Памятка для родителей детей с синдромом дауна

Памятка для родителей детей с синдромом дауна thumbnail

Памятка для родителей детей с синдромом дауна

Памятка для родителей

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации. 
Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи:

— скопление жидкости в ухе;

— частые инфекции среднего уха;

— потеря слуха;

— низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него;

— сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка;

— повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта.

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с СД, некоторые – меньшему. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц). 

Ребенок с СД обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать!Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят. 
Запомните следующие положения, это важно. 
Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным. 
(Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова. 

Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения. 

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от:

— когда ребенок способен сидеть с поддержкой,

— фокусировать взгляд на предмете,

— обращать внимание на специалиста.

До этого дома необходимо работать над следующим:

— над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза),

— над взглядом на предмет,

— над развитием аудиторных навыков (навыки слухового восприятия: музыкальные игрушки, погремушки, «шумовые коробочки»),

— над пополнением пассивного словаря.

Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, налаживание кормления. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Разумеется, чтобы понимать, что им говорят, дети должны:

— это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят,

— они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи,

— для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

Осознание ценности общения

Для того чтобы ребенок понял, что общение имеет ценность, чтобы у него была мотивация, старайтесь быстро реагировать на звуки, которые издает малыш, на его плач. Помогите ребенку, сделайте то, чего он от вас ждет (покормите, переоденьте), комментируя свои действия. 
Комментируйте также то интересное, что происходит вокруг и может привлечь внимание вашего ребенка, например, на прогулке: «Это самолет пролетел. Как громко он шумит, да?».

Ключ к желанию общаться – понимание, что с помощью общения можно изменить мир вокруг себя, добиться воплощения какого-то желания. Исследования показывают, что, если на плач, смех и крики детей не поступает никакой реакции, дети начинают издавать меньше звуков и меньше плакать. Другими словами, они перестают пытаться наладить общение. 
Не нужно ждать, пока ребенок заговорит, чтобы стимулировать его желание общаться. Просто воспринимайте все, что он делает, как сигнал к общению!Если он потянулся к игрушке, подайте ему игрушку и скажите: «Ты хочешь мишку? Это мишка». Таким образом постоянно стимулируйте ребенка к тому, чтобы вступать в контакт с вами. 
Через какое-то время вы увидите, что малыш делает что-то и ждет вашей реакции. Например, уронив игрушку, он начинает ловить ваш взгляд и издавать какие-то звуки. Он понимает, что таким образом он может «заставить» вас подать ему упавшую игрушку. Значит, он понимает, что с помощью общения он может воздействовать на окружающий мир! Это важнейший шаг вперед. 

Большинство детей с СД начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам. 

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения:

— Посмотрите на ребёнка.

— Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа».

— Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук.

— Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам.

— Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций:

Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка.

Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

Дыхательная гимнастика

1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу.

2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30.

3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него.

4. Загони мяч в ворота. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости.

5. Пушинка. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика — кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку.

6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру «Чей кораблик быстрее доплывет до берега». Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик. 

Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить

Во время одевания: 
— части тела; 
— предметы одежды; 
— названия цветов; 
— числительные; 
— предлоги; 
— слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…); 
— глаголы (застегнуть, просунуть, дать…). 
Во время еды: 
— названия продуктов; 
— названия приемов пищи; 
— названия посуды; 
— глаголы (пить, есть, жевать, глотать…); 
— прилагательные (горячий, холодный, пустой…); 
— предлоги («в», «из»); 
— экспрессивные междометия («ммм, вкусно»). 
Во время прогулки: 
— названия транспортных средств; 
— слова, связанные с погодными условиями; 
— все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.; 
— предметы одежды и глаголы одевания; 
— глаголы движения; 
— предлоги; 
— названия звуков, звукоимитации; 
— приветствия. 
Во время игры: 
— названия игр и игрушек; 
— глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…); 
— цвета и формы; 
— слова, связанные с погодными условиями. 
Во время похода за покупками: 
— названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина; 
— глаголы (купить, положить, достать, вынуть…); 
— названия предметов в магазине – касса, тележка… 
Во время купания: 
— названия частей тела, игрушек (мыло, шампунь, вода, душ…); 
— глаголы (налить, брызгать…); 
— прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…). 

Во время укладывания в постель: 
— существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…); 
— глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…); 
— стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна». 

Дорогие родители! Постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи. 

/pamjatka_dlja_roditelej_detej_s_sindromom_dauna.doc

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей:

Источник

Советы для родителей  ребенка с синдромом  Дауна.

Читайте также:  Синдром ретта как долго живут

Дорогие родители!

 Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребенок, как Вы ожидали, он другой, не тот на которого вы надеялись. Он иначе выглядит, он ведет себя по-другому, ему нужно больше помощи в развитии, чем всем другим детям, ему нужна также терапевтическая помощь и поддержка.

Синдром Дауна — и вот уже все изменилось. Но все же, Ваш ребенок с особенностями в развитии, прежде всего Ваш ребенок, со своей радостью и смехом, со своими потребностями в нежности и ласке.

Ваш ребенок такой же, как и все другие: ему нужно ласковое обращение, игра и удовольствия, друзья и подруги. Он дружелюбен, нуждается в друзьях, родителях, выполняют его желания и просьбы, не жертвуя собой, а понимая и любя. Дети с синдромом Дауна должны жить дальше и найти в своей жизни определенную поддержку.

В общении с ребенком:

-Всегда помните — что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.

-Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.

-Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

-Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична.

-Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

-Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми:

Читайте также:  Синдрома позвоночной артерии что делать

-Никогда не принимайте утверждений ни от друзей, ни от специалистов, которые звучат как «Они все такие как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны расцениваться индивидуально.

-Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.

-Старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих

-Заводите новых друзей, если это нужно, чтобы и вы и ваш ребенок чувствовали себя комфортно.

-Постарайтесь понять, что некоторые люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.

-Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.

В общении со специалистами:

-Спросите человека, который дает вам советы или информацию о том, что такое синдром Дауна, где он получил данную информацию, и какой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна он имеет сам.

-Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

-Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватном, удобном для беседы месте.

-Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно вам сказать и как наилучшим образом помочь именно вам, поэтому:

.задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они могут показаться вам тривиальными;

.попросите познакомить вас с другими родителями детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить с ними о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и как они чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

.обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

Читайте также:  Цитостатики для лечения нефротического синдрома показаны при

Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка.

Источник

Елена Савосина
Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Конспект занятий на тему:

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна.

Психолог

Савосина Е. А.

г. Ершов

2018 год.

Дорогие родители!

Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребенок, как Вы ожидали, он другой, не тот на которого вы надеялись. Он иначе выглядит, он ведет себя по-другому, ему нужно больше помощи в развитии, чем всем другим детям, ему нужна также терапевтическая помощь и поддержка.

Синдром Дауна — и вот уже все изменилось. Но все же, Ваш ребенок с особенностями в развитии, прежде всего Ваш ребенок, со своей радостью и смехом, со своими потребностями в нежности и ласке.

Ваш ребенок такой же,как и все другие: ему нужно ласковое обращение, игра и удовольствия, друзья и подруги. Он дружелюбен, нуждается в друзьях, родителях, выполняют его желания и просьбы, не жертвуя собой, а понимая и любя. Дети с синдромом Дауна должны жить дальше и найти в своей жизни определенную поддержку.

В общении с ребенком:

-Всегда помните — что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.

-Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.

-Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

-Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична.

-Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

-Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми:

-Никогда не принимайте утверждений ни от друзей, ни от специалистов, которые звучат как «Они все такие как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны расцениваться индивидуально.

-Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.

-Старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих

-Заводите новых друзей, если это нужно, чтобы и вы и ваш ребенок чувствовали себя комфортно.

-Постарайтесь понять, что некоторые люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.

-Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.

В общении со специалистами:

-Спросите человека, который дает вам советы или информацию о том, что такое синдром Дауна, где он получил данную информацию, и какой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна он имеет сам.

-Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

-Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватном, удобном для беседы месте.

-Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно вам сказать и как наилучшим образом помочь именно вам,поэтому:

.задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они могут показаться вам тривиальными;

.попросите познакомить вас с другими родителями детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить с ними о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и как они чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

.обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка.

Источник