Отпечатки пальцев при синдроме дауна

Отпечатки пальцев при синдроме дауна thumbnail

При болезни Дауна врожденное слабоумие сочетается с многочисленными соматическими отклонениями — от легких аномалий до тяжелых уродств почти во всех органах и тканях.

Среди имеющихся при болезни Дауна отклонений особое место занимают изменения кожного рельефа, которые настолько характерны, что диагноз может быть установлен, даже если ограничиться исследованием одной только дерматоглифики.

Своеобразие дерматоглифики при болезни Дауна представляет не только диагностическую ценность, оно, несомненно, имеет и большое теоретическое значение, поскольку изменения кожного рельефа (впрочем, как и вся клиническая картина) определяются в основном наличием одной лишней хромосомы из группы 21 — 22 в виде трисомии или трисомии с транслокацией.

В последнее время за рубежом появилось много работ о дерматоглифике при различных болезнях и уродствах, вызванных хромосомными аномалиями. Особенно подробно изучаются папиллярные узоры и кожные складки при болезни Дауна.

Как показали Penrose и другие исследователи, определенным нарушением кариотипа при хромосомных болезнях соответствуют определенные изменения папиллярных узоров и кожных складок.

«Болезнь Дауна», Е.Ф.Давиденкова

Изменения кожных складок при болезни Дауна

Изменения кожных складок при болезни Дауна давно привлекали внимание клиницистов. Кожная складка, идущая поперек ладони от радиального до ульнарного края и отмеченная еще в первоначальных описаниях болезни, по данным Engler, встречается приблизительно в 50% случаев. Oster обнаружил поперечную складку на ладони у 44%, но типичная складка встречалась несколько реже. Он отмечает, что поперечная складка на…

Глубокая продольная борозда на подошве

Известное диагностическое значение имеет встречающаяся при болезни Дауна глубокая продольная борозда на подошве, идущая от промежутка между I и II пальцами ног. Изучая отпечатки ладоней у 130 больных с синдромом Дауна, мы могли отметить, что вместо 3 крупных сгибательных складок (складка большого пальца, проксимальная поперечная складка, средняя поперечная складка) часто имеются две, а иногда даже…

Изучение папиллярных узоров

Изучение папиллярных узоров для клинических целей не представляет особых трудностей (эти узоры настолько индивидуальны, что на свете нет двух людей, у которых полностью совпадали бы отпечатки пальцев обеих рук). Для получения оттисков мы пользуемся типографской краской, которая раскатывается маленьким рези новым валиком по стеклу. Рука исследуемого прижимается к стеклу, затем к листу гладкой, лучше глянцевой…

Роль наследственных факторов

Изучая роль наследственных факторов при болезни Дауна, некоторые авторы сравнивали частоту ряда симптомов, встречающихся при болезни Дауна, у родственников больных и в популяции. Из этих симптомов особое внимание уделялось поперечной складке на ладони и положению трирадиуса t. Следует отметить, что только последний признак измеряется количественно и поэтому наиболее достоверен, остальные же (в том числе поперечная…

Поперечная складка на ладони и угол atd

Как наши, так и литературные данные указывают на то, что такие признаки, как поперечная складка на ладони и угол atd больше 57°, встречаются у родственников лиц с болезнью Дауна (особенно у их матерей) чаще, чем в популяции. Как объяснить этот факт? Связать эти признаки стенами-модификаторами, способствующими не расхождению хромосом, нет оснований, так как трудно себе…

Исследование поперечной складки ладони

Убедительные данные получены и при исследовании поперечной складки ладони. В случаях, когда она имелась у пробанда, у 5 из 26 матерей также определялся этот симптом. Только у одной из 57 матерей больных без поперечной складки этот симптом был налицо. Из этих данных можно заключить, что наличие или отсутствие указанных признаков у пробанда с болезнью Дауна…

Источник

Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.

Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:

Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

• плоское лицо;

• укороченный череп;

• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;

• особый разрез глаз;

• гиперподвижность суставов;

• плоская форма затылка;

• недоразвитие средних фаланг пальцев;

• открытый рот;

• различные зубные аномалии;

• плоская переносица;

• короткий нос.

Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.

У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).

Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:

• мышечная гипотония;

• катаракта;

• врожденный порок сердца;

• косоглазие;

• деформация грудной клетки;

• эписиндром;

• стеноз двенадцатиперстной кишки;

• лейкоз.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

•появление навыков запаздывает;

•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);

Читайте также:  Меланхолический синдром все об этих синдромах

•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.

Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).

Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через

прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.

Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».

Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.

• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.

• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.

Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек

Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;

•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых

щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

Разрывание бумаги.

Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка

при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);

•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав

-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка

кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);

•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в

гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);

•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);

•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);

•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);

•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Читайте также:  Синдром курильщика симптомы и лечение

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Источник

Èñòî÷íèê Ruinion

Àâòîð perk

Ìíîãî÷èñëåííûå ïðîäóêòû îòå÷åñòâåííîãî òåëåâèäåíèÿ, òèïà ñåðèàëîâ «Ñëåä» è ïðî÷åé ïîäîáíîé åìó åðåñè íåîáðàòèìî çàñðàëè ìîçã øèðîêèì íàðîäíûì ìàññàì ñòðàí áûâøåãî ÑÍÃ. Ïðåñëåäóÿ ñâîåé öåëüþ çàðîíèòü â íåçðåëîå ñîçíàíèå çðèòåëÿ ìûñëü î íåîòâðàòèìîñòè íàêàçàíèÿ è íåèçáåæíîñòè óñòàíîâëåíèÿ ïðåñòóïíèêà ïî ïåðõîòè, îñòàâëåííîé èì â êèëîìåòðå îò ìåñòà ïðåñòóïëåíèÿ, àâòîðû ñöåíàðèÿ äàëåêî íå âñåãäà ïðèäåðæèâàþòñÿ òî÷íîñòè â âîïðîñàõ, êàñàþùèõñÿ ïðîâåäåíèÿ ðàçíîãî ðîäà ýêñïåðòíûõ èññëåäîâàíèé â ðàìêàõ óãîëîâíîãî ñóäîïðîèçâîäñòâà. Ñåãîäíÿ õîòåëîñü áû ðàññêàçàòü, â ÷àñòíîñòè, îá èññëåäîâàíèè ïîòîæèðîâûõ ñëåäîâ (ÏÆÑ) — îäíîì èç ñàìûõ ÷àñòûõ èññëåäîâàíèé â ñîâðåìåííîé ýêñïåðòíîé ïðàêòèêå.

Ñðàçó õîòåëîñü áû îãîâîðèòüñÿ, ÷òî àâòîð ýòèõ ñòðîê — íå ýêñïåðò è íå ìåäèê, â ýòîé ñâÿçè äàâàòü êàêèå-ëèáî ïîÿñíåíèÿ îòíîñèòåëüíî ìåòîäèê ïðîâåäåíèÿ èññëåäîâàíèé íå ìîæåò ïî îáúåêòèâíûì ïðè÷èíàì. Îäíàêî îïûò íàçíà÷åíèÿ ýêñïåðòèç è àíàëèçà èõ ðåçóëüòàòîâ äàåò åìó âîçìîæíîñòü ñ äîñòàòî÷íîé ñòåïåíüþ äîñòîâåðíîñòè ðàññêàçàòü îá îñíîâíûõ ìîìåíòàõ, êîòîðûå ìîãóò èìåòü çíà÷åíèå äëÿ ïîòåíöèàëüíîãî êëèåíòà ïîãîííûõ âåäîìñòâ.

Èòàê, äëÿ íà÷àëà ñëåäóåò îïðåäåëèòüñÿ ñ òåðìèíîëîãèåé. Ïîòîæèðîâîå âåùåñòâî (ÏÆÂ), ñîñòàâëÿþùåå ñîáîé îñíîâó ïîòîæèðîâîãî ñëåäà, ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ êîìïîíåíòîâ: ïîò ñ ïðåâàëèðóþùèì ñîäåðæàíèåì âîäû; æèðîâîå âåùåñòâî êàê ïðîäóêò ñåêðåöèè ñàëüíûõ æåëåç, ðîãîâîé æèð êàê ïðîäóêò åñòåñòâåííîãî ïðîöåññà îáíîâëåíèÿ êîæè + öåëûé ðÿä ñîäåðæàùèõñÿ â êðàéíå íåçíà÷èòåëüíûõ îáúåìàõ ìèêðîýëåìåíòîâ. ÏÆÑ, ÿâëÿÿñü áîëåå øèðîêèì ïî ñìûñëó ïîíÿòèåì, âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêæå ìèêðîôëîðó êîæíîãî ïîêðîâà, êîòîðûì áûë îñòàâëåí ïîòîæèðîâîé ñëåä íà íåêîåé ïîâåðõíîñòè è îòäåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè îñîáåííîñòåé åãî íàíåñåíèÿ (ñìàçàííîñòü, îáèëüíîñòü è ò.ä.). Èòàê, ÷òî æå ìîæåò âûòàùèòü ïûòëèâûé óì ýêñïåðòà ïðè èññëåäîâàíèè ÏÆÑ, èçúÿòûõ ñ ìåñòà ïðîèñøåñòâèÿ?

1) Ïåðâîå, è ñàìîå èçâåñòíîå — ýòî, êîíå÷íî, æå ïðåñëîâóòûå «îòïå÷àòêè ïàëüöåâ», êîòîðûå íà ïðàêòèêå ìîãóò áûòü îòïå÷àòêàìè ðóê (ïàëüöåâ è ëàäîíè) è íîã ÷åëîâåêà. Êñòàòè, íàóêà, èçó÷àþùàÿ ïàïèëëÿðíûå óçîðû ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ, èìåíóåòñÿ äåðìàòîãëèôèêîé. Çäåñü îñîáî êîììåíòèðîâàòü íå÷åãî — âñå çíàþò ïðî óíèêàëüíîñòü ïàïèëëÿðíûõ óçîðîâ, è ñêàçàòü ñòîèò ëèøü ðàçâå î òîì, ÷òî ïî îòäåëüíûì ôðàãìåíòàì îòïå÷àòêîâ ëàäîíè (äàæå áåç ñîáñòâåííî ïàëüöåâ) èäåíòèôèêàöèÿ ÷åëîâåêà òàêæå âîçìîæíà.  ïëàíå ïðàêòè÷åñêîé ôè÷è ìîæíî îòìåòèòü, ÷òî íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå ïðîòèðàíèÿ ðóê ðàñòâîðèòåëåì ñëåäîîáðàçîâàíèÿ íà ïîâåðõíîñòè ñîïðèêîñíîâåíèÿ ïðàêòè÷åñêè íå ïðîèñõîäèò. Ñþäà æå ìîæíî îòíåñòè îðèãèíàëüíûé ìåòîä îáðàáîòêè ëàäîíåé ìåäèöèíñêèì êëååì ÁÔ-6, êîòîðûé äîáðîïîðÿäî÷íûìè ãðàæäàíàìè èñïîëüçóåòñÿ äëÿ îáðàáîòêè ðàí. Îí çà íåñêîëüêî ìèíóò îáðàçóåò óñòîé÷èâóþ ê âíåøíèì ðàçäðàæèòåëÿì ïëåíêó íà ïîâåðõíîñòè êîæè, êîòîðàÿ ïðåïÿòñòâóåò îáðàçîâàíèþ ñëåäîâ. Îñîáåííî ðåêîìåíäóåòñÿ ê ïðèìåíåíèþ ëèöàìè, â äåÿòåëüíîñòè êîòîðûõ íåîáõîäèìà ìåëêàÿ ìîòîðèêà, êîãäà ïåð÷àòêè ìîãóò ñòàòü ñåðüåçíîé ïðîáëåìîé.

Îäíàêî íåðåäêî îáúåì ìàòåðèàëà íå ïîçâîëÿåò äåëàòü ñêîëüêî-íèáóäü äîñòîâåðíûå âûâîäû ïî äàêòèëîñêîïèè – ñëèøêîì ìàëà ïëîùàäü ñîïðèêîñíîâåíèÿ, îòïå÷àòîê ñìàçàí è ò.ä. ×òî áû íå ïîêàçûâàëè â ïðåñëîâóòûõ ôèëüìàõ, â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ èç ñìàçàííîãî îòïå÷àòêà ñäåëàòü êðàñèâîå èçîáðàæåíèå, êîòîðîå ñ òîðæåñòâóþùèì êóðëûêàíüåì êîìïüþòåðà ñîâìåùàåòñÿ ñ èçîáðàæåíèåì îòïå÷àòêà èç áàçû, ïîïðîñòó íåâîçìîæíî. Êñòàòè, áàíê äàííûõ ïî ïàëü÷èêàì â ÐÔ èìåíóåòñÿ ÀÄÈÑ Ïàïèëîí — çà íåãî íóæíî ñêàçàòü ñïàñèáî òîâ. Øìàêîâó èç ã. Ìèàññ ×åëÿáèíñêîé îáëàñòè. Ìîëîäåö òîâàðèù Øìàêîâ, áîëüøîå äåëî ñäåëàë.

 ïîðÿäêå çàíèìàòåëüíîé èíôîðìàöèè: ñàìè ïî ñåáå ïàïèëëÿðíûå óçîðû, áåçîòíîñèòåëüíî ÏÆÂ, êîòîðîå ïîñëóæèëî îñíîâîé äëÿ èõ îáðàçîâàíèÿ, òîæå ìîãóò ñëóæèòü èñòî÷íèêîì èíôîðìàöèè. Ê ïðèìåðó, ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íà ìèçèíöå íàáëþäàåòñÿ ëèøü îäíà ñãèáàòåëüíàÿ ñêëàäêà âìåñòî äâóõ ó íîðìàëüíîãî ÷åëîâåêà, ó íèõ æå íà ëàäîíè èìååòñÿ ëèøü îäíà ïîïåðå÷íàÿ (èíîãäà åå åùå íàçûâàþò îáåçüÿíüåé) ñêëàäêà. Ñ äîñòàòî÷íî âûñîêîé ñòåïåíüþ äîñòîâåðíîñòè îòäåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ïàïèëëÿðíûõ ëèíèé ïîçâîëÿþò óñòàíîâèòü íàëè÷èå âðîæäåííûõ ïîðîêîâ ñåðäöà.  ïðàêòèêå êîëëåã áûë ñëó÷àé, êîãäà ýòîò ïðèçíàê â óñëîâèÿõ ñåëüñêîãî ðàéîíà ïîçâîëèë ðåçêî ñóçèòü êðóã ïîäîçðåâàåìûõ: áûëè èçó÷åíû ìåäêàðòû â ÖÐÁ, ëèöî óñòàíîâëåíî â òå÷åíèå íåäåëè.

Òàêæå ñîáñòâåííî ïàïèëëÿðíûå ëèíèè ìîãóò ñëóæèòü îðèåíòèðîì äëÿ îïðåäåëåíèÿ âîçðàñòà ëèöà, èõ îñòàâèâøåãî – îäíàêî çäåñü âñåãäà áóäåò ïðèñóòñòâîâàòü íåêàÿ äîëÿ óñëîâíîñòè âûâîäà. Ñ÷èòàåòñÿ, ê ïðèìåðó, ÷òî ó ðåáåíêà 8 ëåò íà 5 ìì. îòðåçêå óìåùàåòñÿ 12-13 ëèíèé, à ó âçðîñëîãî — îò 8 äî 10. Åñòü è áîëåå ñëîæíûå ïðèçíàêè, íåæåëè ïðîñòî êîëè÷åñòâåííûå — óãëóáëÿòüñÿ íå áóäó, äîñòàòî÷íî ñêàçàòü, ÷òî ñ òîé èëè èíîé ñòåïåíüþ âåðîÿòíîñòè âîçìîæíî îïðåäåëåíèå âîçðàñòà ëèöà ïî ïîëíîìó îòïå÷àòêó ëàäîíè ñ òî÷íîñòüþ äî 10-15 ëåò. Ïîìèìî ýòîãî, ñóùåñòâóþò òàêæå íàõîäÿùèåñÿ íà ãðàíè íàóêè è ôàíòàñòèêè èññëåäîâàíèÿ â îáëàñòè îïèñàíèÿ îòäåëüíûõ õàðàêòåðèñòèê (â òîì ÷èñëå è óìñòâåííûõ) ÷åëîâåêà ïî åãî ïàïèëëÿðíûì óçîðàì. Òàê, õîäèëè ñëóõè î òîì, ÷òî âîò-âîò ïîÿâèòñÿ ìåòîäèêà âûÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïàòîëîãèé ïî îòïå÷àòêàì, íî ñëóõè ïîêà ÷òî òàêîâûìè è îñòàëèñü. Îäíàêî ýòî — òåìà äëÿ îòäåëüíîãî ðàçãîâîðà.

Читайте также:  Когда сдают кровь на синдром дауна

2) Âîçâðàùàåìñÿ ê ÏÆÂ. Ñàìîå ïåðâîå, ÷òî îòå÷åñòâåííàÿ êðèìèíàëèñòèêà íàó÷èëàñü îïðåäåëÿòü ïî ïîòîæèðîâîìó âåùåñòâó, ýòî ïîë ëèöà, åãî îñòàâèâøåãî. Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü èíòåðåñíûé ìîìåíò: îá ýòîì çíàþò, êàê íè ñòðàííî, íå âñå ñîòðóäíèêè ïðàâîîõðàíèòåëüíîé ñèñòåìû, è àâòîðó ýòèõ ñòðîê ïðèõîäèëîñü äåðæàòü â ðóêàõ ïîñòàíîâëåíèÿ î íàçíà÷åíèè ýêñïåðòèç, â êîòîðûõ ýòîò âîïðîñ ïîïðîñòó íå ñòàâèëñÿ íà ðàçðåøåíèå ýêñïåðòó. Íó íå çíàåò ñëåäàê, ÷òî ìîæíî òàêîé âîïðîñ çàäàòü, âîò è íå çàäàåò. Ó÷èòüñÿ íóæíî áûëî ëó÷øå. Áîëåå òîãî — â ðÿäå ñëó÷àåâ ïî îáèëüíîñòè ïîòîîòäåëåíèÿ, åãî êîíöåíòðàöèè íà îäåæäå èëè èíûõ íîñèòåëÿõ ýêñïåðò ìîæåò ñäåëàòü âûâîä î òîì, â êàêîì èç ìåíñòðóàëüíûõ öèêëîâ íàõîäèëàñü æåíùèíà, ýòîò ñëåä îñòàâèâøàÿ. Òàêæå ìîæíî óïîìÿíóòü, ÷òî â çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí àêòèâíîãî ïîòîîòäåëåíèÿ, åãî ñîñòàâ ðàçëè÷àåòñÿ — ê ïðèìåðó, ïðè çíà÷èòåëüíûõ ôèçíàãðóçêàõ èëè âûñîêîé òåìïåðàòóðå â ñîñòàâå ïîòà ïðåîáëàäàåò âîäà, à ïðè ïîòîîòäåëåíèè, âûçâàííîì èñïóãîì, çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ êîíöåíòðàöèÿ ñóõèõ âåùåñòâ. Ýòî ïðè ðÿäå óñëîâèé òàêæå ìîæåò èìåòü îïðåäåëåííîå äîêàçàòåëüñòâåííîå çíà÷åíèå.

Ñàìî ñîáîé ðàçóìååòñÿ, ÏÆ ïîçâîëÿåò ñ ãîðàçäî áîëüøåé òî÷íîñòüþ îïðåäåëèòü âîçðàñò ëèöà, îñòàâèâøåãî ìàòåðèàë.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî ñâÿçàíî ñ ëèïèäíûì ñîñòàâîì ïîòîæèðîâûõ âûäåëåíèé — îí ðàçëè÷àåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîëà è âîçðàñòà, è ñîâðåìåííûå ìåòîäèêè ïîçâîëÿþò äîñòàòî÷íî óçêî èäåíòèôèöèðîâàòü âîçðàñò, îñíîâûâàÿñü íà ýòîì ïîêàçàòåëå.

Àíàëèç ÏÆ ïîçâîëÿåò ñ äîñòàòî÷íî âûñîêîé ñòåïåíüþ âåðîÿòíîñòè ãîâîðèòü î íàëè÷èè / îòñóòñòâèè ó ëèöà, åãî îñòàâèâøåãî, äèàáåòà, îæèðåíèÿ, óãðåâîé ñûïè èëè ïñîðèàçà — ÷òî òàêæå ìîæåò áûòü ðåøàþùèì ïðè î÷åð÷èâàíèè êðóãà ëèö, ïîäëåæàùèõ ïðîâåðêå.

Òàê êàê ÏÆ ÿâëÿåòñÿ ñòðîãî èíäèâèäóàëèçèðîâàííûì äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà âåùåñòâîì, â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî äîñòîâåðíî îòâåòèòü íà âîïðîñ îá óïîòðåáëåíèè ëèöîì, îñòàâèâøåì ÏÆÑ íà ïîâåðõíîñòè, íàðêîòè÷åñêèõ âåùåñòâ íåçàäîëãî äë ñîáñòâåííî îñòàâëåíèÿ ñëåäà. Îäíàêî ñ äîñòîâåðíîñòüþ â óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîé ïðàêòèêè ìîæíî ãîâîðèòü òîëüêî î ïðèåìå ãåðîèíà / êîêàèíà / ìîðôèíà, è òî â ïðåäåëàõ 1-2 ñóòîê ñ ìîìåíòà ïðèíÿòèÿ. Îäíàêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ñëåä áûë îñòàâëåí èìåííî â ýòîò ïåðèîä âðåìåíè, êîãäà êîíöåíòðàöèÿ âåùåñòâà â ÏÆ äîñòèãàåò ñâîåãî ïèêà, âïîñëåäñòâèè íà èññëåäîâàíèè íàðêîòà «âûñòðåëèò» è ÷åðåç íåäåëþ, è ÷åðåç ìåñÿö.

Òàêæå â ÏÆ âîçìîæíî îáíàðóæèòü ñëåäû ïàðôþìåðíûõ èçäåëèé, êîòîðûé ïîçâîëÿþò ñäåëàòü âûâîä î òîì, ïîëüçîâàëîñü ëè èìè ëèö íà ìîìåíò îñòàâëåíèÿ ñëåäà èëè íåò. Îïðåäåëèòü, êàêîå èìåííî ïàðôþìåðíîå èçäåëèå ðàäîâàëî íþõ æóëèêà, ïî ôàêòó íåâîçìîæíî, ò.ê. ñîñòàâ ó íèõ âñåõ ïðàêòè÷åñêè îäèíàêîâ, îäíàêî õîòÿ áû êàêèå-òî ðàçëè÷èÿ ìîæíî ïðîâîäèòü ìåæäó äóõàìè (òóàëåòíîé âîäîé) è äåçîäîðàíòàìè (â ïîñëåäíèõ ñîäåðæàòñÿ ñîëè àëþìèíèÿ), ðàâíî êàê è ïî íàëè÷èþ ìåíòîëà îïðåäåëÿòü, ê ïðèìåðó, íàëè÷èå ñëåäîâ ëîñüîíà ïîñëå áðèòüÿ.

Çäåñü ìû òàêæå ïîäîøëè ê âàæíîìó ìîìåíòó: ÏÆÑ ìîãóò áûòü îñòàâëåíû íå òîëüêî ðóêàìè èëè íîãàìè, íî è ëþáîé ÷àñòüþ òåëà â ïðèíöèïå. Íàèáîëåå ÷àñòî ïîìèìî ÏÆÑ, îñòàâëåííûõ êîíå÷íîñòÿìè, âñòðå÷àþòñÿ ÏÆÑ, îñòàâëåííûå ùåêàìè, ëáîì, ïðåäïëå÷üåì, îãîëåííûìè æèâîòîì è ñïèíîé, ÿãîäèöàìè, áåäðàìè. Ïîñëåäíåå íàèáîëåå õàðàêòåðíî äëÿ ÏÆÑ, èçúÿòûõ íà ìåñòàõ ñïîíòàííûõ óáèéñòâ, ê ïðèìåðó — íà áûòîâîé ïî÷âå.

3) ÏÆÑ, êàê ìû ïîìíèì, ñîäåðæèò ò.í. «ðîãîâîé æèð», ÿâëÿþùèéñÿ ïðîäóêòîì åñòåñòâåííîãî îáíîâëåíèÿ êîæè. Èìåííî åãî íàëè÷èåì è îïðåäåëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ ÏÆÑ äëÿ èäåíòèôèêàöèè ÄÍÊ. Çäåñü ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå âîò íà ÷òî. ÏÆ ñîäåðæèò ãåííûé ìàòåðèàë (ÄÍÊ) òîëüêî â ÷àñòè êëåòîê êîæè, â íåì íàõîäÿùèõñÿ. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ñêîëüêî-íèáóäü ïðèãîäíàÿ äëÿ ðàáîòû êîíöåíòðàöèÿ ÄÍÊ â ÏÆ èìååòñÿ ëèøü òàì, ãäå êëåòêè êîæè ïîäâåðãàþòñÿ íàèáîëüøåìó ìåõàíè÷åñêîìó âîçäåéñòâèþ, îáíîâëÿþòñÿ ÷àùå, è ñîîòâåòñòâåííî, â áîëüøåì îáúåìå ñîäåðæàòñÿ â ïîòîæèðîâîì âåùåñòâå. Ýòî – ñëåäû, îñòàâëåííûå ðóêàìè. È òî ÄÍÊ â êîëè÷åñòâå, ïðèãîäíîì äëÿ ðàáîòû, îáíàðóæèâàåòñÿ òàì íå ÷àùå 50-55 % ñëó÷àåâ îò îáùåé ìàññû.  ñëó÷àå ñî ñëåäàìè, îñòàâëåííûìè èíûìè ÷àñòÿìè òåëà, ýòîò ïîêàçàòåëü íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ 15-20 %. À âîò äëÿ æåíñêîãî ëèöà, ïîêðûòîãî ñëîåì êîñìåòèêè, íå ïîäíèìåòñÿ âûøå 3-5 %, ò.å. íåìíîãèì îòëè÷àÿñü îò ïîêàçàòåëåé ñòàòïîãðåøíîñòè. Íà ïðàêòèêå ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ñàìîãî ïî ñåáå ïîòà, êàïíóâøåãî íà ïîë, ê ïðèìåðó, â ïðîöåññå ñîâåðøåíèÿ ÷åãî-íèáóäü íàêàçóåìîãî, äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ëèöà — íåäîñòàòî÷íî. À âîò ïîò, ïðîïèòàâøèé ïðèëåãàþùóþ ê òåëó îäåæäó, ïðè óñëîâèè ïîïàäàíèÿ ýòîé îäåæäû â ðóêè ýêñïåðòà, âêóïå ñ ÷àñòè÷êàìè ýïèòåëèÿ, íåèçáåæíî ïðèñóòñòâóþùèìè íà îäåæäå, âïîëíå ñåáå ìîæåò ïîñëóæèòü èñòî÷íèêîì ìàòåðèàëà ÄÍÊ

Áîëåå òîãî, çäåñü âñòóïàåò â äåëî åùå è ìîìåíò ÷èñòî ïðàêòè÷åñêèé. Ñóòü â òîì, ÷òî ýêñïåðòèçà ÄÍÊ — âñå åùå âåùü äîñòàòî÷íî äîðîãîñòîÿùàÿ, ïîýòîìó âîïðîñ åå íàçíà÷åíèÿ æåñòêî ðåãóëèðóåòñÿ âåäîìñòâåííîé íîðìàòèâíîé áàçîé. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî åñëè ïî äåëó îá óáèéñòâå îíà áóäåò íàçíà÷åíà ñ âåðîÿòíîñòü 99,9 %, ïðè íàëè÷èè õîòÿ áû êàêîãî-íèáóäü ìàòåðèàëà, òî ïî äåëó î êðàæå, ê ïðèìåðó — êðàéíå ìàëîâåðîÿòíî. Èáî áþäæåò íå ðåçèíîâûé, è îáû÷íî áëèæå ê êîíöó òðåòüåãî êâàðòàëà ó ðåãèîíàëüíûõ óïðàâëåíèé ëèìèòû íà ýòî äåëî çàêàí÷èâàþòñÿ.

Источник