Педагогическая запущенность код мкб
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Симптомы
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Возможные осложнения
- Диагностика
- Лечение
- Прогноз
- Профилактика
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: Педагогическая запущенность.
Педагогическая запущенность
Описание
Педагогическая запущенность. Нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.
Дополнительные факты
Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройств поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитуемость», о детях говорят как о «трудных». В старшем возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушения эмоционально-личностной сферы, но и социальную дезадаптацию: подросток не посещает учебные заведения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитический» образ жизни. Данные эпидемиологических исследований разнятся – количество «трудных» детей постоянно изменяется, зависит от общих социально-экономических условий. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.
Педагогическая запущенность
Симптомы
Импульсивность. Рассеянность.
Причины
Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:
• Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.
• Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода.
• Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. Психологическая изолированность, одиночество снижают тягу к посещению образовательного учреждения, ребенок начинает искать поддержку и самоутверждаться через асоциальные группировки.
• Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации.
Патогенез
Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.
Классификация
Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:
• Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
• Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
• Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
• Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.
Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:
• Медико. Педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
• Нравственно. Педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
• Интеллектуально. Педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
• Нравственно. Трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.
Возможные осложнения
При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.
Диагностика
Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:
• Проективные методики. Используются для исследования эмоциональной сферы, межличностных взаимоотношений, самооценки, иерархии ценностей дошкольников, младших школьников. Подросткам подобные методики показаны для выявления отрицаемых проблем, при подозрении на умышленное искажение результатов опросников. Представлены рисуночными и ассоциативными тестами, методами интерпретации ситуаций.
• Опросники. При нормальном развитии интеллектуальных функций применяются с 10-летнего возраста. Направлены на исследование эмоций, характерологических черт, привычных реакций в межличностном взаимодействии, ценностей. Используется опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, с 15 лет).
• Методики исследования познавательной сферы. Уровень интеллекта исследуется тестом Векслера, тестом Равена. Функции мышления – методом классификации, интерпретации пословиц, установления аналогий, определения общего и различного. Активное внимание – таблицами Шульте, корректурной пробой. Память – методикой «10 слов», пересказом текста.
Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.
Лечение
Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:
• Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
• Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
• Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.
Прогноз
Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений).
Профилактика
Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
До некоторой степени разнородная группа расстройств, общей чертой которых являются отклонения в социальном функционировании; эти расстройства возникают в период роста и развития, но в отличии от общих расстройств развития не характеризуются главным образом явно органической социальной неспособностью или дефектностью, охватывающей все сферы деятельности. Во многих случаях в этиологии этих расстройств решающую роль играют серьезные извращения или лишения, связанные с окружающей обстановкой.
Характеризуется выраженной эмоционально обусловленной селективностью в речи: ребенок показывает языковые навыки в одних ситуациях и не в состоянии говорить в других (определенных) ситуациях. Расстройство обычно ассоциируется с заметными личными особенностями, исключая социальное беспокойство, замкнутость, восприимчивость или сопротивляемость.
Селективный мутизм
Исключены:
- общие нарушения психологического развития (F84.-)
- шизофрения (F20.-)
- специфические расстройства развития речи и языка (F80.-)
- преходящий мутизм как составляющая часть боязни разлуки у детей раннего возраста (F93.0)
F94.1
Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте
Начинается в первые пять лет жизни и характеризуется устойчивыми отклонениями модели детских социальных взаимоотношений, что связано с эмоциональным нарушением и реактивностью по отношению к изменениям окружающей обстановки (боязнью, сверхбдительностью, бедностью социальных взаимосвязей со сверстниками, агрессивностью по отношению к себе и другим, страданием и остановкой развития в некоторых случаях). Синдром, вероятно, возникает как непосредственный результат полного отсутствия заботы о ребенке со стороны родителей, как результат злоупотреблений и жестокого обращения с ним.
При необходимости идентифицировать какое-либо связанное с этим нарушение или задержку развития используют дополнительный код.
Исключены:
- синдром Аспергера (F84.5)
- расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу (F94.2)
- синдром жестокого обращения (T74.-)
- нормальная вариация в структуре селективной привязанности сексуальное или физическое насилие в детстве, приводящее к психосоциальным проблемам (Z61.4-Z61.6)
F94.2
Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу
Особая модель аномального социального функционирования, которая возникает в первые пять лет жизни и имеет тенденцию сохраняться, несмотря на выраженные перемены в окружающей обстановке, а именно диффузное, неизбирательно сфокусированное привязчивое поведение, требующее к себе внимания, и неразборчиво дружественное поведение; плохо модулированные взаимодействия со сверстниками. В зависимости от обстоятельств могут присоединяться эмоциональные и поведенческие расстройства.
Психопатия от недостатка привязанностей
Синдром детского закрытого учреждения
Исключены:
- синдром Аспергера (F84.5)
- госпитализм у детей (F43.2)
- гиперкинетические расстройства (F90.-)
- реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1)
F94.8
Другие расстройства социального функционирования в детском возрасте
F94.9
Расстройство социального функционирования в детском возрасте неуточненное
Источник
Ìåäèöèíñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ áîëåçíåé (ÌÊÁ10)
ìíîãîîñåâàÿ ñèñòåìà îïèñàíèÿ ðàçíîîáðàçíûõ ðàññòðîéñòâ çäîðîâüÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìíîãîìåðíîãî ïîäõîäà è äèàãíîñòè÷åñòè÷åñêèõ êàòåãîðèé. Ïðèíÿòà ïîä ýãèäîé ÂÎÇ â ðåäàêöèè 10 ïåðåñìîòðà â 1992 ã. (ICD-10) è èñïîëüçóåòñÿ â ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêå äëÿ îïðåäåëåíèÿ êëàññà ðàññòðîéñòâà çäîðîâüÿ è åãî äèàãíîñòè÷åñêîé îöåíêè â îáùåé äëÿ âñåãî ìåäèöèíñêîãî ñîîáùåñòâà òåðìèíîëîãèè, êëàññèôèêàöèîííîì ïîëå (òåìàòè÷åñêèõ ðàçäåëàõ) è êîäèðîâêå (ïðèñâàèâàåìîì êîäå).
Áîëüøàÿ ÷àñòü ôóíêöèîíàëüíûõ è îðãàíè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â ÌÊÁ-10 ïðåäñòàâëåíà â âèäå ñèíäðîìàëüíûõ êàòåãîðèé è èìååò îòíîøåíèå êàê ê àêòóàëüíîìó ñîñòîÿíèþ áîëüíîãî, òàê è ê òå÷åíèþ áîëåçíè â öåëîì. Îáîáùåííàÿ ñòðóêòóðà ìíîãîîñåâîé êëàññèôèêàöèè ñ êðàòêîé õàðàêòåðèñòèêîé èìåþùèõñÿ â íåé êàòåãîðèé è øêàë îñíîâàíû íà ñèìïòîìàòè÷åñêèõ è ýòèîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêàõ, íîñÿò îïèñàòåëüíûé õàðàêòåð, êîòîðûé ïîçâîëÿåò ñèñòåìàòèçèðîâàòü è óïîðÿäî÷èòü âêëþ÷åííûå â íåå ôîðìû ïî ðàçëè÷íûì ïñèõîñîöèàëüíûì è îðãàíè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ò. å. ó÷åñòü âñå òðè óðîâíÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìû (îðãàíèçìåííûé, èíäèâèäíûé è ëè÷íîñòíûé).  ýòó ñõåìó âêëþ÷åíû íàèáîëåå òèïè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ. Êàæäîå èç ýòèõ ÿâëåíèé íå ïðîñòî îáðàçóåò àññîöèàòèâíûå ñâÿçè ñ ñîäåðæàíèåì óêàçàííûõ â êëàññèôèêàöèè êàòåãîðèé, íî è ìîæåò áûòü àññèìèëèðîâàíî ïî âûäåëåííûì äëÿ îñè ïðèçíàêàì. Íàêîíåö, åå âçàèìîñâÿçü ñ êàòåãîðèÿìè è ôîðìàìè, âêëþ÷åííûìè â ÌÊÁ-10, îáåñïå÷èâàåò âîçìîæíîñòü ïðîãíîçèðîâàíèÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ïðîöåññà, èñõîäÿ èç áëàãîïðèÿòíîãî èëè íåáëàãîïðèÿòíîãî õàðàêòåðà óñëîâèé, ïîçâîëÿåò îöåíèòü óðîâåíü ïñèõîñîöèàëüíîé àäàïòàöèè ÷åëîâåêà (÷åðåç ó÷åò ýíäîãåííûõ è ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ), ñîçäàòü îñíîâàíèÿ äëÿ ñîâìåñòíûõ äåéñòâèé ñïåöèàëèñòîâ ðàçëè÷íîãî ïðîôèëÿ, ïðååìñòâåííîñòü â èõ äåÿòåëüíîñòè.
Äëÿ ñôåðû ïñèõîëîãèè â ÌÊÁ-10 îñîáûé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿþò ðàçäåëû, ñâÿçàííûå ñ êëàññèôèêàöèåé ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ãëàâà V ÌÊÁ-10 «Ïñèõè÷åñêèå è ïîâåäåí÷åñêèå ðàññòðîéñòâà». Êàê ïîä÷åðêèâàåò Ì. Ðàòòåð (2003, ñ. 19), «âêëþ÷åíèå â íèõ ïñèõè÷åñêèõ ÿâëåíèé îñíîâàíî íà ñëåäóþùåì ïðèíöèïå. Ôîðìàëüíûå îáîçíà÷åíèÿ îòíîñÿòñÿ òîëüêî ê ñèòóàöèè è ïðîáëåìàì (âûäåëåíî íàìè. Ñ. Ê.) ÷åëîâåêà â íàñòîÿùåå âðåìÿ, à íå ê ñàìîìó ÷åëîâåêó. Îíè âîâñå íå ïîäðàçóìåâàþò ïîñòîÿíñòâà è íåîáðàòèìîñòè è ñîâåðøåííî íå ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ íàâåøèâàíèÿ ÿðëûêîâ (ïóòåì îáîçíà÷åíèÿ èìåþùåãîñÿ ó íåãî ðàññòðîéñòâà èëè àêòóàëüíîé ñèòóàöèè). Áîëåå òîãî, ñàìè ïî ñåáå äèàãíîñòè÷åñêèå ôîðìû íå ìîãóò áûòü îñíîâàíèåì äëÿ àäìèíèñòðàòèâíîãî ðåøåíèÿ èëè ïðèíóäèòåëüíîãî îêàçàíèÿ âðà÷åáíîé èëè âîñïèòàòåëüíîé ïîìîùè». Êëàññèôèêàöèÿ ÿâëÿåòñÿ «àòåîðåòè÷åñêîé» è íîñèò ñóãóáî ñòàòèñòè÷åñêèé ïðàãìàòè÷åñêèé õàðàêòåð, â òî æå âðåìÿ îïèðàÿñü íà íåðàçðûâíóþ ñâÿçü ïðîÿâëåíèÿ è òå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè ñî âñåì êîìïëåêñîì áèîëîãè÷åñêèõ, ýâîëþòèâíûõ è ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ.
Ãëàâà V ÌÊÁ-10 «Ïñèõè÷åñêèå è ïîâåäåí÷åñêèå ðàññòðîéñòâà» ïðåäñòàâëåíà øåñòüþ îñÿìè.
Îñü I «Êëèíè÷åñêèå ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû» ãðóïïèðóåò îáùèå ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ.  äåòñêîé è ïîäðîñòêîâîé ïñèõèàòðèè ýòè ðàññòðîéñòâà îòíîñÿòñÿ èìåííî ê äàííîé äèàãíîñòè÷åñêîé êàòåãîðèè. Ñîäåðæàòåëüíî ïî ïîðÿäêó ïî ýòîé îñè ïðåäñòàâëåíû ñíà÷àëà îáùèå ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ, çàòåì ïîâåäåí÷åñêèå è â êîíöå ýìîöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà, îáû÷íî íà÷èíàþùèåñÿ â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Ýòèìîëîãèÿ ýòèõ ðàññòðîéñòâ ìîæåò áûòü êàê îðãàíè÷åñêîãî, òàê è ñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà, õîòÿ, ïîâòîðèìñÿ, ýòèõ ïðåäïîëîæåíèé, â ñëó÷àå îòñóòñòâèÿ òî÷íî óñòàíîâëåííîé äåòåðìèíàöèè, ñëåäóåò èçáåãàòü. Âñå îïèñûâàåìûå ïî ýòîé îñè ðàññòðîéñòâà îñíîâàíû íà ñèìïòîìàòîëîãè÷åñêîé ìîäåëè, â êîòîðîé íå âñåãäà ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì ïðèîðèòåòíîå âûäåëåíèå ýíäîãåííîãî èëè ýêçîãåííîãî âëèÿíèÿ.
Îñü II «Ñïåöèôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ» âêëþ÷àåò â ñåáÿ îïèñàòåëüíûå ôîðìû (áåç ýòèîëîãè÷åñêîãî îáîçíà÷åíèÿ) ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, óìåíèé è íàâûêîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ ïðîäóêòèâíîñòü îñâîåíèÿ òåõ èëè èíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ âûäåëåíèå ðàññòðîéñòâ ñâÿçàíî ñ íåäîñòàòêàìè â ðàçâèòèè ðå÷è, çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ è/èëè äâèãàòåëüíîé êîîðäèíàöèè. Âñåãî ïî ýòîé îñè äèôôåðåíöèðóþò ïÿòü ðàçäåëîâ: ñïåöèôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ ðå÷è, ñïåöèôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà øêîëüíûõ íàâûêîâ, ñïåöèôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé, ñìåøàííûå ñïåöèôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ, äðóãèå ðàññòðîéñòâà è íåóòî÷íåííûå ðàññòðîéñòâà.
Îñü III «Óðîâåíü èíòåëëåêòà» îáåñïå÷èâàåò îïèñàíèå àêòóàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îáùåãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ èíäèâèäà íà îñíîâàíèè ïñèõîìåòðè÷åñêîé èëè êëèíè÷åñêîé îöåíêè. Ýòîò ðàçäåë îáðàçîâàí ôîðìàìè çàäåðæàííîãî èëè íåïîëíîãî ðàçâèòèÿ ïñèõèêè, õàðàêòåðèçóþùèõñÿ, ãëàâíûì îáðàçîì, íåäîñòàòî÷íîñòüþ êîãíèòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé, îïðåäåëÿþùèõ îáùèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà. Êðîìå òîãî, ïîñêîëüêó îòêëîíåíèÿ â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè ìîãóò îòðàæàòüñÿ íà àäàïòèâíîñòè ïîâåäåíèÿ, òî ïî ýòîé æå îñè îòìå÷àþòñÿ ðàçëè÷íûå ôîðìû íàðóøåíèé ïîâåäåíèÿ ñ ðàçíîé ñòåïåíüþ âûðàæåííîñòè (ìèíèìàëüíûå èëè çíà÷èòåëüíûå).
Îñü IV «Ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ» âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà àêòóàëüíûå (íà äàííûé ìîìåíò) ñîìàòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, òðåáóþùèå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé è ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Ïî ýòîé îñè ðàññìàòðèâàþòñÿ ñîìàòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, êîòîðûå ìîæíî íàéòè â ðàçíûõ ãëàâàõ ÌÊÁ 10, çà èñêëþ÷åíèåì ïÿòîé, è îêàçûâàþùèåñÿ ÷àñòî ñâÿçàííûìè ñ ïñèõè÷åñêèìè è ïîâåäåí÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè. Îíè îòðàæàþò âçàèìîñâÿçè ìåæäó äóøåâíûìè ïåðåæèâàíèÿìè è ðåàêöèÿìè îðãàíèçìà. Îñíîâíûå êàòåãîðèè ïî äàííîé îñè ñîñòàâëÿþò ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, âîçíèêíîâåíèå è òå÷åíèå êîòîðûõ çàâèñèò ïðåèìóùåñòâåííî îò ïñèõîñîöèàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâ.  ýòîò æå ðàçäåë âõîäÿò ñîìàòè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, âûçâàííûå ðàçëè÷íîãî ðîäà òðàâìàìè, îòðàâëåíèÿìè, ñàìîïîâðåæäåíèÿìè, íàñèëèåì, àâàðèÿìè (òåõíîãåííûìè èëè äîðîæíî-òðàíñïîðòíûìè), ýêñòðåìàëüíûìè è êðèçèñíûìè ñèòóàöèÿìè è íåñ÷àñòíûìè ñëó÷àÿìè, ïîñëåäñòâèÿ êîòîðûõ ñêàçàëèñü íà àäåêâàòíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ïîâåäåíèè è äåÿòåëüíîñòè. Òàê íàçûâàåìàÿ ÂÊÁ (âíóòðåííÿÿ êàðòèíà áîëåçíè) è ïåðåæèâàíèÿ, âûçâàííûå íàëè÷èåì îïðåäåëåííûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (îñîáåííî õðîíè÷åñêèõ), èõ òå÷åíèåì è ïîñëåäñòâèÿìè îáóñëîâèëè íåîáõîäèìîñòü âûäåëåíèå êàòåãîðèè, âêëþ÷àþùåé ïñèõîëîãè÷åñêèå ôåíîìåíû ïîäîáíîãî ðîäà.
Îñü V «Ñîïóòñòâóþùèå àíîìàëüíûå ïñèõîñîöèàëüíûå ñèòóàöèè» îïèñûâàåò àíîìàëüíûå ïñèõîñîöèàëüíûå ñèòóàöèè, êîòîðûå ìîãóò äåòåðìèíèðîâàòü âîçíèêíîâåíèå ðàññòðîéñòâà ñèñòåìû èëè èìåòü çíà÷åíèå ïðè ïëàíèðîâàíèè ïîìîùè. Êàê ïîä÷åðêèâàåò Ì. Ðàòòåð, ñëåäóåò î÷åíü îñòîðîæíî è âçâåøåííî ïîäõîäèòü ê îöåíêå ðîëè ýòèõ ñèòóàöèé â âîçíèêíîâåíèè íåáëàãîïîëó÷íûõ ñîñòîÿíèé, íè â êîåì ñëó÷àå íå àáñîëþòèçèðóÿ ïñèõîãåííîå çíà÷åíèå òàêèõ ñèòóàöèé, íî òùàòåëüíî îöåíèâàÿ âîçìîæíîñòü è ñòåïåíü èõ âëèÿíèÿ. Âûäåëåíèå ýòîé îñè ñâÿçàíî ñ ïðîôåññèîíàëüíîé ïîòðåáíîñòüþ îáîçíà÷èòü ðîëü è çíà÷åíèå ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ â âîçíèêíîâåíèè ðàçëè÷íîãî ðîäà îòêëîíåíèé â ñîñòîÿíèè ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìû, ÷àñòî íå èìåþùèõ ÷åòêèõ âðåìåííûõ ðàìîê, ò. å. ñïîñîáíûõ äåòåðìèíèðîâàòü ðàññòðîéñòâî êàê â íàñòîÿùåå âðåìÿ, òàê è â îòäàëåííîì áóäóùåì. Àâòîðû ïðåäëàãàþò ñïåöèàëèñòàì ðàññìàòðèâàòü âñå ïîäîáíûå ñèòóàöèè, êîòîðûå áûëè â æèçíè ÷åëîâåêà, è ñàìîñòîÿòåëüíî ðåøàòü, êàêèå âðåìåííûå ðàìêè áîëüøå ïîäõîäÿò ê èõ äèàãíîñòè÷åñêèì çàäà÷àì. Êàòåãîðèè, âêëþ÷åííûå â ýòó îñü, íå â ñîñòîÿíèè îõâàòèòü âñå âîçìîæíûå ðàçíîâèäíîñòè ïñèõîñîöèàëüíûõ ñèòóàöèé, èãðàþùèõ ðîëü â èíäèâèäóàëüíûõ ñëó÷àÿõ. Îíè áûëè âûáðàíû íà îñíîâàíèè òèïè÷íîñòè èõ ñóùåñòâîâàíèÿ, ïîäòâåðæäàþùåé çíà÷èòåëüíóþ ðîëü â êà÷åñòâå ñåðüåçíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôàêòîðîâ ðèñêà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â ýòîò ðàçäåë âêëþ÷åíû ñëåäóþùèå êàòåãîðèè: àíîìàëüíûå îòíîøåíèÿ â ñåìüå, ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, îòêëîíåíèÿ èëè íåòðóäîñïîñîáíîñòü â áëèæàéøåì îêðóæåíèè, íåàäåêâàòíûå ñïîñîáû âîñïèòàíèÿ, íåáëàãîïðèÿòíûå ñîáûòèÿ æèçíè, ñîöèàëüíûå ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ, õðîíè÷åñêèé ìåæëè÷íîñòíûé ñòðåññ, ñâÿçàííûé ñ ó÷åáîé èëè ðàáîòîé, âîñïèòàíèå â ó÷ðåæäåíèè. Ïðè ýòîì ê îäíîìó è òîìó æå ÷åëîâåêó íåðåäêî ìîãóò áûòü ïðèìåíèìû íåñêîëüêî êàòåãîðèé; áîëåå òîãî, óêàçàííûå îáñòîÿòåëüñòâà ÷àñòî íàêëàäûâàþòñÿ äðóã íà äðóãà èëè îòðàæàþò ðàçíûå àñïåêòû îäíîé è òîé æå îñíîâíîé ñèòóàöèè.
Îñü VI «Îáùàÿ îöåíêà íàðóøåíèÿ ïñèõîñîöèàëüíîé ïðîäóêòèâíîñòè» îòðàæàåò êà÷åñòâî ïñèõè÷åñêîãî, ñîöèàëüíîãî è òðóäîâîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ÷åëîâåêà íà ìîìåíò äèàãíîñòè÷åñêîãî îöåíèâàíèÿ. Ïî äàííîé îñè îòìå÷àåòñÿ ñòåïåíü ïñèõîñîöèàëüíîé ïðîäóêòèâíîñòè (âûñîêîå, óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñ ëåãêèìè, óìåðåííûìè, òÿæåëûìè ôîðìàìè íàðóøåíèé), êîòîðàÿ ñîîòíîñèòñÿ ñ çàòðóäíåíèÿìè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ â êàêîé-ëèáî ïñèõîñîöèàëüíîé îáëàñòè (ñîöèàëüíûå ðåàêöèè, òðóäíîñòè â îáùåíèè, ðàçíîîáðàçèå çàíÿòèé è èíòåðåñîâ, çàáîòà î áëèçêèõ, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü). Ñàìè çàòðóäíåíèÿ è ñòåïåíü èõ âûðàæåííîñòè îïðåäåëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè íàáëþäàåìûõ îñîáåííîñòåé ôóíêöèîíèðîâàíèÿ â êîíòåêñòå ñîöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ÷åëîâåêà. Îäíàêî, êàê ïîä÷åðêèâàåò À. À. Ñåâåðíûé, ïðè âñåé çíà÷èìîñòè ýòîé øêàëû ñ òî÷êè çðåíèÿ îöåíêè ñïåöèôèêè è ðåçóëüòàòîâ ñîöèàëèçàöèè ÷åëîâåêà, ïîòåíöèé âîçíèêíîâåíèÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà ïñèõîñîöèàëüíûõ äåçàïòàöèîííûõ ôîðì, â íàñòîÿùåì âèäå îíà òðóäíî ïðèìåíèìà èç-çà îáùíîñòè âûäåëåííûõ â íåé êàòåãîðèé. Òåì íå ìåíåå, èõ èñïîëüçîâàíèå èìååò âàæíîå çíà÷åíèå, òåì, ÷òî ñòàâèò çàäà÷ó àïðîáàöèè, êîíêðåòèçàöèè è ðàçâèòèÿ äàííîé îñè íà îñíîâå ïðèîáðåòàåìîãî äèàãíîñòè÷åñêîãî îïûòà.
×òî æå êàñàåòñÿ êà÷åñòâåííûõ õàðàêòåðèñòèê êàæäîé îñè, òî äëÿ âîçìîæíîñòè ïîëíîöåííîãî ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêîãî îöåíèâàíèÿ îíè äîëæíû âêëþ÷àòü êîíêðåòíîå ðàññìîòðåíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ÿâëåíèé, ñêëàäûâàþùååñÿ èç ïðèçíàêîâ: à) ïðè÷èííûõ ôàêòîðîâ; á) îïðåäåëåííûõ ñâîéñòâ è ñîñòîÿíèé ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìû, íà êîòîðóþ îêàçûâàåòñÿ âîçäåéñòâèå è â) ñïåöèôèêè ìåõàíèçìîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ïðè÷èííûõ ôàêòîðîâ ñ ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìîé. Òàêèì îáðàçîì, îïèñàíèå êàæäîé êàòåãîðèè ïî îñÿì äîëæíî îõâàòûâàòü ñëåäóþùèå ðàçäåëû:
1. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîëîãè÷åñêîãî ÿâëåíèÿ, îïèñàíèå ñèìïòîìîâ (ôåíîìåíîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ) îñíîâíûõ êàòåãîðèé, ðàññìàòðèâàþùèõñÿ ïî äàííîé îñè.
2. Äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè:
? êà÷åñòâà è ñâîéñòâà ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìû, íà êîòîðûå îêàçûâàåòñÿ âîçäåéñòâèå, è îòêëîíåíèÿ â ôóíêöèîíèðîâàíèè êîòîðûõ ìîãóò ÿâëÿòüñÿ ïðè÷èíàìè íåàäåêâàòíîãî ñîñòîÿíèÿ èëè íàðóøåíèé äåÿòåëüíîñòè è ïîâåäåíèÿ;
? âíåøíèå è âíóòðåííèå ôàêòîðû, â ðàçíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ âîçäåéñòâóþùèå íà ïñèõè÷åñêóþ ñèñòåìó è âëèÿþùèå íà àêòóàëüíîå ñîñòîÿíèå îáúåêòà äèàãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
3. Äèôôåðåíöèàëüíûå êðèòåðèè:
? âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè, êîòîðûå â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ ìîãóò âûñòóïàòü â êà÷åñòâå íîðìàòèâíûõ ïîêàçàòåëåé;
? èíäèâèäóàëüíîå ñâîåîáðàçèå ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìû è âûäåëåíèå òåõ ïðèçíàêîâ, êîòîðûå îòëè÷àþò äàííûé ñëó÷àé îò íîçîëîãè÷åñêîãî îïèñàíèÿ;
? ñïåöèôè÷åñêèå ïðèçíàêè äàííîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôåíîìåíà, ïîçâîëÿþùèå ðàçãðàíè÷èòü åãî ñ äðóãèìè áëèçêèìè ïî âíåøíåìó ïðîÿâëåíèþ ôîðìàìè è êàòåãîðèÿìè;
? äåòåðìèíàöèîííûé óðîâåíü, îïðåäåëÿþùèé èåðàðõè÷åñêóþ ñòóïåíü äàííîãî ÿâëåíèÿ (ïåðâè÷íîå íåáëàãîïîëó÷èå, âòîðè÷íîå, òðåòè÷íîå è ò. ä.).  ñëó÷àå åãî âòîðè÷íîñòè, êàòåãîðèÿ ÿâëåíèÿ äîëæíà îïðåäåëÿòüñÿ ïî ïåðâè÷íûì ïðèçíàêàì, îïðåäåëèâøèì ñîñòîÿíèå ïñèõè÷åñêîé ñèñòåìû;
? âðåìåííûå ðàìêè, â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ðàññìàòðèâàåìîå ñîñòîÿíèå ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì íåáëàãîïðèÿòíûõ ïñèõîñîöèàëüíûõ óñëîâèé, íåçàâèñèìî îò òîãî, íà êàêîé ïåðèîä æèçíè ÷åëîâåêà îíè ïðèõîäèëèñü.
Источник