Паретические синдром что это такое
Симптоматика этой формы дизартрии наиболее часто диагносцируется у детей дошкольного возраста с признаками псевдобульбарного паралича.
Эта форма дизартрии у детей возникает при двустороннем поражении пирамидных путей. Чаще всего она наблюдается при двусторонней спастической диплегии центрального паралича. Основные характеристики нарушения движений сходны с теми, которые характеризуют псевдо-бульбарную дизартрию у взрослых. В первую очередь это нарушения фонетической стороны устной речи, нарушение сложных и дифференцированных артикуляций, сохранность непроизвольных рефлекторных движений, затруднение формирования произвольной моторики. Поражение центральных двигательных путей, как правило, не бывает у детей изолированным. Нередко они сочетаются с очаговыми поражениями коры больших полушарий мозга (нижняя треть передних центральных извилин лобной доли) и подкорковых ядер. Выделяют следующие варианты этой формы дизартрии:
§ Спастический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц;
§ Паретический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом отдельных групп мышц речевого аппарата;
§ Гиперкинетический вариант. Ведущий синдром обусловлен высоким тонусом мышц и наличием насильственных движений главным образом в виде тремора.
При спастическом варианте псевдобулъбарной формы дизартрии отмечается высокий тонус мышц периферического речевого аппарата и расширенная зона безусловных рефлексов. В то же время ребенок не может произвольно открыть рот, осуществить произвольные движения языком и губами.
В речевом анамнезе гуление и первые этапы лепета иногда протекают своевременно, однако количество звуков ограничено, слабо проявляется механизм аутоэхолалии, эхопраксии и эхолалии. Лепет на более поздних этапах резко ограничен в своем звуковом оформлении. Звукопроизношение задерживается в своем развитии, нет спонтанных попыток к звукоподражанию. Замедленно развивающаяся речь звучит невнятно, монотонно, невыразительно. При обследовании обнаруживается, что небный и глоточный рефлексы усилены, характеризуются более обширной, по сравнению с нормой, рефлекторной зоной. Прикосновение шпателем к язычку мягкого нёба может вызвать кашель, рвоту и даже спазм глотки, гортани и трахеи. Эти явления сочетаются с сохранностью рефлексов орального автоматизма (хоботковый, сосательный, ладонно-подбрродочный и др.).
Характерным является то, что попытка говорить или осуществлять какие-либо движения органов артикуляции вызывают резкое повышение тонуса. В процессе речи повышается тонус не только мышц речевого аппарата, но и рук и даже ног. При этом, чем моложе ребенок и чем выше тонус мышц, тем сопутствующие движения рук и ног выражены сильнее. Объем активных движений ограничен.
Отмечается поверхностность и аритмичность дыхания, его асинхронность с речью.
Нарушения функций мыщц языка приводят к формированию его патологической формы: спастический язык оттянут назад — язык «комом», либо может быть узким в форме «жала» с приподнятым кончиком. Подвижность языка, как при произвольных, так и при пассивных движениях, ограничена, отмечается малая амплитуда боковых движений, с трудом удерживается положение языка по средней линии. Подъем кончика языка вверх невозможен. Отмечаются множественные оральные синкинезии. Сохранены такие автоматизмы, как облизывание, звучный плач, звучный кашель. Так как произвольные движения развиваются с трудом, то дети спонтанно не обучаются сглатывать излишек слюны, слюнотечение бывает не только в процессе речи, но и в покое.
С возрастом такие дети с трудом обучаются жевать, откусывать. Вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата имеют высокий тонус и движения органов артикуляции ограничены, речевой аппарат не готов к овладению звукопроизношением. У детей звуки гуления и лепета имеют резко ограниченный репертуар, спонтанно не появляется способность к звукоподражанию.
Несмотря на нарушения голоса, дыхания, артикуляционной базы, звукопроизношения, у детей с наличием фактора риска дизартрии нередко формируется мотивация к общению, они начинают контактировать со взрослыми с помощью мимики и жестов, а затем овладевают речью. Наряду с развивающейся речью, накоплением словарного запаса у некоторых детей в старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться лепетные звуки и даже гуление в моменты эмоционального удовлетворения (ласки матери, новая интересная игрушка), что свидетельствует о длительной сохранности врожденных паллидарных и стриарных синергии и ослаблении регуляций со стороны кортикальных уровней.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи обычно касается одной группы звуков. Как правило, нарушаются все переднеязычные звуки (Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч, Д, Т), так как их артикуляция связана с необходимостью сложных и высоко-координированных движений языка. Эти звуки нередко заменяются щелевыми. Спастичность голосовых складок ведет к озвончению глухих согласных звуков. Напряженность мышц мягкого неба и малая его подвижность способствуют носовому оотенку у гласных. Особенно заднего ряда (У, О), твердых сонорных (Р, Л), твердых шумных (Ш, Ж, 3) и аффрикаты (Ц).
Как правило, темп речи у таких детей замедлен, голос скрипучий, сиплый, нередко с назализованным оттенком.
У детей выделяют три степени нарушения речи при спастической форме дизартрии. При легкой степени устная речь достаточно внятная, нечетко произносятся лишь отдельные звуки. Спастичность артикуляторных мышц выражена нерезко, но достаточно четко выявляется при всех функциональных пробах.
При средней степени нарушения речи большая часть звуков искажена.
При тяжелой степени нарушения речь невнятная, произношение большинства групп звуков нарушено, в процессе речи наблюдаются множественные синкинезии в мышцах лица и конечностей. Речь часто прерывается длительными паузами.
При отсутствии лечебных мероприятий с возрастом нарастает тугоподвижность мышц, движения начинают носить ригидный характер, в тяжелых случаях — анартрия.
Наблюдение 4.
Больной С.Н. 4 года.
Диагноз: правосторонний спастический гемипарез, дизартрия.
Анамнез: матери 28 лет. Беременность первая. Токсикоз, угроза выкидыша на протяжении первых трех месяцев беременности. Роды в срок. Закричал сразу. Голос тихий. Кормить принесли иа вторые сутки. Сосал с трудом, быстро уставал. Рано переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 2-х месяцев. Сидит с 8 месяцев. Ходит с 1 года 3 месяцев. Лепет и гуление родители не заметили. Первые слова к 2 годам 6 месяцам. Фразовая речь к 4 годам.
Звукопроизношение: нарушено произношение всех переднеязычных звуков. ,
Лицо амимичное. Рот полуоткрыт. Слюнотечение легкое. Пра-ная носогубная складка сглажена. Надуть щеки с первой попытки не может, с третьей надувает. Слева надувает щеку в неполном объеме. Имеются синкинезии: закрывание глаз, кивательные движения головы, нахмуривание бровей заменяет подниманием, крепко зажмурить глаза не может.
В артикуляционных пробах может высунуть язык неполностью. Язык слегка при этом отклоняется вправо. При этом усиливается слюнотечение. Боковые движения выполняет с трудом с участием нижней челюсти. Вправо не может осуществить боковое движение. При поднимании вверх язык узкий, напряженный, удерживается нижней челюстью и нижней губой.
Словарный запас ограничен бытовой лексикой, грамматически речь структурирована на уровне трехсловной фразы.
Патетический вариант этой формы дизартрии у детей может быть определен условно. Это наиболее часто встречающийся вариант псевдобульбарной дизартрии и по существу представляет собой смешанную форму. При этом варианте дизартрии, как правило,’ ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры. Его клиническая картина обусловлена поражением пирамидного пути в буль-барной части (спастический парез), которое сочетается с нарушением активности некоторых ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в варолиевом мосту (двигательные ветви V—VII пары), что вызывает вялый парез соответствующих мышц. С этим обычно связан смешаный спастико-па-ретический характер клинических проявлений этого варианта дизартрии. При четком доминировании спастического напряжения мышц изолированно может отмечаться вялый паралич губ, нижней челюсти или мимических мышц языка.
Известно, что в ядре подъязычного нерва (XII пара) имеются клеточные скопления, от которых идут волокна периферических нервов, иннервирующих разные группы мышц языка. Можно думать, что «точечные» поражения клеточных элементов ядер черепно-мозговых нервов определяют «пеструю» картину нарушения мышечного тонуса языка. Наблюдения практиков-логопедов свидетельствуют о том, что нередко у детей тонус мышц языка характеризуется разной степенью напряженности в кончике, боковых отделах и корне языка. Наряду со спастикой может наблюдаться резкое снижение тонуса отдельных мышечных образований.
Смешанный характер нарушения иннервации речевых и мимических мышц (спастический и вялый паралич) обусловливает особую клиническую феноменологию, при которой явления псевдобульбарной дизартрии сочетаются с периферическим параличом. С одной стороны, часть мышц находится в повышенном тонусе, отмечаются расширенная зона безусловных рефлексов и оральные автоматизмы, ослаблены произвольные движения и сохранны непроизвольные. С другой стороны, там, где имеется вялый паралич, снижен тонус мышц, отсутствуют рефлексы, тотально ослаблены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Звуковая сторона речи изменена сложно. При межзубных свистящих (что характерно для спастики) могут быть боковые варианты искажения шипящих звуков (что характерно для смешанной картины нарушений тонуса).
В зависимости от того, какие мышцы поражены вялым параличом, может быть провисание мягкого неба (иногда с одной стороны) и нарушение его подвижности, что ведет к назализованное™ голоса. Недостаточность подъема спинки языка вверх нарушает произношение звуков, требующих активного подъема спинки языка вверх («л», «и», «ы», «у»). При вялом параличе мышц губ особенно страдают губно-губные звуки («п», «б», «м»), требующие достаточного мышечного напряжения. При вялых параличах мышц спинки языка становится невозможным подъем спинки языка вверх, нарушается произношение гласных («и», «ы», «у»). Иногда четко выражено слюнотечение, гипомимия лица.
В целом, как и при спастическом варианте псевдобульбарной дизартрии нарушено произношение звуков, которые требуют особенно точных дифференцированных движений языка (переднеязычных).
Наличие спастико-паретической дизартрии не исключает возможности выявления признаков других форм дизартрии.
Наблюдение 5.
И.П. 4 года 1 месяц.
Неврологический диагноз: ДЦП. Спастическая диплегия.
Речевой диагноз: спастико-паретическая дизартрия. Недоразвитие речи.
Анамнез: матери 42 года. Беременность первая с токсикозом. Роды на 8-м месяце беременности, стремительные. Родовых травм не отмечалось. Ребенок закричал после того, как сняли пуповину с горла (обвитие пуповины). Ребенка покормить принесли на 2-й день. Сосок взял, но сосал слабо, через две недели переведен на искусственное вскармливание. Голову держит с 3-х месяцев. Садится с 1 года 2 месяцев. Ходит с 2,4 месяцев. Гуление в 3 месяца. Лепет с 9 месяцев. Первые слова в 2 года. Первые фразы в 3 года 8 месяцев.
Общее психическое развитие: ребенок достаточно общителен, двигательно расторможена. Познавательные интересы ниже возрастной нормы. Внимание неустойчивое, быстро истощается, работоспособность значительно снижена. Состояние моторики: мышцы всего тела напряжены, голову держит в вертикальном положении уверенно. Наблюдается нарушение осанки. Сидит и ходит самостоятельно. Встает при помощи опоры. Активные движения в верхних конечностях развиты плохо. Ест самостоятельно, ложку держит в правой руке. Ведущая рука правая. Нарушены координированные движения пальцев, мелкая моторика которых затруднена. Движения кисти в разных плоскостях затруднены.
Артикуляционная моторика: мышцы органов артикуляции спастичны, в мышцах левой стороны языка отмечается вялый парез. Вытягивание губ вперед медленное, напряженное. Отмечаются синкинезии в плечевом поясе. Язык из полости рта вытянуть не может, доводит его лишь до нижней губы. При вытягивании язык отклоняется влево. Боковые движения осуществляются с трудом, ограничены в объеме. Поднять язык вверх вне полости рта не может. При попытках сделать это сжимает узкий язык на нижней губе зубами. Щелкать языком не может.
Звукопроизношение резко нарушено. Отсутствуют переднеязычные, межзубное произношение свистящих и шипящих. Общается, главным образом, с помощью жестов и лепетных слов. Фразовая речь из двух-четырех слов, смысл которых достаточно понятен. Словарный запас резко ограничен бытовой тематикой.
Заключение психоневролога: задержка психического развития.
Гиперкинетический вариант этой формы дизартрии. Этот смешанный вариант дизартрии, также как и спастико-паретический, в практике встречается у детей часто. Наряду с поражением пирамидных путей имеются еще и нарушения подкорковых ядер и их связей. Спастическое напряжение мышц сочетается с наличием тремора. У детей с этим вариантом псевдобульбарной формы дизартрии значительно более выражено нарушение просодической стороны речи, влияющее на ее внятность. При этом варианте резко нарушается автоматизация звуков речи, что связано с патологией кинестезических механизмов ощущения позы и сокращения мышц при выполнении речевых артикуляций. К спастическим явлениям присоединяются темпоритмические нарушения организации движений. Дискинезии гортани обусловливают оттенок сдавленности голоса. Нередко при этой форме дизартрии наблюдается анартрия.
Выводы
Спастико-паретическая форма дизартрии обусловлена сложным патогенетическим механизмом, в основе которого лежит центральный спастический паралич с единичными проявлениями других параличей.
Спастико-паретическая форма дизартрии имеет три варианта, при каждом из которых имеются поражения разных структур мозга:
§ Спастический;
§ Спастико-паретический;
§ Спастико-гиперкинетический.
Нарушение звукопроизносительнош стороны речи касаются, прежде всего, сложноартикулшруемых звуков, которые конвергируют к щелевым.
Гласные и согласные звуки назализованы.
Голос не модулирован, часто сиплый.
Просодика обеднена.
Речь задержана в развитии, нередко отмечается фонетико-фонематическое недоразвитше речи.
Источник
Спастико-паретическая Ведущий синдром Спастический парез Проявления неврологической симптоматики Нарушения в артикуляционной моторике Спастичность (повышение Объём движений мышц языка тонуса мышц языка, лица, и губ ограничен. губ). Проявления спастического У некоторых детей отмечается пареза может быть смешанный характер различным: нарушения мышечного тонуса — трудности удержания (например, спастичность в нужной артикуляционной языке и гипотония в лицевой позы; и губной мускулатуре). -невозможность быстрого У детей младенческого и переключения с одной раннего возраста наблюдается позиции на другую; преобладание паретического — увеличение латентного компонента (гипотонии) над периода при включении в спастичностью. движение
Саливация Почти у всех детей выражена гиперсаливация. Отмечается усиление глоточного и нёбного рефлексов Акт приёма пищи замедлен, но координирован. Возможны попёрхивания в младенчестве и замены сосанием акта жевания в младшем возрасте Наличие синкинезий Нарушения голоса Фонетические нарушения Нарушено прежде всего произношение звуков, требующих наиболее точных Голос недостаточной дифференцированных движений языка. В силы и звонкости. Наиболее тяжёлых случаях Речевой выдох характерная стирается разница истощаем, вдох синкинезия: между глухими и неглубокий. движения звонкими звуками. Снижена амплитуда нижней челюсти Отмечается голосовых модуляций. и нижней губы редуцированность Отсутствие вверх при (усреднённость) интонационного попытке гласных. Могут звуки оформления приподнять изолированно несколько снижает кончик языка разборчивость речи. произноситься Темп речи замедлен правильно, но при усилении речевой нагрузки происходит общая смазанность речи.
Вид дизартрии Спастикорегидная Ведущий синдром Спастический парез речевой мускулатуры и Нарушения тонического управления речевой деятельностью Проявления неврологической симптоматики Нарушения в артикуляционной моторике Максимальное нарушение тонуса во всей речевой мускулатуре. Не бывает длительного фона покоя в артикуляционном аппарате, и усиливается при фонаторных усилиях Имеются следующие особенности: — включение в артикуляционное движение происходит с удлинённым латентным периодом(до минут); — при включении в артикуляционное движение происходит резкое повышение тонуса во всей речевой мускулатуре; — язык напряжен, отодвинут назад, чуть приподнят к нёбу, не всегда его удаётся пассивно вывести из полости рта; — Объём артикуляционных движений языка и губ ограничен, смешанная губноязычная артикуляция.
Саливация Наличие голос Фонетические синкинезий нарушения В норме. При сглатывании Голос глухой, Звуки речи Нарушена слюны (и пищи): тихий, сдавленный лишены чёткого координация опускается голова и напряженный. фонетического между жеванием, и пронируются Почти оформления. глотанием и плечи. При немодулированны Нарушено может дыханием. откусывании й. Тембр бедный. быть Жевание часто твёрдой пищи Темп речи чуть произношение как заменяется происходит убыстрённый, речь гласных так и всех сосанием или непроизвольный отрывистая. согласных звуков. присасыванием поворот головы в (слабость противоположную дифференциации стороны или вверх губных, призубных, твёрдых и мягких звуков)
Вид дизартрии Ведущий синдром Проявления Нарушения в неврологической артикуляционной моторике симптоматики Гиперкинет Гиперкинезы могут Объём артикуляционных ическая мышц языка и наблюдаться как в покое, так и движений может быть дизартрия лица, которые при произвольных движениях. достаточным. Особые наблюдаются на По их характеру проявления трудности испытывает фоне дистонии, можно судить о ребёнок в удержании и реже гипотонии функциональном или ощущении артикуляционных органическом генезе поз. Характерно отсутствие гиперкинеза. стабильных и однотипных Функциональный— нарушений проявляется при речевых звукопроизношения. попытках, а в покое отсутствует. (в значительной степени компенсируется при раннем логопедическом вмешательстве, до 5 лет) Органический—проявляется на фоне покоя, а при произвольных движениях усиливается, что значительно усложняет логопедическую работу.
Саливация Слюнотечение отсутствует. Затруднены и дискоординированн ыпроцессы жевания и глотания Наличие синкинезий может наблюдаться попытках удержания артикуляционной позы голос Фонетические нарушения Голос напряженный. Искажения, замены Прерывистый. и смешения звуков вибрирующий, нося непостоянный изменяющийся по характер. высоте и силе. Множественные Интонация целого искажения высказывания наблюдаются в может быть группе щелевых и сохранена или соноров. Характерна отсутствовать большая сложность вообще. Выражены в автоматизации. нарушения дыхания, Разборчивость речи голосообразования и снижена. Невнятная. просодики (Асинергии)
Атактическая дизартрия в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сопутствующий синдром на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Атаксия проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях и в скандированности темпа речи. Темп замедленный, модуляции и интонация отсутствуют.
Выполнила Набиахметова Айгуль
Источник