Патопсихологический синдром при умственной отсталости

Патопсихологический синдром при умственной отсталости thumbnail

Олигофрения— малоумие, врожденное слабоумие, умственная отста­лость) Олигофренический патопсихологический син­дромскладывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефици­та общих сведений и знаний, примитивности и кон­кретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств. Структура олигофренического патопсихологи­ческого синдрома включает в себя ряд особеннос­тей, среди которых наиболее яркими являются ха­рактеристики когнитивной сферы. Восприятие отличается сужением его объема, не­достаточной дифференцированностью. При этом плохо различаются сходные предметы при их узна­вании .В свя­зи с нечеткостью восприятия для правильного уз­навания изображений требуется значительное количество времени. Дебилам трудно уловить целостное содер­жание картинок, поэтому они перечисляют отдель­ные детали рисунка. Внимание характеризуется недоразвитием преж­де всего произвольного внимания, сужением его объема, плохим распределением, затрудненным пе­реключением и истощаемостью. Этим обусловлены трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного напряжения. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на дру­гой, неустойчиво. Память также имеет ряд особенностей. Выявля­ются нарушения операционного, динамического, мотивационного компонентов процесса запомина­ния. Механическая память более развита, чем опос­редованная. Однако для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизво­дится небольшое их количество. В структуре мышления выявляются нарушения его операциональной стороны по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динами­ки мышления по типу замедления протекания мыс­лительных операций (тугоподвижность мышле­ния), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного. Речь изобилует штампами, часто неверно употребляются слова («пустая словесная абстракция»). Воображение характеризуется выраженным де­фектом развития фантазии. Мотивационно-потребностная сфера отличает­ся низким уровнем мотивационной активности и малым мотивационным разнообразием. Отмечают­ся низкий уровень мотивационного опосредования, слабость целеполагания; несформированность соци­ально направленных мотивов

ПАТОПСИХЛОГИЧЕСКИЙ СИНРОМ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ НАРКОМАНИИ

Алкоголизм — это болезнь в результате злоупотребления алкоголем в таких дозах и с такой частотой, которые приводят к потере эффективности в работе и нарушению семейных взаимоотношений и общественной жизни и к расстройствам физического и психического здоровья. Нарушения памяти во многом зависят от недостаточности внимания, его сосредоточения и особенно устойчивости. Во многом их характер определяется преобладанием в клинике функциональных или органически-деструктивных компонентов.

Алкогольная деградация проявляется однообразными изменениями личности — прежние заостренные черты определенного типа акцентуации сглаживаются. Утрачиваются эмоциональные привязанности. Социальная дезадаптация обычно бывает полной: больные оказываются нетрудоспособными, семейные связи порываются, они ведут паразитический образ жизни. Расстройствами памяти на текущие события объясняются резко выраженные у страдающих корсаковским психозом нарушения ориентировки в пространстве и времени. Но, несмотря на тяжелые нарушения памяти, восприятие и мышление таких больных оказывается измененным в значительно меньшей степени, и поэтому ядро личности как бы остается сохранным. алкогольный психоз развивается не в связи с непосредственным действием алкоголя, а под влиянием продуктов его распада и продуктов нарушенного обмена. В частности, наиболее распространенные психозы — делирии и галлюцинозы — возникают, как правило, не в период запоев, т.е. на высоте алкогольной интоксикации, а во время абстиненции, когда содержание алкоголя в крови резко снижается.

Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризующейся пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и социальной деградацией личности. Алкогольный абстинентный синдром является наиболее убедительным признаком наличия наркоманической зависимости. Он возникает обычно на следующий день после выпивки и означает сформировавшуюся для организма алкоголика потребность поддерживать постоянной определенную концентрацию этанола в крови. Именно поэтому прием очередной дозы алкоголя купирует абстинентные расстройства и на некоторое время улучшает самочувствие.



Источник

Олигофрения — группа болезненных состояний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до трех лет) недоразвитием психики с преобладанием интеллектуального дефекта, который в течение последующей жизни не нарастает.

Олигофреническое слабоумие отличается от слабоумия вследствие приобретенных в зрелом или пожилом возрасте органических заболеваний головного мозга. При последних происходит распад уже имевшихся психических свойств, а при олигофрении эти свойства не развиваются. В первую очередь это относится к наиболее поздним в филогенетическом отношении проявлениям психической деятельности. Так, для олигофренов характерно недоразвитие, недостаточность понятийного, абстрактного мышления. Мышление олигофренов носит преимущественно конкретный характер. Эта особенность олигофренического мышления выражена у разных больных в различной степени и напрямую связана с глубиной слабоумия.

Читайте также:  Снятие алкогольного абстинентного синдрома капельницы

По степени психического недоразвития всех страдающих олигофренией независимо от формы заболевания принято разделять на три группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия — наиболее тяжелая форма олигофрении. Психическое развитие больных идиотией остается на уровне ребенка, не достигшего трех лет. Речь у больных отсутствует, они издают лишь нечленораздельное звуки; эмоциональные реакции выражаются в чувстве удовольствия или неудовольствия; часто наблюдается недержание мочи и кала; отсутствуют и нс вырабатываются простейшие навыки самообслуживания.

Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные овладевают речью, по она бедна словами и косноязычна. Эмоциональные реакции значительно расширены.

Способны к самообслуживанию, осваивают простейшие виды ручного труда.

Психическое развитие имбецилов соответствует уровню трех—семилетнего ребенка.

Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно обслуживать себя. Они самостоятельно едят, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Больные нс способны к обучению. Но они понимают простую речь. Их собственная речь слабо развита. Они могут усвоить небольшой запас слов, но у некоторых имбецилов словарный запас может составлять 200—300 несложных слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики. Имбецилы могут говорить короткими простыми фразами, например существительное с глаголом или прилагательным.

Логическое мышление, обобщение и образование абстрактных понятий им недоступно. Мышление на очень низком уровне, отличается конкретностью и непоследовательностью. У некоторых имбецилов может быть хорошая механическая память, благодаря которой, а также пассивному вниманию они могут усвоить какие-то знания, овладеть порядковым счетом, запомнить отдельные буквы, по неспособны считать, читать и писать.

Имбецилы могут иметь ограниченный запас сведений в пределах простых бытовых понятий, могут ориентироваться в обычной житейской обстановке.

Они могут приобрести самые простые трудовые навыки — уборка, стирка, мытье посуды, способны освоить самые простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий. В работе имбецилы могут быть старательными, но работают они очень медленно и малопродуктивно. Имбецилы безынициативны, с трудом переключаются, поэтому к самостоятельной трудовой деятельности не способны. Несмотря па низкий интеллект, их непосредственные эмоциональные реакции относительно развиты. Многие имбецилы чрезвычайно привязаны к своим близким, охотно подражают хорошему примеру, могут проявить сочувствие. Но в целом их эмоциональные реакции бедны и однообразны.

Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и связаны лишь с утолением физиологических потребностей. Они бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное влечение чаще всего снижено, но у некоторых может быть усиленное половое влечение со склонностью к сексуальной распущенности. Они очень внушаемы, склонны к слепой подражательности и, если попадают под влияние асоциальных лиц, могут совершать противозаконные поступки.

По характеру некоторые имбецилы добродушны, покладисты, послушны, а другие упрямы, злобны и агрессивны. В поведении они могут быть подвижными, непосредственными, активными, но бывают и вялые, пассивные, равнодушные ко всему, кроме утоления естественных потребностей.

Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они нс способны к самостоятельной жизни. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное положение. В незнакомой обстановке они могут растеряться и становятся совершенно беспомощными.

Дебильность самая легкая степень психического недоразвития. Больные способны к школьному и профессиональному обучению в специальных заведениях. Запас слов у них значительный. События окружающей жизни воспринимают крайне односторонне. Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость. Могут жить самостоятельно, часто нуждаются в руководстве и поддержке.

Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию ребенка 8—12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность. Дебилы обладают достаточным запасом слов, а при легкой дебильности речь достаточно хорошо развита.

Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий. Переход от конкретных, простых понятий к отвлеченным у дебилов затруднен и невозможен. Дебилы не способны самостоятельно сформулировать понятия, отделить главное от второстепенного. Более высокий и сложный уровень обобщения — от познания окружающего с помощью органов чувств к абстрактному мышлению — дебилам недоступен. У них преобладают малопродуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации. Им трудно охватить ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону событий. Некоторые дебилы компенсируют недостаток интеллекта механическим заучиванием, подражанием. В своей речи олигофрены в степени легкой дебильности могут использовать даже отвлеченные понятия и сложные выражения, но сами они не понимают их смысла, а просто дословно воспроизводят где-то услышанные термины. Эти понятия они используют шаблонно, не к месту. В процессе обучения и трудовой деятельности выявляется отсутствие инициативы и способности принимать самостоятельные решения, медлительность, инертность всех психических процессов.

Читайте также:  Синдром позвоночных артерий операция в москве

Не обладая пытливостью ума и не имея собственных суждений, дебилы легко принимают чужое мнение и чужие взгляды и могут с необыкновенной косностью придерживаться их и навязывать окружающим. Несмотря на свою несостоятельность, они любят поучать других людей.

Основная трудность для умственно отсталого человека состоит в изменении привычного стереотипа. При решении любых проблем он старается использовать известные ему приемы и шаблоны. Так, дебил бездумно заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не будучи в состоянии как-то перерабатывать, корректировать и видоизменять их при перемене ситуации.

У всех дебилов отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы: слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивность поведения.

Среди дебильных больных достаточно часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Нс будучи способными удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным девиациям — эксгибиционизму, фроттеризму, гомосексуализму и др.

Темперамент и характер у дебилов различны. Некоторые из них уравновешенны, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие — вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонными к разрушительным действиям. Дебилы могут быть упрямы, патологически настойчивы, может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритично к своим интеллектуальным способностям и к своей несостоятельности.

Одна из характерных черт дебилов — их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и легко могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда дебил попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но нс осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок. Среди преступников и проституток дебилы составляют немалое число.

Среди дебилов могут быть люди, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области.

Очень важна для дебильных личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением дебилы могут в достаточной степени приспособится к окружающему.

Будучи неспособными к тонкому анализу и обобщениям, дебилы могут довольно легко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнаруживая достаточную хитрость, пронырливость и практическую осведомленность, и поэтому могут неплохо устроится в жизни.

Дебилы способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной деятельности, и этим в определенной мере маскируют недостатки мышления. Они могут иметь семью, детей, но риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.

Источник

Лидия К.  ·  2 июля 2019

< 100

Какие когнитивные нарушения наблюдаются при рассеянном склерозе?

Чаще всего у больных наблюдается следующие симптомы:

  • Быстрая утомляемость
  • Проблемы со зрением (кратковременная потеря зрения, двоение, нистагм)
  • Чувство ползания мурашек и онемение
  • Головокружение
  • Мышечная слабость и спазмы
  • Проблемы с балансом и координацией

Также могут быть более редкие симптомы:

  • Проблемы с речью и глотанием
  • Снижение памяти, умственных способностей
  • Дисфункция мочевого пузыря и кишечника
  • Сексуальная дисфункция
  • Перепады настроения, депрессия

Диагностика основывается на жалобах пациента и проведении МРТ головного мозга с контрастированием. При недостатке данных производится исследование ликвора
До сих пор нет эффективного лекарства против РС.

Какие существуют принципиальные отличия между аутизмом и синдромом дефицита внимания?

детский невролог, эксперт Фонда «Обнажённые сердца

Принципиальным отличием между РАС и синдромом дефицита человечества (СДВГ) являются трудности в общении и социальной коммуникации. У ребенка с СДВГ нет особых трудностей в том, чтобы обратиться к другому человеку и поддерживать коммуникацию с ним, нет трудностей в развитии вербальной и невербальной коммуникации. Трудности в основном касаются способности регуляции внимания и в том, чтобы удерживаться на выполнении определенной задачи. Исследования показывают, что есть немало детей, у которых РАС сопровождается трудностями с концентрацией внимания. По некоторым данным у детей с РАС нарушения внимания и гиперактивность встречаются во много раз чаще.

Читайте также:  Синдром жильбера опасен при беременности

Прочитать ещё 3 ответа

Как возникают шизофрения, психопатия и социопатия?

Смело бью по стереотипам и убеждениям наукой и философией
https://vk.com/fall_st…

Психопатия и социопатия на текущий момент считаются синонимами.

  1. Шизофрения — это конкретно болезнь, появляются области в мозге где снижена или отсутствует мозговая активность. Причины её в точности неизвестны. С детскими травмами она слабо коррелирует, но хорошо коррелирует с наследсвенностью. Наиболее вероятная причина в ДНК. Но тут важно понимать, что наличие проблемы в ДНК не является приговором, должны совпасть и ещё какие-то не очевидные факторы, что бы болезнь развилась.

  2. Психопатия — считается болезнью, но в мозге никаких отклонений не обнаруживается. Мнения на счет причин рознятся диаметрально-противоположно. Кто-то говорит о наследственности, кто-то о детских травмах, но тут я за детские травмы, как доминиурющую причину, так как психопаты с беззаботным детством явление редкое, хотя и встречается. 

Да, если всй, что вы знаете о психопатах основано на фильмах и новостных сюжетах, то значит вы о них ничего не знаете, погуглите в инторнете, весьма удивитесь.

Прочитать ещё 2 ответа

Чем рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) отличается от других методов психотерапии, в частности от КПТ?

Аспирант ВШЭ по психологии, психотерапевт, веду блог не.психология

РЭПТ — одна из форм КПТ, а КПТ в свою очередь является совокупным названием множества техник и форматов психотерапии, которые объединяет направленность на прямую и активную модификацию паттернов поведения и мышления, участвующих в создании и поддержании симптомов расстройства клиента.

Внутри КПТ можно выделить крупные ветви — когнитивную терапию, РЭПТ, стресс-прививочную терапию, функционально-аналитическую терапию, экспозиционную терапию, основанные на майндфулнесс интервенции, метакогнитивную терапию и когнитивные тренировки. РЭПТ логичнее всего сопоставлять с когнитивной терапией, потому что они отражают когнитивную часть КПТ и, при этом, метакогнитивная терапия очень сильно отличается от обоих подходов.

Обе формы КПТ являются разговорными. Обе направлены на модификацию мышления и предполагают, что контроль симптомов может быть обеспечен через лучший контроль над контентом мышления. Обе пользуются сократическим диалогом и поведенческими экспериментами для достижения результата. Различие между РЭПТ и КТ носит скорее теоретический характер, но, в итоге, оно проявляется в том, что беседа на КТ и РЭПТ ведется совсем в разных направлениях.

РЭПТ и КТ отличаются во взглядах на ключевой компонент в психопатологии. В КТ предполагается, что в основе поведенческих проблем лежат простые негативные убеждения о себе («Я плохой», «Я некомпетентен», «Меня никто не любит») — активация и риск активации этих убеждений создают наблюдаемую гамму проблемного поведения. В РЭПТ в качестве основной проблемы предполагаются оценочные убеждения и долженствования — их иррациональность и жесткость не дают клиенту гибко регулировать свое поведение.

Соответственно, во время КТ работа направлена на идентификацию и модификацию негативных автоматических мыслей, через которые, затем, делается переход к негативным убеждениям о себе и при помощи экспериментов и прочих техник обеспечивается модификация этих самых убеждений. Во время РЭПТ работа крутится вокруг оценочных убеждений и их модификации.

РЭПТ Эллиса и КТ Бека долгое время были конкурирующими школами КПТ, но в последнее время начали появляться исследования, демонстрирующие, что оценочные убеждения и долженствования РЭПТ являются прямым следствием негативных убеждений о себе, о которых говорит КТ. Например, убеждение о том, что я обязан помогать другим может поддерживаться тем, что помощь другим, следующая убеждению «Я обязан помогать другим» помогает избежать мысли о том, что меня никто не любит и я одинокое ничтожество.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник