Педагогическая характеристика ребенка с синдромом аспергера
Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков
с синдромом Аспергера
Синдром Аспергера, выделенный Л. Уинг в 1981 г., получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Х. Аспергера, описавшего ряд случаев детей, у которых, наряду с относительной сохранностью речи, наблюдались снижение возможностей невербальной коммуникации, искажение механизма эмпатии и физическая неловкость.1
В действующей Международной классификации болезней (МКБ-10) данный синдром обозначен шифром F84.5. При этом синдром Аспергера в МКБ-10 расшифровывается как расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.2
Синдром Аспергера встречается у детей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем. Отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации.3
Речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными, что отличает синдром Аспергера от аутизма. Но у людей с синдромом Аспергера недостаточно развито абстрактное мышление и способность к осмыслению. Они имеют тенденцию понимать все буквально; испытывают трудности в обработке визуальной и слуховой информации; для них характерны проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе. Зачастую у людей с синдромом Аспергера отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу их интереса. Как правило, они с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих; не воспринимают чужие эмоции; не признают «неписаные» социальные правила, поэтому часто выглядят бестактными и грубыми. У них отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом.
Максимальная выраженность симптомов синдрома Аспергера отмечается в детстве. В то же время наиболее тяжелые нарушения поведения и адаптации развиваются позже — в подростковом и юношеском возрасте. Характерны сенсорные и моторные нарушения (стремление к однообразию, аутостимуляция, недостаточная координация движений, стереотипии и монотонная двигательная гиперактивность). Могут отмечаться и нарушения более высокого уровня, которые затрагивают общую интеграцию познавательных процессов и поведения, а также способность к целенаправленной деятельности. Они проявляются в резких колебаниях активности, нарушениях внимания, недостаточной адекватности суждений, своеобразии внешнего облика и поступков, избирательности и малой интенсивности взаимодействия с окружением.4
В целом для подростков с синдромом Аспергера характерны:
- кратковременное активное внимание; трудности с переключением внимания с одной задачи на другую; концентрация внимания на деталях; умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений); отличная долговременная память (иногда проявляют феноменальную, даже эйдетическую память); недостаточно развиты абстрактное мышление и способность к осмыслению; узкое, систематическое мышление и ориентированность на детали; преимущественно визуальный стиль мышления (думают скорее картинками, чем словами); способность отлично выстраивать логические цепочки; сложности обобщения – они не понимают, что то или иное правило распространяется на другие схожие ситуации; может проявляться специальный интерес и исключительные способности к математике. Они способны решать сложнейшие математические задачи, но могут испытывать проблемы, если требуется объяснить свое решение словесно.5
Поскольку люди с синдромом Аспергера обладают твердым, негибким мышлением, то даже небольшое изменение в привычном порядке вещей может причинить им огромное страдание. Непредвиденные или непрерывные изменения в знакомых людях и окружающей среде могут сильно его огорчить. Если изменение неизбежно, то очень важно, чтобы оно происходило как можно медленней, постепенно, в рамках четкой структуры, которую обучающийся может предвидеть и с условиями которой успеет свыкнуться.
Для наглядности можно выделить три фильма, демонстрирующих клиническую картину синдрома Аспергера:
«Бен Икс», Бельгия, 2007, «Адам», США, 2009, «Меня зовут Кхан», Индия, 2010.6
Педагогам, работающим с детьми с синдромом Аспергера, можно обратиться также на сайт https://www. aspergers. ru/
Консультацию подготовила:
педагог-психолог
1 Возрастные особенности синдрома Аспергера // Мир психологии. 2014. № 3. С. 267-273.
2 Международная классификация болезней 10-го пересмотра // https://mkb-10.com/index. php? pid=4429
3 Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 67-71.
4 , Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных //
Доктор. Ру. 2011. № 4 (63). С. 47-51.
5 , Проблемы организации образования обучающихся с синдромом Аспергера // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2017. Т. 8. № 8. С. 217-224.
6 , , Клинические особенности первазивных нарушений развития (синдромы Каннера и Аспергера) в художественных фильмах // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 5.
Источник
Октябрь 24th 2017 —
Сюзан Стоукс, консультант по проблемам аутизма.
Введение
Синдром Аспергера получил свое название от имени венского психиатра Ганса Аспергера. В 1944 году в Германии Аспергер опубликовал доклад, описывающий целостную модель способностей и поведения, наблюдавшегося в первую очередь у мальчиков. В начале 1980-х работа Аспергера была переведена на английский язык и получила международное признание в своей области.
В 1990-х годах специфические диагностические критерии синдрома Аспергера были включены в Диагностическое руководство Американской психиатрической ассоциации и в Статистическое руководство по психическим заболеваниям в 4-м издании (DSM-IV, 1994), а также в 10-е издание Международной классификации болезней (МКБ10) (3), (15). В целом диагностические критерии DSM-IV и МКБ10 базируются на следующих чертах:
• Нарушение социального взаимодействия
• Нарушение социальной коммуникации
• Нарушение социального воображения, гибкости мышления и игры, основанной на воображении
• Отсутствие заметной задержки в когнитивном развитии
• Как правило, отсутствие задержки в речевом развитии (в Висконсине ребенок может также иметь нарушение в развитии языка и речи согласно с диагностическими критериями этого штата).
Недавними исследованиями установлена распространенность синдрома Аспергера как примерно 1:300, соотношение мальчиков и девочек – 10:1 (6). Дети с клиническим (медицинским) диагнозом «синдром Аспергера», которые были определены в школах как «дети с ограниченными возможностями», как правило, выявляются сотрудниками, выполняющими индивидуальные образовательные программы (IEP) и проводящими оценку нарушений в таких областях, как аутизм, речевые / языковые и другие нарушения здоровья. В зависимости от индивидуальных характеристик ребенка другие отклонения, перечисленные в законе штата как показания для специального образования, также учитываются и принимаются во внимание.
Основные черты, наблюдаемые у детей с синдромом Аспергера, те же, что и у детей, имеющих клинический диагноз «аутизм», и описываются как «высокофункциональный аутизм». В остальной части этой статьи, посвященной образовательным целям, внимание сконцентрировано на детях с синдромом Аспергера, диагностированных работниками индивидуальной образовательной программы (IEP) как дети с инвалидностью (ограниченными возможностями). Значительная часть этой информации применима также для работы с детьми, имеющими аутизм или “высокофункциональный аутизм”.
Обучение
Все, кто вступает в контакт с ребенком, у которого диагностирован синдром Аспергера (как школьный персонал, так и сверстники), должны получить информацию об особенностях и учебных потребностях таких детей. Для соблюдения конфиденциальности это всегда должно в первую очередь обсуждаться с родителями ребенка с синдромом Аспергера. Прежде чем информировать школьный коллектив, необходимо получить письменное согласие родителей.
Информирование педагогического персонала должно включать два компонента:
• Общее обучение персонала всей школы: Прежде чем приступить к работе с детьми с синдромом Аспергера, важно понять особенности, связанные с этим нарушением развития. Педагогам необходимо сообщить, что дети с синдромом Аспергера имеют расстройство развития, которое провоцирует реакции и поведение, отличающееся от поведения других учащихся. Особенно важно, чтобы такие реакции / поведение не были ошибочно расценены как целенаправленные или манипулятивные формы поведения (4).
• Специальное обучение педагогического персонала, который будет работать непосредственно с ребенком: Педагоги, которые будут работать непосредственно с ребенком с синдромом Аспергера, должны понять его индивидуальные сильные стороны и потребности до начала работы с ребенком. Люди, знакомые с ребенком и характером его расстройств, должны предоставить эту информацию. В круг этих людей могут входить бывшие учителя, логопед, специалист по трудотерапии, помощник учителя и, самое важное, родители ребенка.
Информирование сверстников:
Сверстникам / одноклассникам ребенка с синдромом Аспергера необходимо рассказать об особенностях обучения и поведения, связанных с этим синдромом. Важно: прежде чем проводить такое информирование, всегда необходимо получить письменное согласие родителей.
Характеристики и стили обучения: Обзор
Необходимо учитывать следующие характеристики и особенности обучения, связанные с синдромом Аспергера, и особенно их влияние на обучение и планирование подходящей образовательной программы для ребенка (7). Дети с синдромом Аспергера имеют трудности с обработкой входящей информации. Их умственные способности к усвоению, сохранению и использованию информации заметно отличаются от нейротипично развивающихся детей. Это формирует несколько необычный взгляд на мир (7). Поэтому обучающие стратегии для детей с синдромом Аспергера должны обличаться от стратегий, используемых для нейротипично развивающихся детей.
У детей с синдромом Аспергера обычно хорошо развиты способности, связанные с визуальными процессами, но заметные трудности с восприятием информации на слух. Поэтому используйте визуальные методы обучения, а также всегда включайте визуальные поддерживающие стратегии, чтобы помочь ребенку с синдромом Аспергера лучше понять то, что его окружает.
Следующая часть этой статьи описывает 10 первичных характеристик детей с синдромом Аспергера и стратегии помощи, соответствующие каждой из них
Трудности в социальных отношениях
Характерно: Дети с синдромом Аспергера склонны демонстрировать скорее недостаточную эффективность в социальном взаимодействии, чем недостаточное социальное взаимодействие. Им сложно понять, как правильно «установить связь» в общении (4). Часто социальные ситуации «прочитываются» ребенком с синдромом Аспергера ошибочно и в результате его попытки взаимодействия и реакции часто интерпретируются другими людьми как странные (4).
Дети с синдромом Аспергера могут иметь низкую самооценку и, возможно, депрессию, особенно по достижении подросткового возраста, из-за болезненного понимания отличий в социализации, которые существуют между ними и их ровесниками (12). У них есть сильное желание социального «соответствия», но они не знают, как этого добиться. Дети с синдромом Аспергера могут в заметной степени обладать следующими характерными особенностями в социальных взаимоотношениях:
• Социальная взаимность: Дети с синдромом Аспергера могут иметь дисбаланс (несоответствие) во взаимных социальных связях (т.е. «принятие и отдача» в социальных отношениях), что проявляется несколькими способами:
— Ребенок может контролировать и направлять социальные ситуации в соответствии с его собственными ограниченными социальными ролями и социальным поведением. Несмотря на то, что ребенок может быть способен инициировать взаимодействие с другими, это взаимодействие обычно предполагается «на его условиях». Такое взаимодействие оказывается в высокой степени эгоцентрическим, т.к. оно связано в первую очередь со специфическими желаниями, потребностями и запросами ребенка и не является по-настоящему взаимным, отношениями «принятия и отдачи» с другим человеком.
— Ребенок может казаться очень тихим, отрешенным и даже безответным. Он демонстрирует ограниченность стремления к взаимодействию. Участнику общения может быть очень сложно включить его в социальные отношения (например, дома у девочки с синдромом Аспергера отмечали день ее рождения. Когда пришли другие дети, она оставалась с ними в гостиной недолго. Потом она сказала: «Доброй ночи» – и оставалась в своей комнате до конца вечеринки).
• Распознавание и интерпретация различных социальных ситуаций: типично развивающиеся дети способны распознавать и верно интерпретировать нюансы многих социальных ситуаций без специального обучения. Их неповрежденная система восприятия позволяет делать это. В то же время, дети с синдромом Аспергера обычно имеют большие сложности с распознаванием, пониманием и применением надлежащим образом социальных способностей ко многим социальным ситуациям. Их особая система обработки информации / обучения не готова к правильному распознаванию и интерпретации этой, казалось бы, абстрактной информации (14).
• Общественные правила: Дети с синдромом Аспергера обычно не обучаются социальным правилам ни наблюдая за другими, ни получая частые словесные напоминания. Эти дети не намеренно игнорируют и / или нарушают правила. Напротив, им нужно потратить много времени на верное восприятие социальной среды, и, таким образом, они не понимают, что определенное общественное правило применяется в определенном социальном контексте.
Пример: Учитель перед выходом на перемену часто напоминает ребенку с синдромом Аспергера, что нельзя толкать других детей. Ребенок повторяет это правило применительно к выходу на перемену. Однако, находясь на детской площадке во время перемены, ребенок толкает нескольких детей.
• Способность дружить: Дети с синдромом Аспергера обычно имеют ограниченное представление о понятии «дружба».
Пример: Когда подростка с синдромом Аспергера спросили, есть ли у него друзья, он ответил, что дружба – это область, где у него есть проблемы. Он смог назвать двух сверстников, которых считал «друзьями»; однако не знал фамилии одного из этих учащихся. Он начал описывать внешность этого человека, чтобы узнать, известна ли тому, кто задал вопрос, фамилия этого ученика. На вопрос, почему эти учащиеся являются его друзьями, он ответил, что видел их недавно в коридоре, и что он также видел одного из них на еженедельной молодежной встрече в церкви. На вопрос, ходят ли он и его «друзья» друг к другу в дом, разговаривают ли по телефону и т.д., подросток с синдромом Аспергера ответил «нет», он только видел их в разных местах.
Дети с синдромом Аспергера также не склонны обращать внимание на давление со стороны сверстников и отвечать на него. У них могут быть определенные предпочтения в одежде в связи с уровнем ее комфортности, что объясняется чувствительностью к ее сенсорным характеристикам, но не зависит от популярности среди сверстников определенных стилей одежды.
Пример: Некоторые дети предпочитают одежду без жестких воротничков, без пуговиц спереди, отказываются от джинсов – только брюки с поясом на резинке, отказ от длинных / коротких рукавов или длинных / коротких штанин и т.д.
• Понимание и выражение различных эмоций: дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в определении (назывании и понимании) различных эмоциональных состояний как у себя, так и у других людей. Кроме того, им может быть чрезвычайно трудно регулировать свое эмоциональное состояние.
Пример: переживая большое горе, ребенок с синдромом Аспергера долгое время просит других контролировать его эмоциональное состояние, спрашивая: «Я еще под контролем?». Он имеет ограниченное понимание, спокоен он или крайне расстроен. Еще одним примером может быть кажущийся неуместным смех, когда другие страдают, смущены и т.п. Один ребенок с синдромом Аспергера совершал физические манипуляции со своим лицом, когда его просили выразить различные эмоциональные состояния.
Социальные взаимоотношения – Стратегии помощи:
Ребенку с синдромом Аспергера потребуется непосредственное обучение различным социальным навыкам (распознавание, понимание и применение) один на один и / или в небольших группах. Обучение навыкам общения также потребует обобщить ранее изученные навыки, чтобы перевести их из высокоструктурированных контекстов обучения в менее структурированные условия и, наконец, в реальные жизненные ситуации. Важно подчеркнуть, что дети с синдромом Аспергера не осваивают смысл различных социальных ситуаций, наблюдая за другими людьми или принимая участие в этих ситуациях. Им может быть сложно даже распознать основную информацию о социальной ситуации, не говоря о ее верной обработке / интерпретации.
Инструменты для обучения социальным навыкам:
• Использование социальных историй (9) и социальных сценариев может дать ребенку визуальную информацию и стратегии, которые улучшат его понимание различных социальных ситуаций. (См. информацию о социальных историях в предыдущей статье о «Вспомогательных технологиях»). Кроме того, социальные истории / сценарии могут научить ребенка адекватному поведению в различных социальных ситуациях. Многократное «чтение» социальной истории / сценария делает эту стратегию эффективной для ребенка с синдромом Аспергера. Использование социальных историй в тройной связи, дома, в школе и в свободное время, оказалось очень успешным для многих учащихся с синдромом Аспергера.
• Ролевые игры, воспроизводящие различные социальные ситуации, могут быть эффективным средством обучения ребенка адекватным социальным реакциям.
• Видео- / аудиозапись желательного и нежелательного социального поведения может помочь ребенку научиться определять различные социальные ситуации и верно реагировать на них.
• «Клуб ланча / перемены» – структурированное времяпрепровождение ланча / перемены с определенными сверстниками для того, чтобы сосредоточиться на определенных социальных навыках ребенка с синдромом Аспергера. Эта стратегия может быть вспомогательной при обобщении социальных навыков, ранее освоенных в структурированных условиях.
• Обсуждение комиксов (8) может использоваться для визуального прояснения социального взаимодействия и эмоциональных взаимоотношений (см. образцы фото для обсуждения комиксов).
• Партнеры / друзья-сверстники: определенный(е) сверстник(и) могут быть избраны для сопровождения и помощи ребенку с синдромом Аспергера во время менее структурированных социальных ситуаций и при возникновении трудностей в общении (например, при переходе к внеклассному времени, на перемене, во время ланча и т.д.). Эта сеть поддержки должна изначально формироваться в маленькой группе.
• Индивидуализированные визуальные карточки социальных «правил» могут прикрепляться к столу ребенка как зрительное напоминание о требуемом социальном поведении. Переносные карточки «правил» могут использоваться не только в классе, но и в других местах. Сами правила могут быть записаны на отдельных ламинированных карточках, которые ребенок может взять с собой как визуальные напоминания о социальных «правилах» для конкретных контекстов.
Метки: аутизм
Pages: 1 2 3
Источник