Перескакивание с мысли на мысль синдром
Ска́чка иде́й (лат. fuga ideārum) — расстройство мышления по темпу в виде чрезвычайного ускорения[1]. Ускорение достигает степени, когда одна незаконченная мысль сменяется другой, при этом мысли «перескакивают» одна с другой[2]. Часто больным употребляются каламбуры и рифмы[3]. Речь человека со скачкой идей представлена в виде быстрых цепочек ассоциаций, непрочных из-за повышенной отвлекаемости и возникающих непоследовательно[4]. Ассоциации создаются большей частью по смежности и по звучному сходству[4][2]. Обычно в речи всё же присутствует содержательный смысл, в отличие от бессвязности мышления: если эту речь записать на диктофон и воспроизвести в медленном темпе, то можно определить её смысл. В самых тяжёлых случаях темп мышления настолько убыстряется, что речь приобретает характер дезорганизованности и [5].
История[править | править код]
Впервые термин «скачка идей» был использован в работе невролога и психиатра Г. Липманна «О скачке идей: определение и психологический анализ» (1904)[6][7].
Вариации определения понятия «скачки идей» разными исследователями[6]:
Год | Исследователь | Скорость мышления | Связь между идеями | Синдром/расстройство |
---|---|---|---|---|
1923 | Блейлер, Крепелин | — | Ускоренные нормальные связи | Маниакальный синдром |
1972 | Бек | Ускоренная | Разорванность | Шизофрения |
1974 | Фиш | — | Слабая связь | — |
1979 | Андреасен | Ускоренная | Слабая связь | Неспецифическое |
1995 | Андреасен | Ускоренная | — | — |
1997 | Маллен | Ускоренная | Слабая связь | Преимущественно маниакальный |
Расстройства со скачкой идей[править | править код]
Скачка идей входит в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) под кодом MB25.1, где находится в категории «симптомы и признаки расстройства мышления»[5]. Симптом характерен для тяжёлых маниакальных состояний при биполярном аффективном расстройстве, реже шизофрении с маниакальным синдромом[4][8]. Также может встречаться при смешанной депрессии[9].
См. также[править | править код]
- Маниакальный эпизод
- Речевой напор
Примечания[править | править код]
- ↑ Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. — М.: «Медицина», 2002. — С. 97. — 544 с. — ISBN 5-225-04189-2.
- ↑ 1 2 Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ Обухов С. Г. Психиатрия / Под ред. проф. Ю. А. Александровского. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. — С. 32. — 352 с. — ISBN 978-5-9704-0436-2.
- ↑ 1 2 3 Блейхер В. М., Крук И. В. Скачка идей // Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
- ↑ 1 2 World Health Organization. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics: MB25.1 Flight of ideas (англ.) (2018). Дата обращения 2019-23-03.
- ↑ 1 2 Jeyasingam N. Flight of ideas – death of a definition: a discussion on phenomenology (англ.) // The Psychiatrist : journal. — 2018. — Vol. 37, no. 11. — P. 359—362. — ISSN 1758-3209. — doi:10.1192/pb.bp.111.036194.
- ↑ Liepmann H. Über Ideenflucht: Begriffsbestimmung und psychologische. Carl Marhold, 1904.
- ↑ Ерышев О., Спринц А. Психиатрия (неопр.). — ЛитРес, 2017. — С. 192. — ISBN 978-5-04-012020-8.
- ↑ Stahl S. M., Morrissette D. A., Faedda G., Fava M., Goldberg J. F., Keck P. E., Lee Y., Malhi G., Marangoni C., McElroy S. L., Ostacher M., Rosenblat J. D., Solé E., Suppes T., Takeshima M., Thase M. E., Vieta E., Young A., Zimmerman M., McIntyre R. S. Guidelines for the recognition and management of mixed depression. (англ.) // CNS Spectrums. — 2017. — April (vol. 22, no. 2). — P. 203—219. — doi:10.1017/S1092852917000165. — PMID 28421980. [исправить]
Источник
Скачкообразное мышление. Характеризуется быстрой, молниеносной сменой целевых представлений мышления. Одна мысль при этом обрывается на любой стадии её развития и тут же сменяется совершенно другой, которую, в свою очередь, может ожидать та же участь. Расстройство описано у пациентов, страдающих хореей Гентингтона. При этом, как указывается, смена целей мышления может быть каким-то образом связана с гиперкинезами.
Имеются в виду нарушения мышления, в которых выражаются диссоциация психической деятельности и расщепление личности пациентов. Здесь представлены следующие нарушения: обрыв мысли, шперрунг, ментизм, амбивалентность мышления, редупликация мышления, разноплановость мышления, альтернирующее мышление, симптомы вытягивания и вкладывания мыслей, симптомы неузнавания и ложного узнавания своих мыслей, симптом всемогущества мыслей, симптомы отчуждения и присвоения мыслей.
Обрыв мысли. Обрыв мысли, депривация мыслей (от англ. deprivation — лишение, утрата), или, по П.Жане, «затмение ума» — внезапная и не связанная с влиянием каких-то объективных помех потеря нити мышления. Внешне проявляется неожиданным умолканием пациента и последующим нелогическим его переходом к другой какой-нибудь мысли. Субъективно переживается как мгновенная потеря нужной мысли, сопровождающаяся появлением лёгкой растерянности. Забывается, что было сказано в развитие этой мысли, а также то, что предполагалось сказать в её продолжение и окончание. Несмотря на активные попытки вспомнить забытое, сделать это обычно не удаётся. Спустя некоторое время (минуты, часы, дни) забытая мысль вспоминается как бы сама собой.
| При патологиях мышления у кого-то из близких Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам |
Перерыв мысли вынуждает пациентов маскировать этот провал памяти, переводить беседу в иную плоскость или на другую тему. Способность воспринимать, вспоминать и думать о чём-то другом не нарушается. Вот сообщение пациента: «Внезапно теряю мысль, как заклинивает. Напрочь забываю, что перед тем говорил и думал, что собирался сказать дальше. Всё происходит как-то неожиданно, в один момент — раз, и всё, вылетело из головы, как и не было. Бывает не по себе, неудобно перед собеседником, особенно если он замечает, что со мной что-то не то. Я могу в это время думать и говорить о чём-то другом, что я обычно и делаю. Но мне почему-то кажется очень важным вспомнить, на чём я споткнулся. Самому вспомнить не удаётся, иногда приходится спрашивать, о чём я говорил.
Позже забытая мысль всплывает в сознании сама по себе, так же внезапно, как исчезла. О ней уже и не думаешь, и вот она, появляется совсем некстати. Бывает проходит день-два, а то бывает при засыпании. Забывается всё что угодно, обычно что-то такое не очень нужное, и всё-таки это неприятно». Иногда пациенты говорят, что их мысли таким образом «воруют» или «уничтожают, парализуют». В некоторых случаях забывается не мысль, а одно какое-то слово, имя или название чего-то. При этом забывается что-то очень хорошо знакомое, например имя старого приятеля. Пациент говорит, что из-за этого он бывает вынужден избегать встречи или разговора со своими знакомыми. Чаще, пожалуй, в таких случаях речь идёт об органическом снижении памяти. Отличить обрыв мысли от органических задержек воспоминания достаточно сложно.
Обрыв мысли необходимо отличать от внешне сходного феномена забывчивости, обусловленного нарушением внимания, когда, отвлекшись на что-то, пациенты не могут сразу вспомнить, в какой момент это произошло. Восстанавливая в обратном порядке ход своей мысли, они обычно вспоминают, в каком месте отвлеклись и какой была забытая мысль. Обычным примером являются жалобы пациентов на то, что они забывают, зачем куда-то пошли. Чтобы вспомнить, приходится возвращаться обратно. Потеря мысли нередко бывает связана с сильным волнением, при этом также «вылетает из головы, что хотел сказать», однако такая забывчивость собственно обрывом мысли не является.
Шперрунг. Шперрунг (нем. sperrung — блокирование, запирание), психическая задержка (Крепелин) — временная приостановка умственной деятельности. К.Ясперс определяет расстройство как перерыв способности фиксировать впечатления и реагировать на них, наступающий без видимой причины. Пациенты внезапно перестают реагировать на происходящее, не отвечают на обращённую к ним речь, застывают в неподвижной позе, сознание при этом остаётся ясным. Болезненный эпизод длится от нескольких секунд до ряда минут и даже часов, затем умственная деятельность так же внезапно восстанавливается. Нередко наблюдается склонность к повторению психических задержек. У ряда пациентов сохраняется способность оценивать их как болезненное явление.
Следует отметить, что во время психической задержки нарушается способность понимать происходящее. Мыслительный процесс полностью блокируется, мыслей, по словам пациентов, «нет совсем», «мысли тают, бесследно исчезают ещё на подходе», «голова пустая, в ней плавают только обрывки мыслей», «от мыслей остаются только их обломки, тени». Одновременно нарушается способность действовать. Действия, совершаемые до этого, прерываются. Пациенты умолкают, останавливаются, застывают на одном месте или беспомощно озираются, крутят в руках предметы, как бы не понимая, для чего они нужны. Э.Крепелин расценивал расстройство как короткие эпизоды кататонического ступора.
В некоторых случаях появление психических задержек пациенты объясняют насильственным внешним воздействием.
Е.Блейлер описывает расстройство так: «Задержка представляет внезапную остановку психических процессов под влиянием действия аффекта; сама по себе она не патологична. И у здоровых некоторые аффекты могут остановить и мысль, и движение («экзаменационный ступор», «аффективный ступор»). Поэтому мы можем встретить ясно выраженную задержку у всех нервных людей, особенно у истеричных. Там, где она обоснована психологически неудовлетворительно или обобщается, или слишком долго продолжается, там мы имеем право на основании этого симптома поставить диагноз шизофрении». По мнению ряда авторов (Grule, 1928; Huber, 1976), шперрунг есть диагностический признак шизофрении. Многие авторы относят к шперрунгу и обрыв мысли. Вероятно, это разные степени одного и того же симптома, но обрыв мысли встречается значительно чаще и потому имеет большее диагностическое значение. Многие авторы отождествляют обрыв мысли и блокаду мышления, что подчёркивает близкий, родственный характер этих нарушений мышления.
К содержанию
Источник
Но как только он концентрировался на мысли, чтобы не думать о белой обезьяне, она непременно ему являлась, корчила рожи и показывала свой зад. Ученик никак не смог избавиться от навязчивой мысли об этом животном. В результате мудрецом он не стал, а рассудком «подвинулся»…
Представим себе, вы пришли на работу, начальник вызвал вас и предложил срочную работу: нужно быстренько изложить свои соображения по продвижению новой модели товара. Вы вернулись к себе в кабинет, включили компьютер и бодро взялись за порученное дело. Но что это? Вместо соображений о новом товаре вам в голову лезут всякие посторонние мысли: «Март, скоро отпуск, надо бы съездить в Таиланд и поваляться на песочке… Сегодня обещал заехать к маме… Что-то Сашка рассопливился… Боже, завтра годовщина нашей свадьбы, а у меня нет подарка…» Монитор компьютера уже несколько раз переключался в ждущий режим, но мысли о новом товаре куда-то подевались.
Что поможет в этом случае? Нужно научиться переключаться на другие мысли. Например, вам стоит сосредоточиться на мыслях о свое работе: «Мне очень нравится моя работа, у нас хороший коллектив. Я получаю достойную оплату за свой труд. Я должен выполнить очередное задание начальства. Если я этого не сделаю, то мой рейтинг может сильно упасть и, в конце концов, я могу потерять это место. А это будет финансовая катастрофа для всей семьи». Такое переключение быстро настроит вас на рабочий лад.
Самое хорошее время для мыслей-скакунов — это ночь. Человек не может заснуть и крутится до утра. Вот тут-то «скакуны» вдоволь могут порезвиться в горячечном мозгу. Многие люди бессонными ночами «прокручивают» в голове, что случилось за день, анализируют события, корят себя за ошибку, обдумывают планы на день грядущий. Причем весь этот клубок мыслей хаотично катается в голове. После такой жуткой ночи головная боль на весь день обеспечена.
Как бороться с такой ситуацией? Есть простой способ: не спится — встаньте, возьмите лист бумаги и попробуйте записать свои мысли. Обрывки мыслей записать нельзя, поэтому записывайте только то, что четко можно сформулировать из того потока мыслей, которые не дают вам спокойно уснуть. Этим самым вы завершаете работу, которой был занят ваш мозг всю ночь. Мозг может отдыхать, а вы ложитесь в кровать и наслаждаетесь сном.
Если вы садитесь за руль автомобиля и вам предстоит длинный путь, то часто водитель начинает отвлекаться от скучной дороги и размышлять: «А не позвонить ли мне Коле? А может быть, послать SMS Оле? Где-то в бардачке у меня был мобильник». Помните, что ценой секундного отвлечения от дороги может быть чья-то жизнь. Что я делаю, когда сажусь за руль? Я повторяю мысленно простую «мантру»: не теряй концентрации внимания на дороге. В процессе вождения я напоминаю своему мозгу об этом несколько раз. Это помогает мне сосредоточиться на том, чем я занимаюсь в данный момент. Сколько раз это простое заклинание спасало меня от всяких дорожных коллизий!
Многие замечали, как приятно сидеть у костра и наблюдать за отблесками пламени и летящими искрами. В этот момент в вашей голове нет никаких посторонних мыслей, только наслаждение от наблюдаемой картины. Такое же действие оказывает льющаяся вода: вы смотрите завороженным глазами на струящийся водопад, слушаете музыку падающей воды… Если поблизости нет костра или водопада, но есть аквариум с рыбками, то можно сесть в кресло и понаблюдать, как рыбки плавают в воде.
Наблюдая за языками пламени костра, смотря на море и слушая шум прибоя, человек обеспечивает мозгу полную занятость, у него не остается места для каких-то беспокойных мыслей и страхов. Мысли-скакуны уже очень далеко. Таким образом, мы расслабляемся, перестаем думать о том, что еще десять минут назад заставляло нас нервничать. Умение дать отдых своему мозгу — очень важный момент в управлении своим мыслительным процессом.
С помощью таких простых приемов вы можете спокойно управлять своими мыслями. А если они «поскакали не в ту степь», то их очень быстро можно направить в нужное русло. Переключение, концентрация и релаксация — три ключика, которые вам в этом помогут.
Источник
Сегодня мы стараемся повысить свою продуктивность, осваиваем новые навыки, профессии, технологии. Слишком напряженный ритм может спровоцировать перегрузку когнитивных процессов мозга, которую мы можем ошибочно принять за усталость. И в то же время обычные психические процессы, например, беспокойство о безопасности, мы принимаем за проявление нарушений. Как вовремя распознать расстройства мышления, какими симптомами они сопровождаются и что делать, если вы обнаружили их у близких?
Почему это вообще происходит
Мышление как высшая познавательная функция мозга формируется у детей в дошкольном возрасте, оно является основой интеллекта. Этот процесс взаимосвязан с развитием речи, моторики рук, памяти и внимания. Ближе к школьному возрасту оно начинает дифференцироваться на разные типы — логическое, творческое, критическое. В процессе обучения, становления личности и обретения нового опыта мышление постоянно развивается. Воспитание и социальное окружения ребенка непосредственно влияют на правильность формирования функций мозга. И какие-либо травмирующие события — физические или психологические — могут стать причиной нарушения мышления. От этого не застрахованы и взрослые. Стресс может оказывать настолько сильное воздействие, что способен вызвать как психические, так и когнитивные расстройства.
Какие бывают расстройства
В психологии выделяют 2 основных группы синдрома нарушения мышления: по форме и по содержанию. К первой группе относятся расстройства ассоциативного процесса, ко второй— патологические суждения, бредовые идеи и навязчивые явления. И если со второй группой обычно все понятно сразу, то формальные расстройства легко спутать с проявлениями других факторов — эмоциональной возбужденностью, усталостью, намеренным софизмом. Рассмотрим подробнее, какими признаками обладают формальные нарушения.
- Ускоренность. Это слишком быстрая смена мыслей, которые большим потоком возникают в голове. Такой процесс провоцирует ускоренную речь, при которой человек не успевает высказать все, о чем он сейчас думает. При этом наблюдается логичная последовательность мыслительного процесса. Сопровождается этот симптом неустойчивостью внимания, что только усугубляет положение. Человек быстро отвлекается, перескакивая с мысли на мысль.
- Замедленность. Противоположность предыдущему признаку. Она проявляется в заторможенности мыслительного процесса. Человек ощущает пустоту в голове, медленно выстраивает логические последовательности, не может подобрать ассоциации. Как правило, на вопросы отвечает односложно, выдерживая продолжительную паузу.
- Застревание. Человек с таким нарушением часто зацикливается на одних и тех же мыслях, представлениях. В речи это выражается как повторение фраз, слов, звуков. При ответе на несколько вопросов человек сосредотачивается только на первом, а дальше просто повторяет ту же мысль в разных формах, разделяя на части.
- Повторение. Отличается от застревания тем, что в первом случае человек не может продвинуться дальше в мыслительном процессе, а во втором он просто совершает ритмичные повторения. При этом он не останавливается на конкретной мысли, а скорее отстраняется от любых мыслей вовсе.
- Резонерство. Это бессодержательное мышление, при котором человек рассуждает впустую. Он может много говорить, но в его словах нет конкретного смысла. Такая речь загружена вводными конструкциями и речевыми оборотами.
- Разорванность. Это отсутствие логической или вообще какой-либо связи между словами внутри предложений. В речи это выражается как произвольный набор слов и фраз, которые невозможно сформулировать в связное предложение.
Какие меры предпринимать
Если вы заметили какие-то проявления психики близкого человека, которые вас беспокоят, в первую очередь стоит побеседовать с ним и выяснить причины изменения его поведения и речи. Если же это не прояснит ситуацию, стоит обратиться к специалисту. Коррекция нарушений, если они будут выявлены, должна производиться под наблюдением врача.
Любое расстройство, равно как и заболевание, проще предотвратить, чем лечить. И мозг не исключение. Для его укрепления, тренировки функций, повышения работоспособности отлично подходят когнитивные тренажеры. Викиум разработал 75+ онлайн-игр для развития внимания, памяти и мышления. Они комплексно задействуют все способности мозга так, чтобы сильные стороны становились опорой для тренировки более слабых. Ежедневные занятия по 10 минут не только повышают умственный тонус, но и позволяют лучше справляться со стрессом, а также стабилизируют эмоциональное состояние.
Источник