Особенности социализации детей с синдромом дауна
Уважаемые родители, в этой статье нам хотелось бы рассказать вам о том, что волнует всех нас: о социализации ребенка и его вхождении в мир, о том, как помочь ему общаться с окружающими, играть со сверстниками, обслуживать себя.
История появления и развития нового подхода к обучению
В связи с этим нам кажется уместным рассказать о новых тенденциях в обучении и воспитании детей раннего возраста и социальной поддержке детей с синдромом Дауна.
Поскольку речь пойдет о новом подходе, то начнем с истории. Долгое время, при поддержке детей с особенностями развития во всем мире использовалась модель «дефицита», при которой ведущим показателем был интеллектуальный уровень развития человека. После принятия ряда международных документов (Болонская рекомендательная декларация 1999 года и подписание соглашения по использованию компетентностного подхода на Берлинской конференции 2003 года) возникла и начала развиваться «модель социальной поддержки», которая ставит своей целью социализацию человека вне зависимости от уровня снижения интеллекта. В основе появления и развития такой модели лежат наблюдения и исследования, которые показали, что проблему для социализации представляют не только и не столько уровень развития интеллекта, сколько сложности социальной адаптации детей с синдромом Дауна. То есть высокий интеллект не является гарантией того, что человек легко адаптируется в обществе, а, с другой стороны, снижение интеллекта не является препятствием для его социализации.
Стало ясно, что важно учитывать не только знания, имеющиеся у человека, но и умение использовать их в повседневной жизни. Во внимание также принимается общая способность размышлять, планировать свои действия и решать проблемы. Все это относится не только ко взрослым и подросткам, но и к совсем маленьким детям: стремление малыша достать сушку из вазочки, стоящей на столе, требует от него не только двигательных навыков, но и ориентировки в пространстве, умения принести банкетку и встать на нее и, что самое главное, планирования собственных действий, то есть целенаправленной деятельности, позволяющей решить ту или иную задачу.
Современная модель социальной поддержки основана на оценке способности человека к адаптации и учитывает компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе.
Что такое компетенции?
Это совокупность, навыков, умений и знаний, относящихся к разным областям развития и направленных на решение определенных задач.
Например, для взрослого человека компетенция «Еда» включает в себя умение приобретать продукты, и готовить из них пищу. Приобретение продуктов, в свою очередь, включает в себя умение составить список продуктов, добраться до магазина, найти продукты на полках, оплатить на кассе и т.д.
Сопоставление имеющихся у человека компетенций, с компетенциями, необходимыми для социализации позволяет выявить «зазор» между возможностями человека и требованиями среды. Анализ этого зазора позволяет выявить недостающие или недостаточно сформированные навыки, умения и знания. Важно, что подобная оценка и анализ результатов не являются самоцелью – на их основании составляется программа поддержки, направленная на повышение способности к адаптации. При составлении программы учитываются возможности самого человека и социальной среды: его близкие, педагоги, друзья, соседи, церковная община. Важно, что данная программа в значительной степени, опирается не только на возможности, но и интересы и мечты данного человека. Таким вкратце является механизм формирования компетенций, необходимых для успешной социализации и социально-бытовой ориентации детей с синдромом Дауна.
Успехи в использовании данного подхода в специальном обучении привели к его распространению на дошкольное детство, а позже и ранний возраст.
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна. Использование компетентностного подхода в раннем возрасте.
Работа современных служб ранней помощи в той или иной форме включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным при формирования готовности ребенка к вхождению в коллектив сверстников и для решении проблемы адаптации ребенка с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении.
Рассмотрим, как компетентностный подход реализуются при воспитании ребенка младенческого и раннего возраста.
Прежде всего, вместо отдельных изолированных навыков, в центре внимания специалистов и родителей находится формирование компетенций, которые включают разные стороны развития. Собственно говоря, сама природа развития младенца дает нам пример сочетания разных сторон развития в одной компетенции.
Вот малыш протянул руку и ударил по игрушке:
младенец видит игрушку, он тянется к ней рукой, он совершает целенаправленные движения под контролем зрения (зрительно-двигательная координация) ударив по ней, получает слуховые и тактильные ощущения. И если ему нравится результат, он повторяет это действие снова и снова.
Мы видим, как двигательный компонент сочетается со зрительным, слуховым и тактильным восприятием, и все это вместе взятое вызывает интерес ребенка, активизирует его и побуждает снова и снова повторять свои действия. Такой интерес и становится основой исследовательской деятельности ребенка.
Как мы можем формировать компетенции в раннем возрасте?
Обратимся к современным таблицам обследования детей младенческого и раннего возраста и перечислим выделяемые стороны/ линии развития:
- Навыки общения (включая речь)
- Социально-эмоциональное развитие
- Познавательная и игровая деятельность
- Сенсомоторное развитие
- Навыки самообслуживания
Согласно новому подходу все перечисленные линии развития объединяются в ключевые компетенции, которые формируются на конкретном этапе развития.
Приведем конкретный пример: ребенок 8-12 месяцев активно исследует пространство, интересуется деятельностью взрослых и активно пытается подражать им. Очевидно, что навыки, необходимые для реализации интересов ребенка, относятся практически ко всем линиям развития и выпадение/искажение или отставание одной из линий сразу скажется и на других. Так затруднения в передвижении по поверхности будут тормозить развитие целенаправленной деятельности, а неумение принять позу сидя ограничит возможности развития игры, а значит и получения дополнительного сенсорного опыта. Все это, в свою очередь, отразится на формировании бытовых навыков и совместной игры со взрослым, а значит и развития взаимодействия и общения.
Адаптированная программа для детей
Именно поэтому при составлении программы развития нужно учитывать не только имеющиеся навыки развития, но и определять насколько они взаимосвязаны и сбалансированы для социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Часто бывает так, что ребенок, у которого нет самостоятельных навыков передвижения, малоподвижен и это воспринимается его близкими, как усидчивость. Ребенку дают все больше заданий на сортировку, нанизывание, рисование, работу с карточками. Ребенок успешен в этом, это вдохновляет и его и маму на усложнение заданий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если не вспомнить о том, что такой подход в разы увеличивает неравномерность развития ребенка с синдромом Дауна.
Так в приведенном выше примере педагог будет одновременно поддерживать замещающие навыки (например, перекаты или передвижение в позе сидя взамен отсутствующего ползания) и одновременно с этим формировать ползание. Если ребенок не умеет сидеть без опоры, то для формирования игры и общения со взрослым будет использоваться специальный шезлонг. Параллельно с этим будут приняты меры по выработке умения садиться и сидеть без опоры. Все это в сочетании с созданием развивающей среды поможет сделать развитие ребенка более сбалансированным.
Перейдем к следующей особенности компетентностного подхода, реализуемого в раннем возрасте: значимости полученных результатов за пределами ситуации обучения.
Поскольку у детей раннего и дошкольного возраста критерием успешности является интеграция в коллектив сверстников, то и акцент делается на формировании универсальных умений, которые помогут малышу чувствовать себя комфортно и уверенно в дошкольном учреждении.
С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать в повседневной жизни.
Приведем пример ситуации в детском саду.
Воспитатель говорит: «идем мыть руки». Каких умений и навыков требует выполнение данной инструкции от ребенка?
- Понимать, что слова педагога относятся не просто ко всем, но и к нему тоже. Он должен понять и запомнить смысл сообщения.
- Хорошо ориентироваться в пространстве группы.
- Иметь достаточные двигательные возможности, чтобы добраться до умывальной комнаты
- Уметь дождаться своей очереди.
- Ну и, конечно, у него должна быть сформирована цепочка действий «умывание». Кроме того, он должен найти свое полотенце, а затем повесить его на место.
Если в соответствии с прежним подходом навык «умывания» относился только к самообслуживанию и считалось достаточным, если у ребенка есть цепочка действий (намочить и намылить руки, потереть руки друг о друга, смыть мыло итд, ) то компетентностный подход позволяет нам спланировать и сформировать весь комплекс умений, необходимых для успешного и комфортного пребывания в дошкольном учреждении..
Какой вывод могут сделать из этого родители ребенка? Главное – это понимание того, что ухватить ребенка поперек живота, принести его в ванную, поставить на банкетку и помочь вымыть руки не самый короткий путь к интеграции ребенка в общество, даже если он после «доставки по месту умывания» все сделает правильно. 🙂
Очевидно, что правильное формирование компетенции «умывание» потребует от родителей следующих действий:
- Сообщить ребенку, что он сейчас будет мыть руки.
- Дождаться пока ребенок сам направится в ванную. Ему можно помочь, но лишь в меру необходимости.
- Ну а далее уже следует само умывание.
Что же касается дополнения этого умения социальным компонентом, например, умением ждать своей очереди, то здесь помогут специально создаваемые ситуации в семье, гостях и в различных развивающих группах.
С этой точки зрения включение детей раннего возраста в групповые формы обучения дает нам прекрасные возможности для дальнейшей социализации малыша. Именно групповая форма занятий позволяет ребенку использовать свои умения в ситуации, приближенной к детскому саду. Так, например, умение мыть руки, есть за столом, играть, которые ребенок усвоил в семье, на групповых занятиях пополняется рядом дополнительных умений, которые потребуются ему в условиях дошкольного учреждения.
Очень важно, чтобы совместное пребывание ребенка с синдромом Дауна в кругу сверстников не ограничивались условиями специально организованной группы, а дополнялись бы, например, совместными играми на детской площадке, совместными походами в гости и тд. Мы понимаем, что касаемся непростой, а для многих родителей болезненной темы – социальных контактов ребенка. Но никто, кроме родителей не может лучше организовать для малыша этот необходимый опыт.
Таким образом, для достижения основной цели – инклюзии ребенка в коллектив сверстников — необходимы активная позиция родителей и активная позиция ребенка.
И именно активная позиция ребенка и всей семьи в целом — является третьим важным принципом компетентностного подхода.
Активная роль родителей предполагает их партнерские отношения со специалистами, оказывающими консультативную поддержку, не превращаясь при этом в репетиторов. А активная позиция ребенка, в свою очередь, требует от взрослых учета его интересов и реальных возможностей, причем результат его деятельности должен быть понятен самому малышу и востребован в повседневной жизни.
Как составляется программа занятий с ребенком?
- Обследование навыков по всем линиям развития
- Выявление отсутствующих или не полностью сформированных навыков.
- Составление программы формирования навыков на основании обследования.
- Формирование недостающих навыков изолированно в игре и быту, на специальном занятии. Например, при формирования умения есть ложкой, можно не только предлагать ребенку есть самому, но и использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
- Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки: понять слова взрослого: «Сейчас мы будем кушать», принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыков в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
- Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости итд)
- Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог в развивалке)
- Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы
Перечислим примерный перечень компетенций, необходимых для пребывания в детском саду:
Наличие двигательных возможностей для смены поз и передвижения. Включает передвижение по ровной поверхности и подъем/спуск по лестнице.
Умение одеваться и раздеваться
Умение кушать за общим столом
Умение умываться
Умение пользоваться туалетом
Умение участвовать в общей игре
Умение убирать игрушки и оборудование после занятия
Умение участвовать в организованном занятии и других режимных моментах ( понимание временной и пространственной структуры, правил и границ)*
Умение участвовать в прогулке.
И компетенция, которая является составной частью всех остальных: Умение взаимодействовать, сотрудничать и общаться с педагогами и детьми
Дополнительно к этому имеется ряд компетенций относящихся к каждому виду занятий.
И в завершение, добавим, что такой подход к обучению, позволяющий использовать все приобретенные навыки в быту и игре, дает возможность без многочисленных повторений повысить прочность усвоения и качество запоминания, а также способствует повышению уровня интеллекта.
Источник
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись.
Дети со средними и даже с тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются с окружающими их «здоровыми» людьми. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране также создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.
3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.
Для успешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. А для этого необходимо, чтобы ребенок-даун посещал специализированное ДОУ.
Многие педагоги и родители убеждены, что детям с ограниченными возможностями, независимо от типа нарушения, следует посещать те детские сады и школы, в которые ходят дети, живущие по соседству. Если ребенка возят в какую-то другую школу или детский сад, он сразу становится в глазах общественности не таким, как все. Кроме того, в этом случае ему гораздо труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.
Родительская заинтересованность объясняется тем, что они:
1. Имеют большие надежды изменить ситуацию.
2. Не находят поддержки в дошкольных учреждениях, очень часто детей просто исключают из дошкольного заведения за неадекватное поведение.
3. Дети не имеют возможности получить реабилитационные и коррекционные услуги мультидисциплинарной команды, даже находясь в дошкольном учреждении.
4. Постепенно родители теряют надежду, что это «пройдет» само по себе без помощи специалистов.
Поэтому для интеграции детей с синдромом Даунв необходима их «первичная подготовка», которая осуществляется, как правило, в специализированных ДОУ.
Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно. Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».
В настоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, у истоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Данная программа имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мам еще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи — через подготовку этих детей в раннем возрасте — к совместному обучению в детских садах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, в ближайшем будущем планируется открыть несколько классов обычных школ на для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками.
В Москве, в результате сотрудничества Ассоциации Даун Синдром и других общественных организаций с Московским комитетом образования больше половины детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, из тех, кто воспитывается в семьях, посещает обычные или коррекционные детские сады. Постепенно под влиянием родительских организаций меняется отношение специалистов, государства и общества к таким детям. Согласно исследованиям, все дети показывают лучшие успехи в образовании в условиях интеграции.
Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.
Дети со средними и даже с тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются с окружающими их «здоровыми» людьми. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране также создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. В 1998 г Министерство Образования России рекомендовало к широкому использованию Программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», авторы: М. Питерси, Р. Трилор.
Внутри каждой семьи складываются свои неповторимые отношения. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. А. Адлер называл этот феномен «созвездием», а К. Витакер и У. Бамбери «танцами». «Поэтика отношений» между самыми близкими родственниками становится как условием психического благополучия, так и источником психотравм друг для друга. В настоящее время методологической основой клинико-психологических исследований семьи чаще всего являются представления о ней как о социальном пространстве, в котором по-разному выстраиваются эмоциональные отношения. Важно понять, в чем состоит триггерный механизм возникновения психологических проблем. Точкой отсчета объективно может стать болезнь.
Заболевание человека — всегда стресс для него, его близких. При наличии у ребенка врожденного заболевания или тяжелого недуга хронического характера семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи. Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остаётся много времени для общения с другими людьми дома и в ближайшем окружении.
Большую часть свободного времени ребёнок проводит не в школе, а дома, во дворе, в обществе. Очевидно, что он учится не только в школе; знакомство с ранее неизвестными явлениями окружающего мира, приобретение нового опыта происходит дома, во время общения с живущими по соседству людьми и с друзьями во время игр. Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные возможности в большей степени.
Ребёнок с синдромом Дауна может извлечь для себя пользу из самых разных повседневных дел. Особенно большое значение домашние занятия имеют для развития ребёнка. Навыки самообслуживания формируются главным образом дома — во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистке зубов, мытью рук, уходу за волосами и за обувью. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время.
Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищёными, и которая способствовала бы повышению их самооценки и независимости.
Еще одна область, в которой положительное влияние родителей сказывается вполне определённо — это развитие самостоятельности. По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться. Менее благоприятные условия могут привести к разочарованию. Однако это не значит, что дети с синдромом Дауна никогда не должны сталкиваться с новыми непростыми обстоятельствами. Умение человека должным образом вести себя в обществе непосредственно влияет на то, как общество принимает его, а также на успех этого человека в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, благодаря существованию общественных правил поведения ребёнок узнаёт, что такое ответственность и порядок.
Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.
Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило.
Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать и не прибегать к самостимуляции.
Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, которые можно организовать дома.
Музыка также прекрасно помогает приятному проведению времени как в одиночестве, так и в компании. Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребёнку удовольствие и дают уверенность в себе на долгие годы.
Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции.
Проводить свободное время можно активно и пассивно. Занятия спортом будут способствовать разностороннему развитию ребёнка, а используя свои физические возможности, он сможет повысить общий уровень свое приспособленности к жизни, выносливости, развивать мускулатуру, улучшить координацию движений качество навыков общей моторики.
Являясь полноценными членами общества, люди с синдромом Дауна могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать.
Лица с синдромом Дауна, окончившие специальную (коррекционную) школу могут продолжить обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Это право закреплено в соответствующих указаниях Министерства социального обеспечения РСФСР от 3.11.1989 г. № 1 — 141 — У и от 5.09.1989 г. № 1 — 1316 — 17 16 18.
Комплекс мер социально-педагогической деятельности в период профессионального обучения и подготовки к труду подростков (юношей) с синдромом Дауна предполагает следующие направления:
— определение социального статуса;
— организация социально-педагогического сопровождения;
— организация социально-трудовой поддержки.
Социально-педагогическая деятельность в период профессиональной подготовки к труду молодых людей с ограниченными возможностями должна быть ориентирована на важный принцип, который широко используется в мировой практике как оценка уровня интеграции и независимой жизни лиц с синдромом Дауна.
В профессиональной подготовке к труду лиц с синдромом Дауна реализация принципа качества жизни предполагает:
*формирование профессиональной самооценки и самосознания учащихся;
*развитие специфических трудовых навыков;
*профориентацию и трудоустройство;
*трудовую деятельность, в том числе при содействии других или зависимую трудовую деятельность.
Таким образом, людям с синдромом Дауна необходимо дать возможность трудиться на обычных рабочих местах и, тем самым, социальное гражданство.
Также необходимо осуществлять взаимосвязь потребностей, которые имеет каждый человек с синдромом Дауна, и осуществляемых проектов по их профессиональному обучению и включению в социальное общество. Эти проекты имеют следующие цели:
1) сформировать у людей с синдромом Дауна необходимые социальные навыки и навыки самообслуживания, необходимые для работы на рабочем месте;
2) адаптировать социум для включения в него людей с синдромом Дауна.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Выводы по 1 главе
Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).
При наличии у ребенка болезни Дауна, его семья попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи. Ребенок с физическими нарушениями, за которым нужен практически полный уход и у которого, кроме того, проблемы с речью, не может анатомически развиваться полноценно. Соответственно у родителей отсутствует та свобода, которая появляется у родителей обычных детей, когда они развиваются и становятся самостоятельными.
При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Источник