Отставание в физическом развитии синдром

Отставание в физическом развитии синдром thumbnail

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать отставание в физическом развитии ребенкалишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических отставание в физическом развитии ребенкапоказателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • ЗПР;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные отставание в физическом развитии ребенкас мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, отставание в физическом развитии ребенкапатологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты отставание в физическом развитии ребенкаопределяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.

Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие отставание в физическом развитии ребенкапромежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Читайте также:  Как синдром стафилококком ошпаренной кожи

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобраннаяотставание в физическом развитии ребенка терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны отставание в физическом развитии ребенкапроблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления отставание в физическом развитии ребенкаистинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Читайте также:  Почечный синдром при инфекционных заболеваниях

Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимоотставание в физическом развитии ребенка от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

Источник

Задержка физического развития это значительное отставание ребенка по антропо­метрическим показателям от сверстников. Неред­ко оно сопровождается и задержкой становления двигательных навыков и познавательных функций.

Единого мнения относительно критериев диаг­ностики заболевания нет, но обычно о задержке говорят, когда антропо­метрические показатели ниже 3-5-го процентиля или за короткий срок произошло их значительное снижение (например, с уровня выше 75-го про­центиля до уровня ниже 25-го). Традиционно раз­граничивают задержку физического развития, об­условленную заболеваниями (органическую) или социальными и психологическими причинами в отсутствие болезней, вызывающих задержку роста (неорганическую, психосоциальную), характерную для детей до 5 лет.

Эпидемиология и этиология

Распространен­ность заболевания зависит от обследуемого контингента детей. Среди детей, родившихся с низкой массой тела или живущих в плохих материально-бытовых условиях, она до­стигает 5-10%. Задержке развития способствуют также конфликты в семье, заболе­вания в периоде новорожденности, депрессия у матери. В США задержка физического развития, обусловленная психологическими и социальными причинами, встречается значительно чаще обу­словленной заболеваниями.

Круг последних довольно широк и затрагивает любые органы и системы. Ведущие психологические и социальные причины задержки физического развития — бедность, недостаточное внимание и отсутствие привязанности к ребенку родителей, иногда тяжелые психотравмирующие ситуации, такие как жестокое обращение. Несколь­ко факторов могут воздействовать одновременно, например жестокость сочетается с плохим уходом, глубокая недоношенность с эмоциональной холод­ностью родителей к ребенку.

Симптомы задержки физического развития

Тяжесть проявле­ний колеблется от небольшого отставания роста, массы до облысения, утраты под­кожного жирового слоя, уменьшения мышечной массы, дерматита, рецидивирующих инфекций, белково-энергетического (маразм) или белкового истощения (квашиоркор). В развитых странах за­держка физического развития обычно ограничива­ется отставанием в росте и массе, диагности­руемым амбулаторно, в развивающихся — весьма распространены такие ее проявления, как рециди­вирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки развития ко­личественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах фи­зического развития. В отсутствие диаграммы, срав­нение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие забо­леваниях), опираются на многократные определе­ния антропометрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными, учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение ан­тропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного возраста бо­лее точно, чем с диаграммами для соответствующе­го хронологического.

Отставание расценивается как легкое, умерен­ное или тяжелое, если масса тела составляет 75-90, 60-74 и менее 60% стандартного соответственно, рост — 90-95, 85-89 и менее 85 % стандартного соответственно, а весо-ростовой индекс— 81-90, 70-80 и менее 70% стандартного соответственно. Как правило, отставание массы тела проявляется раньше, чем отставание ро­ста. При хроническом недоедании масса тела часто соответствует росту, так как оба показателя отста­ют от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информатив­ны, а потому их следует ограничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыво­ротке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость, при которой он соответствует хронологическому воз­расту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологиче­ского. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывания и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных на­ходках.

Читайте также:  Тесты на тему гипертермический синдром

Диагностика задержки развития

Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблю­дения взаимоотношений родителей и ребенка. По­следние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин физического развития.

К ним относятся:

  • неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание;
  • неспо­собность ребенка получить достаточное питание
  • его неспособность усвоить питание.

Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ре­бенка, имеют необычные убеждения относитель­но питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей пер­вых мес. жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление. Нару­шения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечно­сосудистые расстройства, увеличение нёбных мин­далин и их рецидивирующие инфекции, аденоиды (гипертрофия глоточной миндалины) могут нару­шать глотание. Основные причины недостаточного поступления источников энергии — рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин болезни надо исходить из возраста ребенка и клинической кар­тины.

Лечение задержки психического развития

Для успеха лечения необходимо уяс­нить, каково состояние здоровья ребенка и состо­яние его питания, понять, каковы проблемы семьи и взаимоотношения ребенка и родителей. Неза­висимо от причины необходимо создать в семье условия для нормального питания. Особая тща­тельность в восстановлении питания требуется при тяжелом истощении.

Если в основе патологии лежит заболевание, ведущее значение имеет его те­рапия. Тип усиленного питания зависит от тяжести задержки физического развития и характера забо­левания, вызвавшего ее. Например, при почечной недостаточности необходимо тщательно контро­лировать поступление с питанием белка. Эффек­тивность высококалорийного питания зависит от характера заболевания, его лечения и тяжести за­держки физического развития.

Грудным детям старше 6 мес. и детям 1-2 лет, у которых задержка физического развития обу­словлена психологическими и социальными при­чинами, продолжительность кормления должна быть 20-30 мин, начинать его следует с гу­стой пищи. Следует, по возможности, исключить отвлекающие моменты. Дети старше 1 года должны принимать пищу вместе с другими членами семьи.

Нельзя кормить насильно. Потребление воды, со­ков, низкокалорийных напитков следует ограничи­вать, а потребление высококалорийных продуктов, таких как цельное молоко, сыр, масло, сухие фрук­ты, — поощрять. Иногда целесообразно ввести вы­сококалорийные пищевые добавки, такие как Дуокал (Duocal) или Поликос (Polycose), высокока­лорийные добавки к цельному молоку или молочную смесь повышенной калорийности, содержащую более 20 ккал на 30 мл — Педиасур (PediaSure), Энсур (Ensure), Ресурс (Resource). Быстрая прибавка массы тела обычно подтверж­дает предположение о психологической и социаль­ной причине задержки физического развития.

Госпитализация показана при тяжелом истоще­нии, необходимости тщательного обследования, отсутствии соответствующего ускорения роста, не­уверенность в адекватности отношения родителей к ребенку. Если нарушения развития связана с заболеванием, в стационаре должно быть проведено обследование и лечение, не оставляющее родителей и ребенка неудовлетворенными. При за­держке физического развития ребенка госпитали­зируют на 5-10 дней для контроля калорийности питания и взаимоотношений родителей и ребенка. Цель госпитализации в подобных случа­ях — добиться ускоренного роста и научить роди­телей правильно кормить ребенка. Независимо от причины болезни к кон­цу госпитализации характер питания и его режим должны соответствовать рекомендуемым после вы­писки.

Прогноз

Возникли вопросы или что-то непонятно? Спросите у редактора статьи —

здесь

.

Независимо от причины задержка фи­зического развития на первом году жизни опасна. Максимум постнатального роста головного моз­га приходится на первые 6 мес. жизни. Его уве­личение на первом году равно увеличению за все остальные детские годы. Приблизительно у трети де­тей с задержкой физического развития, вызванной психологическими и социальными причинами, за­держивается психомоторное развитие, возникают расстройства социальной адаптации и эмоциональ­ные нарушения. При патологии, обусловленной заболеваниями, прогноз зави­сит как от характера болезни и тяжести задержки. Всем детям, у которых наблюдалась эта болезнь, следует в дальнейшем оценить когнитивное и эмоциональное развитие и постоян­но его контролировать, при необходимости при­менять коррекционные меры.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.

Видео:

Полезно:

Источник