Перспективный план работы с детьми синдрома дауна
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.
Месяц
Задачи
Содержание работы
Результат
Сентябрь
«Игрушки»
Расширение словарного запаса: название игрушек.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».
Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»
Рисование и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».
Обследование игрушек.
Октябрь
«Человек, части тела»
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.
Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики». «Раз, два, три, четыре, пять», «Пальчик о пальчик».
Игры: с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».
Лепка: «Колбаски и бублики»
Упражнение « Покажи части тела»
Ноябрь
«Осень»
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».
Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.
Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»
Рисование и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».
Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.
Декабрь
«Одежда»
Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.
Развитие моторики рук.
Развивать понимание обращенной речи.
Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».
Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду» «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»
Рисование и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».
Рассматривание одежды и обуви.
Январь
«Зима»
Развивать понимание обращенной речи.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»
Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»
Рисование и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».
Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»
Февраль
«Домашние животные и птицы»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».
Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».
Игры с прищепками — «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»
Рисование и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .
Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»
Обследование игрушек.
Март
«Семья»
Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.
Развитие понимания речи. Развитие моторики рук.
Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик — ежик» «Моя семья» «Теремок».
Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала» «Поставь на место» « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».
Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»
Рисование и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».
Ручной труд: «Рыба»
Конструирование: «Домик из кубиков»
Апрель « Дикие животные»
Расширение словарного запаса: название животных.
Развитие понимания речи. Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать моторику рук.
Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».
Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит». «Кто больше?» — расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»
Рисование и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».
Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»
Май
«Насекомые»
Расширение словарного запаса: название животных и птиц.
Развитие понимания речи. Развиваем игровые действия с игрушками.
Развивать звукоподражание.
Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое — летает, кружиться, садиться.
Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».
Игры: «Сверху — снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»
Игры с пуговицами: «Бабочка» .
Рисование и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка — красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».
Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»
Обследование и рассматривание игрушек, насекомых
Источник
Ирина Каргина
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна
СЕНТЯБРЬ
Ребенок на обследовании
ОКТЯБРЬ
Тема «Осень»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)
Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Тема «Овощи»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение вращать карандаш между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Капуста»
Упражнять в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Овощи».
Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру. Тема «Фрукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Апельсин»
Учить имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.
3. Трафареты «Фрукты». Учить работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру Тема «Грибы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение катать каштан между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Грибы»
Учить складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.
3. Игра «Выложи грибок» (мозаика крупная)
Учить составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.
НОЯБРЬ
Тема «Одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
Формировать умение катать фасоль между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Рукавицы»
Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.
3. Шнуровка «Завяжи шапочку»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование Тема «Деревья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.
Формировать умение катать жёлуди между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Деревья»
Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.
3. Игры с прищепками «Дерево»
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.
Тема «Перелётные птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Кукушка»
Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Птицы»
Учить рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки. Тема «Домашние птицы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку
2. Пальчиковая игра
«Петушок»
Упражнять в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.
3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками).
Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.
ДЕКАБРЬ
Тема «Зима»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Учить прокатывать каштан между пальцами.
2. Рисование в нт «Снежинки» (пальчиками) Учить рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Зимняя одежда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.
Продолжать учить массажировать кончики пальцев прищепками
2. Пальчиковая игра «Варежки»
Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого
3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей). Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.
Тема «Зимние забавы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей
3. Игры с прищепками «Снежинка».
Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Тема «Новый год»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»
Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.
3. Рисование «Украсим ёлочку»
(рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев.
ЯНВАРЬ
Тема «Мебель»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение прокатывать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Стол, стул»
Развивать мелкую моторику.
3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки) Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу. Тема «Посуда»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая
игра
«Помощники»
Формировать умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).
3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха) Формировать умение действовать по указанию педагога, учить брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев Тема «Транспорт»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Лодочка»
Учить складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.
3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)
Учить выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
ФЕВРАЛЬ
Тема «Семья»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Учить вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.
2. Пальчиковая игра «Семья»
Учить по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики
3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)
Учить выкладывать фигуру человека из пуговиц Тема «Игрушки»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»
Закрепить умение сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.
3. Трафареты «Игрушки»
Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Профессии»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Продолжать учить мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.
2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»
Учить имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Игра «Завяжи узелки»
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки. Тема «Праздник пап»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»
Упражнять в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.
3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)1
Продолжать учить рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.
МАРТ
Тема «Весна»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Прдолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Весна»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)
Учить рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание. Тема «Мамин праздник»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Мамочка»
Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы на руках.
3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Детский сад»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра
«Наша группа»
Развивать тонкие движения пальцев рук.
3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству. Тема «Обувь»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
Формировать умение катать орехи между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Ботинки»
Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.
3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки»
Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.
АПРЕЛЬ
Тема «Продукты»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Каша»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Космос»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.
Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Луноход»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Игра «Собери ракету» (мозаика)
Продолжать учить составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. Тема «Цветы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение катать карандаши между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Мак»
Учить поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.
3. Игра «Выложи цветок» (мозаика)
Формировать умение составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.
Тема «Насекомые»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.
2. Пальчиковая игра «Пчела»
Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.
3. Шнуровка «Бабочка»
Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.
МАЙ
Тема «Ягоды»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Учить сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.
Тема «Ягоды»
1. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)
Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования Тема «Каникулы»
1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Закрепить умение массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»
Учить соприкасать кончики пальцев друг с другом. Тема «Каникулы»
Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)
Закрепить умение рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.
Источник
Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.
Утро
Вечер
Сентябрь
Диагностика.
Диагностика.
Октябрь
Упражнение «Привет, ладошки»
Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.
Дид. Игра по развитию речи «Животные»
Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»
Речевое упражнение «Имена»
Закрепить имена детей группы, воспитателей.
Речевое упражнение «Попрощайся»
Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями.
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой.
Дать первоначальные навыки общения между сверстниками.
Упражнение «Уберём на место»
Учить после игр складывать игрушки в коробочку.
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой»
Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик»
Упражнение «Соберем пирамидку»
Развитие мелкой моторики рук.
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой»
Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию.
Дид. Игра с мишкой.
«У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?»
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»
Выработка длительного речевого выдоха.
Игра на обогащение словаря.
«Назови, что нарисовано на карточке»
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)»
Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени»
Упражнение по физо «Поймай мяч»
Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки.
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков»
На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик»
Учить различать предметы по форме: шарик, кубик.
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски.
Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.
Задание: закрой все шары, назови цвета.
Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели»
Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе.
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто
Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой.
Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки»
Ходьба по прямой дорожке, координация движений.
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку»
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок»
Учить ходьбе с высоким подниманием колена.
Игра «Ловкие пальчики»
Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: мозаика.
Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы.
Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?»
Материал: дудочка, барабан, погремушка.
Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам.
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться»
Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук.
Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь»
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико»
Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек)
Игра «В гостях у сказки»
Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой.
Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице.
Игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия.
Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей.
Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.)
Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Помочь ребенку выполнять роль пациента
(поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача)
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева»
Воспитание речевого дыхания.
Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой»
Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков.
Рассматривание предметных картинок «Одежда»
Упражнение «Назови, что это?»
Обогащение словаря, побуждать к повторению слов.
Игра «Ловкие пальчики» (усложнение)
Материал: мозаика, фольга.
Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.
Игра «Поющие шарики»
Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки)
Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.
Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у»
Упражнение по физо.
Учить делать повороты вправо-влево.
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане»
Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого.
Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки»
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет.
Знакомство с пространственной средой группы.
Складывание пазлов (3-4штуки).
Развитие мелкой моторики рук, мышления.
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом.
Формировать правильные уклады языка и губ.
«Улыбка» (растянем губки).
«Хоботок» (соберем в трубочку).
«Окошка» (откроем ротик).
Упражнение «Шнуровка».
Развитие мелкой мускулатуры рук.
Упражнение «Попоем вместе песенку».
Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание».
Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице».
Развивать ориентировку в пространстве.
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке».
Закрепление понятия «Длинный-короткий».
Игра «Ловкие пальчики».
Учить манипулировать мелкими предметами.
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме.
Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».
Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.
Упражнение «Привет, ладошки».
Наладить телесный контакт с ребенком.
Упражнение «Порви и скомкай бумагу».
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека.
Прыжки со скамейки (с помощью педагога).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнения «Веселые-грустные матрешки».
Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые».
Игра «покатаем шарики».
Развитие тактильного восприятия.
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик».
Закрепить представление о схеме лица человека.
Упражнение «Веселые матрешки».
Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии)
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино.
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки».
Воспитание речевого дыхания.
Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».
Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».
Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк.
Упражнение «Орех».
Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался»
Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения.
Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки».
Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов.
Упражнение «Мяч».
Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар).
Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается».
Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым.
Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же».
Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик.
Упражнение «Надуем шарик».
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение «Светочка, привет, привет!»
Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка».
Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу.
Упражнение по математике «Большой маленький дом».
Закрепление понятий «Большой-маленький».
Упражнение «Грустно-весело»
Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко).
Инд. работа по рисованию Нарисуем травку».
Учить держать кисточку, пользоваться краской.
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела.
Упражнение «Мишка кричит тихо, громко».
Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их.
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки».
Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии).
Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка).
Обогащение словаря, познавательное развитие.
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» — хоботок у слона.
«Улыбка» — вытягивание разомкнутых губ.
Дид. игра «Красивый букет».
Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета.
Игра «Покатаем шарик».
Развитие тактильного восприятия.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок».
Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря.
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя».
Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой».
Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги.
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» — движение языка вперёд-назад.
«Часики» — движение языка вправо-влево.
Индивидуальная работа по рисованию «Дождик».
Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша.
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».
«Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…»
Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия.
Упражнение «Домашние животные».
Закрепить названия животных, кто как говорит.
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева».
Развитие речевого дыхания.
Упражнение для развития челюстей.
«Бегемотики» — широко открываем и закрываем рот.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик,
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик,
Отдыхает бегемотик.
Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку».
Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой.
Упражнение «Спаси зайчиков».
Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания.
Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.)
Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам.
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» — круговые движения языком, «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу.
Дидактическая игра «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение «Красивые баночки».
Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами.
Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр».
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».
Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д.
Дидактическая игра «Мозаика».
Совершенствование захвата «щепотью».
Упражнение «Оденем крышки».
Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним.
Упражнение «Музыканты»
Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан.
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».
Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.
Упражнение «Разложи правильно».
Учить различать предметы по величине.
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада».
Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество.
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Стимулировать двигательную активность ребёнка.
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.
Дидактическая игра «Вставим форму».
Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии».
Формировать представление о своём «Я».
Учить узнавать сверстников, называя их по имени.
Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?»
Развитие зрительного и слухового внимания.
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.
Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д.