Педагогическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма

Педагогическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма thumbnail

Характеристика раннего  детского аутизма (РДА)

Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]

Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]

В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.

Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:

— нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

— стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;

—  совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.

Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.

Сравнительная характеристика аспектов раннего  нормального развития и раннего развития при аутизме № 1

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Раннее развитие при аутизме

2

Издавание гласных звуков, руление.

6

«Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей.

Появление согласных.  

Плач тяжело интерпретировать.

8

Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.

Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

Появляются указательные жесты.

Ограниченные или необычные гуления (визги или крики).

Не имитируют звуки, жесты, выражения.

12

Появление первых слов.

Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением.

Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

18

Словарный запас 3-50 слов.

Начинает составлять словосочетания из 2-х слов.

Старается привлечь внимание людей.

Возможны частые эхолалия и имитация.

24

Задаёт простые вопросы.

Называет себя по имени.

Может кратко повторить высказывания.

Слова появляются, затем исчезают.

Жесты не развиваются.

36

Словарный запас около 100 слов.

Задаёт много вопросов, для продолжения разговора.

Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте.

Комбинация слов встречается редко.

Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.

У половины или более речь не осмысленная.

48

Использует комплексные структуры предложения.

Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.

Эхолалия остаётся.

Произносит просьбы.

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.  

60

Использует больший комплекс структур.

Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления.

Не может поддерживать разговор.

Присутствует эхолалия.

Редко задаёт вопросы, если появляются.

Нарушен тон и ритм речи.

Социальные взаимодействия №2

2

Поворачивает голову и глаза на звук.

Улыбается при общении.

6

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок.

Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений.

8

Отличает родителей от незнакомых людей.

Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки («ку-ку»).

Показывает объекты взрослым.

Машет на прощанье

Плачет или ползет за мамой, когда она уходит.

Ребёнка трудно успокоить.

Чрезмерно замкнуты  и могут активно отвергать  взаимодействие.

Любят внимание, но мало выражают интереса к другим.

12

Ребёнок чаще инициирует игры.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.

18

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки

24

Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

36

Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками.  Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

48

Распределяет роли со сверстниками в игре.

Предпочитает друзей по игре.

Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Не способен понять правила игры.

Читайте также:  Роль надпочечников в адаптационном синдроме

Развитие воображения №3

6

Недифференцированные действия с одним объектом.

8

Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта.

Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

12

Социально приемлемые действия с объектами.

18

Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.).

Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка.

Активная роль в деятельности, похожей на игру.

24

Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым.

Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё).

Небольшая любознательность, исследование окружающей среды.

36

Замена одного объекта другим.

Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку).

Не владеет символической игрой.

Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д.

48

Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми.

Использование пантомимы для представления предмета.

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены  на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица.

Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы.

60

Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы.

Нет способностей к пантомиме.

Нет социодраматической игры.

Источник

Доклад

Подготовил: учитель ПТО Захаров С.В.

Тема: «Клинико-психолого-педагогическая характеристика».

Клинико-психолого-педагогическая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития.

До окончательного выяснения причин появления синдрома раннего детского аутизма (РДА) в клинической картине этого заболевания тоже не все может быть ясно. Известный специалист в этой области Л. Каннер выделил 3 основных признака РДА:

  1. аутизм с характерными переживаниями;

  2. однообразное, повторяющееся стереотипное поведение с элементами одержимости;

  3. особые нарушения речевого развития.

Клиническая картина не ясна из-за неопределенности в причинах происхождения РДА. Специалисты высказывают самые различные точки зрения на то, что такое основной дефект в психике, возникающий при РДА. Одни считают что это сочетание низкого психологического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности); другие утверждают, что это нарушение в восприятии окружающего мира; третьи выдвигают гипотезу о том, что главный дефект при аутизме—это нарушение соотношения процессов сна и бодрствования; четвертые выдвигают на передний план когнитивные и речевые нарушения.

Из всех приведенных точек зрения наиболее исследована и научно обоснована теория российских ученых В. В. Лебединского и О. С. Никольской, по которой главной причиной считается низкий психический тонус. Это означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением. Оно наступает так быстро, что больной как бы выхватывает из окружающей действительности отдельные, не связанные между собой фрагменты. При этом формирование целостной картины затрудняется, а при некоторых формах аутизма становится и совсем невозможным. Разорванный, фрагментарный мир, окружающий больного, и является причиной возникающих страхов.

Особо следует сказать о чувственном восприятии больных аутизмом. Многие обычные, легко переносимые большинством людей психические воздействия становятся для аутистов источниками неприятных ощущений и тревог. Больным тяжело переносить как эмоционально насыщенные явления, так и людей, их лица и взгляды. Некоторые больные аутизмом впадают в комплексы, страдают заниженной самооценкой, другие, напротив, имеют завышенную самооценку и совершенно по-другому реагируют на происходящие вокруг события.

Как установили специалисты, наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте трех — пяти лет, т.е. в период так называемого кризиса трех лет и сразу после него. Наблюдения за детьми, страдающими ранними формами аутизма, позволили выделить несколько характерных проявлений этого психического заболевания:

  1. аутичный ребенок не в состоянии фиксировать свой взгляд на лице другого человека и совершенно не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

  2. первая улыбка появляется вовремя, но она не предназначена конкретному человеку;

  3. узнавая своих близких, больной ребенок не проявляет характерных при этом для других детей эмоций.

Для поведения аутичного ребенка весьма характерен «феномен тождества». Согласно этому феномену, внешние реакции на изменения могут проявляться в излишней активности, беспокойстве и агрессии. Больной ребенок многократно повторяет одни и те же действия, стремится к постоянству в своих привычках. Кроме того, он произносит одни и те же звуки, а предметы, с которыми ему приходится сталкиваться в быту, обнюхивает и облизывает.

Во время игры ребенок бессмысленно перебирает одни и те же предметы, а игрушки почти никогда не использует по назначению. Страхи проявляются довольно рано, причем могут быть неконкретными, а могут и иметь вполне понятное происхождение.

Ребенок, больной аутизмом, часто боится шума электроприборов, собак, машин, подземных переходов, самых разных игрушек и предметов, его окружающих. Общей особенностью всех страхов при РДА является их сила, стойкость и труднопреодолимость.

Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Движения больных детей угловатые, вычурные, несообразные. Еще одной особенностью аутичных детей является проявление особых, только им присущих фантазий, оторванных от реального мира. Эти фантазии как, бы замещают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов.

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм — отказ ребенка от общения, — который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п.

Читайте также:  Синдром гиперактивного мочевого пузыря это

С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких. Эта проблема очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать?

Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10 тысяч детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с ним нарушений психического развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании.

Вместе с тем родители, как правило, подчеркивают, что не считают своих детей умственно отсталыми. Проявляемая в отдельные моменты сообразительность, понимание ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе, наконец, часто серьезное, «интеллигентное» выражение лица дают родителям надежду, что ребенок все может. И вскоре выясняется, что хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, но, ни работать, ни даже играть с взрослыми он не хочет.

Существуют разные точки зрения на происхождение и клинико-психологическую структуру раннего детского аутизма.

Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Существует и такая проблема с которой всегда сталкиваются при воспитании аутичного ребенка, как формирование у него бытовых навыков и навыков самообслуживания и ряд других проблем..

Система воспитания и обучения детей с РДА строится на сочетании различных компенсирующих и коррекционных форм и методик.

При таком необычном восприятии окружающего мира, когда многие предметы и люди вызывают страх и волнения, аутичный барьер защищает ребенка от слишком эмоционального восприятия мира. По определению специалистов, ребенок «забирается в аутизм, как улитка в раковину», — там он чувствует себя намного спокойнее и приятнее. К сожалению, за созданным больной психикой аутичным барьером ребенок лишается многих жизненно необходимых факторов для последующего развития и если ребёнку вовремя не помочь, то он, как правило, становится тяжёлым психическим инвалидом.

Источник

Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, г. Ярославль, МДОУ “Детский сад 209”.
Данная статья будет полезна для ознакомления и применения на практике полученных знаний, педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимся с проблемой раннего детского аутизма. В статье представлены особенности детей с ранним детским аутизмом, особенности общения с ними, даны рекомендации родителям. Материал может быть использован в виде презентации на вводном собрании родителей или педагогического коллектива при формировании группы компенсирующей направленности, в частности группы детей с ранним детским аутизмом, для ознакомления с самой проблемой и обобщения уже имеющихся знаний.

Ранний детский аутизм (Синдром Лео Каннера)

Лео Каннер — австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма в 1943 году и последующими работами в этой области.
Ранний детский аутизм, или “Синдром Лео Каннера” — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально — поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами.
Аутизм (от греч. autos) — сам. То есть ребенок аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от основного мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. В чистом виде аутизм встречается крайне редко. Чаще он сочетается с речевыми, интеллектуальными и поведенческими нарушениями.
Аутизм — это врожденное нарушение психического развития, влияющие на общение с другими людьми, на восприятие и понимание окружающего мира. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться. Также не существует таблеток от аутизма.
Аутизм – это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество, или все абсолютно функциональные системы мозга. Именно поэтому вылечить аутизм невозможно. Можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутистов и способность к относительно самостоятельной их жизнедеятельности.
Причин аутизма много. Но, как утверждают психиатры, они кроются в генетических сбоях. Мозг аутистов перегружен, и не справляется с потоком информации.
Так, например, мышление одного человека подобно работе микропроцессора компьютера, который одновременно отвечает за выполнение нескольких программ. Мы можем одновременно выполнять несколько дел параллельно: готовить и думать о завтрашнем мероприятии; идти с ребенком по магазинам и планировать свой вечер.
У аутистов мозг устроен иначе – они не могут думать и реагировать одновременно на несколько вещей. Им нужна конкретика!!!
Особенности детей с ранним детским аутизмом.
Отчетливое проявление раннего детского аутизма появляется в возрасте от двух до пяти лет, отдельные проявления могут встречаться и раньше.
Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.
Уже у грудных детей отсутствует «комплекс оживления», у них не появляется улыбка при виде родителей; иногда отсутствуют ориентировочные реакции (зрительные и слуховые). И приниматься это может за дефект органов чувств. У некоторых появляется прерывистость, затрудненное засыпание, расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.
Эмоциональная холодность (аффективная блокада).
Дети не дают адекватной, эмоциональной реакции на появление или уход взрослых. Мимика бедная, маловыразительная; характерен пустой, ничего не выражающий и взгляд, а также взгляд мимо, или «сквозь» собеседника. Иногда у детей отсутствуют способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы.

Читайте также:  Синдром нарушения сна у грудничка

Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Дети могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду; пересыпать, перебирать бумажки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять в определенном порядке. Такие манипуляции говорят о патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Общая моторная недостаточность.
Своеобразные стереотипные движения. Характерны нарушения психомоторики, которые проявляются в общей моторной недостаточности: угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений; и своеобразные стереотипные движения, которые появляются на 2 году жизни: сгибание и разгибание пальцев рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьба и бег на носочках.
Задержка формирования элементарных навыков сомообслуживания.
Как правило имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.)
Расстройства речи.
Дети часто не отвечают на обращенные к ним вопросы. Может появляться разговор с самим собой. Характерны эхолалии – автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии.
Аутисты могут неожиданно выбежать на проезжую часть; отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.
Общение с ребенком аутистом.
Самое важное в общении с ребенком-аутистом – это ровный эмоциональный фон. Разговаривать нужно спокойным тоном, т.к. любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка – аутиста.
Выстраивая свою речь, необходимо использовать четкие структурированные фразы. Речь должна быть функциональной и максимально понятной.
Общаясь с ребенком – аутистом, выражаться нужно как можно яснее. Использовать самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания у детей.
Желательно не использовать в формулировках частицу -не-.
Можно использовать специальные карточки или схематичные изображения. Использовать рисунки.
Разговор нужно начинать не с вопроса, а с утверждения (например: какой красивый дом ты построил).
Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен. В момент расслабления дети более воспримчивы к информации.
Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, т.к. излишнее количество входящих сигналов может спутать ребенка.
Говорите о том, что интересно ребенку. Уделяйте ему внимание.
Необычные способности аутистов.
Интеллектуальное недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях. При этом аутистическая направленность мышления сохраняется.
Аутисты, имеющие сохранный интеллект, погружаясь в свой мир, акцентируют свое внимание на одном занятии. Именно это качество глубокого познания узкой направленности позволяет людям с аутизмом добиваться высоких результатов в своем деле.
По статистике, необычные способности присущи лишь 10% аутистов. Однако, это скорее исключение, а не правило. Среди известных аутистов можно отметить: Альберт Эйнштейн, Вольфган Амадей Моцарт, Иссаак Ньютон, Леонардо да Винчи.
Рекомендации для родителей детей с аутизмом.
Принимать и любить малыша с ранним детским аутизмом таким, какой он есть;
Строго придерживаться определенного ритма жизни и режима ребенка, соблюдать определенные ритуалы;
Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте;
Как можно реже оставлять ребенка одного;
Объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы);
Избегать переутомления ребенка;
Терпеливо устанавливать контакт, прижимать к себе, поглаживая, брать на руки.
Как можно чаще разговаривать с ребенком.
Проблема аутизма получила широкое распространение во всем мире. Поэтому аутизм можно назвать проблемой 21 века. День информирования о проблемах аутизма проводится 2 апреля ежегодно.

Презентация на тему: Ранний детский аутизм

Рекомендуем посмотреть:

Педагогическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма
Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма

Педагогическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма
Работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Педагогическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма
Международный месячник информирования и принятия аутизма

Педагогическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма
Государственная политика в области образования детей с расстройством аутистического спектра

Источник