Паническое расстройство код мкб
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Стандарты мед. помощи
Содержание
- Описание
- Симптомы
- Причины
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Панические атаки.
Панические атаки
Описание
Паническая атака (ПА) представляет собой необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.
Отечественные врачи долгое время использовали и используют сейчас термины «вегетативный криз», «симпатоадреналовый криз», «кардионевроз», «ВСД (вегетососудистая дистония) с кризовым течением», «НЦД — нейроциркуляторная дистония», отражающие представления о нарушениях вегетативной нервной системы в зависимости от ведущего симптома. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра.
Для выявления выраженности панических атак используeтся шкала тяжести панического расстройства. Эта шкала используется также в форме опросника самооценки в качестве теста на панические атаки.
Симптомы
Паническая атака характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с четырёх или более из списка ассоциированных с паникой симптомов:
1. Сердцебиение, учащённый пульс.
2. Потливость.
3. Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи.
4. Ощущение нехватки воздуха, одышка.
5. Удушье или затруднённое дыхание.
6. Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки.
7. Тошнота или абдоминальный дискомфорт.
8. Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние.
9. Ощущение дереализации, деперсонализации.
10. Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок.
11. Страх смерти.
12. Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях.
13. Бессонница.
14. Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления).
Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащённое мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.
Интенсивность основного критерия панической атаки (приступов тревоги) может варьировать в широких пределах: от выраженного состояния паники до ощущения внутреннего напряжения. В последнем случае, когда на первый план выступает вегетативная (соматическая) составляющая, говорят о «нестраховой» ПА или о «панике без паники». Атаки, обеднённые эмоциональными проявлениями, чаще встречаются в терапевтической и неврологической практике. Также, по мере развития заболевания, уровень страха в атаках снижается.
Длительность приступов может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов, составляя в среднем 15 — 30 мин. Частота приступов — от нескольких в день до 1 — 2 раз в месяц. Большинство пациентов говорят о спонтанности (неспровоцированности) атак. Однако активный расспрос позволяет выявить наряду со спонтанными атаками еще и ситуационные приступы, возникающие в потенциально «угрожаемых» ситуациях. Такими ситуациями могут быть: пользование транспортом, пребывание в толпе или замкнутом пространстве, необходимость покинуть собственное жилище.
Человек, впервые столкнувшийся с этим состоянием, сильно пугается, начинает думать о каком-либо тяжелом заболевании сердца, эндокринной или нервной систем, пищеварения, может вызывать «скорую помощь». Он начинает посещать врачей, пытаясь выявить причины «приступов». Трактовка пациентом панической атаки, как проявления какого-либо соматического заболевания, приводит к частым посещениям врача, многократным консультациям у специалистов различного профиля (кардиологи, невропатологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, терапевты), неоправданным диагностическим исследованиям, и создаёт у пациента впечатление о сложности и уникальности его заболевания. Неверные представления пациента о сути заболевания ведут к появлению ипохондрических симптомов, способствующих утяжелению течения болезни.
Врачи-интернисты, как правило, не находят органической патологии, рекомендуют посетить психотерапевта. При личной заинтересованности врача встречаются случаи гипердиагностики и назначения лечения по ложному диагнозу. При этом часто назначаются седативные, сосудистые и метаболические препараты с недостоверной доказательной базой и непрогнозируемым действием. В наиболее позитивном случае встречаются рекомендации общего характера, связанные с изменением образа жизни: побольше отдыхать, заняться спортом, не перегружаться работой, избегать стрессов, переключиться. Часто встречаются банальные и шаблонные назначения: принимать растительные седативные препараты (валериану, пустырник).
В большинстве случаев панические атаки не ограничиваются одним приступом. Первые эпизоды оставляют неизгладимый след в памяти больного. Это ведёт к появлению синдрома тревоги «ожидания» приступа, который, в свою очередь, закрепляет повторяемость атак. Повторение атак в сходных ситуациях (транспорт, пребывание в толпе ), способствует формированию ограничительного поведения, то есть избегания потенциально опасных, для развития ПА, мест и ситуаций. Тревога по поводу возможного развития атаки в определённом месте (ситуации) и избегание данного места (ситуации) определяется термином «агорафобия». Нарастание агорафобической симптоматики приводит к социальной дезадаптации пациента. Из-за страха пациенты могут быть не в состоянии покинуть дом или оставаться в одиночестве, обрекают себя на домашний арест, становятся обузой для близких. Наличие агорафобии при паническом расстройстве указывает на более тяжелое заболевание, влечёт худший прогноз и требует особой лечебной тактики. Также может присоединиться и реактивная депрессия, которая тоже утяжеляет течение заболевания, особенно если пациент долго не может понять, что именно с ним происходит, не находит помощи, поддержки, не получает облегчения.
Панические атаки
Причины
Этиология панического расстройства во многом остается неясной. Во всяком случае, при этом состоянии имеет значение взаимодействие многих психологических и биологических механизмов. С точки зрения психодинамики, состояние страха и тревоги – это ответная реакция на жизнеугрожающее проявление в потоке сознания болезненных и недопустимых для пациента мыслей, импульсов или желаний, т. Е. Имеет место психологический конфликт, связанный с прошлым или настоящим. Поэтому реакция тревоги в данном случае – это попытка мобилизовать и упредить опасность для собственного «Я».
Панические атаки имеют серьезную генетическую основу: обнаружена семейная отягощенность по данному состоянию (заболеванием страдает 15–17 % родственников первой степени), описана также большая конкордантность у однояйцовых близнецов (80–90 %) [9, 10].
Приступы чаще возникают у людей, обладающих определенными личностными особенностями. Так, среди женщин преобладают личности, которым свойственна демонстративность, преувеличенная потребность привлечь к себе внимание и жажда признания. В своем поведении они нередко рисуются, преувеличивая чувства, стремятся заинтересовать собой и быстро остывают к тем, кто не проявляет к ним той степени участия, которой они ждут (так называемые гистрионные личности). У мужчин нередко выявляется совершенно иной тип патохарактерологии – то, что именуется «ипохондрией здоровья». Речь идет об особом, напряженном интересе к своему физическому самочувствию. Для них важно постоянно заниматься оздоровлением и ощущать себя в отличной форме.
Часто можно проследить связь панического расстройства с пережитыми отрицательными эмоциями в детстве. Примерно у половины детей, страдающих школьной фобией (т. Е. Страхом перед школой), при взрослении появляются симптомы панических атак.
Лечение
В лечении панического расстройства выделяют два направления: первое – купирование приступа панической атаки; второе – предупреждение развития последующих эпизодов панических атак и сопутствующих им синдромов (таких как агорафобия, депрессия, тревога ожидания ).
В настоящее время выделяют следующие препараты, используемые для лечения панического расстройства: трициклические и тетрациклические антидепрессанты, селективные серотонинэргические препараты, ингибиторы МАО и бензодиазепины.
К трициклическим и тетрациклическим антидепрессантам относятся: имипрамин (мелипрамин), кломипрамин (анафранил), дезимипрамин (петилил, пертофран), амитриптилин (триптизол), нортриптилин, миансерин (леривон), мапротилин (людиомил), тианептин (коаксил).
Из бензодиазепинов в лечении панических атак используются: алпрозалам (Хелекс), клоназепам (антелепсин, ривотрил).
К антидепрессантам избирательного действия (селективным ингибиторам обратного захвата серотонина) относятся следующие препараты: сертралин (Асентра, золофт, люстрал), флуоксетин (Флувал, прозак), пароксетин (паксил, дероксат, аропакс), флувоксамин (феварин), ципрамил (цитолапрам, ципрам), тианептин (коаксил).
Трициклические антидепрессанты оказывают влияние на такие компоненты панического расстройства, как агорафобия, депрессия, тревога ожидания. Однако у этих препаратов существует очень серьезный недостаток – длительный латентный период. Улучшение наступает спустя две-три недели от начала лечения, а окончательный терапевтический эффект может проявиться спустя 8–10 недель. В первые недели лечения иногда наблюдается обострение симптомов заболевания.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина считаются наиболее безопасными, для них характерно отсутствие побочных эффектов, встречающихся при приеме трициклических антидепрессантов. Их можно применять в долговременных схемах лечения при длительной профилактирующей терапии. Они воздействуют на панику, агорафобию, депрессию и тревогу. Причем воздействие на тревогу не сопровождается седативным побочным эффектом. Основным недостатком этой группы препаратов является возможность появления в течение первых двух-трех недель лечения таких симптомов, как раздражительность, бессонница, нервозность, усиление тревоги.
Высокопотенциальные бензодиазепины контролируют и панические атаки, и тревогу ожидания. Однако в купировании агорафобических расстройств эти препараты менее эффективны, чем трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Влияние на депрессивные расстройства у высокопотенциальных бензодиазепинов также менее выражено. У этого класса препаратов имеется ряд преимуществ: их применение позволяет добиться быстрого терапевтического эффекта (в течение нескольких дней), отсутствие ухудшения состояния на начальном этапе терапии. Для того чтобы избежать формирования зависимости, курс лечения не должен превышать четырех недель.
Выбор базисного препарата определяется клинической картиной болезни и особенностями действия препарата. Используются средние терапевтические дозы. Для купирования развившейся панической атаки одними из наиболее эффективных препаратов являются бензодиазепины, причем предпочтительнее препараты быстрого действия: алпразолам (Хелекс), диазепам, лоразепам.
Длительность лечения составляет как минимум шесть-девять месяцев (при условии, что приступы полностью купированы). Показанием к отмене препарата является полная редукция панической атаки (период 30–40 дней, свободных от паники) и исчезновение тревоги ожидания.
Помимо фармакотерапии проводятся курсы психотерапии, дыхательной гимнастики, аутотренинга.
Использование так называемых вегетотропных препаратов (анаприлин, пирроксан, беллоид, белласпон) в сочетании с сосудисто-метаболической терапией (циннаризин, кавинтон, трентал, ноотропил, пирацетам, церебролизин) неэффективно и может способствовать хронизации заболевания.
Основные медуслуги по стандартам лечения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Õîòåëà áû ïîäåëèòüñÿ ñ âàìè, êàê âûãëÿäèò ñîöèîôîáèÿ è òðåâîæíàÿ äåïðåññèÿ èçíóòðè. Âîçìîæíî, êòî-òî óçíàåò ñåáÿ ñ ýòîé èñòîðèè — â òàêîì ñëó÷àå íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì. Ïîñò áåç ðåéòèíãà.
Íà÷àëîñü âñå, êîíå÷íî, ñ äåòñòâà. Îáñòàíîâêà â ñåìüå è øêîëå áûëà íåçäîðîâàÿ, â øêîëå òðàâèëè, äîìà ãîâîðèëè «ïîòåðïè», ðîäèòåëè ðàçâåëèñü, è ìàìàí ïîñëå íåóäà÷íîãî áðàêà íà÷àëà àáüþç ïîä âèäîì îãðîìíîé ëþáâè. Òàùåì-òà, ÿ áûëà óâåðåíà, ÷òî ìåíÿ âçÿëè èç äåòäîìà, è íàñòîëüêî ñåáÿ íåíàâèäåëà (ìàìà ìåíÿ íå ëþáèò — çíà÷èò, íå çà ÷òî, çíà÷èò ÿ ã-íî è âèíîâàòà), ÷òî íà÷àëà ñàìà ñåáÿ óíèæàòü, à êîãäà ñìîòðåëàñü â çåðêàëî — áûëà óâåðåíà, ÷òî îíî çàêîëäîâàíî, òê íå ìîãó ÿ áûòü íàñòîëüêî óæ óðîäëèâîé (çäåñü óæå ïðîñëåæèâàåòñÿ «ðàçäåëåíèå» — îäíà ÷àñòü ìåíÿ óïîðíî âåðèëà, ÷òî ÿ âñå-òàêè õîðîøàÿ, íî ôèãóðà ìàòåðè (êîòîðóþ ÿ âûÿâèëà òîëüêî ñ ïñèõîëîãîì) âñå âðåìÿ ïàðÈëà íàä ñîçíàíèåì è øåïòàëà — «òû íè÷òîæåñòâî»).
Ñàìûì ïåðâûì ïðîÿâëåíèåì îòêëîíåíèé, êàê ìíå èìõî êàæåòñÿ, áûëà ñïîñîáíîñòü îòêëþ÷àòü çâóêè. Âïåðâûå ýòî ïðîèçîøëî íåïðîèçâîëüíî — ñèäÿ â êëàññå ÿ âäðóã îñîçíàëà, ÷òî çâóêè âíåçàïíî «âêëþ÷èëèñü», à äî ýòîãî êîðîòêîå âðåìÿ áûëà òèøèíà.  äàëüíåéøåì, êîãäà ÿ óõîäèëà â ìèð ôàíòàçèé, ýòî ñëó÷àëîñü ïî÷òè ïîñòîÿííî, â çàâèñèìîñòè îò «ãëóáèíû» ïîãðóæåíèÿ, òàêæå áûâàëî, ÷òî ôàíòàçèè (à ýòî áûëè öåëûå ñåðèàëû) âèçóàëüíî âñòàâàëè ïåðåä ãëàçàìè, íàêëàäûâàëèñü ïîëóïðîçðà÷íûì ñëîåì íà ðåàëüíóþ êàðòèíêó. «Âûõîäèòü» îáðàòíî â ðåàëüíûé ìèð áûëî òðóäíî, ïåðâûå ÷àñà äâà ÿ áûëà î÷åíü çàòîðìîæåíà íà ëþáóþ ðåàêöèþ. Ïîòîì ïîñòåïåííî âîçâðàùàëàñü â ðåàëüíûé ìèð. Òî æå áûëî è ïðè ÷òåíèè êíèã.
Ñ äåòñòâà æå ÷àñòî áûâàëî ñîñòîÿíèå, êîãäà ÿ âèäåëà ìèð ñëîâíî ñêâîçü áàííîå ñòåêëî — ðàçìûòûì, çàìûëåííûì, ãëàçà ñëîâíî áûëè óñòàâøèå. Ñ ïåðâîãî êëàññà ÿ íîñèëà î÷êè è áûëà óâåðåíà, ÷òî â ýòîì ïðîáëåìà, íî êîãäà ÿ ñäåëàëà ñ î÷êàìè ïåðåðûâ â ïàðó ëåò, îêàçàëîñü, ÷òî íè÷åãî íå ïîìåíÿëîñü, è ýòî ñîñòîÿíèå — â ãîëîâå.
Ãäå-òî â 13 ëåò ó ìåíÿ íà÷àëîñü ÎÊÐ. Ðåëèãèîçíàÿ ìàòü ðàññêàçàëà î ïàðíå, ïðîäàâøèì äóøó â ììîðïã èãðå, ãäå îí âñåãî ëèøü âûáðàë «äà» â èãðîâîì äèàëîãå. È ÿ ïîäóìàëà — åñëè ñîòîíà çàãàäàë, ÷òî íàæàòèå íà êíîïêó ïîäòâåðæäàåò ñîãëàñèå, òî ïî÷åìó íå ëþáîå äðóãîå äåéñòâèå? ß ñòàâèëà íà ñòîë êðóæêó, à çà ìãíîâåíèå äî â ãîëîâå ïðîíîñèëîñü «åñëè ïîñòàâèøü êðóæêó òàê — ïðîäàøü äóøó», è ìíå ïðèõîäèëîñü ïåðåäâèãàòü åå. Äîõîäèëî äî òîãî, ÷òî ÿ ñòîÿëà ìèíóò 15 êàê äóðà è òóïî òðîãàëà ïðåäìåò, ÷òîá ñäâèíóòü íà íàíîìåòðû, è óæå ïëàêàëà îò áåññèëèÿ. Òàêæå ÿ ìûëà ðóêè 4-5 ðàç ïîäðÿä. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî îíè íåäîñòàòî÷íî ÷èñòûå, âîò òóò êóñî÷åê êîæè íå îòìûò, çäåñü òîæå, à òåïåðü íàäî áû êîíòðîëüíûé.
Íàìó÷èëàñü ÿ òàê ãîä-äâà, çàòåì ìíå ýòî íàäîåëî, è ÿ ðåøèëà îòíåñòèñü ê ýòîé ïðîáëåìå êàê ê ïðèâû÷êå. Õî÷åòñÿ? À íåëüçÿ, ñàìî ïðîéäåò. ß ñòàâèëà êðóæêó íà ñòîë è â ìûñëÿõ êðè÷àëà «Íå ïðîäàì!» Î÷åíü ÷åñàëèñü ðóêè âûìûòü èõ õîðîøåíüêî, íî ÿ íàñòóïàëà ñåáå íà ãîðëî, è â èòîãå ñïóñòÿ âðåìÿ ïåðåáîðîëà ýòîò íåäóã.
Åñëè ãîâîðèòü î ñòðàõå, òî êîíå÷íî æå îí áûë. Åñëè ñðàâíèâàòü ñ ïðÿì âîò íàñòîÿùåé ÏÀ, òî ýòî áûëî òàê, âîëíåíèå, îäíàêî (êàê ïðèìåð) ÿ ïàíèêîâàëà è ðåâåëà, åñëè â êëàññ ïðèõîäèëè íîâè÷êè, òê íàñòîëüêî áîÿëàñü îñìåÿíèÿ è íåïðèíÿòèÿ, íàñòîëüêî ïðåâîçíîñèëà ÷óæîå ìíåíèå îáî ìíå (ìîå ìíåíèå íèêîãäà íå áûëî äëÿ ìåíÿ ïðàâèëüíåå ëþáîãî ÷óæîãî, ÿ âñåãäà ñîìíåâàëàñü, çàòî ÷óæîå ïðèíèìàëà áåç êðèòèêè), ÷òî íå ìîãëà âûäåðæàòü íàïðÿæåíèÿ — êàê ìåíÿ ïðèìóò.
 6ì êëàññå îáñòàíîâêà óëó÷øèëàñü, ÿ ñìåíèëà øêîëó, êëàññ îêàçàëñÿ èíòåëëèãåíòíûì è òèõèì. Íî ìîé ñòðàõ òîëüêî óøåë âãëóáü.  ïÿòîì êëàññå åùå ñòàðîé øêîëû ïðîèçîøëî ìíîãî ñîáûòèé, ïîâëèÿâøèõ íà ìåíÿ, è ÿ òâåðäî ðåøèëà íå äàâàòü áîëüøå ëþäÿì âîçìîæíîñòè ìåíÿ ïðèòåñíÿòü, çàùèùàòüñÿ âñåìè ñïîñîáàìè. Íàïðèìåð, ÿ îæèäàëà, ÷òî êëàññ îêàæåòñÿ òàêèì æå ïðîáëåìíûì, êàê ïðåäûäóùèå äâà, è ïîýòîìó êîãäà êî ìíå ñ óëûáêîé ïîäîøëè çíàêîìèòüñÿ, ÿ îòêðûòûì òåêñòîì ïîñëàëà èõ íàõóé. Ïîìíþ, êàê ïîòåìíåëî â ãëàçàõ, êîãäà ÿ ýòî ïðîèçíåñëà.
Ê ñîæàëåíèþ, ÿ òàêæå ðåøèëà âîñïèòàòü ñåáÿ ñàìà. Íå çíàÿ èíîãî ïîäõîäà, êàê ìàìèíî «ïîòåðïè» è «äðóãèì õóæå», êàæäûé ðàç êîãäà ïîäêàòûâàëî ìó÷èòåëüíîå òîìëåíèå â æåëóäêå, ÿ áàñîì îðàëà ñåáå â ìûñëÿõ: «çàòêíèñü, ñóêà, áëÿòü!» èëè «à íó-êà ïåðñòàíü, òâàðü». Äà-äà, ïðÿì òàê. ß óíèæàëà ñåáÿ â ìûñëÿõ, çàñòàâëÿÿ äåëàòü ÷åðåç íå ìîãó òî èëè èíîå, è ïîñòåïåííî íàó÷èëàñü êàê æèòü ñ ïîñòîÿííîé òðåâîãîé, òàê è ïîïóòíî êîíòðîëèðîâàòü âñå ñâîè äåéñòâèÿ. Âñå — ýòî: êàê ñòàâèòü íîãó ïðè õîäüáå, êàê äûøàòü, êàê ïðîèçíîñèòü çâóêè, êóäà ñìîòðåòü, êàêèå èíòîíàöèè èñïîëüçîâàòü. Êîíå÷íî, ëþáîé ÷åëîâåê êîíòðîëèðóåò òî, ÷òî äåëàåò, íî çà÷àñòóþ íåîñîçíàííî, â ìîåì ñëó÷àå æå ýòî áûë ïîñòîÿííûé îñîçíàííûé ìîíèòîðèíã ñîáñòâåííûõ òåëîäâèæåíèé ñ ïîñëåäóþùèì àíàëèçîì, êàê ëó÷øå ñêàçàòü, ñäåëàòü, óëûáíóòüñÿ. Âñå, ÷òîáû òîëüêî êî ìíå íå ïðèäðàëèñü, íå òðîãàëè è îñòàâèëè â ïîêîå. Âîçìîæíî, èìåííî èç-çà îòêëþ÷åíèÿ àâòîìàòèçìà, ÿ çàáîëåëà àïíîý. ß çàáûâàëà, êàê äûøàòü, íå òîëüêî íî÷üþ, íî è äíåì. ß âîñïèòûâàëà â ñåáå ïîäîáîñòðàñòèå.
Åñëè ãîâîðèòü î ôèçè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ — ó ìåíÿ ÷àñòî áûâàëî íèçêîå äàâëåíèå ïî óòðàì è íèçêàÿ (35,4) òåìïåðàòóðà, èíîãäà áîëåëî ñåðäöå, àðèòìèÿ. ß è òàê âñåãäà îùóùàëà, êàê îíî áüåòñÿ, íî èíîãäà îíî áðàëî ñåêóíäíóþ ïàóçó, à çàòåì áóõàëîñü êóäà-òî âíèç, íåîáÿçàòåëüíî ïðè ýòîì áûëî áûòü â íàïðÿæåíèè. ×àñòî êðóæèëàñü ãîëîâà, ïîñòîÿííî õîòåëîñü ñïàòü. Ñïàòü äíåì 3-4 ÷àñà ïîñëå øêîëû è ïî âûõîäíûì áûëî íîðìîé. Ïðè ýòîì ýìîöèîíàëüíî ÿ ñëîâíî íè÷åãî íå ÷óâñòâîâàëà — ìåíÿ íå òðîãàëè ïðîáëåìû ñåìüè, íå çàäåâàëè íîâîñòè î áðîøåííûõ äåòÿõ è æèâîòíûõ, äàæå êîãäà ìîÿ ïëåìÿøêà ðàçáèëà ãîëîâó — ÿ íè÷åãî íå èñïûòàëà. ×òîáû íèêòî íå ïîäóìàë, ÷òî ÿ áåçäóøíàÿ ñâîëî÷ü, ïðèõîäèäîñü èìèòèðîâàòü ýìîöèè, ÷òî óäàâàëîñü ìíå ëåãêî — íà äîñóãå ÿ ÷àñòî «èãðàëàñü» ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, ïðåäñòàâëÿÿ, êàê îùóùàåò ìèð è ñåáÿ äðóãîé ÷åëîâåê. Ìîå ñàìîîùóùåíèå áûëî êàê áû ãëèíîé, èç êîòîðîé ÿ ëåïèëà ðàçíûå ôèãóðêè.
Åäèíñòâåííûì, ÷òî ÿ èñïûòûâàëà, áûë, êîíå÷íî, ñòðàõ, òðåâîãà, ïàíèêà, òîñêà è áîëü. Ýòî áûëà îñîáàÿ îñòðî-òÿíóùàÿ áîëü, ëîêàëèçóþùàÿñÿ ãäå-òî â ãðóäíîé êëåòêå, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ îãðîìíûì ÷óâñòâîì îò÷àÿíèÿ.  ýòè ìîìåíòû ÿ ñòàðàëàñü ëèáî çàñòàâèòü ñåáÿ çàòêíóòüñÿ, ëèáî ïî âîçìîæíîñòè ñïðÿòàòüñÿ è êðè÷àòü. Êðè÷àëà ÿ áåççâó÷íî, ðàççåâàÿ ðîò è âïóñòóþ íàïðÿãàÿ ñâÿçêè, íî ýòî áûëî åäèíñòâåííûì ñïîñîáîì ñáðîñèòü íàïðÿæåíèå. Ýòà áîëü âîçíèêàëà îáû÷íî ïîñëå ññîð ñ ìàìîé — òîãäà ÿ îñîáî íà÷èíàëà îùóùàòü ñåáÿ òâàðüþ, íå èìåþùåé ïðàâî æèòü (ìàìà âñåãäà ñòàâèëà ÷óæèå íóæäû âûøå ñîáñòâåííûõ è ñâîèõ äåòåé) è òîëüêî ñëóæèòü îêðóæàþùèì, è î÷åíü-î÷åíü ñèëüíî õîòåëà ñåáÿ óáèòü.  êàêîì-òî ñìûñëå, ýòî áûëî áû áîëüøèì îáëåã÷åíèåì, òê â àä ÿ âåðèëà ñ ñîìíåíèåì, à âûáîð ìåæäó ÷óâñòâîâàòü â ìèíóñ èëè â íîëü áûë î÷åâèäåí.
Ïåðâàÿ ïîïûòêà ñóèöèäà ñëó÷èëàñü, êîãäà ìíå áûëî 12. ß î÷åíü áîþñü áîëè, ïîýòîìó ðåçàòü âåíû èëè ïðûãàòü ñ êðûøè áûë íå âàðèàíò, ïîýòîìó ÿ ïðîñòî íàêðûëàñü îäåÿëîì ñ ãîëîâîé è óñíóëà, íàäåÿñü, ÷òî âîçäóõ êîí÷èòñÿ (äà, ÿ íå î÷åíü óìíàÿ). Ïðîñíóëàñü ïîòíàÿ è ðàçî÷àðîâàííàÿ.
Òàêîå ñîñòîÿíèå äëèëîñü äî 12ãî êëàññà. Âåñíîé ÿ âäðóã îáíàðóæèëà, ÷òî ìíå ñòàíîâèòñÿ ñëîæíåå áûòü íà ëþäÿõ. Òðåìîð òåëà, ãîëîâû ñòàíîâèëîñü ñëîæíåå êîíòðîëèðîâàòü, ïðè ýòîì ïàíèêà ðîñëà. Ê êîíöó 12ãî êëàññà ÿ ïåðåñòàëà âûõîäèòü äàæå â ìàãàçèí, òê ó ìåíÿ íà÷èíàëàñü ïà.
Ïîñëå ãèìíàçèè («òû äîëæíà ïîëó÷èòü ïðîôåññèþ è ïîìî÷ü ñåñòðå ñ êðåäèòàìè» — äà, ìàñêà ïîäîáîñòðàñòèÿ âðîñëà â òåëî) ÿ ïîñòóïèëà â ñòîëè÷íûé óíèâåð è ïåðååõàëà ê ñåñòðå. Îíà î÷åíü òÿæåëûé ÷åëîâåê ñ èñòåðè÷åñêèì õàðàêòåðîì, ïîýòîìó î ðàññëàáëåíèè íå ìîãëî áûòü è ðå÷è. ß ïîñòîÿííî áîÿëàñü ñêàçàòü ÷òî-òî íå òî, ÷òîáû íå ñïðîâîöèðîâàòü ñåñòðó, è êîíòðîëü íàä ñîáîé âîçðîñ.
Ñî âðåìåíåì, ó ìåíÿ íà÷àëà ïîÿâëÿòüñÿ äåïåðñîíàëèçàöèÿ. ß ìîãëà ïðîñòî ñèäåòü â êðåñëå è ñìîòðåòü òåëåâèçîð, è îùóùàòü ïðè ýòîì, ÷òî ÿ — íå ÿ. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ íåâèäèìûé ïðèçðàê, íàõîäÿùèéñÿ ãäå-òî âíå òåëà, äàæå èíîãäà ñëîâíî áû âèäåëà ñåáÿ îò òðåòüåãî ëèöà. Ýòî ñîïðîâîæäàëîñü íåïîíèìàíèåì ïðîèñõîäÿùåãî. Òî åñòü, êòî-òî ÷òî-òî ãîâîðèò — à ÿ ñëûøó òîëüêî íàáîð çâóêîâ.
Ëþáèìîé ôèøêîé ñåñòðû (êàê è ìàòåðè) áûëî äîêàçûâàòü ìíå, ÷òî ó ìåíÿ ïëîõàÿ ïàìÿòü. Íó, âû çíàåòå, «òû ýòî ïðèäóìàë», «òàêîãî íå áûëî», «òû íå ïðàâèëüíî ïîìíèøü». Ó ìåíÿ óñèëèëèñü ñîìíåíèÿ â ñîáñòâåííîé àäåêâàòíîñòè. ß åõàëà â àâòîáóñå è ëîâèëà ñåáÿ íà ìûñëè, ÷òî íå ïîíèìàþ, ðåàëüíî ëè ÿ âèæó ïåðåä ñîáîé ñèäåíüå èëè ìíå êàæåòñÿ. Ìîæåò, ÿ äàæå åäó íå â àâòîáóñå èëè âîîáùå íå åäó. Îäíàæäû áûë ñëó÷àé — ìû ñ ìóæåì ñåñòðû êóäà-òî ïîåõàëè, ñòîèì íà îñòàíîâêå, æäåì àâòîáóñ. Òóò çâîíèò ìàìà è îáðûâàþùèìñÿ òîíîì ñïðàøèâàåò — ñ òîáîé âñå â ïîðÿäêå? Äà, ãîâîðþ è êëàäó òðóáêó. Ñìîòðþ — à íà òåëåôîíå 14 ïðîïóùåííûõ îò ìàìû è 3 îò ñåñòðû. È òóò ìåíÿ ïîâåëî — ÿ îùóòèëà, ñëîâíî âñå âîêðóã ìåíÿ èëëþçèÿ, è íà ñàìîì äåëå ÿ íå íà îñòàíîâêå, à ãäå-íèáóäü íà êðûøå, è øàã â àâòîáóñ îçíà÷àåò øàã â ïðîïàñòü. ß áîÿëàñü ïîøåâåëèòüñÿ, è òîëüêî ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò âñïîìíèëà, ÷òî â÷åðà ÿ ïîòåðÿëà äîìà òåëåôîí íà âèáðàöèè è ìû òóïî åãî èñêàëè. Îòïóñòèëî. À ìàìå, êàê ïîòîì îêàçàëîñü, ïðîñòî ïðèñíèëñÿ ïðî ìåíÿ òðåâîæíûé ñîí.
Õîäèòü â óíèâåðñèòåò áûëî âñå ñëîæíåå. ß ïî÷òè ïîñòîÿííî ïðåáûâàëà â ñîñòîÿíèè ïà, êîãäà óãîë çðåíèÿ ñóæàåòñÿ äî ìèíèìóìà, ïîòååò ñïèíà, â ìîçãó ñëîâíî áåãàþò ìóðàøêè, î÷åíü õî÷åòñÿ, ïðîñòèòå, ñöàòü. Ó÷àñòèëèñü ìûñëè î ñóèöèäå. Îñåíüþ ïåðâîãî ãîäà îáó÷åíèÿ ÿ âïåðâûå çàäóìàëàñü î òîì, ÷òîá ëå÷ü â äèñïàíñåð.
Çèìîé ÿ íàñòîÿëà ó ñåñòðû (ñåé÷àñ äóìàþ — êàêîãî õ ìíå íàäî áûëî åå ðàçðåøåíèå) óéòè èç óíèâåðà, â èòîãå âåñíîé óøëà ñîâñåì, òê ÿ ÷óâñòâîâàëà, ÷òî ñêîðî îêîí÷àòåëüíî ñîðâóñü. ß õîäèëà ïî êîðèäîðàì óíèâåðà, âèäåëà íåçíàêîìûå ëèöà è ìå÷òàëà î íåáûòèå. Îíî êàçàëîñü òàêèì ïðèÿòíûì è òåïëûì, òàêèì æåëàííûì, òàêèì «íèêàêèì» — òî, ÷òî íàäî.
Âåñíîé æå ÿ íà÷àëà ïîñåùàòü ïñèõîëîãà, à ê ëåòó íà÷àëà ïðèíèìàòü àíòèäåïðåññàíòû (öèïðàëåêñ). Ïåðâîå, ÷òî ÿ îùóòèëà — ÷òî âñå ìîè ýìîöèè íà÷àëè äîíîñèòüñÿ ñëîâíî áû èç êîðîáêè. ß îùóùàëà èõ âñå ìåíüøå è ìåíüøå, òðåâîãà ïî÷òè ïðîøëà è ÏÀ íàêðûâàëè ìåíÿ òîëüêî â ìîìåíòû ññîð ñ ðîäíûìè, íî çàòî äàëà çíàòü î ñåáå äåïðåññèÿ (ïàðàäîêñ). Íåðâíîå íàïðÿæåíèå ñïàëî, îáíàæèâ ïîä ñîáîé ñëåäóþùèé ñëîé. Åñëè ðàíüøå ÿ èñïûòûâàëà õîòÿ áû òðåâîãó, òî â ýòîì ñîñòîÿíèè ÿ áûëà íóëåì, òîëüêî àïàòèÿ, òîñêà, ñêóêà.
ß ïåðåñòàëà òîíêî ÷óâñòâîâàòü ëþäåé (ñåé÷àñ íàó÷èëàñü ñíîâà, íî íåìíîãî èíà÷å), êîãäà êàæäîå äâèæåíèå èõ ëèöà îòäàâàëîñü ïîä ðåáðàìè ýìîöèîíàëüíûì êîïèðîâàíèåì èõ ýìîöèé. Ïåðåñòàëà ÷óâñòâîâàòü è ïîíèìàòü ñåáÿ. Ðàáîòà ñ ïñèõîëîãîì ñòàëà ïûòêîé è ïåðåñòàëà èìåòü ñìûñë — ó ìåíÿ ñëîâíî âûðâàëè ðóêè.
Ìíå íå õîòåëîñü íè÷åãî äåëàòü, ïðîñòî îòñóòñòâîâàë èíòåðåñ ê ÷åìó-ëèáî, õîòåëîñü ïðîñòî ëå÷ü è ñïàòü (òîëüêî âî ñíå ÿ îùóùàëà òàêèê ýìîöèè, êàê ðàäîñòü, äîâîëüñòâî, èíòåðåñ), ýñêàïèðîâàòü îò àïàòèè. Áûëî îùóùåíèå ïîñòîÿííîé óñòàëîñòè.
Îñåíüþ ïðèøëî ïîíèìàíèå, ÷òî áîëüøå ÿ òàê íå ìîãó, ÿ ñëèøêîì óñòàëà. ×óâñòâóÿ ïðèáëèæåíèå íåìèíóåìîãî, ïîïðîñèëà ñåñòðó âûäàâàòü ìíå òàáëåòêè ïî äîçå â äåíü, à êîðîáêó ñïðÿòàòü, à ÷óòü ïîçæå ëåãëà â ïñèõ. áîëüíèöó (åñëè áóäåò èíòåðåñíî, ìîãó ïîòîì ïîäðîáíåå ïðî ýòî íàïèñàòü). Äîçó è ïðåïàðàò íå ìåíÿëè.
À äâà ìåñÿöà ñïóñòÿ ÿ íàãëîòàëàñü òàáëåòîê. Ýòî ñòàëî ìîèì ëþáèìûì ñïîñîáîì óõîäà â ìèð èíîé, ëîë. Ïðîñíóëàñü óòðîì, ñåñòðà íàøëà ïóñòîé êîðîáîê è âûçâàëà ñêîðóþ. Åñòåñòâåííî, îïÿòü áîëüíèöà. Òàì ìíå âûïèñàëè îëàíçàïèí 1ìã íåéðîëåïòèê è âåíëàôàêñèí 150 ìã àíòèäåïðåññàíò. Ê êîíöó «ñðîêà» ÿ îùóòèëà, ÷òî ðåàëüíî õî÷ó æèòü, ÷òî-òî äåëàòü, òâîðèòü, öâåñòè è ïàõíóòü. Áûëà âåñíà, ïîýòîìó ÿ ñëîâèëà îáîñòðåíèå.
ß âñåãäà ëþáèëà ìíîãî ôèëîñîôñòâîâàòü íàä æèçíüþ, ñîöèóìîì, ïðèðîäîé, ïðè ýòîì áûëà àãíîñòèêîì ñ àòåèñòè÷åñêèì óêëîíîì. Ëþäè — ôàêòè÷åñêè æèâîòíûå, ïðîñòî áîëåå ðàçâèòûå, ÿ ñ÷èòàëà. È êàê-òî ðàç çàäóìàâøèñü îá ýòîì, ÿ âäðóã îùóòèëà, ÷òî âèæó âìåñòî ëþäåé — æèâîòíûõ (áûëà íà ðàáîòå). Òî åñòü, âèæó èõ ôèçè÷åñêîå ÷åëîâå÷åñêîå òåëî, íî âîñïðèíèìàþ êàê çâåðåé, è èõ, è ñåáÿ. Ìíå äàæå êàçàëîñü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ âñòàíó íà ÷åòâåðåíüêè è áóäó ëàÿòü, òî íå ñëîâëþ ÏÀ — íàñòîëüêî àäåêâàòíûì îáñòàíîâêå ìíå ýòî êàçàëîñü. Ýòî ñîñòîÿíèå äëèëîñü íåäåëè ïîëòîðû. Äóìàþ, ýòî áûëî ïðîäèêòîâàíî ñìåíîé íåéðîëåïòèêà — îò îëàíçàïèíà íåóäåðæèìî êëîíèëî â ñîí, íà÷àëà ïðèíèìàòü ðèñïåðèäîí 1,5ìã.
Çàòåì ñëîâèëà åùå ñîñòîÿíèå. Ëå÷åíèå øëî ñâîèì õîäîì, è ÿ âäðóã ïîíÿëà, ÷òî ìîè ïðîøëûå îáèäû, ñâÿçàííûå ñî øêîëîé è ðîäèòåëÿìè, ïåðåâàðèëèñü. ß èõ ïðîñòî çàáûëà. ß âïàëà â ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ — ýòî íå ÿ, à ïðîñòî äðóãîé èãðîê, çàãðóçèâøèé ìîþ ìàòðèöó ñ ïîñëåäíåé òî÷êè ñîõðàíåíèÿ, ïîòåðÿâøèé â õîäå íåêîòîðûå âîñïîìèíàíèÿ. Ýòî øîêèðîâàëî, ÿ ðåàëüíî âåðèëà â òî, ÷òî íàñòîÿùàÿ ÿ èñ÷åçëà. Ýòî ñîñòîÿíèå äëèëîñü íåäåëè òðè.
Ñî âðåìåíåì ïîÿâèëàñü òîëåðàíòíîñòü ê ïðåïàðàòàì, õîòü ýòî, ïèøóò, íåâîçìîæíî. Ñèëû âåðíóëèñü, ïîýòîìó âåðíóëàñü è ïîñòîÿííàÿ òðåâîæíîñòü. Îáñòàíîâêó ê òîìó ìîìåíòó ÿ ñìåíèëà è ñíèìàëà êîìíàòó, ïîýòîìó òðåâîãà íå áûëà òàêîé ÿðêîé.  òî âðåìÿ ÿ âñòðå÷àëàñü ñ ìîëîäûì ÷åëîâåêîì, ïîýòîìó áûëà â ñîñòîÿíèè âëþáëåííîñòè, ãðàíè÷àùåé ñ ìèñòèöèçìîì — ÿ ÷óòü íå óäàðèëàñü îáðàòíî â ðåëèãèþ. Âî ìíîãîì ïîâëèÿëà êíèãà Vita Nostra. Íàðàñòàëà äåïðåññèÿ. Ïîïàëà â áîëüíèöó ñ ïîïûòêîé ñóèöèäà. Çàòåì ìåíÿëà òàáëåòêè — è âñå ïî-íîâîé «ýíåðãèÿ-ñïàä-àïàòèÿ-íîâûé ïðåïàðàò — ýíåðãèÿ…»
Êîãäà ìû ðàññòàëèñü, îñåíüþ, ÿ ÷óâñòâîâàëà, ñëîâíî óìèðàþ — îí áûë äëÿ ìåíÿ öåëûì ìèðîì. Ñëèÿíèå, ÿ äóìàþ. Ïðèâûêíóâ áûòü ïîä þáêîé ó ìàòåðè, ñëèòîé ñ íåé, ÿ èñêàëà êîãî-òî áîëåå «áåçîïàñíîãî», ÷òîáû âñòóïèòü ñ íèì â òàêèå æå îòíîøåíèÿ. ß ÷óâñòâîâàëà, ÷òî áåç íåãî ñêîðî óìðó — ÿ äàæå çíàëà äàòó — ãäå-òî â ÿíâàðå. Îäíàêî çàòåì ìåíÿ îòïóñòèëî, îáèäà, êîòîðóþ ÿ ñïåöèàëüíî áåðåæíî ðàñòèëà, ïðåâðàòèëàñü â çëîñòü è íåíàâèñòü, òîëüêî òåïåðü óæå íå âíóòðü ñåáÿ ñàìîé, à íàðóæó. Ìîáèëèçèðîâàëèñü ñèëû, âíîâü ïîÿâèëñÿ èíòåðåñ, õîòÿ ïðåïàðàò íå ìåíÿëà â òîò ìîìåíò. Çàòåì âíîâü ñïàä.
Ïîòîì ìíå âñå íàäîåëî è ÿ âíîâü íàãëîòàëàñü òàáëåòîê. Ýòî áûë ÷åòâåðòûé ðàç, êîãäà ÿ ïîïàëà â áîëüíèöó. ß õîäèëà ïî êîðèäîðàì íà íàïðÿæåííûõ íîãàõ, âíîâü áîÿñü ëèøíèé ðàç ïîøåâåëèòüñÿ è ñïðîâîöèðîâàòü êîãî-òî, âîçâðàùàëàñü ê âÿëûì ìûñëÿì î òîì, ÷òî òàùåì-òî áîÿòüñÿ íåêîãî, âñå îê, íå íàäî ãðóñòèòü è òä, à ïîòîì ïîäóìàëà — ñ êàêîé ñòàòè ÿ î íèõ ïåêóñü? Ìîÿ ïåðñîíà ðàâíîöåííà ñ äðóãèìè, òàê ïî÷åìó ÿ ñòàâëþ èõ óäîáñòâî âûøå? Ýòè ìûñëè ÿ äóìàëà è ðàíüøå, êîíå÷íî, íî ýìîöèîíàëüíûé ñòóäåíü íå ìåíÿë ôîðìó, òîëüêî êîëòûõàëñÿ òóäà-ñþäà. Òîãäà æå ïðèøëî ñëîâíî îçàðåíèå. ß äóìàþ, ìîÿ ïñèõèêà ïðîñòî íàêîíåö íàó÷èëàñü îáèæàòüñÿ ïî-íàñòîÿùåìó (òàáëåòîê íàãëîòàëàñü ïîñëå ññîðû ñ õîçÿéêîé êâàðòèðû), à îáèäà — ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõîëîãè÷åñêàÿ çàùèòà. ß áûëà ãîòîâà ïîìåíÿòüñÿ.
Ñ òåõ ïîð ïðîøëî ÷óòü áîëüøå ãîäà, â òå÷åíèå êîòîðîãî ÏÀ ïîÿâëÿëèñü âñå ðåæå, ÿ ïåðåñòàëà çàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òî ïîäóìàþò ëþäè, åñëè ÿ âäðóã îñòóïëþñü, íà÷àëà áîëòàòü ñ êëèåíòàìè (óøëà â ïðîäàæè), ñ êàæäûì äíåì ÷óâñòâóÿ ñåáÿ âñå ñâîáîäíåå, ðàñêðåïîùåííåå. È âîò óæå êàê 4é ìåñÿö íè îäíîé ÏÀ.
Ñåé÷àñ ïðèíèìàþ âåíëàôàêñèí 225 ìã, ðèñïåðèäîí 1,5ìã óòðîì è ñòîëüêî æå íà íî÷ü, òîëåðàíòíîñòü èñ÷åçëà, äåïðåññèÿ òîæå, ÿ íå ÷óâñòâóþ òàêîãî îñòðîãî æåëàíèÿ æèòü ïîëíîé æèçíüþ, ïîòîìó ÷òî òàáëåòêè ïîäàâëÿþò ýìîöèè, íî ÿ òîëüêî ðàäà. ÁÎëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè ÿ îùóùàþ ñåáÿ î÷åíü óìèðîòâîðåííî, óìèðàòü áîëüøå íå õî÷åòñÿ, íî ÿ ÷óâñòâóþ, ÷òî óæå ñëîìàëà áàðüåð è â ñëó÷àå ðåöèäèâà — ñîðâóñü. Äåëàòü ïî-ïðåæíåìó íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, íî ïñèõîëîã ãîâîðèò, ÷òî ýòî äðóãàÿ êðàéíîñòü îò òîãî, ÷òîáû ïðèíóæäàòü ñåáÿ, ýäàêèé ïðîòåñò. ß ìíîãî ñïëþ, 14-18 ÷àñîâ â âûõîäíûå, íî ïî÷åìó áû íå äàòü ñåáå îòäîõíóòü â êîíöå êîíöîâ. Íàñïëþñü — à òàì ìîæíî è ó÷èòüñÿ, è âîîáùå æèçíü ïîêîðÿòü.
Ñïàñèáî, ÷òî äî÷èòàëè äî êîíöà. Íàäåþñü, î÷åíü ìàëî íàéäåòñÿ ëþäåé, óçíàâøèõ â ýòîé èñòîðèè ñåáÿ.
Çäîðîâüÿ âàì!
Источник