети?

Если для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для ребенка гораздо важнее сам процесс игры.

Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно, используют много или мало фигур.

Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.

При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.

Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.

«Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.

«Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.

«Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.

Читайте также:  Болезненность груди в предменструальном синдроме

Психологические игры на песке (из книги Н. Сакович)

Тематический мир

Здесь можно проработать актуальную проблему. Например, построй мир «Мой детский сад», «Моя школа» и т. д. Между фигурами можно вести диалоги, проигрывать миниспектакль жизненных событий.

Семейная игра
Участвуют все члены семьи, они строят общий мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем мир «оживает» – в течение 5–10 минут предлагается пожить в этом мире, проанализировать свои чувства. Затем семья строит «идеальный мир», учитывая потребности каждого, затем проводится обсуждение, выбираются те миниатюры, которые могли бы быть помощниками для достижения идеальных отношений в семье. Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений.

«Песочный дождик»
Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.

«Необыкновенные следы»
Имитируйте вместе с ребенком следы которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.

Рисование
Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной песок для рисования на обычном, работайте только руками.

Узоры
Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.

Погружение рук в песок
Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.

Оригинальная статья Песочная терапия при психологических проблемах

На главную

Напишите мне

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Другие методич. материалы›Методическая разработка занятия на тему «Песочная терапия – инструмент диагностики и коррекции в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна и сенсорной алалией».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Управление образования администрации городского округа Кашира МКОУ «Каширска

Описание слайда:

Управление образования администрации городского округа Кашира МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа – интернат» Методическая разработка занятия на тему: «Песочная терапия – инструмент диагностики и коррекции в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна и сенсорной алалией». Выполнил: педагог – психолог 1 квалификационной категории Кальмук Николай Вадимович городской округ Кашира 2016 г.

2 слайд

Цель занятия: развитие личности воспитанников через формирование общей культу

Описание слайда:

Цель занятия: развитие личности воспитанников через формирование общей культуры поведения, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям Задачи: — формирование практических представлений, умений и навыков, позволяющих обучающимся достичь максимально возможной самостоятельности в независимости в действиях; — развитие навыков взаимодействия; — снижение психоэмоционального напряжения. Целевая аудитория: 1-2 классы коррекционных учреждений Количество участников: не более 5 человек Методы и приемы: игры – коммуникации, элементы сказкотерапии Продолжительность занятия: 20-30 минут

3 слайд

Необходимое оборудование и материалы: 2. Коллекция фигурок (тематика предста

Описание слайда:

Необходимое оборудование и материалы: 2. Коллекция фигурок (тематика представленных фигур должна быть различна, размер и фактура также должны отличаться ).

4 слайд

Коррекционная работа с детьми со множественными нарушениями развития (расстро

Описание слайда:

Коррекционная работа с детьми со множественными нарушениями развития (расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, сенсорная алалия) Данная схема дает понять, что смешанный состав коррекционных занятий по песочной терапии является не случайным. Смешанное комплектование группы дает возможность компенсации основного и первичного дефекта путем использования сохранных функций другого ребенка. Синдром Дауна Сенсорная алалия РАС

Читайте также:  Синдром ленивого кишечника что делать

5 слайд

Синдром Дауна Сенсорная алалия РАС «+» - общительность, эмоциональная открыт

Описание слайда:

Синдром Дауна Сенсорная алалия РАС «+» — общительность, эмоциональная открытость «+» — повышенная чувствительность к сенсорным воздействиям «+» — механическое повторение услышанного и особо развитое внимание

6 слайд

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

7 слайд

Проективная диагностика. 	Чтобы лучше понять основную историю в подносе с

Описание слайда:

Проективная диагностика. Чтобы лучше понять основную историю в подносе с песком, можно использовать рассказ ребенка. Расспрашивая о каждом секторе в подносе и, соотнося его с таблицей, можно получить достаточную информацию о психологическом статусе ребенка и основных конфликтах. Таблица №1

8 слайд

Таблица №2

Описание слайда:

Таблица №2

9 слайд

Таблица №3

Описание слайда:

Таблица №3

10 слайд

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

Выберите книгу со скидкой:

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-544107

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Для детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Для улучшения сенсорики и сенсорной интеграции и для снятия стресса им показана, в частности, игра с песком и водой.
Детские РёРіСЂС‹ РјРѕРіСѓС‚ помочь ребенку справиться СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё детскими комплексами Рё душевными проблемами. РћРґРёРЅ РёР· таких вариантов — песочная терапия. Как, РїРѕРјРёРјРѕ развития ребенка, песочная терапия помогает справиться СЃ проблемами — расскажет детский психолог Екатерина РњРѕСЃРёРЅР°. (Оригинальная статья Песочная терапия РїСЂРё психологических проблемах)

В песок любят играть все дети без исключения, но если правильно организовать это действо, то можно использовать его не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка.
Песочная терапия (sandplay) – это терапия РёРіСЂРѕР№, увлекательный, творческий Рё РІ то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку РїРѕРґРЅРѕСЃ СЃ песком, РІРѕРґСѓ Рё множество различных объектов Рё материалов для строительства песочного РјРёСЂР° (например, РґРѕРјРёРєРё, деревья, фигурки животных, РєСѓРєРѕР»). РќР° песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять Рё перестраивать РёС… согласно своему желанию. Таким образом, РІ процессе работы СЃ песком малыш СЃ психологической проблемой РёР· «РїРѕСЃС‚радавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается РІ творца, строителя своей жизни.
РЎ детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, РЅРѕ это Р±СѓРґСѓС‚ различные организованные развивающие РёРіСЂС‹ СЃ песком либо работа СЃ РіСЂСѓРїРїРѕР№.

Для детей 6–7 лет характерно проигрывание РЅР° песке волнующих проблем Рё самостоятельное РёС… разрешение, СЃ РЅРёРјРё можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета РЅР° песке, психокоррекцией.
РЎ 11–12 лет возможна глубинная психотерапия СЃ реконструкцией песочных РјРёСЂРѕРІ.

Диагностика психологических проблем
Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.
Ведутся беспрестанные баталии, песочный РјРёСЂ РЅР° грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.
Агрессия, направленная РЅР° конкретный персонаж, – желание саморазрушения Рё наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная РЅР° РґСЂСѓРіРёС….
Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.
Волшебные предметы, артефакты РІ песочнице – потенциальные возможности.
Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.
Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным РІ РєРЅРёРіРµ Рќ. Сакович «РўРµС…нология РёРіСЂС‹ РІ песок. Р

Источник