Особенности синдрома выгорания у учителей

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» — это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Читайте также:  Помощь родителям с детьми с синдромом дауна

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

Библиографическое описание:

Бладыко, А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А. В. Бладыко. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 10.07.2020).

В
связи с изменением социально-экономических условий и усложнением
информационных процессов в нашей стране все большую актуальность
приобретают исследования, связанные с негативными последствиями
эмоционального выгорания. Особенно актуальными они являются для
преподавателей и учителей. Умение выработать конструктивное отношение
к состояниям эмоционального стресса и сведение к минимуму негативного
влияния последствий должно составлять одно из профессионально важных
качеств преподавателя.

Педагогу приходится противостоять
влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То
есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые
профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить
удовлетворение от своего труда.

Деятельность преподавателя непрерывно связана с
общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления
и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении
профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического,
эмоционального самочувствия [4].

Читайте также:  Внутриматочные синехии или синдром ашермана

Синдром эмоционального выгорания представляет собой
процесс постепенной утраты экспансивной, когнитивной и физической
энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного
истощения, физического утомления, личностной отстраненности и
снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как
результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [6]. Этот
синдром включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональное истощение ослабляет физические ресурсы
личности, понижает сопротивляемость организма стрессовым агентам,
ограничивает вариативность поиска других источников развития, тем
самым, выступая препятствием в возникновении потребности
саморазвития, самоактуализации.

Редукция личных достижений (осознание своей
некомпетентности, не успешности в профессиональной деятельности)
ослабляет общую мотивацию, прекращает творческое развитие человека
как личности средствами профессии.

Деперсонализация, являя собой личностную отстраненность,
проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает
интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное
отношение к миру на противоположное [1; 2].

Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной
сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной
отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся,
оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального
общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает
полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой
профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно
четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности,
неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны
профессионального общения [5].

Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень
профессиональной культуры преподавателя может препятствовать
формированию мотивационно — ценностного отношения к педагогической
профессии, к целям и средствам педагогической деятельности.

Гнездилова
О.Н. в качестве факторов, которые могут приводить к профессиональному
выгоранию отмечает интровертированность характера, замкнутость и
застенчивость, не согласующаяся с требованиями профессии [3].

Многие исследования отмечают наличие у
преподавателей состояний, дестабилизирующих профессиональную
деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия,
разочарование, хроническая усталость) [2].

Проблеме
формирования устойчивости
к эмоциональному выгоранию у преподавателей со стороны психологии
уделено
достаточное внимание, однако что касается педагогической стороны этой
проблемы то, здесь мы столкнулись с нехваткой специализированной
литературы. В психолого-педагогической литературе опубликованы
работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К.
Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов
выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных
проявлений профессионального «выгорания» (О.Н.
Гнездилова, Т.В. Форманюк).

Вместе с тем, проблема изучения особенностей
эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в
образовательном процессе остается
недостаточно исследованной.

В
связи с необходимостью повышения эффективности профессионального
труда при сохранении здоровья и жизнедеятельности работника, нам
представляется важным изучение особенностей эмоционального выгорания
у преподавателей и учителей.

Проблема исследования: каковы
особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных
учреждений и преподавателей вузов. Решение данной
проблемы является целью нашего исследования. Таким образом,
целью данной
выпускной
квалификационной
работы
является изучение особенностей
эмоционального выгорания у учителей и преподавателей.

Объект
исследования: эмоциональное выгорание.

Предмет
исследования: эмоциональное
выгорание у учителей и преподавателй.

Гипотеза
исследования: процесс
формирования устойчивости
к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей будет
эффективным, если:

  • определены сущностные, структурные и содержательные
    характеристики эмоционального выгорания у преподавателей и учителей
    в образовательных учреждениях;

  • выявлены особенности эмоционального выгорания у
    учителей и преподавателей;

  • рассмотрено влияние специфики профессиональной
    деятельности учителей и преподавателей на эмоциональное выгорание;

  • разработаны методические рекомендации по формированию
    устойчивости
    к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей.

В качестве конкретных диагностических
методик исследования выступили такие как:

  1. Методика диагностики парциальной
    направленности педагога.

  2. Методика определения уровня эмоционального «выгорания»
    К.Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Использованные в работе методики —
стандартизированные тесты, дающие возможность проведения
количественного и качественного анализов полученных результатов.

Исследование проводилось на базе Белгородского
государственного национального исследовательского университета (НИУ
«БелГУ»), факультетов психологии и теологии, а так же
средней образовательной бюджетной школы № 31 г. Белгорода. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.

В
рамках работы мы провели исследование,
в котором принимало участие 40 педагогов из разных образовательных
учреждений.

Исследование
выявило, что у большинства учителей эмоциональное выгорание имеет
высокие показатели по шкале «Эмоциональное
истощение» и «Редукция личностных отношений»,
что объясняется следующими особенностями у учителей:

Читайте также:  Отличие синдрома рейно от болезни

  1. негативное
    оценивание себя (учитель зачастую оценивает себя негативно в отличии
    от преподавателя, у учителя присутствуют мысли о незаслуженном
    положении в обществе, недостаточной оценки со стороны окружающих);

  2. нервно-психические
    нагрузки (которые как мы можем предположить, являются, острым
    реагированием на претензии со стороны родителей учащихся и
    руководства).

Однако
у преподавателей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели
лишь по шкале «Эмоциональное истощение», что указывает на
следующие особенности:

  1. усталости
    от всего (подавленность, незащищенность, отсутствие желания, страх
    ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх
    показаться недостаточно сильным,компетентным, недостаточно
    совершенным к высоким требованиям со стороны руководства).

  2. сам преподавательский труд
    (ежедневная повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой
    аппарат; проведение семинарских и практических занятий требует
    постоянной «активной работы сознания»; оценка
    положительных моментов в ответах и корректировка недочетов;
    подведение итогов, и раздача кратких рецензий).

Таким
образом, мы выяснили, что характер профессиональной деятельности
учителей и преподавателей показывает особенности, которые влияют на
проблему эмоционального выгорания. Для снижения эмоционального
выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы,
а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия,
с помощью которых они поймут, что все проходит, главное захотеть. При
сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и
консультирование по запросам.

Хотелось бы отметить, что
проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу,
что у учителей все показатели выгорания выше в течение всего учебного
года и возрастают наиболее интенсивно к концу года, у преподавателей
выгорание начинает развиваться к середине учебного года. У учителей
выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно,
затрагивая эмоциональный уровень, сферу отношений к себе, к
окружающим и к профессии, а у преподавателей в сфере эмоций, довольно
ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные
изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим
людям и работе.

Так же мы выяснили, что особенности в развитии выгорания
у учителей и преподавателей обусловлены особенностями специфики
профессиональной деятельности, а также особенностями возраста
контингента учителей и преподавателей. У учителей работа является
более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей
перегрузки носят временный характер. У учителей преобладают
направленность на общение и одобрение в профессиональной
деятельности, мотивация педагогического призвания, духовные и
просоциальные ценности, у преподавателей – направленность на
преподаваемый предмет, сопутствующие мотивы, связанные со статусом,
самоутверждением, и индивидуалистические ценности престижа,
сохранения индивидуальности.

Однако
различия у учителей и преподавателей проявляются в большей
выраженности внутренней конфликтности у учителей и закрытости у
преподавателей. В эмоциональном выгорании у учителей превалирует
шкалы по «Эмоциональному истощению» и «Редукции
личностных отношений». В эмоциональном выгорании у
преподавателей доминирует шкала «эмоционального истощения».

Было
выяснено, что преимуществами
у учителя и преподавателя являются: удовольствие от взаимодействия с
подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих
знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к
совершенствованию в своем предмете, к самообучению.
Ограничениями
профессии выступают: отсроченный во времени результат труда,
значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого
количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися);
ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы;
повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.

На основании вышеизложенного следует,
что цель: изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и
преподавателей, достигнута.
Литература:

  1. Бодров
    В.А. Психология профессиональной деятельности. – М.: PerSe. –
    2001.- 511 с.

  2. Вопросы
    истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо
    А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.

  3. Гнездилова О.Н
    Психологические аспекты инновационной деятельности педагога //
    Психологическая наука и образование.- 2006.- №4.

  4. Китаев-Смык
    Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.- 368 с.

  5. Пилиповский В.Я.
    Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического
    общества. – Педагогика №5, 1997.

  6. Селье, Г. Стресс без
    дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 2002. – 123-130
    с.

Источник