Патопсихологический синдром при умственной отсталости
Олигофрения— малоумие, врожденное слабоумие, умственная отсталость) Олигофренический патопсихологический синдромскладывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств. Структура олигофренического патопсихологического синдрома включает в себя ряд особенностей, среди которых наиболее яркими являются характеристики когнитивной сферы. Восприятие отличается сужением его объема, недостаточной дифференцированностью. При этом плохо различаются сходные предметы при их узнавании .В связи с нечеткостью восприятия для правильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Дебилам трудно уловить целостное содержание картинок, поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка. Внимание характеризуется недоразвитием прежде всего произвольного внимания, сужением его объема, плохим распределением, затрудненным переключением и истощаемостью. Этим обусловлены трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного напряжения. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво. Память также имеет ряд особенностей. Выявляются нарушения операционного, динамического, мотивационного компонентов процесса запоминания. Механическая память более развита, чем опосредованная. Однако для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизводится небольшое их количество. В структуре мышления выявляются нарушения его операциональной стороны по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динамики мышления по типу замедления протекания мыслительных операций (тугоподвижность мышления), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного. Речь изобилует штампами, часто неверно употребляются слова («пустая словесная абстракция»). Воображение характеризуется выраженным дефектом развития фантазии. Мотивационно-потребностная сфера отличается низким уровнем мотивационной активности и малым мотивационным разнообразием. Отмечаются низкий уровень мотивационного опосредования, слабость целеполагания; несформированность социально направленных мотивов
ПАТОПСИХЛОГИЧЕСКИЙ СИНРОМ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ НАРКОМАНИИ
Алкоголизм — это болезнь в результате злоупотребления алкоголем в таких дозах и с такой частотой, которые приводят к потере эффективности в работе и нарушению семейных взаимоотношений и общественной жизни и к расстройствам физического и психического здоровья. Нарушения памяти во многом зависят от недостаточности внимания, его сосредоточения и особенно устойчивости. Во многом их характер определяется преобладанием в клинике функциональных или органически-деструктивных компонентов.
Алкогольная деградация проявляется однообразными изменениями личности — прежние заостренные черты определенного типа акцентуации сглаживаются. Утрачиваются эмоциональные привязанности. Социальная дезадаптация обычно бывает полной: больные оказываются нетрудоспособными, семейные связи порываются, они ведут паразитический образ жизни. Расстройствами памяти на текущие события объясняются резко выраженные у страдающих корсаковским психозом нарушения ориентировки в пространстве и времени. Но, несмотря на тяжелые нарушения памяти, восприятие и мышление таких больных оказывается измененным в значительно меньшей степени, и поэтому ядро личности как бы остается сохранным. алкогольный психоз развивается не в связи с непосредственным действием алкоголя, а под влиянием продуктов его распада и продуктов нарушенного обмена. В частности, наиболее распространенные психозы — делирии и галлюцинозы — возникают, как правило, не в период запоев, т.е. на высоте алкогольной интоксикации, а во время абстиненции, когда содержание алкоголя в крови резко снижается.
Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризующейся пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и социальной деградацией личности. Алкогольный абстинентный синдром является наиболее убедительным признаком наличия наркоманической зависимости. Он возникает обычно на следующий день после выпивки и означает сформировавшуюся для организма алкоголика потребность поддерживать постоянной определенную концентрацию этанола в крови. Именно поэтому прием очередной дозы алкоголя купирует абстинентные расстройства и на некоторое время улучшает самочувствие.
Источник
Олигофрения — группа болезненных состояний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до трех лет) недоразвитием психики с преобладанием интеллектуального дефекта, который в течение последующей жизни не нарастает.
Олигофреническое слабоумие отличается от слабоумия вследствие приобретенных в зрелом или пожилом возрасте органических заболеваний головного мозга. При последних происходит распад уже имевшихся психических свойств, а при олигофрении эти свойства не развиваются. В первую очередь это относится к наиболее поздним в филогенетическом отношении проявлениям психической деятельности. Так, для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления выражена у разных больных в различной степени и напрямую связана с глубиной слабоумия.
По степени психического недоразвития всех страдающих олигофренией независимо от формы заболевания принято разделять на три группы: идиотия, имбецильность и дебильность.
Идиотия — наиболее тяжелая форма олигофрении. Психическое развитие больных идиотией остается на уровне ребенка, не достигшего трех лет. Речь у больных отсутствует, они издают лишь нечленораздельное звуки; эмоциональные реакции выражаются в чувстве удовольствия или неудовольствия; часто наблюдается недержание мочи и кала; отсутствуют и нс вырабатываются простейшие навыки самообслуживания.
Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные овладевают речью, по она бедна словами и косноязычна. Эмоциональные реакции значительно расширены.
Способны к самообслуживанию, осваивают простейшие виды ручного труда.
Психическое развитие имбецилов соответствует уровню трех—семилетнего ребенка.
Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно обслуживать себя. Они самостоятельно едят, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Больные нс способны к обучению. Но они понимают простую речь. Их собственная речь слабо развита. Они могут усвоить небольшой запас слов, но у некоторых имбецилов словарный запас может составлять 200—300 несложных слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики. Имбецилы могут говорить короткими простыми фразами, например существительное с глаголом или прилагательным.
Логическое мышление, обобщение и образование абстрактных понятий им недоступно. Мышление на очень низком уровне, отличается конкретностью и непоследовательностью. У некоторых имбецилов может быть хорошая механическая память, благодаря которой, а также пассивному вниманию они могут усвоить какие-то знания, овладеть порядковым счетом, запомнить отдельные буквы, по неспособны считать, читать и писать.
Имбецилы могут иметь ограниченный запас сведений в пределах простых бытовых понятий, могут ориентироваться в обычной житейской обстановке.
Они могут приобрести самые простые трудовые навыки — уборка, стирка, мытье посуды, способны освоить самые простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий. В работе имбецилы могут быть старательными, но работают они очень медленно и малопродуктивно. Имбецилы безынициативны, с трудом переключаются, поэтому к самостоятельной трудовой деятельности не способны. Несмотря па низкий интеллект, их непосредственные эмоциональные реакции относительно развиты. Многие имбецилы чрезвычайно привязаны к своим близким, охотно подражают хорошему примеру, могут проявить сочувствие. Но в целом их эмоциональные реакции бедны и однообразны.
Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и связаны лишь с утолением физиологических потребностей. Они бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное влечение чаще всего снижено, но у некоторых может быть усиленное половое влечение со склонностью к сексуальной распущенности. Они очень внушаемы, склонны к слепой подражательности и, если попадают под влияние асоциальных лиц, могут совершать противозаконные поступки.
По характеру некоторые имбецилы добродушны, покладисты, послушны, а другие упрямы, злобны и агрессивны. В поведении они могут быть подвижными, непосредственными, активными, но бывают и вялые, пассивные, равнодушные ко всему, кроме утоления естественных потребностей.
Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они нс способны к самостоятельной жизни. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное положение. В незнакомой обстановке они могут растеряться и становятся совершенно беспомощными.
Дебильность самая легкая степень психического недоразвития. Больные способны к школьному и профессиональному обучению в специальных заведениях. Запас слов у них значительный. События окружающей жизни воспринимают крайне односторонне. Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость. Могут жить самостоятельно, часто нуждаются в руководстве и поддержке.
Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию ребенка 8—12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность. Дебилы обладают достаточным запасом слов, а при легкой дебильности речь достаточно хорошо развита.
Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий. Переход от конкретных, простых понятий к отвлеченным у дебилов затруднен и невозможен. Дебилы не способны самостоятельно сформулировать понятия, отделить главное от второстепенного. Более высокий и сложный уровень обобщения — от познания окружающего с помощью органов чувств к абстрактному мышлению — дебилам недоступен. У них преобладают малопродуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации. Им трудно охватить ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону событий. Некоторые дебилы компенсируют недостаток интеллекта механическим заучиванием, подражанием. В своей речи олигофрены в степени легкой дебильности могут использовать даже отвлеченные понятия и сложные выражения, но сами они не понимают их смысла, а просто дословно воспроизводят где-то услышанные термины. Эти понятия они используют шаблонно, не к месту. В процессе обучения и трудовой деятельности выявляется отсутствие инициативы и способности принимать самостоятельные решения, медлительность, инертность всех психических процессов.
Не обладая пытливостью ума и не имея собственных суждений, дебилы легко принимают чужое мнение и чужие взгляды и могут с необыкновенной косностью придерживаться их и навязывать окружающим. Несмотря на свою несостоятельность, они любят поучать других людей.
Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в изменении привычного стереотипа. При решении любых проблем он старается использовать известные ему приемы и шаблоны. Так, дебил бездумно заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не будучи в состоянии как-то перерабатывать, корректировать и видоизменять их при перемене ситуации.
У всех дебилов отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы: слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивность поведения.
Среди дебильных больных достаточно часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Нс будучи способными удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным девиациям — эксгибиционизму, фроттеризму, гомосексуализму и др.
Темперамент и характер у дебилов различны. Некоторые из них уравновешенны, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие — вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонными к разрушительным действиям. Дебилы могут быть упрямы, патологически настойчивы, может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритично к своим интеллектуальным способностям и к своей несостоятельности.
Одна из характерных черт дебилов — их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и легко могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда дебил попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но нс осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок. Среди преступников и проституток дебилы составляют немалое число.
Среди дебилов могут быть люди, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области.
Очень важна для дебильных личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением дебилы могут в достаточной степени приспособится к окружающему.
Будучи неспособными к тонкому анализу и обобщениям, дебилы могут довольно легко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнаруживая достаточную хитрость, пронырливость и практическую осведомленность, и поэтому могут неплохо устроится в жизни.
Дебилы способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной деятельности, и этим в определенной мере маскируют недостатки мышления. Они могут иметь семью, детей, но риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.
Источник
Лидия К. · 2 июля 2019
< 100
Какие когнитивные нарушения наблюдаются при рассеянном склерозе?
Чаще всего у больных наблюдается следующие симптомы:
- Быстрая утомляемость
- Проблемы со зрением (кратковременная потеря зрения, двоение, нистагм)
- Чувство ползания мурашек и онемение
- Головокружение
- Мышечная слабость и спазмы
- Проблемы с балансом и координацией
Также могут быть более редкие симптомы:
- Проблемы с речью и глотанием
- Снижение памяти, умственных способностей
- Дисфункция мочевого пузыря и кишечника
- Сексуальная дисфункция
- Перепады настроения, депрессия
Диагностика основывается на жалобах пациента и проведении МРТ головного мозга с контрастированием. При недостатке данных производится исследование ликвора
До сих пор нет эффективного лекарства против РС.
Какие существуют принципиальные отличия между аутизмом и синдромом дефицита внимания?
детский невролог, эксперт Фонда «Обнажённые сердца
Принципиальным отличием между РАС и синдромом дефицита человечества (СДВГ) являются трудности в общении и социальной коммуникации. У ребенка с СДВГ нет особых трудностей в том, чтобы обратиться к другому человеку и поддерживать коммуникацию с ним, нет трудностей в развитии вербальной и невербальной коммуникации. Трудности в основном касаются способности регуляции внимания и в том, чтобы удерживаться на выполнении определенной задачи. Исследования показывают, что есть немало детей, у которых РАС сопровождается трудностями с концентрацией внимания. По некоторым данным у детей с РАС нарушения внимания и гиперактивность встречаются во много раз чаще.
Прочитать ещё 3 ответа
Как возникают шизофрения, психопатия и социопатия?
Смело бью по стереотипам и убеждениям наукой и философией
https://vk.com/fall_st…
Психопатия и социопатия на текущий момент считаются синонимами.
Шизофрения — это конкретно болезнь, появляются области в мозге где снижена или отсутствует мозговая активность. Причины её в точности неизвестны. С детскими травмами она слабо коррелирует, но хорошо коррелирует с наследсвенностью. Наиболее вероятная причина в ДНК. Но тут важно понимать, что наличие проблемы в ДНК не является приговором, должны совпасть и ещё какие-то не очевидные факторы, что бы болезнь развилась.
Психопатия — считается болезнью, но в мозге никаких отклонений не обнаруживается. Мнения на счет причин рознятся диаметрально-противоположно. Кто-то говорит о наследственности, кто-то о детских травмах, но тут я за детские травмы, как доминиурющую причину, так как психопаты с беззаботным детством явление редкое, хотя и встречается.
Да, если всй, что вы знаете о психопатах основано на фильмах и новостных сюжетах, то значит вы о них ничего не знаете, погуглите в инторнете, весьма удивитесь.
Прочитать ещё 2 ответа
Чем рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) отличается от других методов психотерапии, в частности от КПТ?
Аспирант ВШЭ по психологии, психотерапевт, веду блог не.психология
РЭПТ — одна из форм КПТ, а КПТ в свою очередь является совокупным названием множества техник и форматов психотерапии, которые объединяет направленность на прямую и активную модификацию паттернов поведения и мышления, участвующих в создании и поддержании симптомов расстройства клиента.
Внутри КПТ можно выделить крупные ветви — когнитивную терапию, РЭПТ, стресс-прививочную терапию, функционально-аналитическую терапию, экспозиционную терапию, основанные на майндфулнесс интервенции, метакогнитивную терапию и когнитивные тренировки. РЭПТ логичнее всего сопоставлять с когнитивной терапией, потому что они отражают когнитивную часть КПТ и, при этом, метакогнитивная терапия очень сильно отличается от обоих подходов.
Обе формы КПТ являются разговорными. Обе направлены на модификацию мышления и предполагают, что контроль симптомов может быть обеспечен через лучший контроль над контентом мышления. Обе пользуются сократическим диалогом и поведенческими экспериментами для достижения результата. Различие между РЭПТ и КТ носит скорее теоретический характер, но, в итоге, оно проявляется в том, что беседа на КТ и РЭПТ ведется совсем в разных направлениях.
РЭПТ и КТ отличаются во взглядах на ключевой компонент в психопатологии. В КТ предполагается, что в основе поведенческих проблем лежат простые негативные убеждения о себе («Я плохой», «Я некомпетентен», «Меня никто не любит») — активация и риск активации этих убеждений создают наблюдаемую гамму проблемного поведения. В РЭПТ в качестве основной проблемы предполагаются оценочные убеждения и долженствования — их иррациональность и жесткость не дают клиенту гибко регулировать свое поведение.
Соответственно, во время КТ работа направлена на идентификацию и модификацию негативных автоматических мыслей, через которые, затем, делается переход к негативным убеждениям о себе и при помощи экспериментов и прочих техник обеспечивается модификация этих самых убеждений. Во время РЭПТ работа крутится вокруг оценочных убеждений и их модификации.
РЭПТ Эллиса и КТ Бека долгое время были конкурирующими школами КПТ, но в последнее время начали появляться исследования, демонстрирующие, что оценочные убеждения и долженствования РЭПТ являются прямым следствием негативных убеждений о себе, о которых говорит КТ. Например, убеждение о том, что я обязан помогать другим может поддерживаться тем, что помощь другим, следующая убеждению «Я обязан помогать другим» помогает избежать мысли о том, что меня никто не любит и я одинокое ничтожество.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник